00020Когда вы только родились, как много вы знали? Могли вы ходить, разговаривать? Наверное, нет! Но прошло какое-то время, и у вас стали появляться новые навыки и уме­ния. Все мы проходим через определенный путь роста, прежде чем достичь зрелости.

При этом растет и взрослеет не только наше тело. Наши разум, чувства, характер также растут.Хотя сейчас вы молоды, вы уже многое пе­режили, у вас накопился определенный жизненный опыт. Но еще большие изменения и новые переживания ожидают вас в будущем. Существуют очень разные взгляды на те перемены, которым неизбежно подвержен каждый человек. Так, один из героев пьесы Шекспира "Как вам это понравится", Жак (достаточно циничный персонаж), в своем монологе с не­которой издевкой говорит о семи этапах чело­веческой жизни:

Весь мир — театр, а люди — все актеры.

У каждого свой выход и уход.

И каждый акт — иная роль, а в жизни  всего семь актов.

Первый акт: младенец  блюет и хнычет на руках у няньки.

Второй: плаксивый школьник со щеками

Румянее зари, с набитым ранцем

Ползет улиткой в школу. Третий акт:

Глазам своей возлюбленной влюбленный,

Пыхтя, как печь, слагает серенаду,

Потом солдат, свирепый бородач,

Рубака, бабник, пьяный богохульник.

Крошит людей и в дуло пушки лезет.

За мыльным пузырем неверной славы.

Потом судья с подстриженной бородкой

И с брюхом, начиненным каплунами,

С башкою, полной стертых изречений.

Из  общих мест, играет роль свою.

В шестом актер опять меняет облик.

Теперь он тощий, сонный Панталоне

В чулках, в очках, с ключами на боку.  

Штаны, в которых щеголял он прежде,

Для ног иссохших стали широки,

Мужской басовый голос превратился 

В писклявый детский тоненький дискант.

Но акт седьмой: причудливые смены

Кончаются. Идет второе детство.

Где слух? Где зубы? Зренье? Обонянье? - 

Финал!

Конечно, это — не единственный взгляд на процесс человеческого развития. И все же нам необходимо обладать определенным чувством перспективы, понимать, откуда мы пришли и куда направляемся. Ведь многие пытаются  остановиться в пути, задержаться на той или иной стадии, вместо того чтобы спокойно и с чувством достоинства расставаться с завер­шенным периодом и идти вперед. Мы можем сказать, что любой процесс раз­вития проходит через три основные стадии:

  • формирование;
  • рост;
  • завершение.

Давайте несколько более подробно погово­рим о том, как происходит развитие человека — не только физическое, но и духовное.

Физическое развитие.

Наш физический рост и развитие происхо­дят естественно. Мы не должны беспокоиться о том, чтобы по мере роста у нас растягивалась кожа или увеличивались размеры внутренних органов. Нам не нужно было брать уроков ды­хания или следить за тем, как в легких проис­ходит газообмен. У нас нет необходимости наблюдать за своим сердцем и регулировать  его работу, чтобы все органы снабжались достаточным количеством крови.

Как и все в природном мире, наше тело достигает зрелости в процессе роста, причем этот рост происходит автоматически, под дей­ствием законов природы. И все же нам необ­ходимо конструктивно использовать свою физическую энергию, направляя ее в спорт, искусство, музыку или другие навыки. В большинстве стран принято считать, что человек достигает зрелости в возрасте 21 года.  Зрелость представляет совершенство, но ви­дели ли вы совершенного человека в возрасте 21 гола? Вряд ли. Все мы понимаем, что со­вершенство человека определяется не только его физической зрелостью, но имеет еще одну сторону - духовную. Хотя развитие нашего внутреннего "я" также проходит ряд этапов, однако этот рост происходит не автоматически. Есть люди, которые давно достиг­ли физической зрелости, но тем не менее ведут себя, как дети.

Ступени   внутреннего роста.

Многие современные психологи, изучавшие особенности психологи­ческого роста человека, пришли к выводу, что каждый из нас проходит через ряд последовательных стадий развития.Например, американский философ Джон Дьюи описывал три уровня нравственного развития:

 - предморальныи уровень поведе­ния, мотивированный биологичес­кими или социальными побужде­ниями при отсутствии чувства не­обходимости следовать правилам;

 - конвенциональный уровень пове­дения, при котором индивидуум  принимает почти некритически нормы группы, к которой он при­надлежит;

 - независимый уровень поведения, когда человек руководствуется индивидуальным мышлением и собственными суждениями о том, хорош ли поступок, и не прини­мает на веру норм поведения сво­ей группы.

Понятно, что все эти уровни вза­имосвязаны. Каждый из нас должен в своей жизни пройти через ряд последовательных этапов развития, ведущих к достижению нрав­ственной зрелости. Жизненные испытания, воспитание в семье и школе могут помочь нам быстрее пройти по этому пути нравственного роста. Однако никто не может нас заставить   развиваться нравственно. Только если мы сами изберем путь нравственного совершенствова­ния, мы сможем изменить свой образ жизни так, чтобы нравственные мысли, чувства и по­ступки стали для нас естественной привыч­кой. Поэтому давайте чуть более подробно рассмотрим путь нравственного роста. Наш опыт показывает, что в отличие от тела рост нашего духовного "я" не происходит ав­томатически; ему необходимы сознательные усилия. Например, для того чтобы происхо­дило развитие нашего интеллекта, иногда не­обходимо очень сосредоточенно размышлять о чем-либо, а научиться сосредоточиваться не так-то просто. Мы можем отметить три пар­ных этапа духовного развития.

Этап формирования

Когда ребенок только появляется на свет, он осознает лишь самые основные потребно­сти и желания. Он хочет, чтобы его накорми­ли, перепеленали, чтобы он мог спокойно спать, чтобы его любили и держали на руках. Если какие-то из этих потребностей не удов­летворяются, он быстро и громко заявляет об этом: "Я голоден, я устал, мне пора менять пеленки — а ну-ка помогите кто-нибудь, да побыстрее!"  Когда мама вовремя кормит малыша, забо­тится   о   нем,   то   в ребенке    развивается уверенность и доверие к жизни. Он знает, что мама любит его и вы­полнит его желания. Он знает,   что  даже  если некоторое время ее нет рядом, она непременно     вернется. Скоро при виде мамы он начинает улыбкой выражать свою радость и убеждается, что вознаграждается   еще большей любовью и за­ботой. Если, с другой стороны, потребности малыша игнорируются,   а мамы часто нет рядом, то в будущем из та­кого ребенка может вырасти человек, не дове­ряющий не только своей матери, но и другим людям и жизни в целом. Во время первой стадии роста мы сосредо­точены прежде всего на восприятии обращенной к нам любви. Маленькие дети практически не думают о других, не принимают во внима­ние их нужды. Однако никто не жалуется на такое поведение детей; вряд ли найдется мать, которая решится обвинять своего новорож­денного малыша в эгоизме. Такая сосредото­ченность на своих потребностях естественна в этот период жизни. Но если ребенок постарше ведет себя подобным образом, мы говорим: "Пора уже вырасти, ты не младенец".

Испытывать радость от чьей-то любви - важная сторона умения любить. Поэтому на этой стадии так важно научиться принимать любовь и отвечать на нее. Приходилось ли вам когда-нибудь делать что-то приятное человеку, который этого не замечал или не мог принять вашу заботу? Как вы себя чувст­вовали, когда ваши любовь и доброта были отвергнуты? Стадия ответной любви весьма важна для нашего развития. Даже взрослым не мешает сохранять некоторые черты, которые мы приобретаем в детстве, такие, как прямоду­шие, доверие к другим, умение отвечать на любовь. Именно эта непосредственность, способность отозваться на любые знаки  вни­мания со стороны взрослых так привлекают нас в красоте детского сердца и любви. Может быть, наиболее важной задачей для ребенка в это время является овладение всеми физическими навыками, так как это - основа жизни самого человека и его от­ношений с другими людьми. Так, например, в первые годы жизни мы учимся самостоятельно есть, одеваться, мыться. Чем больше мы учимся делать для себя сами, тем боль­шую независимость и свободу мы приобре­таем. По мере увеличения доступной нам свободы растет также наша ответственность и понимание того, что определенные слова или поступки являются хорошими, пра­вильными, а другие -  нет. Наша совесть формируется в значительной степени под влиянием того социального и духовного ок­ружения, в котором мы растем. В течение этой стадии развития мы зависим от других людей. Мы наследуем от родителей не толь­ко физический облик, но и образ мышле­ния, эмоциональные реакции.

Этап роста

Период зависи­мости и восприя­тия любви уступа­ет место этапу, когда мы учимся сами любить дру­гих, делить нашу любовь. Это слу­чается достаточно рано, по мере то­го как мы начи­наем осознавать присутствие в на­шей жизни дру­гих людей. Даже совсем маленькие дети иногда пы­таются делиться своей пищей с родителями, от­давать что-то. Мы пытаемся понять, что это значит - жить с людьми, общаться с ними и любить их. Мы начинаем осознавать, что радость приносит не только восприятие любви; мы можем почувствовать себя не менее счастли­выми, отдавая другим себя, свою любовь и заботу. Однако на этом этапе духовного рос­та нам еще недоступна радость жертвенной любви, наше понимание достаточно ограни­чено. Мы стремимся отдать другим ровно столько же, сколько получили. Мы даем, по­ка знаем, что получаем что-то взамен. Обыч­но наше хорошее отношение к человеку оп­ределяется тем, насколько хорошо он отно­сится к нам. Мы только начинаем узнавать о взаимности, о способности отдавать и полу­чать взамен. Растет глубина нашего восприятия дру­гих людей. Мы начинаем понимать, что по­мимо нас самих в мире существуют люди, обладающие желаниями, чувствами и мировосприятием, которые могут отличаться от наших.

К нам приходит понимание важности близких межличностных отношений. Когда ребенок становится подростком, у него появ­ляется желание проводить все свое время в обществе ровесников, собираться вместе  друзьями, обсуждать общие проблемы. Это время важнейших первых шагов из семьи к новым социальным отношениям.Наша цель в это время заключается в до­стижении большей независимости. Мы уже практически сформированы физически и хотим обрести и духовную зрелость. Самоут­верждение, создание образа собственной личности обычно оказываются для подростка самыми главными задачами. В это время мы часто задаемся вопросами:

  • Кто я?
  • Какой я на самом деле?
  • Каково мое место в окружающем  меня мире?
  • Почему я таков, как я есть?
  • Кем и каким я должен быть?
  • Как я могу расти и изменяться?
  • Что со мной происходит?

Мы пытаемся развивать свои собственные взгляды на жизнь и все происходящее. Мы хотим понять нравственные и этические зако­ны, по которым существует этот мир. Нам приходится принимать решения о том, что хорошо, а что плохо. Наша совесть заставляет нас обратиться к проблемам добра и зла, и мы стремимся следовать в жизни голосу совести. На этой стадии нравственного роста завер­шается наше физическое развитие, пробужда­ется половое влечение. Мы хотим понять, что это значит — быть мужчиной или женщиной. Однако очень важно, чтобы в это время ес­тественный интерес и влечение к людям противоположного пола не стали для нас единственным смыслом в жизни. Это время дается нам, чтобы мы могли приобретать знания об окружающем мире, развивать отношения с людьми, совершенствовать себя, заниматься спортом, учебой, творчеством и т. д. В этот период происходит становление нашего ха­рактера, от которого будет зависеть вся наша последующая жизнь. Вот почему на этом этапе духовного роста так важно не сосредоточивать все свои интересы на романтических увлече­ниях своими ровесниками. Всему свое время. Мы должны стать по-настоящему зрелыми личностями. Только тогда мы сможем по­знать, что такое не просто приятное и легкое  чувство влюбленности, а истинно глубокое чувство любви, которое сможет стать основой нашей семейной жизни.

На этом этапе духовного развития нам ста­новится важно, что думают о нас окружающие, мы хотим уважать себя и добиться признания других людей. Достичь самоуважения можно, развивая свои физические способности, овла­девая собственным телом. Однако еще более важно понять, что наша душа важнее физичес­кого совершенства и достойнее руководство­ваться разумом, чем допускать, чтобы тобой управляли инстинкты. Также в это время нам важно научиться обуздывать свое нетерпение, жадность, гнев, ненависть, ревность и другие подобные чувст­ва. Преодолевая эти чувства и стремления, мы прокладываем себе дорогу к успеху, дружбе, взаимопониманию. Что особенно важно, следуя этому пути, мы готовим себя к супружеству и семейной жизни, к тому, чтобы стать достой­ным членом общества.

Этап завершения

На этой стадии духовного роста мы учимся дарить людям любовь, не ограниченную никакими условиями, любовь, которую греки называли словом "агапэ". Это совершенно бескорыстная любовь, не ожидающая получе­ния каких бы то ни было благ в качестве платы за свою жертвенность. Радостью становится дарение само по себе. Всеми нашими поступ­ками руководят лишь веление сердца и жела­ние жить ради других.  Наверное, кто-то из вас думает, что такая любовь — это просто сказка, в реальной жизни так не бывает. Но именно такова родительская любовь. В то время как ребенок воспринимает любовь, родители отдают ее своим детям. Даже посреди ночи мать терпеливо встает, чтобы по­кормить или перепеленать младенца. Разве она ожидает при этом, что ребенок наутро сделает ей массаж или приготовит завтрак? Нет, она и не думает о том, чтобы получить что-то взамен всех тревог и бессонных ночей, продолжает дарить свою любовь вновь и вновь. Чтобы так любить, не обязательно быть родителями. Достигший духовной зрелости человек в любых отношениях проявляет родительское сердце — отдает себя, не ожидая ни­чего получить взамен. Конечно, всем нравится, когда их любят, но духовно зрелый человек продолжает любить людей, даже ничего не получая за это. Если мы примем родитель­скую любовь за норму того, как следует отно­ситься к людям, мы научимся более высокой любви и, таким образом, станем свободнее.

Помните, как вы в раннем детстве рисовали для своих папы и мамы? Говоря объективно, картинки, скорее всего, были безобразны, но что, если бы родители посмеялись над ваши­ми рисунками? Каково бы вам было? Вы бы чувствовали, что вас отталкивают, и потеряли бы всякое желание делать какие-то подарки людям. Поскольку родители сумели увидеть ваши рисунки любящими глазами, они были, веро­ятно, очень тронуты вашими стараниями, по­тому что увидели в подарке ваше сердце. Ве­роятно, они восхищались вашими рисунка­ми. Наверное, многие из ваших шедевров ро­дители ставили за стекла книжных полок или вешали на стены. Когда ребенок видит ответную реакцию родите­лей, это стимулирует в нем созидательное начало и желание сделать что-то еще для других — он ждет не дождется, чтобы приду­мать новый подарок, и еще один... Необусловленная любовь означает, что мы переста­ем видеть в других только их недостатки и ошибки и вместо этого находим в людях прекрасное и доб­рое. Это вдохновляет и нас самих, и других людей на проявление своих лучших качеств. Родители всегда счастли­вы, когда смотрят, как их дети учатся ходить. Когда ребенок падает, они не смеются над ним, не ос­корбляют его, заявляя, что он безнадежен. Они беско­нечно гордятся его первыми шагами, даже ес­ли, чтобы сделать их, он упал сто раз. Каждый раз, когда он падает, родители рядом, они по­могают ему и подбадривают его, чтобы он продолжал свои попытки. Ну, а мы? Когда мы смотрим на других, замечаем ли мы, как они падают, или же гордимся каждым их шагом, помогаем им? Люди, умеющие любить, не ставя никаких условий, свободны выражать любовь ко всем людям, любить даже своих врагов. Когда мы в состоянии любить тех, кто отталкивает и ненавидит нас, кто причиняет нам боль, тогда наши сердца обретают свободу. Именно в этом заключается истинная свобода.

Зрелая любовь требует усилий. Она не приходит сама по себе. Любовь — это искус­ство, она требует тренировки и дисциплины, так же как приобретение любого навыка. Хорошие врачи, музыканты, художники, спортсмены часами упражняются, чтобы усо­вершенствовать свои умения и способности. Насколько же труднее стать человеком Ис­тинной Любви! Так как же мы приобретаем умение лю­бить? Точно так же, как физическое здоровье. Чтобы стать здоровыми и крепкими, мы должны преодолеть себя. Если мы перестанем бежать, как только почувствуем усталость, станем ли мы сильнее физически? Если мы перестанем любить кого-то при первом же ос­ложнении отношений, мы не разовьем в себе умения любить. Если мы не будем делать уси­лий, чтобы любить других, мы станем одино­кими людьми. Однако зрелый человек ценит взаимозави­симость даже больше, чем независимость, потому что осознает первостепенную значи­мость и ценность создания надлежащих отно­шений с другими людьми и окружающим ми­ром.

Любовь не может существовать вне свободы. Любовь - это свободное чувство, ее нельзя навязать или купить, любовь и насилие несо­вместимы. Не имея свободы, мы будем всего лишь хитроумно устроенными роботами, ко­торые не обладают истинной способностью к любви и творчеству. Поэтому, чтобы в нашу жизнь вошла любовь, нам необходимо сози­дать себя, выбирая путь Истинной Любви и добра. Мы ответственны за свой духовный рост и нравственное совершенствование.Возможно, вам не очень нравится слово "ответственность", но когда вы поймете его истинное значение, вы станете больше ценить Его. Ответственность — это не просто чувство долга или навязанные нам кем-то обязатель­ства, которым мы вынуждены следовать. От­ветственность означает нашу способность со­здавать что-то новое, выбирать свой ответ на то, что нам предлагает жизнь. Все мы обладаем свободой и способностью к творческому самовыражению, поэтому мы не можем винить в своих неудачах других людей или обстоятельства жизни. Только и думая: "если бы у меня были деньги ", "если бы у меня было время", "если бы мои родители пони­мали меня ", "если бы в нашей стране было получ­ше с экономикой", мы ждем, чтобы изменились другие люди или обстоятельства. Однако если мы ожидаем, что все наши проблемы разре­шатся путем вмешательства "извне", то шансы, что в нашей жизни что-то изменится, равны нулю.

Ответственный человек думает: "я могу быть более мудрым ", "я могу быть более любя­щим", "я стану более терпеливым". Мы сами формируем свою способность любить. Мы сами определяем, какими нам быть, каковы мы в дружбе, супружестве, какими нам быть родителями, — определяем своим отношени­ем ко всему, что считаем добрым и истинным.Конечно, порой нам не удается жить со­гласно нашим принципам и способностям, нас устраивает просто относительно спокой­ное существование. Мы можем заметить, что почти каждый день идем против своей совести. Однако если мы будем стремиться сами и по­могать другим людям жить в соответствии с принципом Истинной Любви, то постепенно мы сможем стать более бескорыстными, любя­щими людьми, живущими во благо других. Со­весть будет руководить всеми нашими поступ­ками, и со временем мы достигнем цельности.Разумеется, мы вольны в наших поступках, но что значат все богатство, власть, свобода и образование, если мы не можем найти мира в своей душе или несчастливы в общении с дру­гими? Если мы сознательно выберем созида­тельное начало, свободу и ответственность во имя Истинной Любви, тогда нам распахнутся двери к бесконечному совершенству и счастью.

Для вашего  дневника

Опишите произошедший с вами случаи, который помог вашему духовному росту, в результате  которого  вы почувствовали  себя более взрослым человеком. Как вы думаете, почему это  и подобные ему события помогли вам вырасти и в чем заключался этот рост?

                                                              -----------------------------------------------------------------------------------

                                                                     Чайка по имени Джонатан Ливингстон

К утру Стая забыла о своем безумии, но Флетчер не забыл:

- Джонатан, помнишь, как-то давным-давно ты говорил, что любви к Стае должно хватить на то, чтобы вернуться к своим сородичам и помочь им учиться?

- Конечно.

- Я не понимаю, как ты можешь любить обезумевшую стаю птиц, которая только что
пыталась убить тебя.

- Ох, Флетч! Ты не должен любить обезумевшую стаю птиц! Ты вовсе не должен воз­давать любовью за ненависть и злобу. Ты должен тренироваться и видеть истинно добрую чайку в каждой из этих птиц и помочь им увидеть ту же чайку в них самих. Вот что я называю любовью. Интересно, когда ты наконец это поймешь?

Я, кстати, вспомнил сейчас об одной вспыльчивой молодой птице по имени Флетчер Линд. Не так давно, когда этого самого Флетчера приговорили к Изгнанию, он был готов биться насмерть со всей Стаей и создал на Дальних Скалах настоящий ад для своего лич­ного пользования. Тот же Флетчер создает сейчас свои небеса и ведет туда всю Стаю.

Флетчер обернулся к Джонатану, и в его глазах промелькнул страх.

- Я веду? Что означают эти слова: я веду? Здесь ты наставник. Ты не можешь нас покинуть!

- Не могу? А ты не думаешь, что существуют другие стаи и другие Флетчеры, которые, может быть, нуждаются в наставнике даже больше, чем ты, потому что ты уже находишь­ся на пути к свету?

- Я? Джон, ведь я обыкновенная чайка, а ты...

- ...единственный сын Великой Чайки, да? — Джонатан вздохнул и посмотрел на море.

- Я тебе больше не нужен. Продолжай поиски самого себя — вот что тебе нужно,
старайся каждый день хоть на шаг приблизиться к подлинному всемогущему Флетчеру.
Он — твой наставник. Тебе нужно научиться понимать его и делать, что он тебе велит.

Мгновенье спустя тело Джонатана дрогнуло и начало таять в воздухе, его перья засия­ли каким-то неверным светом.

- Не позволяй им болтать про меня всякий вздор, не позволяй им делать из меня бога, хорошо. Флетч? Я — чайка. Я люблю летать, может быть...

- ДЖОНАТАН!

- Бедняга Флетч! Не верь глазам своим! Они видят только преграды. Смотреть - зна­чит понимать, осознай то, что уже знаешь, и ты научиться летать.

Сияние померкло, Джонатан растворился и просторах неба.

Прошло немного времени, Флетчер заставил себя подняться в воздух и предстал перед группой совсем зеленых новичков, которые с нетерпением ждали первого урока.

- Прежде всего, — медленно проговорил он, — вы должны понять, что чайка — это
воплощение идеи безграничной свободы, воплощение образа Великой Чайки и все ваше тело, от кончика одного крыла до кончика другого, — это не что иное, как ваша мысль.

Молодые чайки насмешливо поглядывали на него. "Ну, ну, приятель, — думали они, — вряд ли это объяснение поможет нам сделать мертвую петлю".

Флетчер вздохнул.

- Хм. Да... так вот, — сказал он и окинул их критическим взглядом. — Давайте нач­нем с Горизонтального Полета.

Произнеся эти слова, Флетчер вдруг действительно понял, что в Джонатане было столько же необыкновенного, сколько в нем самом.

"Предела нет, Джонатан? — подумал он. — Ну что же, тогда недалек час, когда я вы­нырну из поднебесья на твоем берегу и покажу тебе кое-какие новые приемы полета!"

И хотя Флетчер старался смотреть на своих учеников с подобающей суровостью,  он вдруг увидел их всех такими, какими они были на самом деле, увидел на мгновенье, но в это мгновенье они не только понравились ему — он полюбил их всех. "Предела нет, Джо­натан?" — подумал он с улыбкой. И ринулся в погоню за знаниями.

                                                                                                                        Ричард Бах

                                                                 ------------------------------------------------------------------------------------

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Rambler's Top100

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.  

Все права защищены © Международная Федерация Образования  2010-2014