17.jpgКто  я?Приходилось ли вам смотреть на себя в зеркало и думать: что это за человек смотрит на меня оттуда? Задумывались ли вы о сложности человеческой души? Представляли ли себя другим человеком? Приходилось ли вам задумываться о доступных вам возможностях? Или о том, каково то сочетание всевозможных черт, которое определяет вашу личность?

Мы хотим научиться понимать себя; осоз­нать, как формируется наша личность; понять, что же делает нас людьми. Мы стремимся преодолеть рутину повседневной жизни, чтобы достичь почти неисследованного мира — ми­ра самопознания. Ибо только познав себя, мы сможем научиться по-настоящему понимать других людей и окружающую нас жизнь; толь­ко тогда мы сможем воплотить те цели, кото­рые мы ставим перед собой в жизни.

Начало самопознания.

Начало самопознания — это осознание того, что мы делаем, и причин, по которым мы совершаем те или иные поступки. Мы можем начать осознавать себя, рассматривая свои мысли, поступки, а также отношение к нам других людей (об этом мы поговорим чуть позже).

Представьте, что вам дано знание как можно лучше узнать человека, которого вы никогда не видели и теперь встречаете впервые. С чего вы начнете? Можно прийти к нему домой в его отсутствие и посмотреть, как он живет, какие книги он читает? Как выглядит его квартира — там чисто и уютно или, наоборот, грязно и все вещи валяются где попало? Какая там атмосфера — теплая и гостеприимная или настолько недружелюбная, что вам поскорее захочется оттуда уйти? Какие цвета он предпочитает? Есть ли какие-то картины или  фотографии? А может быть, все в его доме настолько стандартное, что очень трудно что-то  сказать о вкусах хозяина, и вам кажется, что вы попали в гостиничный номер?  Теперь представьте, что вы проводите несколько часов с этим человеком. Вам неудобно  задавать ему прямые вопросы, и поэтому  вы пытаетесь понять его, наблюдая за тем, как  он проявляет себя в общении, как он воспринимает вас и других людей. Смотрит ли он глаза при разговоре или отворачивается? Как звучит его голос? Как, по-вашему, действительно ли он говорит то, что думает? Представьте, что вы вместе во время снегопада пол часа ждете автобус. Как этот человек себя ведет — через пять минут начинает жаловаться на общественный транспорт или же не обращает внимания на неудобство? Как он прощается при расставании? Смотрит ли он на часы во время разговора? Каково ваше общее впечатление об этом человеке и  его поведении? Представьте теперь, что вам нужно написать  несколько строк о том, что ду­мает этот че­ловек. Конеч­но, на самом деле вы не зна­ете его мыслей, но что вы можете написать, исходя из ваше­го опыта обще­ния с ним? Пред­ставляете ли вы, о чем он думает? Как, по-вашему, соотносятся его мысли и поступки? Какую важную информацию вы можете получить об этом человеке, просто наблюдая за тем, как он живет и общается с людьми?

Вы можете на самом деле сделать это упраж­нение (если у вас хватит терпения и любопыт­ства); собственно, мы постоянно, хотя и нео­сознанно это делаем. Опираясь на свой опыт общения или на опыт своих знакомых, мы ре­шаем, является ли тот или иной человек на­дежным, интересным, умным, добрым и т.п. Но ведь то же самое верно и для нас самих. Другие люди судят о нас на основе наших поступков, которые, в свою очередь, опреде­ляются нашими отношениями и образом мыс­лей. Все это создает наш образ в глазах семьи, знакомых, друзей и просто случайных прохо­жих на улице. И если мы хотим понять самих себя, то, наверное, разумно начать с того, чтобы внимательно понаблюдать за собой, понять, какими мы выглядим в глазах окружа­ющих. Это — отправная точка самопознания.

Как проникнуть в собственные мысли?

Человек может по-разному начать знаком­ство с собой. Один из самых быстрых путей к пониманию собственной природы — это рас­смотрение своих мыслей. Каждую секунду сотни мыслей роятся у вас в голове — на од­ни вы реагируете, другие едва замечаете. О чем вы думаете и как? Думаете ли вы обычно о других людях хорошо или подозреваете в них недостатки, не доверяете им? Склонны ли вы видеть во всем хорошие стороны или часто жалуетесь? Что вы думаете о себе? Ду­маете ли вы обычно о своих слабостях и не­достатках или же о достоинствах думаете не меньше? Размышляете ли вы когда-нибудь о той или иной ситуации, пытаетесь ли поста­вить себя на место других?

Познавая себя, мы обладаем рядом пре­имуществ по сравнению с тем, как постигаем других людей. Мы можем не только рассмат­ривать свои поступки и то, как к нам относят­ся другие люди, но и заглянуть в себя — в свои мысли. Наши мысли скажут нам многое о том, кто мы такие. Если мы честны перед собой, мы сможем начать понимать, почему  мы совершаем тот или иной поступок, а не только что и как мы делаем.

Что я думаю?

  • Есть много способов рассмотреть свои мысли и то, каким образом у вас появляются те или иные мысли­тельные схемы. Вот упражнение, которое может вам в этом помочь: сядьте в тихом месте в удобной позе. Несколько минут концентри­руйтесь только на своем дыхании. Глубоко вдохните и медленно вы­дохните. Повторите это несколько раз. В это время старайтесь ни о чем не думать. Вскоре вы заметите, как много мыслей приходит вам в го­лову. Постарайтесь не сосредото­чиваться на них, пусть мысли сво­бодно сменяют друг друга. Продол­жайте так несколько минут. В кон­це упражнения сразу же запишите все мысли, которые вы запомнили. Не беспокойтесь о том, важны они или нет, просто записывайте все, что помните. Теперь рассмотрите свои записи. О чем же вы думали? Похоже ли это на то, о чем вы ду­маете обычно? Догадывались ли вы, что думаете о стольких вещах од­новременно? Что нового вы узнали о   себе благодаря этому упражнению?

Мысль и поступок: причина и следствие.

Мысли человека и его поступки тесно взаимосвязаны. Многие философы и мысли­тели осознавали эту связь на собственном пу­ти к самопознанию. Собственно, связь между мыслью и действием понимается многими  как причинно-следственная: мысли определя­ют наши поступки. Например, если человек, который в жизни ничего не украл, вдруг ста­новится вором, который ворует все, что плохо лежит, то это можно объяснить постепенным изменением его мыслей. Подобного рода пре­вращение не бывает мгновенным; в течение некоторого времени ему приходили в голову мысли о краже, и, наконец, они вылились в саму кражу. Человек не может стать убийцей, преступником, мошенником без предвари­тельных мыслей о таких вещах. С другой стороны, честный и добрый чело­век тоже становится таким благодаря своим мыслям. Он хорошо думает о других и поэто­му относится к ним с уважением и терпимостью; он считает себя достойным человеком, знает о своих способностях и возможностях, и поэтому у него хорошая работа, которую он любит и в которой преуспевает; он считает свою жену нежной и заботливой, и поэтому у него с ней сердечные отношения. Хотя в каж­дом из этих примеров имеется много факторов, то, как человек думает, очень важно для понимания его жизни.

К счастью, мысли не сделаны из железа — в том смысле, что мы можем изменить свой образ мыслей, если он нам не нравится. Мы не обречены на дурные мысли и, следовательно, на дурные поступки, которые слага­ются в несчастные дни, недели и годы. Соб­ственно, мы всего за час можем изменить свои мысли в желаемом направлении. Пред­ставьте, что каждое утро вы просыпаетесь с мыслью: "Это будет необыкновенный день — лучший в моей жизни. Я буду заниматься в школе, а вечером сыграю свой лучший хок­кейный матч..." Но что будет, если в этот день вы встанете и подумаете: "Господи, еще один день! Это будет худший день в моей жизни. У меня ужасное настроение. Эти жуткие уроки, и этот чертов хоккей, в кото­рый я не хочу играть. Не хочу вставать, жаль, что нельзя оставаться в постели и проспать до завтра". То, как мы думаем, может опре­делить наше счастье.

Позитивное мышление:  путь к формированию характера.

Нелегко находить хорошее в каждом человеке и в каждой ситуации, иначе все бы только это и делали! Кажется гораздо проще отыскивать недостатки в других людях и про­блемы в любой ситуации. Как и всему проче­му, позитивному мышлению нужно учиться, и для этого требуется время.

Можно начать со следующего: представьте, что вы выполняете тайное задание. Вам нужно найти три хороших черты в характерах двух ваших одноклассников, которых вы считаете самыми трудными в общении (или учителя, или кого-то из ваших родных). В конце дня возьмите листок, на котором вы вели записи, подумайте над ним и найдите три хороших черты в собственном характере. На следующий день, когда вы увидите этих людей, вспомните об их хороших чертах и, если между вами воз­никнет конфликт или вы начнете думать о них плохо, постарайтесь уследить за своими мыс­лями и думать о них только хорошее.Хотя это может показаться простым упраж­нением, если вы научитесь сосредоточивать свои мысли на хорошем в людях и окружающих предметах, вы почувствуете в себе перемену. Вы можете тренировать свое мышление и бла­годаря этому определять свой образ мыслей.

  • "Через правильный выбор образа мышления человек может возне­стись к Божественному Совершен­ству; через неправильный выбор он опускается ниже всех животных. Между двумя крайностями нахо­дятся все ступени характера, и че­ловек — их хозяин и создатель".   Джеймс Аллеи

Чтобы по-настоящему понять себя, полез­но рассмотреть, откуда мы пришли, где мы находимся сейчас и куда мы идем. Тогда мы сможем яснее понять смысл нашей жизни и происходящие с нами важные события.

Откуда я?

Каждый человек — часть человечества и в то же время не похож на других людей. Каж­дый из нас родился в результате союза мужчи­ны и женщины, а они, в свою очередь, тоже родились от такого союза. Таким образом, мы — личности, с характеристиками и чертами, которые отличают нас от всех других людей, каждый из нас — уникальное создание. Но мы также тесно связаны со своим родом и нас­ледуем не только физические черты, но и характер своих пап, мам, бабушек и дедушек. Если вы проследите свою родословную на 100 лет назад, вы, вероятно, будете заворожены чертами сходства и различия между людьми, которые были вашими предками.

Хотя мы все столь различны, возможно ли, что су­ществуют нота, которые привязывают нас друг к другу? Существуют ли черты сходства между все­ли людьми, несмотря на различие географического положения национальности или вероисповедания?

Где я?

Для того чтобы понять, где вы сейчас нахо­дитесь, необходимо посмотреть на себя со стороны, чтобы взгляд был более объектив­ным. Представьте, что ваша жизнь — кино, а вы — актер. Теперь посмотрите фильм вашей жизни и задайте себе несколько вопросов:

  •  Как я вижу себя?
  •  Каковы сильные стороны моего характера?
  •  Каковы слабые стороны моего характера?
  •  Как я обычно воспринимаю других людей (в хорошем или дурном свете)?
  •  Что вдохновляет меня?
  •  Что приводит меня в отчаяние?
  •  Каковы мои отношения с родными и друзьями?
  •  Каковы мои нравственные ценности, судя по моим прошлым поступкам?
  •  Как я реагирую на стресс и конфликты?
  •  Веду ли я себя по-разному в зависимости от того, с кем я общаюсь, меняются ли при этом мои нравственные принципы?

 Куда я направляюсь?

Следующий и, вероятно, самый трудный вопрос, который мы себе задаем: что ожидает меня в будущем? Хотя некоторые из нас име­ют определенное представление о том, в ка­ком направлении хотят развиваться, мало у кого есть твердый план. Когда мы не увере­ны, обстоятельства тянут нас за собой, и то­гда, вместо того чтобы сосредоточиться на желаемом, мы отвлекаемся на то, что видим вокруг. Понять, куда мы направляемся, — трудная задача. Чтобы решить ее, нам необходимо иметь представление о том, какими людьми мы хотим стать, как хотим развивать свое "я", чем готовы пожертвовать, чтобы достичь этой цели, и в связи с этим — что для нас по-на­стоящему важно в жизни

Задание

Прочтя эту главу, подойдите к зеркалу. Посмотрите себе в глаза. (Пожа­луйста, прямо в глаза! Не вниз и не в сторону.) Поговорите с собой вслух. Сначала скажите себе три вещи, которые Вам в себе не нравятся. Потом три вещи, которые нравятся, — три комплимента себе! Вам может сде­латься неловко, но все равно смотрите на себя и говорите с собой, да, именно с собой, и не отводите взгляд.

Посмотрите на себя в зеркало, если возможно, во весь рост. Сначала ни­чего не говорите. Теперь попробуйте улыбнуться — тепло, сочувственно, на худой конец, дружелюбно. Все ли ваше лицо улыбается и сияет? Дей­ствительно ли у вас теплый, мягкий, нежный взгляд?

Теперь переключитесь на отстраненный, критический взгляд. Посмотри­те на себя холодно и осуждающе. Теперь угрожающе нахмурьтесь. Как вам все это понравилось? Что получилось естественнее всего? Считается, что глаза — зеркало души. Внимательно посмотрите в зерка­ло в свои глаза. Что они вам говорят о состоянии вашей души?

articles

Для вашего дневника

 "Карта сокровищ".

Закройте глаза и спросите себя: где зарыт мой клад? Какие потенциальные способы во мне не раскрыты? Представьте себе, как выглядит ваш клад.

Нарисуйте свой клад. Потом нарисуйте карту, где к кладу ведет тропа. Эта тропа — ваша жизнь. Покажите препятствия, которые встретились вам на пути к кладу, и то, что помогло вам отыскать его. Это могут быть жизненные обстоятельства или люди. Ес­ли хотите, дайте им названия.

Постарайтесь понять, почему тот или иной человек (или обстоятельства) стал для вас препятствием или, наоборот, помощью на пути к раскрытию ваших возможностей. Запи­шите ваши рассуждения.

Это прекрасное упражнение для дальнейшего исследования ваших скрытых талантов, способностей, желаний. Оно может помочь вам преодолеть то, что ограничивает вас, и использовать все свои внутренние ресурсы для достижения цели.

                                                     ----------------------------------------------------------------------------------------------

 

Приводимый ниже отрывок взят из книги норвежского философа Джостина Гарде-ра' "Мир Софи". Это роман о том, как юная девушка-подросток постепенно откры­вает для себя мир философии.

                                                                                         Сад Эдема

                                                                                                                                             ...когда-то что-то берется из ничего...

Софи Амундсен возвращалась из школы. Первую половину пути она прошла вме­сте с Джоанной. Они говорили о роботах. Джоанна считала, что человеческий мозг — все равно что усовершенствованный компьютер. Софи не была уверена, что согласна. Все таки человек - это не просто кусок металла?

Было начало мая. В некоторых садах деревья были окружены морем цветущих нарциссов. Березы уже покрылись бледно-зелеными листочками. Удивительно, как все прорывается к свету в это время года! Что заставляет всю эту массу зелени появиться из мертвой земли, как только становится тепло и исчезают по­следние следы снега? Открыв садовую калитку, Софи заглянула в почтовый ящик. Обычно в нем лежала куча рекламной почты и несколько больших конвертов для матери, и Софи броса­ла эту стопку на кухонный стол, а потом шла к себе в комнату делать уроки. Однако на этот раз в ящике лежало всего одно письмо, адресованное Софи. На бе­лом конверте стоял адрес: "Кловер Клоуз, 3, Софи Амундсен". И все: адреса отправи­теля не было. Марки тоже не было. Едва закрыв за собой калитку, Софи вскрыла конверт. В нем был только листок бумаги размером с конверт. На нем было написано: "Кто ты? " Больше ничего, только два слова, написанные от руки, и большой вопросительный знак. Она еще раз осмотрела конверт. Письмо явно адресовано ей. Кто мог бросить его в ящик? Софи быстро вошла в дом, бросила на пол портфель. Потом она села в кухне на та­бурет с таинственным письмом в руке.

"Кто ты?"

Она не знала. Да, конечно, она — Софи Амундсен. Но что это значит? Она об этом никогда не думала — до сих пор. Что, если бы ее звали по-другому? Например, Анна Кнутсен. Была бы она тогда другим человеком? Она внезапно вспомнила, что сначала папа хотел назвать ее Лилмор. Софи предста­вила себе, как она знакомится с людьми и говорит, что она — Лилмор Амундсен; но из этого ничего не вышло. Это была другая девочка. Она вскочила и пошла в ванную, все еще держа в руке странное письмо. Она стоя­ла перед зеркалом и смотрела в глаза собственному отражению.

- Я — Софи Амундсен, — сказала она себе. Девочка в зеркале никак не отреагировала. Что бы ни делала Софи, девочка повто­ряла то же самое. Софи попыталась опередить свое отражение, сделав молниеносное движение, но девочка в зеркале не отставала.

- Кто ты? — спросила Софи. На это она тоже не получила ответа, хотя на миг запуталась, кто задал вопрос: она или ее отражение. Софи прижала указательный палеи к носу девочки в зеркале и сказала: "Ты — это я". Поскольку ответа она не получила, она поменяла слова местами и произнесла: "Я - это ты".

Софи Амундсен часто бывала недовольна своей внешностью. Знакомые говорили, что у нее красивые миндалевидные глаза, но ей казалось, что так говорят лишь пото­му, что у нее слишком маленький нос и слишком большой рот. А уши расположены слишком близко к глазам. Хуже всего ее прямые волосы, с которыми ничего невоз­можно сделать. Иногда она казалась себе такой уродливой, что думала, не повредили ли ее при рождении. Мать всегда говорила, что у нее были очень тяжелые роды. Но разве от этого зависит твоя внешность? Не странно ли, что она не знает, кто она? И не глупо ли, что ее родили, не спра­шивая, как она хочет выглядеть? Просто навязали ей внешность, и все. Подружек она может себе выбирать, а вот себя не выбирала. И даже то, что она человек, не зависе­ло от ее выбора.  А что такое человек? Софи снова взглянула на девочку в зеркале.

- Пойду-ка наверх учить биологию, — сказала она, как бы извиняясь. Но, выйдя в коридор, решила: "Нет, лучше пойду в сад".

Стоя на усыпанной гравием дорожке с таинственным письмом в руке, она ощути­ла странное чувство. Ей показалось, будто она кукла, которую вдруг оживили взмахом волшебной палочки. Как странно находиться в мире, полном таких удивительных приключений и не­ожиданностей! Когда Софи стала думать о том, что она живая, она вдруг поняла, что не будет жи­вой всегда. Сейчас я здесь, подумала она, но когда-нибудь я уйду.Существует ли жизнь после смерти?

Софи стояла на дорожке и думала. Она старалась изо всех сил думать о том, что она живая, чтобы забыть, что не будет жить вечно. Но как только она сосредоточи­валась на мысли о жизни, в голову ей тут же приходила и мысль о смерти. Так же и наоборот: лишь вызвав у себя настойчивую мысль, что когда-нибудь она умрет, она могла оценить, как замечательно быть живой. Как две стороны монеты, которую все время подбрасываешь. И чем крупнее и явственнее была одна сторона, тем отчет­ливее становилась и другая.Невозможно осознать, что ты живая, не подумав тут же, что умрешь, размышляла она. Но нельзя и подумать, что умрешь, не подумав, как удивительно быть живой.

Наверное, надо пойти посмотреть, нет ли еще писем. Софи поспешила к калитке и заглянула в зеленый ящик. Она удивилась, обнаружив, что там лежит еще один белый кон­верт, точно такой же, как первый. Но когда она достала первый, в ящике определенно ничего не оставалось! На этом конверте тоже стояло ее имя. Она разорвала его и выта­щила записку такого же размера, как первая.

"Откуда взялся мир?" — было написано там. Не знаю, подумала Софи. Ведь никто, наверное, не знает. И все-таки Софи чувст­вовала, что этот вопрос правильный. В первый раз в жизни она почувствовала, что неправильно жить в мире, даже не поинтересовавшись, откуда он произошел. От таинственных писем у Софи , закружилась го­лова. Она реши­ла пойти поси­деть в шалаше. Шалаш был са­мым укромным местом Софи. Туда она уходи­ла, когда чувствовала себя ужас­но злой, ужасно несчастной или ужасно счастли­вой. Сегодня она была просто в полном замеша­тельстве. Дом был окружен большим садом с множеством клумб, ягодных кустов, плодовых деревьев. В углу сада за кустами малины была гус­тая заросль, где не росли ни цве­ты, ни ягоды. Во­обще-то это была старая живая изгородь,   которая когда-то     была границей леса, но, поскольку за последние двадцать лет ее никто не подстригал, она разрос­лась и превратилась в непроходимую чащу.

Для всех, кроме Софи, старая изгородь была такой же бесполезной, как кроличьи клетки в другом конце сада. Но это потому, что они не знали секрета Софи.Софи, сколько себя помнила, знала, что в изгороди есть маленький проход. Протискиваясь сквозь него, она попадала в большой проем между кустами. Это был как бы маленький домик. Она знала, что там ее никто не найдет. Сжимая в руке оба конверта, Софи пробежала через сад, опустилась на четверень­ки и протиснулась сквозь изгородь. Шалаш был таким высоким, что она могла стоять там почти во весь рост, но сегодня она села на переплетение кривых корней. Софи всегда считала, что сад — это самостоятельный мир. Каждый раз, когда она слышала о библейском Эдеме, он напоминал ей, как она сидит в шалаше, оглядывая свой маленький рай.

"Откуда взялся мир?"Она не имела на малейшего представления. Софи знала, что мир — всего лишь маленькая планета в космосе. Но откуда взялся космос? Возможно, космос существовал всегда, и в таком случае вовсе не надо гадать, отку­да он взялся. Но разве что-нибудь может существовать всегда? Эта мысль вызывала в ней внутренний протест. Ведь все существующее должно иметь начало. Значит, и кос­мос должен был быть когда-то сотворен или начаться как-то еще. Но если космос из чего-то взялся, то это что-то тоже должно откуда-то взяться. Со­фи чувствовала, что только отдаляет решение проблемы. На каком-то этапе что-то должно было появиться из ничего. Но возможно ли это? Или так же невозможно, как мысль, что мир существовал всегда?Она снова заглянула в оба конверта. "Кто ты?", "Откуда взялся мир? " Какие неприятные вопросы! И вообще, откуда эти письма? Это почти такая же не­разрешимая загадка.Кто вытолкнул Софи из повседневного существования и внезапно поставил перед великими загадками вселенной? Сегодня днем в течение двух коротких часов перед ней возникли две проблемы. Пер­вая — кто положил в ящик два белых конверта. Вторая — трудные вопросы, которые бы­ли в записках. Она была уверена, что эти проблемы как-то связаны между собой. Иначе быть не может, потому что до сегодняшнего дня она жила совершенно обычной жизнью. (На следующий день Софи получила другой конверт, в котором находилось еще одно письмо.)

                                         "Что такое философия?"

Дорогая Софи!

Многие люди имеют хобби. Некоторые собирают старые монеты иди иностранные марки, другие вышивают, третьи занимаются спортом.Множество людей любит читать. Но вкусы в чтении самые разные. Одни не читают ничего, кроме газет и комиксов, другие любят романы, третьи предпочитают книги по астрономии, природе и технике.Если я интересуюсь лошадьми иди драгоценными камнями, я не могу ожидать, чтобы все  разделяли мой энтузиазм. Если я с удовольствием смотрю все спортивные программы по телевидению, я должен мириться с тем, что другие люди находят спорт скучным.Неужели нет вещей, которые интересуют всех? Вещей, которые касаются всех — независимо от того, кто они и где живут? Да, дорогая Софи, такие вопросы есть.

Что самое главное в жизни? Если мы спросим об этом человека, который голодает, он ответит: еда. Если спросим того, кто умирает от холода, он скажет: тепло. Если спро­сим человека, которому одиноко, он, вероятно, ответит: другие люди.Но когда эти основные нужды удовлетворены, останется ли что-либо необходимое всем людям? Философы считают, что да. Они полагают, что человек не может жить хлебом единым. Конечно, еда нужна всем. И всем нужна любовь и забота. Но есть и другое, поми­мо этого, что необходимо всем, а именно — узнать, кто мы и зачем мы здесь. Интерес к тому, зачем мы живем, не "повседневный интерес", вроде собирания ма­рок. Люди, которые задают такие вопросы, принимают участие в споре, который длится столько, сколько на земле существует человечество. То, как возникли вселен­ная, земля и жизнь, — вопросы более важные, чем кто выиграет больше золотых меда­лей на Олимпийских играх.

Лучший подход к философии — задать несколько философских вопросов: как был создан мир? существует ли воля, руководящая всеми событиями? есть ли жизнь после смерти?Как можем мы ответить на эти вопросы? И, самое главное, как нам жить? Люди ищут ответы на эти вопросы на протяжении веков. Мы не знаем такой культуры, которая бы не задавалась вопросами, что такое человек и откуда взялся мир. Основных философских вопросов не так много. Мы уже задали несколько самых важных. Но история дает нам много ответов на каждый из вопросов. Так что задавать философские вопросы легче, чем отвечать на них.

Сегодня каждый человек должен находить собственный ответ на каждый вопрос. Невозможно узнать, существует ли Бог или жизнь после смерти, заглянув в энциклопедию. Энциклопедия также не подскажет нам, как жить. Однако, читая о том, как думали другие люди, можно сформулировать и собственное мировоззрение. Философский поиск истины напоминает детективный роман. Одни считают, что убийца — Андерсен, другие — что это Нильсен или Хенсен. Полиция может иногда раскрыть настоящее преступление. Но бывает, что она никогда не доходит до сути, хотя решение существует. Так что, даже если на вопрос трудно найти ответ, он, возможно, существует — единственно правильный. Существование либо продолжается после смерти, либо нет.Аристотель, греческий философ, живший более 2000 лет назад, полагал, что философия начинается с удивления. Но быть живым настолько удивительно, что философские вопросы возникают у людей сами собой.

Так бывает, когда смотришь фокус. Мы не понимаем, как это делается. И мы спрашиваем: как может фокусник превратить два белых шелковых шарфа в одного кролика?Многие люди смотрят на мир так же недоверчиво, как на фокусника, который вдруг вытаскивает кролика из пустой шляпы.В случае с кроликом мы знаем, что это фокус. Мы только хотели бы понять, как он делается. Но когда дело касается мира, все не так просто, ведь мы сами — часть его. Собственно, мы и есть тот самый кролик из шляпы. Единственная разница между нами и этим кроликом в том, что он не осознает своего участия в фокусе. Мы же чувствуем себя частью чего-то таинственного и хотим знать, как это все устроено.

Р.5. Что до белого кролика, то лучше сравнить его со всей вселенной. Мы, живущие здесь, — микроскопические насекомые, которые карабкаются по тоненьким волоскам его меха, чтобы посмотреть прямо в глаза фокуснику.

Ты еще здесь,Софи? Продолжение следует...

Софи была в полном изнеможении. Еще здесь? Она читала, не дыша...

                                                       --------------------------------------------------------------------------------------------------------

 


 

 
Rambler's Top100

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.  

Все права защищены © Международная Федерация Образования  2010-2014