00016На остановке автобуса стояла молодая женщина со скромной сумочкой через плечо. Вечер был теплым, небо темным и почти беззвездным. Только фонари и неоновые вывески магазинов освещали улицу.

Людей на остановке было много, но женщина надеялась, что в автобусе ей удастся сесть, потому что ехать было далеко. Десятки людей проходили мимо, но вот она краем глаза увидела, как к остановке прибли­жаются трое молодых людей. Она заметила, что они шепчутся и подозрительно озираются. Женщина схватилась за сумочку, покрепче при­жав ее к себе, и отвернулась от парней, кото­рые теперь направлялась прямо к ней. Проходя мимо, один из них обратился к ней с вопросом. Она с беспокойством взглянула на него, чтобы ответить, и тут, к ее ужасу, другой парень подошел к ней и потянул к себе ее сумочку. В этот миг третий схватил ее за руки и принял­ся вырывать сумочку. "На помощь! Помогите, кто-нибудь! Пожалуйста! закричала она е надежде, что кто-нибудь придет на помощь. Но ответа не было, только несколько человек остановились посмотреть, что происходит. "Пустите! Пус­тите!" — умоляла она, в то время как парни срывали с нее ожерелье и серьги. В этот мо­мент к остановке подъехал автобус. Несколь­ко человек поднялись по ступенькам автобуса, то же самое сделали и трое грабителей с су­мочкой и украшениями молодой женщины. Она осталась на остановке одна; те, кто смотрел на эту сцену, продолжили свой путь.

Что возмущает вас в этой истории? Как можно было допустить, чтобы это нападение про­должалось, когда люди явно могли помочь без­защитной молодой женщине? Грабители были без оружия,  их можно было бы легко схватить, если бы женщине попытались помочь.Почему такие слу­чаи нередко проис­ходят в действи­тельности? Можете ли вы представить себе, что стоите и наблюдаете подоб­ную сиену? Можете ли представить, что вмешиваетесь? Приходилось ли вам когда-нибудь заду­мываться над тем, как могла бы разви­ваться та или иная ситуация, если бы вы поступили как-то иначе? Ведь каждую минуту мы принима­ем решения, а зна­чит, из многих воз­можностей выбира­ем только одну и все остальные остаются нереализованными.

Прочитайте описание следующих ситуаций и ответьте на вопросы

Вы едете в переполненном автобусе и вдруг замечаете, как у стоящей рядом с вами жен­щины из сумочки вытащили кошелек. Она ничего не почувствовала, и никто, кроме вас, похоже, этого не заметил.

1. Как бы вы поступили в такой ситуации?

2. Что бы вы почувствовали, если бы сами стали жертвой кражи?

Вы заходите в полупустой вагон электрич­ки и видите там двух девушек, болтающих друг с другом. На следующей остановке в эле­ктричку заходят двое парней и начинают от­пускать по поводу девушек двусмысленные шутки. Девушки сидят молча, глядя в пол.

1. Представьте себя на месте девушек. Как бы вы себя чувствовали, если бы к вам отнеслись подобным образом?

2. Как вы думаете, были бы вы благодарны, если бы кто-нибудь заступился за вас и
заставил парней замолчать?

3. Помнили бы вы поступок этого человека или с легкостью забыли бы его?

После школьных занятий вы вместе со сво­ими одноклассниками решаете пойти поиграть в футбол. Два мальчика из вашего класса - Игорь и Антон — сильно не ладят между собой. Вы видите, что сегодня они осо­бенно враждебны друг к другу и явно затевают драку. Они начинают оскорблять друг друга. Вокруг ребят собирается группа старшекласс­ников, кто-то начинает их подзуживать. Вдруг Игорь выхватывает из кармана нож и, ранив Антона в плечо, быстро убегает. Вы и осталь­ные ребята стоите потрясенные.

1. Представьте себе, что вы — тот маль­чик, которого ранили. Чего бы вы ждали от своих товарищей?

2. Как вы думаете, могли бы вы остано­вить эту драку?

                                                          --------------------------------------------------------------------------------------

За время существования человечества ты­сячи поколений сменили друг друга. Кто-то из этих людей оставил столь значительный след в истории, что и многие века спустя о них помнят миллионы, а другие промелькнули, и об их жизни никто ничего не знает. Какова же роль тех и других? О ком человечество хра­нит благодарную память? Какова она — роль личности, роль одного человека? Могут ли усилия лишь одного человека что-то изменить? Мы начали наш разговор несколькими конкретными примерами ситуаций, когда лю­ди (а на их месте могли бы оказаться и вы) стояли перед необходимостью нравственного выбора. Очевидно, что влияние, которое они могли оказать на развитие этих ситуаций, не­посредственно зависело от избранного ими решения. Та роль, которую мы играем в жизни других людей, может быть разной — положи­тельной и отрицательной, может затрагивать только нас самих или узкий круг нашей семьи и друзей, а может влиять на судьбы страны или даже всего человечества. Давайте попро­буем вместе подумать — от чего это зависит?

Чувство долга.

Все мы согласимся, что хотели бы играть в жизни других людей положительную роль, чтобы нас вспоминали с благодарностью, а не с проклятием, чтобы наша жизнь вдохновляла других людей, а не усугубляла их отчаяние и безысходность. Также, наверное, мы хотели бы оставить какой-то след в сердцах больше­го количества людей. Людям, которые оставляют по себе такую память, присуща одна главная черта - они небезразличны. Они готовы вмешаться в сложные ситуации, помочь другим. Что же может заставить человека делать то, что он вроде бы не обязан?

Давайте попробуем вспомнить такое поня­тие, как чувство долга. Что это такое? Разные люди понимают его по-разному. Для кого-то чувство долга ограничено лишь своими собст­венными интересами - я несу обязанности только перед самим собой, отвечаю за свое собственное благополучие. Такого рода миро­воззрение формирует эгоиста, который во имя своих собственных интересов готов по­жертвовать кем угодно и чем угодно. Для других в круг людей, по отношению к которым они испытывают определенные нравственные обязательства, входят семья и друзья. Скажем, представьте себе, что подвыпивший хулиган пристал на улице не к незна­комой девушке, а к вашей сестре или маме. Станете ли вы что-то предпринимать в такой ситуации? Даже если этот человек намного сильнее вас, вряд ли вы просто пройдете мимо. Вы постараетесь хоть чем-то помочь своим близким. Вы просто не сможете безразлично смотреть на происходящее, и вряд ли вас ос­тановит чувство страха. Но есть люди, внутреннее чувство долга которых побуждает их помогать не только близким, но и незнакомым людям, даже если это сопряжено не только с неудобствами, но и с риском для собственной жизни. Однако и здесь встает вопрос - насколько широк тот круг незнакомцев, которым мы готовы по­мочь? Ребята из моей школы? Люди моего го­рода? Моей национальности? Те, кто вызыва­ет у меня симпатию? А что, если в помощи нуждается грязный нищий на улице?

Когда мы говорим о таком "расширенном" внутреннем чувстве долга, то прежде всего на ум приходит патриотизм. Во все века существо­вали люди, для которых глубокая и искренняя любовь к их стране становилась источником неиссякаемого мужества и героизма. Только во время Великой Отечественной войны тыся­чи людей уходили на фронт добровольцами, будучи движимы лишь одним — стремлением защитить свою Родину. Они делали это не по приказу, а по велению своей совести. И в мирное время всегда есть небезразличные лю­ди, которые из любви к своей стране, из любви  к человечеству готовы вставать на защиту прав угнетенных, бороться с несправедливостью.

 "Избегая публичных столкновений, человек обретает убежище в приватной порядочности. Но он вынужден замолчать и закрыть гла­за на несправедливость, творящуюся вокруг  него. Он  не  совершает  ответственных поступков, и репутация его остается незапятнанной, но дастся это ценой самообмана. Что бы он ни делал, ему не будет покоя  от  мысли о том, чего он не сделал. Он либо погибнет от этого беспокойства, либо сделается лицемернее всякого фарисея".

                                                                                     Д.Бонхеффер. "Сопротивление и покорность".

Что я могу сделать?

Итак, какова роль личности? Может ли один человек что-то изменить? Все это зависит от того, какой это человек. Если он озабочен только своим собственным благополучием, то в лучшем случае он не ос­тавит по себе никакой памяти или же прине­сет другим несчастье. Особенно это страшно. когда человек наделен властью. История лю­бой страны знает примеры правителей, кото­рые во имя поддержания собственной власти творили страшные беззакония, по их приказу гибли тысячи ни в чем не повинных людей. Роль таких личностей велика, но — страшна. Многие считают, что какое-то реальное влияние на судьбы других людей, жизнь страны может оказать только человек, наделенный властью, богатством, положением. Конечно, частично это так. Чем большей властью обла­дает человек, тем легче ему оказывать влия­ние. Но ведь власть бывает разной — власть денег, власть страха или власть любви. И на­ряду с этим все мы знаем примеры людей, не обладавших при рождении никакими внешни­ми преимуществами, но многого добившихся в жизни благодаря своей целеустремленности, решимости, таланту. Если мы заранее решим, что у нас ничего не получится, что мы хотим быть лишь маленькими "винтиками", то так оно и будет. В конце концов многое зависит именно от нас самих. Чем глубже сердце человека, чем больше оно может в себя вместить, тем значительнее роль такой личности. Чем больше в человеке любви и чем щедрее он отдает эту любовь дру­гим, тем большее влияние он может оказать на судьбы этого мира. Мы уже говорили о Махатме Ганди и Мартине Лютере Кинге, ко­торые, без сомнения, являются примерами людей, существенно повлиявших на ход исто­рии. Если мы обратимся к истории России, то также увидим много праведников, и один из первых в их ряду — св. Сергий Радонежский, который является не только величайшим свя­тым православной церкви. Невозможно пере­оценить его роль в деле объединения раздроб­ленных русских земель; лишь благодаря его духовному авторитету перед Куликовском битвой произошло примирение князей, признавших главенство Дмитрия Донского, и это определило победу российских войск в столь важном для страны сражении. Люди, выбирающие подобный путь пра­ведности, сталкиваются с немалым количест­вом препятствий. Нередко чем больше люд­ских судеб затрагивает тот или иной человек, тем большее противостояние он встречает. Но наградой всему — чистая совесть. И благодар­ность тех, что смогли увидеть чистоту и пра­ведность. А все, что осталось неразрешенным при жизни, рассудит время.

 "Человека никогда не будут хвалить все. Ес­ли он хороший, дурные люди будут находить в ним дурное и будут или смеяться над ним, или осуждать его. Если он дурной, хорошие не будут одобрять его. Для того чтобы все хвалили человека, ему надо перед добрым притворяться добрым, а перед дурным — дурным. Но тогда и те и другие угадают при­творство, и те и другие будут презирать его. Одно средство: быть добрым и не заботиться о мнении других, а награду за свою жизнь искать не в мнении людском, а в себе."

                                                                                                             Л. Н. Толстой.

Декабристы.

Рассуждая о роли личности в истории, мы сталкиваемся с правомерным вопросом: если это правда, что многое зависит от самого человека, почему же случаются неудачи, ког­да люди, действуя из самых искренних побуждений, пытались помочь людям, своей стране и потерпели, казалось бы, полное поражение? В чем состоит роль таких личностей? Может быть, все их усилия были напрасны? Наверное, одним из лучших примеров такого рода является восстание декабристов 1825 года. Чего они добились своей демонст­рацией? Пятеро повешены, десятки сосланы на каторгу, а потом — на поселение в Сибирь. Следствием восстания было ужесточение ре­акции; декабристов сменило поколение 30-х годов с их нигилизмом и неверием в возмож­ность перемен. Только тридцать лет спустя, в 1856 году, декабристам было разрешено вер­нуться из ссылки. Но до этого времени дожили немногие из них. Так, значит, все их усилия, их жертва были впустую? Да, на многие вопросы не бывает легких ответов. Но задумайтесь на минуту — кому вы больше симпатизируете, на кого хотели бы походить — на одного из декабристов или на людей, которые несколько десятилетии спустя пришли им на смену, — террористов, пытав­шихся покончить с самодержавием с помо­щью бомб?

Почему имена Бестужева, Якушкина, Вол­конского, Муравьева-Апостола, Пестеля и других декабристов до сих пор вдохновляют нас? Почему появляются все новые книги и фильмы об этих людях? Наверное, многие из вас смотрели фильм "Звезда пленительного счастья", основанный на реальных историче­ских фактах и документах. Удивительно красивый фильм о жертвенности, преданности Отчизне и любви. Не значит ли все это, что эти личности и до сих пор продолжают оказывать на нас очень существенное влияние? Да, это было страшно и несправедливо — то, что с ними произошло. Но можно ли считать, что их жизни оказались загубленными зря? Например, задумывались ли вы над тем, что делали эти люди в изгнании — после того как были уже освобождены из рудников? Что дела­ли их жены, последовавшие за ними в Сибирь? Каковы истоки таких городов, как Иркутск, Чита, Тобольск, Красноярск?

Живя в Сибири, декабристы и их семьи за­нимались просветительством, учили местных детей грамоте, снабжали молодежь книгами, становились центром духовной жизни горо­дов. Благодаря им многие сибирские поселе­ния превратились из крошечных захолустных деревушек в приличные города, декабристы привезли с собой новый дух свободолюбия, стремления к знаниям, они закладывали новые традиции. Именно поэтому во многих городах Сибири и поныне так чтут декабристов. Вот, например, что писал об этом в своих записках М.А. Бестужев: "Наше присутствие в заводе имело благодетельное влияние на укрощение буйного произвола начальствующих, произвола, повсеместно заменявшего все божеские и чело­веческие законы... В эпоху прибытия нашего в Читу это была маленькая деревушка заводско­го ведомства, состоявшая из нескольких полу­разрушенных хат.     Наше почти трех­летнее   пре­бывание обо­гатило   жи­телей и вмес­те с тем украсило  город десятком хо­роших домов. У   жителей появилось до­вольство, до­ма    приняли более благообразный вид, костюмы - более опрятный, и прежде оборванные ребятишки уже в чистых рубашонках не чуждались нас... "

А жены декабристов? Можно ли найти пример более глубокой, преданной, жертвен­ной любви, чем тот, что явили нам эти мужест­венные женщины? Давайте вместе прочитаем отрывок из воспоминаний И.Д. Якушкина.

"Когда я приехал в Читу, там были уже кня­гиня Трубецкая, княгиня Болконская, Муравье­ва, Нарышкина, Ентальцева и Давыдова. Все они покинули родных и всех своих близких, а Муравьева и княгиня Болконская расстались с малолетними детьми своими, может быть, навсегда, и отправились в Сибирь с твердым желанием делить участь мужей своих и в на­дежде жить с ними вместе; но и эта скромная надежда для них не сбылась. По прибытии в Читу они имели только возможность видеться со своими мужьями два раза в неделю, и всякий раз не более, как на несколько часов. Всякий день каждая из них подходила украдкой к час­токолу, чтобы взглянуть на своего мужа и перемолвить с ним несколько слов, но и это утешение не всегда им удавалось: часовые име­ли строгое приказание никого не подпускать к острогу, и нередко случалось, что часовой, ис­полняя приказ начальства, отгонял посети­тельницу прикладом".

Но даже в этих условиях ничто не могло сму­тить жен декабристов - молодых женщин из самых аристократических семей России. Не правда ли, наше сердце не может не отозваться на строки, по­добные   тем, что написала в своих  воспо­минаниях Ма­рия   Никола­евна Волкон­ская. "Я тоскую о  той   минуте, когда    надо мной сжалят­ся и заключат меня  вместе с моим   бедным Сергеем;   видеть его лишь два репа в неделю очень мучитель­но; и верьте мне, что счастие найдешь всюду, при любых условиях: оно зависит прежде всего от на­шей совести; когда выполняешь свои долг, и вы­полняешь его с радостью, то обретаешь душевный покой ". Эта женщина имела право написать та­кие слова о счастье. В ее устах они — не пустая фраза и не позерство. В них — сама жизнь.

И еще один пример. Как вы думаете, что общего между молодой очаровательной француженкой Полиной Гебль и женой ссыльно­каторжного Прасковьей Анненковой? После долгих прошений Полина Гебль, не говорив­шая ни слова по-русски, добилась разреше­ния царя поехать в Сибирь за своим женихом, Иваном Александровичем Анненковым. Вот как их венчали: "Веселое настроение исчезло, шутки замолкли, когда привели в оковах жениха и его двух товарищей... которые были нашими шаферами. Оковы сняли им на паперти. Цере­мония продолжалась недолго, священник торо­пился, певчих не было. По окончании церемонии всем трем, т.е. жениху и шаферам, надели сно­ва оковы и отвели в острог... " Впереди было тридцать лет изгнания. И при этом всё что пи­шет эта удивительная женщина в своих воспо­минаниях о времени, проведенном в Сибири вместе с женами других декабристов: "Надо со­знаться, что много было поэзии и в нашей жизни. Если много было лишений, труда и всякого горя, зато много было и отрадного. Все было общее — печали и радости, все разделяюсь, во всем друг другу сочувствовали. Всех связывала тесная дружба, а дружба помогала переносить неприят­ности и заставляла забывать многое ". Не кажется ли вам, что роль личностей, подобных этим людям, не измерима никакими словами и внешними достижениями? И не хо­телось бы вам стать для других примером тако­го же мужества, самоотверженности и любви?

 Для вашего дневника

Постарайтесь собрать по-возможности больше сведений о каком-нибудь, реальном человеке,  который всю  свою жизнь боролся за справедливость, помогая другим.

Какой был этот человек? Что этот человек совершил?

Каков его вклад в историю?

Представьте себя этим человеком. Что побуждало вас рисковать собой, помогая другим людям?

                                                                 --------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Rambler's Top100

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.  

Все права защищены © Международная Федерация Образования  2010-2014