12.jpgНиже приводятся ситуации, описывающие то, как иногда слова или поступки сверстников могут влиять на нас. Попробуйте представить себя в таких обстоятельствах, даже если в жизни вам не приходилось сталкиваться с чем-то подобным. После каждой ситуации даются три воз­можных варианта поведения.

 

Внимательно прочитайте и попробуйте выбрать из них самый близкий к вашей возможной реакции. Отметив ответ, можете предложить свой собственный вариант поведения. Не торопитесь, хорошо подумайте, прежде чем ответить! Не надо писать о том, как, по-вашему, следует поступать. Мы надеемся, что вы искренне ответите, как бы вы поступили на самом деле. Вы не обязаны кому-либо показывать свои ответы, так что не волнуйтесь, что кто-то их прочитает!

1.Родители дарят вам на день рождения меховую шапку, от которой вы в восторге. Вы знаете, что ваш отец работал сверхурочно и долго копил день­ги, чтобы купить ее. Вы рады новой шапке, вы никогда преж­де не видели такой, но когда вы приходите в ней в школу, один ваш приятель говорит: "Где ты раздобыл этот ужас?" Ре­акция другого не лучше: "Ого! Шапка в точности как из шку­ры твоей собаки, не собираешься же ты ее носить?" Если бы так произошло, как бы вы поступили?

  • а. Решили бы, что шапка действительно вам не к лицу, что она вам самому не нравится, и стали бы снова носить старую.
  • б. Шапка по-прежнему вам нравится, но теперь вы надеваете ее только в присутствии родителей и других взрослых.
  • в. Шапка вам нравится, и вам нет дела до того, что говорят приятели. Вы всегда ее носите и в школу, и и гости к друзь­ям. Одним словом, несмотря ни на что, она вам нравится.

2.У вас в классе есть очень несимпатичный прыщавый мальчик Василий. Он действует всем на нервы, включая вас. Он занят только собой, все время болтая о своих успехах, о папиной заграничной машине и о том, сколько у них денег. Он не ладит и со мно­гими учителями, но часто жалуется им, как плохо к нему относятся другие ученики. Как-то раз вы останавливаетесь на перемене поболтать с группой приятелей. Всплы­вает имя Василия, и они начинают отпускать злые шутки на его счет. Все смеются. Вам делается не по себе, ведь вы знаете, что одна из причин, по которой Василий так себя ведет, заключается в том, что у него нет друзей, для всех он чужой. Шутки вам не нравятся, и вам действительно неприятно, что все над ним смеются, хотя он и не ваш друг. Как вы думаете, что вы станете делать?

  • а. Смеетесь вместе с другими. Вам от этого не по себе, но вы не хотите, чтобы дру­гие подумали, будто он вам нравится.
  • б. Не смеетесь над шутками, хотя и не высказываете своего отношения к ним.
  • в. Не смеетесь и говорите другим, что вам не нравится, как они говорят о Василии,

3. Вы очень добросовестный ученик, в понедельник у вас сложная контрольная по алге­бре. Вы знаете, что можете получить 5, если будете заниматься в выходные. Вы не жалеете о том, что в тот раз придется посидеть дома над учебниками - все-таки оценки вам небезразличны. В субботу, когда вы готовитесь, звонит ваш лучший друг и говорит, что другой ваш приятель устраивает вечеринку, на которую приглашены все "сливки" класса и вы в том числе. Если вы останетесь дома и будете заниматься, дру­зья перестанут вас уважать. "Пошли. — говорит ваш лучший друг, — плевать на эту ду­рацкую контрольную. Кому она нужна, на вступительных смотрят только на аттестат!" Вы знаете, что друг прав, но все-таки считаете, что следует остаться дома и подготовиться к контрольной. Как вы поступите?

  • а. Забываете о контрольной и идете с другом на вечеринку. Ваш друг прав, она действительно не так уж важна.
  • б. Вы идете на вечеринку, но мысль о том, что вы не подготовились к контрольной, не дает вам покоя. Вы рано уходите, хоть друзья и считают, что вы попросту зануда.
  • в. Вы не идете на вечеринку. Контрольная действительно сложная, и вам хочется доказать себе, что вы можете с успехом решить ее.

4. Учитель английского языка интересуется мнением класса о рассказе, который вы только что все вместе прочитали. Большинство ваших одноклассников придерживается сход­ной точки зрения. И только Андрей, классный зануда, как всегда, не согласен. Он отчаянно машет руками и хочет высказать свое мне­ние, которое у него всегда особое. Он ведет себя как настоящий всезнайка, и всех это обычно очень злит. Однако в этот раз ваша точка зрения совпадает с тем, что рассказал Андрей. После того как он высказывается, учитель вызывает вас. Вы согласны с Андреем, но знаете, что класс попросту под­нимет вас на смех, если решит, что вы с ним заодно. Как вы поступите?

  • а. Ни в коем случае не скажете то, что думаете. Выскажете мне­ние, которое разделяет боль­шинство одноклассников. Вы никому не признаетесь, что ду­маете на самом деле.
  • б. Вы не будете лгать, но постараетесь найти уклончивый ответ: не ска­жете, что согласны со всеми, но и не скажете, что думаете на самом деле, потому что не хотите терять уважение класса.
  • в. Вы говорите то, что думаете. Вы не пытаетесь опровергнуть мнение всего класса,
    но четко высказываете свою позицию, несмотря на то что она совпадает с пози­цией Андрея.

5. Однажды вы вместе со своими приятелями идете в гости к вашему другу. Родителей нет дома, и ребята начинают пить пиво. Они передают бутылку по кругу, а когда она кон­чается, принимаются за следующую: пива еще очень много. Вы не хотите его пить: вы
не любите пиво. Вам неловко из-за того, что другие делают это. Вы шепотом говори­те другу, что не хотите, но он только смеется: "Да ты попробуй, не век же нам оста­ваться детьми". Как вы поступите?

  • а. Станете пить пиво, потому что все остальные пьют, а вы не хотите, чтобы над вами смеялись или обсуждали вас за глаза.
  • б. Придумываете отговорку, чтобы не пить, вроде: "Я принимаю лекарство от грип­па, его нельзя мешать с пивом".
  • в. Просто говорите: "Нет, спасибо" или "Я не хочу".

                                                                         Свобода противостоять толпе.

Подобно тому как существование каждого человека не похоже на существование других, так и сам по себе человек неповторим... Неповторимость каждого человека и своеобразие всей его жизни являются неотъ­емлемыми составляющими смысла человеческого бытия. Следует отличать своеобразие, о котором идет речь, от чисто внешней непохожести на других, ибо последняя сама по себе ценности не представляет. Тот факт, что один человек отличается от другого по рисунку отпечатка пальцев, еще не выделяет его как личность. Таким образом, когда мы говорим, что благодаря своей неповторимости человече­ское существование не бессмысленно, мы имеем в виду совсем иной тип неповтори­мости...Существование человека как личности означает абсолютную непохожесть его на других. Ибо своеобразие (уникальность) каждого означает, что он отличается от всех остальных людей. Таким образом, человека нельзя ввести составляющим элементом ни в какую сис­тему высшего порядка — ведь при этом он неизбежно теряет особое качество, которое отличает собственно человеческое бытие — чувство достоинства. Наиболее ярко это проявляется в феномене массы, или толпы. Толпа, как таковая, не имеет ни сознания, ни ответственности... Скрываясь и растворяясь в толпе, человек утрачивает важнейшее из присущих ему качеств — ответственность. С другой стороны, когда он берет на себя задачу, поставленную обществом, он добивается совсем иного — увеличения собственной ответственности... Истинное сообщество, в сущности — это сообщество ответст­венных личностей; толпа — это просто множество обезличенных существ... Истинно человеческое начинается в человеке там, где он обретает свободу проти­востоять зависимости от собственного типа. Ибо только там, именно в этой свободе, в ощущении своего свободного и ответственного бытия возникает подлинный человек.

                                                                                             Виктор Франка. "Человек в поисках смысла".

 

                                                             -------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 
Rambler's Top100

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.  

Все права защищены © Международная Федерация Образования  2010-2014