111Прежде чем продолжать наш разговор о сочувствии, давайте задумаемся над тем, что помогает нам понимать другого человека, чувствовать его настроение, переживать вместе с ним все его радости и печали.

 

Ваше сердце.

Что, по-вашему, означают слова: "У него большое сердце"? Значит это, что если вскрыть грудную клетку человека, о котором идет печь, то его сердце окажется увеличенным, больше, чем у обычного человека? А как еще говорят люди? "У него холодное сердце", "У него черствое сердце", "У него горячее сердце", "У него доброе сердце"... Что все это значит? Можете ли вы сказать о себе, что ваше сердце - едва ли не главное в вас? Представьте, что у вас есть знакомый, совер­шенный во всех отношениях, но бессердечный. Согласитесь, что в та­ком случае не важно, насколько он талантлив, умен, силен или красив - никто не захочет иметь такого человека своим другом. Как поступает человек с "большим сердцем"? Этот человек рад по­мочь другим, он уделяет людям время и силы, его беспокоит то, что чувствуют другие люди, в чем они нуждаются. Он хочет, чтобы его друзья были счастливы, за­мечает, когда другим людям плохо или грустно. Из все­го, что создает вашу личную неповторимость, сердце -самое главное. Ведь именно в сердце берет начало наша любовь к людям, сердцем мы чувствуем друг друга.

Сочувствие и содействие.

Сочувствие начинается внутри вас, в вашем сердце: вы видите че­ловека и начинаете понимать, что он чувствует, потому что представ­ляете себе, как бы сами чувствовали себя на его месте. Но после того, как вы ощутили себя на месте этого человека, важно проявить свое сочувствие в поступках. Это и есть содействие. Составьте список дей­ствий, которые, по вашему мнению, говорят об этом:

  • Заступиться за того, кого дразнят в школе.
  • Помочь другу сделать математику несмотря на то, что вам хочется пойти по­гулять.
  • Внимательно и терпеливо выслушать подругу, когда у нее возникли трудно­сти и ей нужно поговорить.
  • Приходить домой вовремя, чтобы не волновались родители.
  • Не дразнить младшую сестренку, когда она  пугается.

Содействие может выражаться так:

  • Сделать что-то хорошее для другого человека, даже если  вам   это     принесет неудобства.
  • Поискать способ утешить того, кому грустно или одиноко.
  • Постараться понять, что чувствуют другие люди.

Содействие всегда стремится:  отдавать, любить, помогать.

articles

Из дневника Ани Неожиданно увидев на улице старушку-нищенку, похожую на ее бабушку, Аня прониклась к ней сочувствием. Как вы думаете, была ли эта пожилая женщина на самом деле похожа на Анину бабушку, или ей просто показалось?

17января. Сегодня мама послала меня в магазин за продуктами, и тогда-то я ее и увидела. Старушка стояла у магазина и просила милостыню, и когда я пробегала ми­мо, она посмотрела на меня. Я замедлила шаг, потому что она была очень похожа на мою бабушку из Литвы. Может быть, мне так показалось, потому что недавно я много думала о ба­бушке. Морщины на ее лице были такие глубокие и темные, как будто кто-то нарисовал их кисточкой. Волосы у нее были седы и редкие, а глаза голубые, но казалось, что они смотрят не на людей, а куда-то внутрь. Я долго стояла и смотре­ла на нее, и мне вдруг показалось, что в морщинах на ее лице я могу прочитать ее жизнь. Наверное, у нее были дети, может быть, и внуки, но сейчас, похоже, она осталась одна. Я подумала о том, что приве­ло ее сюда, к магазину, и вспомнила свою ба­бушку. Не могу представить, чтобы моя бабушка стояла и просила милостыню. У стариков должна быть легкая жизнь, и  чтобы их дети заботились о них. Мне пришло в голову, что будет, когда я состарюсь, и не при­дется ли мне стать нищей.Я вошла в магазин и купила все, о чем просила мама. Но когда я вышла на улицу и снова увидела ту старушку, я от­дала ей обе сумки с продуктами. Я ничего не могла с собой поделать. Я понимала, что дома мне влетит, но просто не могла пройти мимо, не дав ей ничего. Что она ест? Что, если каждый проходит мимо? Что, если бы это и вправду была моя бабушка? Придя домой, я побежала в свою комнату и легла на кровать лицом вниз. Я плакала и плакала, сама не понимая почему. Почему меня так расстроила эта незнакомая ста­рушка? Что мне до того, что она стоит на улице? Я даже не знаю, хорошая ли она. Вскоре в комнату вошла мама и положила руку мне на спину. Я никак не могла остановить слезы. Они были хо­лодные и соленые, и мне очень хотелось прекратить пла­кать. Мама обняла меня и стала успокаивать, но тут она заметила, что продуктов у меня нет.

- Аня, тебя что, ограбили? — спросила она почти что в панике.

- Нет, - ответила я сквозь слезы.

- Что же случилось? Почему ты так расстроена? — обеспокоенно спрашивала мама.

И я рассказала ей, что отдала продукты. Я рассказала ей о старушке с морщинистым лицом, которая напомнила мне бабушку. Мама пыталась не подавать виду, что сердится, хотя и сердилась. Она сказала мне, что знает, как это грустно, но есть лучшие способы помочь человеку, чем отдавать продукты, предназначенные для семьи. Она сказала, что следует планировать свою помощь людям, а не действо­вать сгоряча. Мы не должны быть равнодушными. Это хо­рошо, если мы чувствуем боль других людей, но необходимо думать, как лучше всего помочь им. Теперь нам придется экономить до субботы, потому что деньги, которые мама мне дала, оказались последними. Сегодня мы обедали супом и картофельным пюре, но не было ни салата, ни свежих овощей, ни мяса. Хотя мне жаль, что вся семья должна страдать из-за меня, я ничего не имела против такого обеда. Почему-то мне было приятно созна­вать, что у старушки есть еда на несколько дней, но я знаю что мама права: нужно думать головой.

articles

Для твоего дневника  Видели ли вы когда-нибудь нищих стариков? Если да, что вы при этом чувствовали? Изменились бы ваши чувства, если бы это были ваши бабушка или дедушка? Если вы никогда не видели нищих, представьте себе, что бы вы почувствовали, увидев их.

Сочувствие ко всему живому.

Сочувствие может выражаться не только по отношению к людям, но и ко всему живому. Приходилось ли вам останавливаться, чтобы помочь раненому животному? Испытывали ли вы жалость к полумерт­вому насекомому? Приходилось ли вам зимой кормить птиц, диких животных, спасать рыб от удушья? Любовь и забота о животных, о природе - это один из видов сочувствия. Люди, которые любят природу, часто ходят в леса и парки, чтобы очищать их от неестественных отходов - банок, бумажных стаканов, газет, жестянок, конфетных оберток. Все это вредит естественной   красоте земли. Как, по-вашему, предпочли бы жить деревья, цветы, ручьи и все живые твари — с мусором или без него? Только сочувствующий человек может заботиться о природе.

Задание:

1. Обсудите с друзьями, можете ли вы взять коллективное шефство над одиноким стариком или старушкой. Если же вы это делаете, как вы можете улучшить свою работу?

2. Представьте, что у вас контрольная по математике, и ваш друг спрашивает у вас ответ. Если вы ему подскажете, будет ли это содействием? Если да, то не бу­дет ли отсутствием содействия не сказать ответа всем ос­тальным ученикам, которые его не знают? Будет ли это со­действием к учителю?

3. Составьте список всего, что вы могли бы сделать в своей школе и вокруг своего дома, что помогло бы людям. Если вы почувствуете вдохновение, то можете вместе со своим другом составить план, что бы вы хотели сделать. Начните с чего-нибудь простого, и если у вас получится, то можете переходить к более сложным делам. Затем обсудите с друзьями, что вы смогли сделать для других людей и что вы при этом чувствовали.

Запомните!  

  • И добро, и зло начинаются в нашем сердце.
  • Поступки говорят о вашем сочувствии громче всяких слов.
  •  Не только люди, но  и мир природы нуждается в вашем сочувствии.
  •  

                                     Любовь к людям  начинается с   сочувствия, а   завершается — содействием.

  •                                            --------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

                                                                             Багульник.

                                                                           Юрий Яковлев

Он вызывающе зевал на уроках.

- Почему ты зеваешь?! — раздраженно спрашивала Женечка.

Она была уверена, что он зевает от скуки. Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником. Зевал же потому, что всегда хотел спать. Он принес в класс пучок тонких прутиков  и поставил их в  банку с водой. И все подсмеивались над прутиками, и кто-то даже пытался подмести ими пол, как веником. Он отнял и, снопа поставил в воду. Он каждый день менял воду. Но однажды веник зацвел. Прутики покрылись маленьки­ми светло-лиловыми цветами, похожими на фиалки. Из набух­ших почек-узелков прорезались листья, светло-зеленые, ло­жечкой. А за окном еще поблескивали кристаллики уходяще­го последнего снега.Все толпились у окна. Разглядывали. Старались уловить  тонкий сладковатый аромат. И шумно дышали.   И спрашивали, что за растение, почему оно цветет.

- Багульник! - буркнул он и пошел прочь. Люди недоверчиво относятся к молчальникам. Никто не зна­ет, что у них, молчальников, на уме: плохое или хорошее. На всякий случай думают, что плохое. Учителя тоже не любят молчальников, потому что хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать из них клещами. Когда багульник зацвел, все забыли, что Костя молчальник. Подумали, что он волшебник. И Женечка стала присмат­риваться к нему с нескрываемым любопытством.Женечкой за глаза звали Евгению Ивановну. Маленькая, худая, волосы - конским хвостиком, воротник - хомутиком каблуки с подковками. На улице ее никто не принял бы за учи­тельницу. Женечка обратила внимание, что каждый раз, когда разда­вался звонок с последнего урока, Костя вскакивал с места и сломя голову выбегал из класса. С грохотом скатывался с лестницы, хватал пальто и, на ходу попадая в рукава, скрывался за дверью. Куда он мчался? Его видели на улице с собакой, огненно-рыжей. Очесы шиной шелковистой шерсти колыхались языками пламени.Но через некоторое время его встречали с другой собакой — под короткой шерстью тигрового окраса пере­катывались мускулы бойца. А позднее он вел на поводке чер­ную головешку на маленьких кривых ногах. Головешка не вся обуглилась — над глазами и на груди теплились коричневые подпалины. Что это были за собаки и какое отношение они имели к Косте, не знали даже его родители. В доме собак не было и не предвиделось. Когда родители возвращались с работы, они за­ставали сына за столом: он поскрипывал перышком или бор­мотал под нос глаголы. Так он сидел запоздно. Причем здесь сеттеры, боксеры, таксы? Костя же появлялся дома за пятнадцать минут до прихода родителей и едва успевал отчистить штаны от собачьей шерсти.Звонок с последнего урока — сигнальная ракета. Она звала Костю в его загадочную жизнь, о которой никто не имел представления. И как зорко ни следила за ним Женечка, стои­ло ей на мгновение отвести глаза, как Костя исчезал, выскаль­зывал из рук, улетучивался.

Однажды Женечка не выдержала и бросилась вдогонку. Она вылетела из класса, застучала подковками по лестничным ступеням и увидела его в тот момент, когда он несся к выходу. Она выскользнула в дверь и устремилась за ним на улицу. Пря­чась за спины прохожих, она бежала, стараясь не стучать под­ковками, а конский хвост развевался на ветру. Она превратилась в следопыта. Костя добежал до своего дома — он жил в зеленом облупив­шемся доме — исчез в подъезде и минут через пять появился снова. За это время он успел бросить портфель, не раздеваясь проглотить холодный обед, набить карманы хлебом и остат­ками обеда. Женечка поджидала его за выступом зеленого дома. Он пронесся мимо нее. Она поспешила за ним. Костя нырнул в косой переулок и скрылся в парадном. Он позвонил в дверь. И сразу послышалось какое-то странное подвывание и царапанье сильной когтистой лапы. Потом за­вывание перешло в нетерпеливый лай, а царапанье — в бара­банную дробь.

- Тише, Артюша, подожди! — крикнул Костя.

Дверь отворилась,  и огненно-рыжий пес бросился на Костю, положил передние лапы на плечи мальчику и стал лизать длинным розовым языком нос, глаза, подбородок.

- Артюша, перестань!

 Куда там! На лестнице послышался лай и грохот, и оба — мальчик и собака — с неимоверной скоростью устремились вниз. Они чуть не сбили с ног Женечку, которая едва успела прижаться к перилам. Ни тот, ни другой не обратили на нее внимания. Артюша кружился по двору. При этом лаял, подска­кивал и все норовил лизнуть Костю в щеку или в нос. Так они бегали, догоняя друг друга. А потом нехотя шли домой.

Их встречал худой человек с костылем. Собака терлась об его единственную ногу. Длинные мягкие уши сеттера напоми­нали уши зимней шапки, только не было завязочек.

- Вот, погуляли. До завтра, — сказал Костя.

- Спасибо. До завтра.

Артюша скрылся, и на лестнице стало темнее, словно пога­сили костер. Теперь пришлось бежать три квартала. До двухэтажного дома с балконом, который находился в глубине двора. На балконе стоял пес боксер. Скуластый, с коротким, обрублен­ным хвостом, он стоял на задних лапах, а передние положил на перила. Боксер не сводил глаз с ворот. И когда появился Костя, глаза собаки загорелись темной радостью.

- Атилла! - крикнул Костя, вбегая во двор.
Боксер тихо взвизгнул. От счастья. Костя подбежал к сараю, взял лестницу и потащил ее к бал­кону. Лестница была тяжелой. Мальчику стоило больших тру­дов поднять ее. И Женечка еле сдержалась, чтобы не кинуть­ся ему на помощь. Когда Костя наконец приставил лестницу к перилам балкона, боксер спустился по ней на землю. Он стал тереться о штаны мальчика. При этом поджимал лапу. У него болела лапа. Костя достал припасы, завернутые в газету. Боксер был го­лоден. Он ел жадно, но при этом посматривал на Костю, и в его глазах накопилось столько невысказанных чувств, что ка­залось, он сейчас заговорит. Когда собачий обед кончился, Костя похлопал пса по спи­не, прицепил к ошейнику поводок, и они отправились на прогулку. Отвисшие углы большого черногубого рта собаки вздрагивали от пружинистых шагов. Иногда боксер поджимал больную лапу. Женечка слышала, как дворничиха им вслед сказала:

- Выставили собаку на балкон и уехали. А она хоть поми­рай с голоду! Люди ведь!..

Когда Костя уходил, боксер провожал его глазами, полными преданности. Его морда была в темных морщинах, лоб пересе­кала глубокая складка. Он молча шевелил обрубком хвоста. Женечке вдруг захотелось остаться с этой собакой. Но Костя спешил дальше. В соседнем доме на первом этаже болел парнишка -  был прикован к постели. Это у него была такса - черная головеш­ка на четырех ножках. Женечка стояла под окном и слышала разговор Кости и больного мальчика.

- Она тебя ждет, — говорил больной.

- Ты болей, не волнуйся, — слышался голос Кости.

- Я болею... не волнуюсь, — отвечал больной. — Может быть, я отдам тебе велосипед, если не смогу кататься.

- Мне не надо велосипеда.

- Мать хочет продать Лаптя. Ей утром некогда с ним гулять.

- Приду утром, — после некоторого раздумья отвечал Костя. — Только очень рано, до школы.

- Тебе не попадет дома?

- Ничего... тяну... Только спать хочется, поздно уроки делаю...

- Если я выкарабкаюсь, мы вместе погуляем.

- Выкарабкивайся.

- Ты куришь? — спросил больной.

- Некурящий, — отвечал Костя.

- И я некурящий.

- Ну, мы пошли... Ты болей... не волнуйся. Пошли, Лапоть!
Таксу звали Лаптем. Костя вышел, держа собаку под мышкой. И вскоре они уже шагали по тротуару. Рядом с сапогами, ботин­ками, туфлями на кривых ножках семенил черный Лапоть. Женечка шла за таксой. И ей казалось, что эта пламенно-рыжая собака обгорела и превратилась в такую головешку. Ей захотелось заговорить с Костей. Расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживал в них веру в человека. Но она молча  шла по следам своего учени­ка, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он менялся в ее глазах, как веточка багульника...  На другой день в конце последнего урока Костя уснул. Он зе­вал, зевал, но потом уронил голову на согнутый локоть и уснул. Зазвенел звонок с последнего урока. Он звенел громко и протяжно. Но Костя не слышал звонка. Он спал. Евгения Ивановна - Женечка — склонилась над спящим мальчиком, положила ему руку на плечо и легонько потрясла. Он вздрогнул и открыл глаза.

- Звонок с последнего урока, — сказала Женечка, — тебе пора.

Костя вскочил. Схватил портфель. И в следующее мгновение скрылся за дверью.

                                            -----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Обсудите  Иногда  люди  ведут себя так, что их трудно понять, — как Костя в этом рассказе. Как вы думаете, что думала о нем учительница до того, как узнала, куда он убегает каждый день после уроков? Изменилось ли ее мнение о Косте потом? Если да, то почему, с вашей точки зрения, могло измениться ее отношение к Косте?

Заботясь о собаках, Костя вносит в свою жизнь много неудобств, ему приходится жертвовать своим свободным временем. Почему он все-таки это делает? Как вы думаете, получает ли он за это какую-то на­граду? Можно ли назвать Костю сопереживающим человеком? Попро­буйте пояснить своими словами, какие поступки говорят о том, что человек способен к сочувствию?  Про кого из своих знакомых вы можете сказать, что главная черта характера этого человека – умение сопереживать? Какие поступки этого человека позволили вам сделать такой вывод?

                                                 ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                                                                 Андрокл и лев.

Жил в Риме бедный раб по имени Андрокл. Его хозяин был жес­токим человеком и так плохо обращался с ним, что Андрокл убежал Он много дней прятался в лесу. Но там не было пищи, и он так ослабел, что чуть не умер. И вот однажды он забрался в пещеру, лег и вскоре заснул. Через некоторое время его разбудил громкий шум. Прямо перед собой он увидел громко рычащего льва. Андрокл очень испугался потому что был уверен, что зверь разорвет его в клочья. Однако вскоре он увидел, что лев вовсе не свиреп, что он хромает, как будто у него болит лапа. Андрокл так осмелел, что взял в руки больную лапу льва, чтобы посмотреть, что с ней. Лев не двигался, только потерся головой о плечо человека, как будто говоря: "Я знаю, что ты поможешь мне".

Андрокл приподнял лапу льва и увидел, что в нее впился боль­шой острый шип, который причинял льву нестерпимую боль. Он ух­ватил пальцами кончик шипа и резко дернул, так что шип оказался в его руках. Лев был очень рад. Он прыгал вокруг, как собака, и ли­зал руки и ноги своего нового друга. После этого Андрокл перестал бояться. А когда наступила ночь, он лег рядом со львом, и они уснули бок о бок. Долгое время лев каждый день приносил Андроклу пищу, и они так подружились, что Андрокл считал свою новую жизнь очень счастливой. Однажды по лесу проходили солдаты и нашли в пещере Андрокла. Они поняли, кто это, и отвели его в Рим. В те времена был закон, согласно которому раб, убежавший от своего хозяина, должен был сразиться с голодным львом. И вот сви­репого льва заперли на несколько дней без пищи и назначили день сражения. В тот день тысячи людей пришли посмотреть на зрелище. Тогда это было в порядке вещей — так же, как  для наших современников пойти в цирк или на футбол. Дверь открылась и ввели несчастного Андрокла. Он был полу­мертв от страха, потому что уже слышалось рычание льва. Он поднял глаза и увидел, что на лицах тысяч зрителей нет и следа жалости. Выпустили голодного льва. Одним прыжком он приблизился к несчастному рабу. Андрокл издал громкий крик, но не от страха, а от радости. Это был его старый друг, лев из пещеры. Люди, желавшие посмотреть, как лев убьет раба, были пораже­ны. Они увидели, как Андрокл обнял шею льва, как лев лег у его ног и радостно облизал их. Затем на их глазах огромный зверь потерся головой о лицо раба, как будто хотел, чтобы его погладили. Они ни­чего не понимали.Наконец Андрокл, обнимая льва за шею, встал перед римлянами и рассказал им, как жил в пещере вместе со зверем.

- Я человек, - сказал он, - но у меня никогда не было друзей сре­ди людей. Лишь этот лев был добр ко мне; и мы любим друг друга, как братья.

Люди были не настолько злы, чтобы и теперь требовать смерти раба. "Живи и будь свободным! - закричали они. - Живи и будь сво­бодным!"

Другие закричали:

— Освободите льва! Пусть оба получат свободу!

И Андрокла освободили, а льва отдали ему в подарок. И они жи­ли в Риме много лет.

                                               ---------------------------------------------------------------------------------------------------------

Обсудите  Почему  Андрокл помог льву несмотря на то, что он сам мог при этом пострадать? Приходилось ли вам когда-нибудь испытывать настолько сильное желание помочь другому челове­ку, что вы совершенно забывали о себе?

После того, как Андрокла поймали, Казалось, что ему не миновать смерти в лапах голодного льва, однако вместо этого он нашел своего старого любимого друга. Можете ли вы вспомнить реально произо­шедшие в жизни случаи, когда чьи-то добрые  дела позже неожидан­ным образом им помогали?

                                               ----------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Rambler's Top100

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.  

Все права защищены © Международная Федерация Образования  2010-2014