00024Приближаясь к завершению курса, мы хотели бы поговорить о том, что вынесено в подза­головок учебного пособия. Как вы думаете, по­чему программа называется "Я в мире людей"? О чем здесь идет речь? Если мы посмотрим на окружающий нас мир, то увидим, что он наполнен конфликтами, нетерпимостью и отчуждением. В чем причина этого?

 Почему люди, страны не могут  жить в мире друг с другом? Как возникают войны? Почему существует преступность? Откуда появляется насилие в семьях? Почему единство продолжает оставаться для нас недостижимым идеалом? Казалось бы, проблемы, перед которыми сегодня стоит человечество, столь велики и разнообразны, что почти бессмысленно ис­кать в них что-то общее. Однако стоит лишь попытаться глубже заглянуть в происходящее, и мы увидим, что все проблемы проистекают из одного источника — люди не могут найти гармонии в самих себе, и этот внутренний конфликт выплескивается на отношения с другими людьми, прежде всего — в собственных семьях. Люди, не знающие внутренней гармонии и любящего   единства в семье, не могут полностью реализовать себя как лично­сти, и любые созидаемые ими отношения тоже становятся в той или иной степени ущербными. Раздираемые внутренними про­тиворечиями семьи не могут создать стабиль­ного общества, и так постепенно, шаг за шагом наш внутренний конфликт все усугубляется, растет, вызывая все больший хаос в обществе; в конце концов это приводит к появлению конфликтов на мировом уровне.  Многие пытались привнести в этот мир единение. Однако мы по-прежнему очень да­леки от достижения этой цели. Часто полити­ки, на которых возложена ответственность за судьбы страны, в своей работе исходят из убеждения в том, что всеобщего благополучия можно достичь, устанавливая более совер­шенные законы, регулирующие отношения  между странами или внутри общества, созда­вая все более глубоко продуманную систему политической или экономической организа­ции государства. Однако, следуя лишь этому пути, вряд ли удастся достичь истинного ми­ра и гармонии.  Может быть, пытаясь разрешить различ­ные проблемы, мы просто не замечаем, что их истоки намного глубже? И тогда все наши усилия напоминают работу неумелого садово­да, который, желая истребить сорняки, каж­дую неделю аккуратно обрезает ножницами все новые побеги, и в изумлении вновь и вновь наблюдает за тем. как раз от разу сорня­ки не только не исчезают, но становятся все гуще и гуще. Очевидно, что до тех пор, пока кто-то не объяснит этому горе-любителю, что пропалывать нужно, выдергивая сорняки вме­сте с корнями, все его усилия не дадут ника­кого эффекта. Возможно, прежде чем говорить о гармо­нии и единстве на уровне общемировом, не­обходимо преодолеть конфликт в своей собст­венной душе? Ведь в конце концов весь мир состоит из нас - живущих вместе на одной планете отдельных личностей.

Поиск внутренней гармонии.

Наш путь к единению начинается с достиже­ния единства в себе, созидания себя как целост­ной, гармоничной личности. Бессмысленно ожидать каких-то перемен к лучшему, если вна­чале не произойдет духовной революции, кото­рая затронет наше сердце. XX век знал более чем достаточно кровавых переворотов, и един­ственное, что нам необходимо, — это переворот сердец, ибо расизм, нетерпимость, войны, ни­щета, зло — все это берет начало в человечес­ком сердце. Поэтому вначале мы должны найти путь, как заменить ненависть любовью в своей собственной душе. Только тогда и наш мир может стать лучше. Как можно достичь такого единства, стать человеком, не знающим внутренних противо­речий? Одно дело — понять, что единствен­ный путь изменения этого мира, преодоления господствующего зла -  это развитие добра внутри каждой личности, и совсем другое — от понимания перейти к реальной жизни, с мудростью, терпением и устремленностью со­зидая себя как истинного человека.

Мир в душе начинается с единства между душой и телом. Что это означает — единство души и тела? Такое единение достигается в том случае, когда тело подчиняется высшему духовному началу личности. Таким высшим духовным началом является совесть - тот внутренний голос, который живет в нас и ве­дет к добру. Следовать за этим голосом порой легко, а иногда — невыразимо трудно, и ис­точником разногласия между душой и телом часто оказываются, казалось бы, самые незна­чительные вещи. Например, юноша, мечтаю­щий быстрее всех пробежать стометровку во время легкоатлетических соревнований, не может заставить себя рано утром вылезти из теплой постели для утренней пробежки и раз­минки, и поэтому он так никогда и не стано­вится самым быстрым спринтером. Или, может быть, он не умеет распределять свое время так, чтобы вовремя выполнять домашние за­дания, вследствие чего он получает несколько двоек и его отстраняют от участия в соревно­ваниях. Поэтому суть проблемы в этом случае  заключается не в том, что он физически не в состоянии стать отличным спортсменом, а в том,  что заключенные в нем возможности остаются нереализованными, потому что он не может дисциплинировать себя. Попробуйте представить себе человеческие возможности, которые остаются нереализован­ными вследствие отсутствия простого единства между душой и телом. Скольким людям удает­ся преодолеть суету ежедневной жизни, чтобы воплотить свои мечты? И как наши самые заветные мечты могут стать реальностью? Основой того, чтобы любые наши желания воплотились в действительности, является единство души и тела. Человек, достигший такой внутренней гармонии, скорее всего, станет естественным авторитетом для окру­жающих его людей. Люди, поступки которых руководимы сознанием и совестью, образуют стабильное общество. В начале курса, обсуждая природу человека, мы говорили о том, что у каждого из нас в жизни есть две цели: одна направлена на под­держание нашей жизни, развитие личности, а другая связана со служением другим людям, обращена к благу других. Путь к единению начинается с достижения гармонии между этими двумя целями. Следуя пути служения другим людям, мы естественным образом раз­виваем свой характер в направлении добра. Помогая другим, живя во благо своей семьи,  страны, всего человечества, мы в то же время сможем полностью выразить себя как личности, воплотить тот уникальный творческий потенциал который заложен в каждом из нас чтобы достичь этой гармонии такого уровня внутреннего единения,  нет  другого  пути,   кроме духовного и нравственного совер­шенствования, чтобы такие кате­гории, как честность, совесть, доб­ро, любовь, естественным и гармо­ничным образом вошли в наш внутренний мир. стали неотъемлемой его частью.

Такое абсолютное единство души и тела может опираться только на  абсолютный эталон добра -  ис­тинную любовь, которая направлена только на благо других, является неиз­менной, вечной и не ставящей никаких усло­вий. Для того чтобы возникло единство, вна­чале необходима любовь. Нет такого закона или политической системы, которые сами по себе смогли бы преобразовать мир, положив конец отчуждению, конфликтам и противоре­чиям. Только любовь, берущая начало внутри человеческой личности, способна привнести мир в любые отношения, в том числе на общемировом уровне. Постепенно постигая чудо истинной люб­ви, шаг за шагом воплощая ее в своей жизни, в отношениях с людьми, мы сможем прийти к истинной гармонии в своей душе; мы узнаем чувства радости, удовлетворения, ощущение ценности и значимости своей жизни, мы смо­жем более целостно и ответственно подходить к разрешению любых сложных жизненных ситуаций. В конце концов другие начнут сле­довать нашему примеру, и это станет началом более гармоничного социального развития.

Семья как основа единства в мире.

Никто из нас не может существовать в аб­солютном одиночестве; нам необходимо об­щение с другими людьми. Будучи детьми, мы начинаем познавать окружающий нас мир че­рез свою семью — родителей, братьев и сес­тер. И все наши "взрослые" отношения так или иначе отражают те пер­вые опыты созидания отно­шений в семье. Именно поэтому роль семьи так важна в мире — в семье каждый из нас учится любви или нена­висти, уважению или не­терпимости, честности или лжи. Для того чтобы семья стала центром любви и единства, вступающие в брак люди должны сами быть зрелыми личностями, достичь той внутренней гармонии, о которой мы уже говорили. Семья лишь  отражает личности супругов. Если муж или жена эгоистичны и думают только об удовле­творении своих собственных потребностей, то в такой семье неминуемо будут возникать конфликты, и дети, родившиеся у таких суп­ругов, унаследуют от своих родителей их образ жизни.  Если же супруги сами достигли внутрен­него единства, живут во благо других лю­дей, то такая семья будет строиться уже совсем по иному принципу. Если муж, жена и их дети живут в соответствии с принци­пом истинной любви, то в их семье вопло­тится идеал единства. Ведь что такое един­ство в отношениях? Это умение найти гар­монию между своими собственными по­требностями и потребностями других лю­дей; забота друг о друге, поддержка и по­мощь друг другу. Учась такого рода тради­циям у родителей, дети станут относиться ко всем окружающим их людям с любовью и уважением. И таким образом семья станет центром гармонии, центром единения для окружающих людей, для общества. Не секрет, что часто, вступая в брак, люди рассматривают свой союз лишь как более удобный путь удовлетворения своих собствен­ных потребностей. Такие эгоистичные семьи вряд ли смогут изменить что-то к лучшему в обществе. А семьи, опирающиеся на принцип истинной любви, не будут замыкаться только в маленьком мирке своих собственных проблем; они будут открыты другим людям, их боли, тревогам и заботам.

Таков путь к достижению единства между людьми - единение, внутренняя гармония личности помогает создать семьи, несущие в мир любовь. Если образующие общество семьи наполнены любовью, обращенной не только друг к другу, но и к ближним; если они чувствуют свою ответственность за все, что происходит вокруг, то и самому обществу будут чужды те проблемы, с которыми мы сталкива­емся сегодня чуть не каждый день, — преступ­ность, отчуждение, жестокость, философия ти­па "моя хата с краю". Кроме того, так как в гар­моничной, любящей семье дети естественным образом учатся уважению к старшим, умению признавать авторитет и брать на себя ответст­венность за совершаемые поступки, то это по­может установлению в обществе порядка, опи­рающегося не на власть силы или страха, а на естественное понимание основополагающих принципов человеческого общежития. Внут­ренней регулирующей силой такого общества станет не страх, а любовь. В отношениях с другими странами такое го­сударство также будет руководствоваться прин­ципами взаимного уважения и общего блага. Точно так же как зрелый человек не может ста­вить свои эгоистичные интересы превыше все­го, а гармоничная семья не будет строить свое благополучие за счет счастья других семей, так и государства, чтобы достичь истинного един­ства в мире, должны заботиться об интересах не только своей страны, но и других народов. Таким образом, мы можем прийти к заклю­чению, что путь к единению во всем мире на­чинается с внутренней гармонии личности, и затем, последовательно отражаясь на уровнях семьи, общества и государства, приводит к ре­ализации идеала всеобщего единения. И осу­ществление этой извечной мечты человечест­ва возможно только на основе истинной люб­ви — той любви, которая всегда направлена на благо других, а не сосредоточена лишь на бла­ге отдельной личности, семьи, общества или нации. Если все люди, народы и государства будут жить в соответствии с таким принципом бескорыстного служения другим, то наша планета очень быстро станет миром гармонии и счастья.

Люди, сознающие свою связь с Высшим Ду­ховным Началом — называют ли они его Бо­гом, Яхве, Аллахом или каким-то другим име­нем, — скажут, что истоком такой любви является предвечный Создатель нашего мира. И ес­ли мы хотим найти поддержку на трудном пути воплощения этой любви в своей жизни, то мы должны стремиться к единству с Тем, кто явля­ется Отцом всего человечества, кто дал нам эту любовь, на которой и держится мир.

Единство и единообразие.

Единение можно понимать по-разному. Некоторые люди считают, что для достижения единства необходимо, чтобы все верили в од­но и то же. Другие источником единства пола­гают подчинение всех одному и тому же авто­ритету. Другими словами, это означает, что для достижения прочного единства необходи­мо, чтобы все составляющие элементы были одинаковы или, по меньшей мере, очень по­хожи друг на друга. Однако если мы чуть глуб­же задумаемся над сутью этой проблемы, то увидим, что основа единства должна быть совсем иной.  Создание единства в отношениях не стоит путать с единообразием, потерей индивиду­альности. Подумайте сами, насколько скуч­ным был бы этот мир, если бы все люди вери­ли в одно и то же и не существовало бы разли­чий между нациями. К счастью, достижение единства возможно на основе разнообразия. Даже более того, чтобы возникло единство, разнообразие просто необходимо — гармония достигается за счет гармоничного взаимодей­ствия различных элементов. Таким образом, единство не означает потерю индивидуально­сти; оно возможно только на основе глубоко­го уважения к уникальной личности каждого, признания за каждым права на особенность, свои собственные взгляды. Бессмысленно (ес­ли не сказать -  безнравственно) пытаться уничтожить эти отличия. Например, созда­ние единства в семье не означает, что супру­ги должны во всем походить друг на друга, а дети должны стать в точности такими же, как их родители. Наоборот, чем больше от­личаются друг от друга личности детей, тем более интересной, духовно богатой является семья.

Может возникнуть во­прос: что же заставляет столь различных людей держаться вместе? Ответ прост: только любовь обладает такой си­лой, и только любовь позво­ляет каждому сохранить свою индивидуальность. Любовь опирается прежде всего на уважение уникаль­ности каждой личности. В счастливой семье и родите­ли, и дети не тяготятся свои­ми отличиями, а, наоборот, находят в них особую красо­ту и гармонию. Точно так же и в мире, достигшем идеала единства, каждая нация, каждая культура займут свое достойное место, смогут внести свой уникальный вклад в многоцветную палитру человечества. Только тогда из отдельных элементов мы создадим удивительно красивую и целостную мозаику, истинный смысл которой можно постичь, только когда она завершена. Давайте с этой точки зрения попробуем обратиться к вопросу, который вызывает на­ибольшее число сомнений и противоречий. Мы достаточно много говорили об этических учениях разных религий, пытаясь прежде всего показать, что их объединяет, под­черкивая те абсолютные ценности, которые проповедуют все религии. Однако наряду с этим необходимо помнить, что каждая рели­гия обладает своим уникальным пониманием и невозможно просто свести воедино различ­ные учения, следуя законам логики. Каждая религия вносит свой вклад в мировоззрение и культуру человечества, и мир стал бы намного беднее, лишившись хотя бы одной из них. Таким образом, единство между религи­ями и нациями не может возникнуть на ос­нове попыток навязать всем одну систему ре­лигиозных верований, стандартизировать политическую организацию общества, усред­нить законы и обычаи, "привести к общему знаменателю" традиции и формы художест­венного творчества. Только любовь, осно­ванная на принципе взаимного уважения  может преодолеть различия и создать истин­ное единство сердца. Точно так же как в семье любовь родителей способна разрешить любые возникающие между детьми пробле­мы и противоречия, так и на уровне общеми­ровом лишь родительская любовь может привести к созданию прочного мира между нациями. Идеал, таким образом, состоит не в единообразии, скорее, он ближе к русской идее соборности, которая подразумевает сохранение за каждым своей свободы и уни­кальности. Дело не в том, чтобы все стали одинаковыми, а чтобы, уважая и храня свои традиции, научились видеть красоту других.

Различные религии или нации можно сравнить с разными лепестками одного и того же цветка или с разными пальцами одной ру­ки. Имеет ли смысл обсуждать, какой палец важнее -  указательный или мизинец? Каж­дый из них одинаково важен, наделен своей ролью, которую не сможет выполнить другой. Бессмысленно было бы пытаться сделать все пальцы одинаковыми. Представьте, напри­мер, как вы стали бы писать или есть, если бы все пять пальцев на вашей правой руке были мизинцами. К счастью, никому не приходят в голову такие странные идеи, когда речь идет о разных органах нашего тела, единство здесь и так существует. Однако в реальной жизни лю­ди, живущие в разных странах или придерживающиеся разных взглядов (религиозных, по­литических — неважно, каких), порой пыта­ются противоречить этому столь, казалось бы, очевидному принципу. Так начинаются все­возможные конфликты и войны — с желания доказать, что ты (твоя страна, религия, раса, партия) важнее или правильнее других, с желания достичь единства путем обращения всех в свою веру. Но такое единство, даже если его и удастся достичь, все равно будет недолговечным и сможет поддерживаться только силой. Прой­дет какое-то время, и такое неустойчивое об­разование распадется. Невозможно заставить другого человека быть в точности таким же, как ты сам, невозможно обратить целую стра­ну в одинаково серых солдат, послушно исполняющих любые издаваемые приказы. Истинное единство — не в единообразии, а в гармоничном сочетании на основе взаимного уважения всех различных традиций, учений и национальных особенностей.

  • "Есть свет истины, и есть люди, со всех сто­рон приближающиеся к нему, со стольких разных сторон, сколько есть радиусов в круге, — стало быть, до бесконечности разнообразными путями. Будем всеми силами стремиться к свету истины, объединяющему всех, а насколько мы близки к не­му и объединены — судить не нам. " /Л. Н. Толстой. "Путь жизни"

При этом следует помнить, что единство не может опираться на выгоду для одних людей за счет ущемления прав других. Так, во время второй мировой войны Адольф Гитлер пред­принял попытку объединения Европы путем навязывания всем нациям единого политиче­ского режима и уничтожения всех мень­шинств, которые мешали осуществлению это­го плана. Конечно, это не может быть приме­ром единства, к которому мы стремимся.

Патриотизм и единение наций.

Когда мы говорим о единстве примени­тельно к различным нациям, то неизбежно возникает вопрос патриотизма. Однако да­вайте задумаемся, что включает в себя это понятие.  Истинный патриотизм можно определить как любовь к своей стране, уважение ко всем живущим в ней людям, знание обычаев и тра­диций своего народа, преданное служение на благо страны. Таким образом, патриот — это тот, кто в любой ситуации ставит интересы страны выше своих собственных потребнос­тей. Однако это не означает, что мы должны безоговорочно защищать все, что происходит в нашей стране, — например, когда проводи­мая правительством политика является оче­видно безнравственной. Патриотизм направ­лен на истинное благо и процветание страны, которых нельзя достичь за счет безнравст­венных поступков. Скажем, таких людей, как А. Д. Сахаров, невозможно обвинить в отсут­ствии патриотизма; однако именно любовь к своей стране побуждала этого человека неод­нократно критиковать нарушение прав чело­века в Советском Союзе, выступать в защиту политических заключенных и т. п. И во мно­гом благодаря его усилиям в России начались демократические реформы.

В связи с этим нельзя не затронуть другой вопрос. Насколько могут быть оправданы любовь ко всему человечеству, поиск путей единения с различными людьми и странами, когда твоя собственная страна находится в состоянии хаоса, когда многие люди теряют уважение, а вместе с ним и любовь к своей собственной истории, культуре? Может быть, в такой ситуации слишком рано говорить о любви ко всему человечеству и прежде всего нужно возрождать истинно патриотические чувства, чтобы каждый ощущал себя гражда­нином именно своей страны? Однако дело в том, что эти два понятия не­разрывно связаны. Истинная любовь к своему народу, своей Родине невозможна без любви и уважения к другим странам и народам. В этом и заключается патриотизм — не проти­вопоставление себя всему миру, но уважение и глубокое понимание своего народа, чувство ответственности за судьбу своей страны, по­могающие видеть истинную ценность любой другой культуры. Наш мир слишком мал, и все государства слишком тесно связаны друг с другом, чтобы мы могли позволить себе лю­бить только свою страну, свой народ, забывая при этом о судьбах всего человечества. В этой  связи нельзя не привести слова замечательно­го русского философа В. С. Соловьева из кни­ги "О христианском единстве":

  • "Идея нации есть не то, что она сама ду­мает о себе во времени, но то, что Бог дума­ет о ней в вечности...Мы должны рассматривать человечество в его целом как великое собирательное сущест­во или социальный организм, живые члены которого представляют различные нации. С этой точки зрения очевидно, что ни один на­род не может жить в себе, через себя и для себя, но жизнь каждого народа представляет лишь определенное участие в общей жизни че­ловечества. Органическая функция, которая возложена на ту или другую нацию в этой вселенской жизни, — вот ее истинная нацио­нальная идея, предвечно установленная в пла­не Бога ".

Мы не имеем права быть "Иванами, не помнящими родства" в отношении своего собственного народа. Но если мы хотим жить в мире без войн, расовой, национальной и религиозной непримиримости, то этого недо­статочно. Нам необходимо научиться ценить, уважать и любить другие культуры.  Таков истинный путь к единению. Для каждого человека он начинается с достиже­ния единства внутри самого себя, затем эта внутренняя гармония становится источником единства во взаимоотношениях с людьми, прежде всего — в семье. Единые семьи стано­вятся центром гармонии в обществе; общест­ва, основанные на любви, будут нести свет единства в отношения между нациями и стра­нами. Только тогда наш мир, сохранив всю бесконечность и разнообразие красок, богат­ство культурных, исторических, религиозных традиций, станет миром единства и любви.

                                                                -------------------------------------------------------------------------------------

Россия

Не все ли равно мне - рабой ли, наемницей

иль просто безумной тебя назовут?

Ты светишь... Взгляну - и мне счастие вспомнится...

Да, эти лучи не зайдут!

Ты в страсти моей, и в страданьях торжественных,

и в женском медлительном взгляде была...

В полях озаренных, холодных и девственных,

цветком голубым ты цвела.

Ты осень водила по рощам заплаканным,

весной целовала ресницы мои.

Ты в душных церквах повторяла за дьяконом

слепые слова ектеньи.

Ты летом за нивой цвела зарницами;

в день зимний я в инее видел твой лик.

Ты ночью склонялась со мной над страницами

властительных, песенных книг.

Была ты и будешь... Таинственно создан я

из блеска и дымки твоих облаков.

Когда надо мною ночь плещется звездная,

я слышу твой реющий зов!

Ты - в сердце, Россия! Ты - цель и подножие,

ты - в ропоте крови, в смятенье мечты!

И мне ли плутать в этот век бездорожия?

Мне светишь по-прежнему ты!

                                                                                  В. В. Набоков    

                                                                   ---------------------------------------------------------------------------------

                                                                                             Зеркальце.

-  Доктор Пападерос, — спросил юный ученик, - в чем смысл жизни? Достав из кармана кошелек и порывшись в нем. врач вынул крошечное круглое зеркальце размером не больше копейки и начал свою историю.

"Когда я был маленьким, шла война. Мы были очень бедными и жили в отдален­ном поселке. Однажды на дороге я нашел куски разбитого зеркала. В том месте разбился немецкий мотоцикл. Я попытался собрать все кусочки вместе, но это было невозможно, и я оставил се­бе только самый большой осколок. Вот этот. Я тер ею о камень, так, чтобы он сделался круглым. А потом начал играть с ним: меня завораживало то, что я мог ос­вещать с его помощью темные закоулки, куда никогда не проникает свет солнца, -  глубокие щели, ямы, темные чуланы. Моей любимой игрой стало освещать самые темные места, какие я только мог найти. Я сохранил зеркальце и иногда доставал его от нечего делать и продолжал ту же иг­ру. Когда я повзрослел, то понял, что это не просто детская игра, это прообраз того, что я могу сделать в своей жизни. Я понимал, что я не свет и не его источник. Но свет — истина, понимание, знание - существует и засияет во многих темных закоулках, если я только смогу  отразить его. Я - кусочек зеркала, устройство и формы которого я не знаю. Однако с тем, что я имею, я могу отражать свет, освещая темные закоулки мира — черные пятна челове­ческих сердец. И я верю, что могу что-то к этом мире изменить. Может быть, другие увидят это и тоже станут так поступать. Вот зачем я живу. В этом смысл моей жиз­ни". Он взял свое маленькое зеркальце и, осторожно держа его, поймал яркие лучи днев­ного света, струящегося в окно, и пустил их отражение на лицо ученика и его руки, сложенные на столе."

                                                                                                                                  По мотивам рассказа Роберта Фалгрэм    

                                                                       -------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Rambler's Top100

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.  

Все права защищены © Международная Федерация Образования  2010-2014