Рейтинг пользователей: / 20
ХудшийЛучший 

iCAF9TS8C  Пока мы растем, мы хотим, чтобы наши " родители любили нас. Но мы также хо­тим, чтобы нас уважали, чтоб не оскорбляли наше достоинство, то есть относились к нам так, как мы, по нашему мнению, заслужи­ваем.

Что такое уважение? Уважать — значит выказывать понимание значимости, ценности кого-либо или чего-либо. Уважение имеет три основные формы:

  • уважение к себе;
  • уважение к другим людям;
  • уважение ко всем формам жизни и  окружающей среде.

Выказывая унижение к другим, мы должны в то же время осознавать ценность собствен­ной жизни, обладать чувством собственного достоинства. Поэтому неправильно преда­ваться саморазрушительным видам поведения, таким, как злоупотребление наркотиками или алкоголем. На самом деле если мы не любим и не уважаем себя, то нам будет очень трудно любить и уважать других людей. Поэтому Иисус Христос сказал: "Возлюби ближнего,  как самого себя". Уважение к другим означает, что мы отно­симся к другим людям, даже тем, кого не любим, как к достойным и имеющим равные с нами права. В этом состоит суть золотого правила: "Поступай с другими так, как хочешь,  чтобы поступали с тобой". Продолжением уважения к людям является уважение к собственности. Уважение ко всему многообразию жизни исключает жестокость к живот­ным и призывает нас с заботой отно­ситься к окружающей среде, к хрупкой экосистеме, от которой зависит вся жизнь. В эту сферу входит также уваже­ние к неодушевленному миру — тому, что создано природой и руками людей. Уважение проявляется в наших по­ступках. Гете говорил, что нет такого внешнего проявления вежливости, ко­торое не имело бы глубокой нравствен­ной основы. Поэтому, когда родители воспитывают ребенка, одна из главных их забот - научить его вести себя в обществе, быть вежливым, относиться к людям с уважением. Вот отрывок из "Правил вежливости а разговоре между людьми" - французской книги XVII ве­ка, которую некогда мальчики перепи­сывали и заучивали наизусть:

  • Каждый поступок, совершенный в присутствии людей, должен выра­жать уважение к присутствующим.
  • Не говори, когда говорят другие; не сиди, когда другие стоят; не иди, когда другие останавливаются.
  • Не поворачивайся к другим спиной, особенно когда говоришь; не толкай стол, за которым другие читают или пишут, не облокачивайся ни на кого.
  • Не читай писем, книг и газет в присутствии других, но если это необходимо, следует попросить у них разрешения.
  • Не выказывай радости несчастью друго­го, даже если это твой враг.
  • Если ты должен дать кому-то совет или упрекнуть, подумай, как лучше это сде­лать: наедине или при людях; сейчас или в другое время; какими словами это вы­разить; при упреках не выказывай гнева, а говори с кротостью и мягкостью.
  • Не спеши верить слухам, порочащим других.
  • Водись с достойными людьми, если це­нишь свою репутацию, 'ибо лучше быть  одному, чем в дурной компании.
  • Не подступай к другим с упреками, бра­нью или проклятиями.
  • Не осуждай несовершенства других, ибо это -  удел их родителей, учителей и  старших.
  • В споре не столько стремись одержать  верх, сколько дай каждому высказать   свое мнение.
  • Не говори дурно об отсутствующих, ибо  это несправедливо.
  • Эти правила различаются по своей значи­мости, однако все они выражают одно — сте­пень нашего уважения к людям.

Есть также правила этикета, которые опре­деляют надлежащее поведение в обществе. Вежливость и учтивость позволяют людям ла­дить друг с другом, решать проблемы приемле­мым и достойным путем. Вот отрывок из книги конца XIX века под названием "Правильное поведение. Полный справочник по этикету".

Азбука этикета.

  • Никогда не нарушай своих обещаний и договоренностей ни деловых, ни светских. Если ты вынужден это сделать, тут же извинись, либо письменно, либо лично.
  • Будь пунктуален, точен в платежах, чес­тен и вдумчив во всех своих делах, с бо­гатыми и бедными.
  • Никогда не заглядывай через плечо чи­тающему, не встревай в разговор, в ко­тором тебя не приглашают участвовать.
  • Говори правду во всякое время и во всяком месте. Лучше иметь репутацию правдивости, чем остроумия, ума и блеска.
  • Избегай замечаний по поводу чужой  одежды, манер и привычек. Следи,  чтобы ты сам был безупречен в этом  отношении, и ты увидишь, что тебе о  многом придется позаботиться.
  • Всегда думай об удобстве и удовольст­вии других. Лучшее место в своей комнате предоставь даме, пожилому человеку или инвалиду.
  • Не задавай вопросов о делах своего друга, если он не ищет твоего совета. Тог­да он скажет тебе все, что ты, по его мнению, должен знать.
  • Настоящие леди или джентльмены -  это те, кто заслуживают этого звания,  никогда не обидят человека противопо­ложного пола словом или поступком.
  • Всегда помни, что одолженная тобой  книга  - не твоя, и не одалживай ее  другим.
  • Всегда говори о своей жене или муже с  величайшим уважением.
  • Если тебе нужно нанести визиты, будь  пунктуален. В противном случае твои  друзья могут обоснованно подумать,  что ты обижаешь их.
  • Если за твоим столом или в твоем при­сутствии подаются вино и крепкие на­питки, не принуждай других пить, если они к этому не склонны.

Уважению мы учимся в семье, глядя, как наши родители относятся к нам и к другим людям. Родители учат нас уважать вещи: не ломать их и не трогать того, что принадлежит другим. Они учат нас не драться с братьями и сестрами, быть вежливыми с гостями. Мы узнаем, что существуют общепринятые нормы поведения. Когда мы грубы, мы ожидаем наказания, а когда ведем себя достойно -  поощрения. Если кто-то груб с нами, мы оби­жаемся. Так происходит потому, что любое проявление неуважения несет в себе скрытый смысл: "Ты ничего не стоишь. Твои чувства и мысли никому не важны. Нечего с тобой счи­таться". Следовательно, уважение означает при­знание того, что все мы люди, все одинаковы. Каждый человек обладает неповторимой цен­ностью, и нельзя относиться к нему как к орудию достижения своих целей. Мы можем происходить из разных семей, иметь разную национальность, принадлежать к разным расам и исповедовать разные религии. Мы можем не понимать друг друга и даже не любить, Однако мы должны уважать друг друга и относиться к людям так, как хотим, чтобы они относились к нам.

Терпимость.

Рели мы глубоко убеждены в чем-то и это для нас очень важно, нам бывает трудно ува­жать человека, который думает по-другому. Мы полагаем, что мы правы и что иначе нельзя. В таком случае мы можем считать человека врагом не потому, что он что-то сделал нам лично, а потому что его правда не похожа на нашу. Более тою, мы полагаем, что его прав­да ложна л опасна, Именно поэтому на протя­жении истории религиозные люди так часто воевали и даже убивали друг друга. С обеих сторон можно было найти искренних и нрав­ственных людей, просто они не проявляли терпимости друг к другу. Однако наряду с этим во многих странах развивалась традиция религиозной терпимости, и к настоящему времени люди не подвергаются дискриминации из-за своих религиозных убеждений. Общество становится гораздо богаче, если мы с тер­пимостью относимся к различным мнениям и странностям других людей. При этом, конеч­но, важно помнить, что терпимость имеет пределы. Мы не должны терпеть несправед­ливость, зло, продажность, ложь. Все это го­ворит об отсутствии уважения. Есть христианское высказывание о том, что нужно "любить грешника, но ненавидеть грех". Если люди поступают плохо, следует поправить их и при необходимости наказать. Но в то же время к ним нужно относиться с уважением. Даже преступник имеет право на элементарное человеческое уважение, хотя он и заслуживает наказания за свое преступление.

Эмпатия.

Если мы хотим чувствовать более глубокое уважение к другим людям, то это можно сде­лать через развитие эмпатии. Эмпатия — это способность взглянуть на мир глазами другого человека; умение чувствовать так, как чувст­вует он, и думать так, как думает он. Испыты­вая эмпатию к человеку, мы не обязательно симпатизируем ему или соглашаемся с ним. Однако это означает, что мы пытаемся понять его, воспринять события с его точки зрения. Всем нам легко судить и критиковать других людей, не понимая их. Но есть мудрое изречение американских индейцев: "Не суди другого, пока не прошел милю в его мокасинах".

  • Кто хочет взять заостренную палку, чтобы проткнуть птенца, пусть сначала попробует на себе, чтобы почувствовать, как это больно./ Африканская пословица.

Научиться эмпатии нелегко, особенно ес­ли человек нам несимпатичен. Однако это очень важная способность. Вот несколько во­просов, которые можно задать себе, чтобы понять положение другого человека. (Это относится ко всем ситуациям и может поз­волить вам понять ваших родителей или дру­зей, когда вы с ними в ссоре.)

1. Что чувствует этот человек?

2. Что бы я почувствовал на его месте?

3. Какого бы я хотел отношения к себе, будь я на месте этого человека?

Эмпатия ведет к пониманию и сочувствию. Наши различия могут быть причиной радос­ти, а не конфликтов и разногласий. Если все люди стремятся к уважению, то в чем заключается уважение к другим? Чтобы ответить на этот вопрос, мы можем спросить: "Как я хочу, чтобы со мной поступали?"

  • Чтобы признавали мою собственную  ценность, а не использовали меня в  своих целях.
  • Чтобы относились бережно, без насилия.
  • Чтобы принимали меня как личность, не унижали за принадлежность к ка­кой-либо группе или категории людей.

В 1959 году белый американский журналист, который не мог оставаться равнодушным к проблемам расовой дискриминации в Америке, прошел медицинскую процедуру, которая вре­менно сделала его кожу темно-коричневой. Он понимал, что единственный способ понять про­блемы и суть противоречий между черными и белыми американцами — это жить в обоих ми­рах. О пережитом он написал книгу, просла­вившуюся на всю страну: "Черный, как я". Вот небольшой отрывок из этой книги Дж. Гриффина.

В помещении автобусной станции я стал искать указатель зала для чернокожих, но не . его. Я подошел к билетной кассе. Когда  кассир меня увидела, ее вообще-то привлека­тельное лицо приняло кислое выражение, под­черкнуто кислое. Это было так неожиданно и так спонтанно, что я поразился.

- Вам чего? — бросила она.

Стараясь придать своему голосу вежливое звучание, я спросил, когда отходит ближай­ший автобус на Геттисберг.

Она грубо ответила и поглядела на меня с таким отвращением, что я понял: вот что на­зывается "взгляд, полный ненависти". На меня так смотрели первый раз в жизни. Ее взгляд вы­ражал гораздо больше, чем то случайное неодо­брение, с которым мы время от времени стал­киваемся в жизни. В этом взгляде было столько преувеличенной ненависти, что мне стало бы смешно, если бы это не было так неожиданно.В голове у меня вертелся вопрос: "Прости­те, я вас, кажется, чем-то обидел?" Хотя я понимал, что я сам здесь ни при чем: ее обидел цвет моей кожи.

- Пожалуйста, билет до Геттисберга в один конец, — попросил я и положил на прила­вок кассы десятидолларовую купюру.

- У меня сдачи нет, — отрезала она и от­вернулась, как будто разговор окончен. Я остался у окошка, чувствуя страшное одиноче­ство и не зная, что делать дальше. Вскоре она снова повернулась ко мне и, побагровев, почти  закричала: "Говорю — сдачи нет".

- Я уверен, — сказал я деревянным голосом, - что кто-нибудь в вашем учреждении спосо­бен разменять десятидолларовую бумажку. Может быть, директор...

Она в ярости вырвала у меня бумажку и ото­шла от окошка. Миг спустя она появилась и швырнула сдачу на прилавок с такой силой, что деньги посыпались на пол мне под ноги. Я просто не мог прийти в себя, видя отчаянную ярость, ко­торая охватывала ее при каждом взгляде на ме­ня. В ее поведении было столько злобы, что мне стало ее жаль, должно быть, это отразилось на моем лице, потому что она покраснела еще больше. Бесспорно, она считала, что со стороны негра жалеть ее — безусловная наглость.

Я оставался тем же человеком, изменился только цвет моей кожи. Однако, будучи белым, я получал улыбки братской любви и помощь со стороны белых и взгляды, полные ненависти или же подобострастия со стороны черных. А когда я стал черным, белые ста­ли относиться ко мне с презрением и брезгли­востью, а негры — с большой теплотой.

Мы видим, что в приведенном отрывке журналист мог испытывать эмпатию по отно­шению к неграм, а белая дама не была на это способна. Проблема в том, что она отнеслась к нему не как к человеку, а как к "чернокоже­му". Стереотип, выработавшийся у нее по отношению к чернокожим, стал причиной столь негативного отношения к стоявшему перед ней человеку. У всех нас имеются свои собственные стереотипы и предрассудки, которые метают нам даже подойти к другим людям как к личностям. Так, что давайте рас­смотрим этот вопрос.

Обобщения.

Наша первая встреча с человеком из опре­деленной школы, города, страны очень важна. Впечатление, которое он производит на нас (и мы на него), вероятно, станет основой нашего мнения о том, каковы там люди вообще. Если он вам не понравится, вы сочтете, что все люди из этой школы, города или страны тоже такие. Поэтому так важно достойно вести себя, когда вы сами отправляетесь куда-либо,  например уезжаете за границу. Хотите вы то­го или нет, но при встрече с вами люди будут смотреть на вас как на представителя вашей страны и соответственно судить о ней. Если нам не нравится некий человек из какой-либо страны, мы, скорее всего, решим, что там все такие. Только если позже мы встретим других людей, которые ведут себя по-другому, наше мнение может измениться. Таким образом, постепенно у нас возникает понимание того, что представляют собой люди из определен­ных групп. Живя в мире, мы просто не имеем доста­точно времени, чтобы обо всем и обо всех судить по собственному опыту. И мы, естест­венно, прибегаем к обобщениям, которые дают нам приблизительное представление о том, чего можно ожидать от определенных людей или предметов. Это помогает нам быстрее принимать решения. Например, обобщение,   что быки опасны, может не касаться каждого быка в отдельности. Но если мы идем по полю, где пасется бык. то разумнее проявить осторожность, нежели на собственном опыте убедиться в правильности обобщения (если, конечно, мы не собираемся стать матадорами). Разумеется, чтобы правильно принимать ре­шения, нужно брать за основу как можно более точные обобщения. Интересно проследить за развитием и из­менением таких обобщений. Например, сорок лет назад автомобили японского производства делались из металлолома и часто были низкого качества. В результате и репутация у них была не самая высокая. Разумные люди учитывали это, когда решали вопрос о покупке автомо­биля. Однако с годами качество японских товаров повышалось, и теперь они считаются очень качественными и дорогими. Важность высокой репутации является причиной того, что многие предприятия идут на большие за­траты для создания и поддержания имиджа фирмы, основанного на качестве.

Стереотипы.

Стереотипы по отношению к людям действуют сходным образом. Многие имеют набор представлений и ожиданий в отношении людей противопо­ложного пола, определенной расы или национальности. Поэтому при встрече с предста­вителями той или иной группы они уже ожидают от них опре­деленного поведения. Если эти представления верны, то они помогают человеку успешно раскрыться. Это очень мудро. Ес­ли некая группа людей прослы­ла бесчестной, то меньше веро­ятность того, что кто-то ока­жется обманутым. Точно так же - доверять скорее будут тому, кто принадлежит к группе, име­ющей высокую репутацию. Та­кое знание, если оно точно,  очень ценно. Поэтому бизнесмены и туристы сначала какое-то время изучают нравы и обычаи страны, которую они собираются посе­тить, чтобы знать, чего можно ожидать. Чело­век, который путешествует по свету, ожидая от всех честности, очень наивен; тот же, кто ожидает от всех бесчестности, упустит много возможностей приобрести новых друзей. Проблема заключается в том, что подобные обобщения нередко становятся сте­реотипами - упрощенными и косными пред­ставлениями, которые часто оказываются искаженными и преувеличенными. Обычно в них есть крупица правды, потому что иначе они бы не появились, но всего лишь крупица. Обладающий стереотипами человек не может нормально общаться, адекватно оценивать ситуацию в обществе, ибо его представления искажены. Это является результатом умствен­ной лености. Человек, не утруждающий себя тем. чтобы выяснить что-либо самостоятель­но, усваивает лишь чужие мнения из вторых рук, не проверяя их. Стереотипы иногда могут быть благопри­ятными (все англичане джентльмены), иногда забавными (у всех шотландцев глубо­кие карманы и короткие руки), а иногда и злобными (все евреи - обманщики). Они мо­гут быть умышленно искажены из-за чувства расового или национальною превосходства или из чистого невежества. Стереотипы часто возникают из-за страха перед неизвестным и неприязни к иному, отличному от привычно­го. Какая-либо группа людей для доказатель­ства своего превосходства и оправдания не­приязни по отношению к другой группе мо­жет создать стереотип, изображающий пред­ставителей первой недочеловеками. В этом случае человек отказывается принимать то, что не соответствует его стереотипу о данной группе. При этом к людям, которые не "впи­сываются" в рамки стереотипа, порой относят­ся с еще большей ненавистью, чем к тем, кто подтверждает эти ложные представления.

Из сказки Е. Шварца "Дракон"

Ланцелот: что он (дракон) еще сделал доброго?

Шарлемань: Он избавил нас от цыган.

Ланцелот: Но цыгане — очень милые люди.

Шарлемань: Что вы! Какой ужас! Я, правда, в жизни своей не видал ни одного цыгана. Но я еще в шко­ле проходил, что это люди страшные.

Ланцелот: Но почему?

Шарлемань: Это бродяги по природе, но крови. Они - враги любой государственной системы, иначе они обосновались бы где-нибудь, а не бродили бы туда-сюда. Их песни лишены мужественности, а идеи разрушительны. Они воруют детей. Они про­никают всюду. Теперь мы вовсе очистились от них, но еще сто лет назад любой брюнет обязан был доказать, что в нем нет цыганской крови.

Ланцелот: Кто вам рассказал все это о цыганах?

Шарлемань: Наш дракон. Цыгане нагло выступали против него в первые годы его власти.

Ланцелот: Славные, нетерпеливые люди.

Предубеждения.

Стереотипы могут привести к развитию предубеждения - суждения или мнения, ко­торое предшествует знанию фактов. В таких случаях человека считают виновным не за совершенные им поступки, а за принадлежность к той или иной группе. Подобные предубеж­дения неоднократно приводили к бесчеловеч­ному отношению к людям. Мы уже говорили о том, как антисемитизм привел к холокосту, но было множество других подобных трагедий: уничтожение "кулаков" на Украине в 1930-е годы, работорговля, отношение британцев к аборигенам Австралии и Тасмании, недавняя племенная резня в Руанде и Бурунди.  Стереотипы часто передаются из поколе­ния в поколение. Они опираются только на чувства, обычно довольно сильные, и не имеют рационального основания. Их живучести способствуют средства массовой информации, школы; они раздуваются политиками  для завоевания популярности помощью нападок на непопулярные меньшинства. Стереотипы также передаются в шутках и анекдотах о представителях разных рас и народов.  Люди, позволяющие себе такие словесные оскорбления, говорят, что в этом нет ничего  страшного, так как поблизости нет никого из представителей этой группы, и никто не обидится. Но, рассказывая такие анекдоты и сме­ясь над ними, они создают ядовитую атмосфе­ру неуважения к членам какой-либо группы. Поскольку стереотипы выражают иска­женный взгляд на реальность, они вредны как для их носителя (поскольку он не может при­нимать обдуманных решений), так и для чело­века или группы, против которых они направ­лены (поскольку ведут к их оскорблению). Поэтому каждому человеку необходимо пере­сматривать мнения и предубеждения, унаследованные от родителей и общества, убедиться, насколько они соответствуют истине. Это так­же означает постоянную осторожность в усво­ении новых стереотипов относительно новых групп людей.

  • Унижая человека, ты унижаешь и частичку собственной души, что никогда не даст тебе подняться так высоко, как ты бы мог без это­го унижения./ Мариан Андерсон, знаменитая афро-американская певица.

Вопросы для размышления

Как вы думаете, что чувствовал автор книги "Черный, как я", когда он убе­дился, что к нему относятся по-разному в зависимости от цвета кожи?

Как вы думаете, изменились ли его мысли, ценности и желания после того, как он изменил цвет кожи?

Что  говорит этот отрывок о том, как одни люди судят о других?

Как  вы считаете, есть ли у вас стереотипы и предрассудки? Если да, то в чем они проявляются?

 

Для вашего дневника

Почему мы должны уважать всех людей, а не только тех, кто, по нашему мнению, достоин уважения?

Вспомните группу людей, которая вам неприятна. Перечислите свои представления и чувства, которые вы связываете с этими людьми. Затем попробуйте вспомнить, каковы источники вашего предубеждения против  них. Основаны ли ваши представления на истине? Как они развивались? Хотите ли вы передать их другим людям? Ни один человек и ни одна группа не может воплощать в себе только зло. Что хорошего вы видите в этой группе людей?

                                                                 ---------------------------------------------------------------------------

 

                                                                                Пророк

                                                    С тех пор как вечный судия мне дал всеведенье пророка.

                                                    В очах людей читаю я страницы злобы и порока.

                                                    Провозглашать я стал любви и правды чистые ученья:

                                                    В меня все ближние мои бросали бешено каменья.

                                                    Посыпал пеплом я главу, из городов бежал я ниши и.

                                                    И вот в пустыне я живу, как птицы, даром Божьей пиши;

                                                    Завет предвечного храня, мне тварь покорна там земная;

                                                    И звезды слушают меня, лучами радостно играя.

                                                    Когда же через шумный град я пробираюсь торопливо.

                                                    Что старцы детям говорят с улыбкою самолюбивой:

                                                   "Смотрите: вот пример для вас! Он горд был, не ужился с нами:

                                                    Глупец, хотел уверить нас, что Бог гласит его устами!

                                                    Смотрите ж, дети, на него: как он угрюм, и худ, и бледен!

                                                    Смотрите, как он наг и беден. Как презирают все его!"

                                                                                                                     М. Ю Лермонтов

                                                           ----------------------------------------------------------------------------------------------

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Rambler's Top100

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.  

Все права защищены © Международная Федерация Образования  2010-2014