0002  Косте были очень нужны деньги. Поэтому на миг он   почувствовал искушение, взять тайком магнитофон, стоявший ни учитель­ском столе в кабинете математики. Ветер приоткрыл дверь, и Костя видел, что учите­ля в комнате нет.

 Выло бы очень просто сунуть магнитофон в портфель и выйти из школы. Едва ли его бы поймали, и Косте больше не пришлось бы беспокоиться из-за своих денежных затруднений. Но вес же вну­тренний голос говорил Косте, что этого делать нельзя. "Почему я не могу взять и украсть магнитофон? - размышлял он, идя по коридору. — Почему совесть осложняет мне жизнь? Я знаю многих людей, которые украли бы его не колеблясь. Почему я не такой? Откуда вообще берется совесть?"

Что такое совесть?

Совесть — это внутреннее чувство, которое  позволяет нам различать хорошее и плохое; это тот внутренний голос, который помогает нам на основе имеющихся у нас общих нрав­ственных представлений принять решение в той или иной конкретной ситуации. Т

  • олько совесть может как бы согласовать "вечный", всеобщий моральный закон с кон­кретной ситуацией конкретного человека./ Виктор Франкл.

Мы часто называем совесть "силой". Когда мы следуем своей совести, поступая хорошо и не поступая дурно, эта сила увеличивается. Когда мы чувствуем искушение поступить неправильно, совесть останавливает нас. Вот почему мы говорим, что не можем идти против совести. Однако если мы нарушаем ее запрет, что сила высвобождается и превращается в вину. Чем сильнее наша совесть, тем больше чувство вины, если мы нарушим ее запрет. Но когда мы идем против совести, она постепенно слабеет, так что даже если мы знаем, что по­ступаем плохо, совесть ставит перед нами все более слабые барьеры, и мы с каждым разом чувствуем все меньше вины. В целом чувство вины — это здоровое чувство. Если мы поступаем заведомо плохо, то возникающее при этом чувство вины — знак психологического здоровья. Если мы сунем руку в огонь, нам будет больно. Боль говорит нам, что нужно вытащить руку из огня, подставить под холодную воду и больше не лезть в пламя. Хотя ощущение боли нам неприятно, но неспособность ее почувствовать очень опасна. Вина - это боль, которую ощущают наша душа и совесть, когда мы плохо поступаем. Человек, не знающий чувства вины, может совершить страшные преступления, даже не осознав этого. Чувство вины, так же как и чувство боли, — наш друг, потому что преду­преждает нас, когда мы идем в неверном направлении.

Ах! чувствую: ничто не может нас среди мирских печалей успокоить;

Ничто, ничто... едина разве совесть.

Так, здравая, она восторжествует над злобою, над темной клеветою.

Но если в ней единое пятно, единое, случайно завелося;

Тогда — беда! как язвой моровой Аута сгорит, нальется сердце ядом,

Как молотком стучит в ушах упрек, и все тошнит, к голова кружится,

И мальчики кровавые в главах... И рад бежать, да некуда... ужасно.

Аа, жалок тот, в ком совесть нечиста!

А. С. Пушкин. "Борис Годунов".

Нет такого человека, который хотя раз в жизни не испытал мук совести. Что же такое совесть и откуда она берется? Тот факт, что все люди обладают совестью, говорит о том, что она является проявление  всеобщего закона, того самого "закона человеческой природы",  о котором говорил К. С. Льюис (мы обсуждали это в главе "Природа человека"). Все мы знаем о законах природы; нам из­вестны также законы, по которым существует человеческое сообщество — последние обычно бывают записаны, отражены в конституциях и различных законодательных актах, в соот­ветствии с ними строится вся жизнь страны. Совесть же является как бы неписаным зако­ном, существующим в нашей собственной душе. Причем обычно мы склонны гораздо больше полагаться на этот внутренний нрав­ственный чакон, чем на какие-то офици­ально установленные предписания. Дей­ствительно, в ежедневных отношениях с людьми мы подсознательно больше доверяем совести человека, чем писаным законам и правилам. Ведь за всяким пре­ступлением не уследишь, да и закон иногда у неправедных судей может обер­нуться против невиновных. Совесть же содержит в себе вечный и неизменный нравственный закон. Поэтому нормаль­ные отношения между людьми возмож­ны только до тех пор, пока люди не утра­тили в себе совесть.

Нравственность коренится в религии. Внутренний свет, в котором совершает­ся различение добра и зла в человеке, исходит от Источника света. В совести своей, необманной и нелицеприятной, столь загадочно свободной от естественного человеческого себялюбия, человек ощущает, что Некто совестъ, совс-даегп вместе с ним его дела, творит суд сбой, всегда его видит. / С. Н. Булгаков. "Свет невечерний"

Если  мы   попробуем   понять,   как „ совесть соотносится с другими чертами нашей личности — разумом, чувствами и волей, то увидим, что она является чем-то большим, чем просто проявлением одной из этих душевных способностей человека, стоит как бы над ними. Так, наш разум может расценить тот или иной поступок как умный или глупый, целе­сообразный или нецелесообразный, выгод­ный или невыгодный. Однако что-то побуж­дает разум помимо этого логического анализа наших собственных или чужих поступков давать им нравственную оценку. Вследствие этого мы чувствуем понуждение избрать тот путь, который может быть неприятен или невы­годен нам самим. Не в этом ли проявляется не­зависимое действие совести на наш разум? Точно так же воля сама по себе — это спо­собность человека желать чего-то и прикла­дывать усилия для достижения желаемого. Однако эта способность может проявляться по-разному, в том числе и в направлении зла. Сколько мы знаем очень волевых и целеустремленных преступников! Значит, опять-таки совесть контролирует нашу волю, побуждая ее выражать себя в соответствии с требованиями нравственности. То же самое можно сказать и о чувствах. Все мы стремимся к приятным ощущениям и хотели бы избежать неприятных. Если же мы поступаем вопреки своей совести, то это ведет к душевным мукам — переживаниям, которые мы, может быть, и хотели бы, да не в силах  подавить. То есть и в этой сфере совесть на­правляет наши чувства, а не наоборот.  Итак, не следует ли пришить, что совесть является какой-то обособленной от нас силой, стоящей выше человека и господствующей над его разумом, волей и чувствами, хотя и заключенной в нем?

Совесть как критерии добра и зла.

Иногда люди думают, что все нравственные проблемы были бы решены, если бы все просто поступали по совести. Однако развитие чувства совести в значительной степени зависит от вос­питания, образа жизни и других внешних об­стоятельств, и поэтому совесть у людей бывает разная. Например, на формирование нашей системы нравственных ценностей большое влияние оказывает та культура, в которой мы живем. Так, для иудеев и мусульман есть сви­нину означает идти против совести, потому что это запрещено их религиями. Но они спо­койно едят говядину, приготовленную долж­ным образом. Однако корова — священное животное для индусов, и. следуя своему пони­манию совести, они не могут причинить ей никакого вреда. Для джайнов, приверженцев другой индийской религии, любая жизнь настолько священна, что они стараются не повредить даже корней тех растений, которые они употребляют в пишу. С другой стороны, большинство христиан имеют мало пищевых запретов (или вообще никаких) и едят любое мясо без всяких угрызений совести.   Другой момент, о котором необходимо по­мнить, выбирая совесть как критерий добра и зла - это понимание того, что формирование совести в человеке не происходит автоматиче­ски. В значительной степени то, какой будет наша совесть, зависит от нас самих.  Часто в спорах о нравственности люди спрашивают: "Всегда ли нужно поступать по совести?" Трудно однозначно ответить на этот вопрос. Во-первых, не следует поступать заведомо дурно. Однако иногда, говоря: "Я поступаю по совести", мы имеем в виду: "Это можно сделать, потому что, поступая таким образом, я не чувствую вины". Например,  часто мы не видим ничего плохого в том, чтобы списать у соседа по парте контрольную работу. В такой ситуации мы просто оправдываем себя, поступая так, как нам хочется, а вовсе не вы­носим настоящее нравственное суждение. Так что вторая часть ответа заключается в следую­щем: мы должны быть уверены, что мы пра­вильно формируем свою совесть, и только в этом случае мы можем всегда следовать ей. Ведь часто люди считают, что поступают по совести, не потрудившись сформировать ее.

  • Совесть без Бога есть ужас, она может за­блудиться до самого безнравственного./ Ф. М. Достоевский.

Почему же совесть не может быть абсолют­ным мерилом добра и зла? Мы уже обсуждали, что в каждом человеке присутствует как доб­рое, так и злое начало. И поэтому порой мы можем попасть под влияние нашего эгоистич­ного "я", нашего собственного "мистера Хай­да". (Помните отрывок о докторе Джекилле и мистере Хайде?) А это может оказать влияние и на нашу совесть, и тогда уже она будет мол­чать в ситуациях, когда нас нужно было бы остановить. Совесть "может заблудиться", если ею не руководят высшие, абсолютные нравст­венные принципы. Эти универсальные цен­ности существуют, и они разделяются всеми людьми просто в силу того, что они люди. Примером этого является уже обсуждавшееся нами Золотое правило этики, к пониманию которого независимо пришли люди разных культур и эпох. И если мы будем осознанно формировать свою совесть в соответствии с этими принципами, то она станет нашим надежным помощником во всех сложных жизненных ситуациях. Итак, для того чтобы мы могли быть увере­ны в своей совести, необходимо правильно ее формировать. В противном случае могут ис­казиться и характер человека, и испытывае­мое им чувство вины.Существуют четыре вида искажений совести.

Неверно сформированная совесть. Хотя в этом нет их вины, люди иногда воспринима­ют ошибочное понимание хорошего и плохого. Порой то, что в определенный период исто­рии считается правильным, позже начинает пониматься как явно дурное. Например, раньше множество людей считало, что рабство (владение людьми как собственностью) мораль­но оправдано. Их не мучила совесть из-за того, что у них были рабы, потому что они выросли в определенной культурной среде, которая поддерживала существование рабства. Таким образом, их совесть была сформирована не­верно. Теперь наши взгляды на рабовладение в корне изменились, однако нам следует про­верить, правильно ли сформирована наша со­весть относительно каких-то других вопросов, и, если что-то не так, изменить ее. Мы можем сделать это, изучая нравственную литературу общепризнанно универсального характера.

Неоправданное чувство вины. Иногда мы испытываем чувство вины без должных на то оснований. Нам кажется, что мы совершили что-то плохое, хотя на самом деле это не так. Человек, несколько столетий назад выступав­ший против рабства, мог ощущать себя "пло­хим", потому что нарушал законы, обычаи и условности своего времени. Возможно, он  восставал против того, чему его учили родители, что все общество признавало правильным и естественным. На человека, идущего против того, что он раньше считал правильным, а потом осознал как дурное, оказывается огромное давление. Частью этого давления является неоправданное чувство вины.

Ослабленная совесть. Никому из нас не нравится осознавать, что мы поступаем дурно, поэтому порой мы пытаемся изменить свою совесть, чтобы оправдать совершаемые нами поступки. Мы говорим себе, что не может быть ничего плохого в том, что естественно, или в том, что делают все. Если кто-то ставит под сомнение оправданность наших действий или говорит, что мы поступаем непорядочно, мы стремимся защитить себя, становимся злыми и агрессивными. Постепенно это ведет к тому, что голос совести в нас становится все слабее. Когда своими поступками мы неодно­кратно игнорируем нашу совесть, она стано­вится все менее чувствительной к добру и злу, и мы уже не испытываем вины.

Владимир вошел в людный магазин и пря­миком направился к маленькому кондитер­скому прилавку в углу. Как обычно, вокруг сновали десятки людей, выбирая продукты и выстраиваясь в очередь в кассу. Он помнит, как впервые сделал это. Он волновался, сердце отчаянно колотилось, ладони вспотели. Ук­рав ту первую плитку шоколада, он чувство­вал себя ужасно. Но через неделю он вновь ока­зался в том же магазине и снова украл, теперь он уже не чувствовал за собой такой вины. Кроме того, продавщица всегда была в плохом настроении, норовила прикрикнуть, а как-то раз не дала ему сдачи. Может, будь она посим­патичнее, он бы не решился на такое. Трое приятелей ждали его на улице. Он рас­сказал одному из них, что украл шоколадку, и тот сказал, что брать чужое нехорошо. Но двое других, наоборот, сочли его очень сме­лым, а один даже попытался склонить Влади­мира украсть сразу четыре плитки шоколада. Теперь это уже было испытание. Владимир знал, что способен на это, и радовался, что больше не страдает из-за своего поступка.

Консервативная совесть. Иногда мы на­столько подчиняемся правилам, что не видим, чего на самом деле требуют обстоятельства, не видим целостной картины. Например, мы торопимся на деловую встречу. Мы не хотим опаздывать, но кому-то требуется наша по­мять. Как мы поступим? Что важнее — успеть вовремя на встречу или помочь человеку? Так легко оправдать себя: "Опаздывать мне нельзя, так что я не могу помочь". Если мы руковод­ствуемся такой логикой, значит, наша совесть оказалась во власти слепых правил, которые стали для нас важнее, чем живые люди. При этом условности превращаются в непреодоли­мую преграду, не позволяющую нам следовать велению сердца. Конечно, опаздывать нехо­рошо, но бывают ситуации, когда необходимо выбирать, и опоздание в этом случае может оказаться куда меньшим злом, чем бессер­дечность по отношению к попавшему в беду человеку. Поэтому необходимо научиться расставлять в жизни верные приоритеты.

Формирование совести.

Как мы уже знаем, каждый человек стре­мится к красоте, истине и добру. Поэтому мы часто испытываем беспокойство. Мы хотим идти вперед, больше создавать, узнавать что-то новое, становиться лучше, идти по пути добра. Мы никогда не удовлетворены собой. Хотя внутреннее чувство хорошего и плохого является свойством человеческой природы, формирование нашей совести происходит на протяжении всей жизни под действием раз­личных внешних и внутренних факторов. Первичным источником нашего знания о добре и зле является семья. Слова, а еще больше -  поступки наших родителей учат нас тому, как вести себя, помогают нам понять, что значит быть человеком, мужчиной или женщиной, отцом или матерью. Родители, привыкшие откровенно говорить друг с другом о важных вопросах, учат своих детей честности, С другой стороны, в семье, где один из роди­телей пьет и лжет, чтобы скрыть свой порок, дети могут исподволь усвоить, что лгать обыч­но выгоднее, чем говорить правду. Иные важные источники влияния - это наши родственники, друзья, учителя, общество, средства массовой информации и книги, ко­торые мы читаем. Все это входит в нашу душу, и таким путем формируется наша совесть. Теперь мы можем задаться следующим во­просом, нужна ли она нам? Некоторые люди считают, что совесть мешает им, потому что не позволяет делать то, что они хотят, или за­ставляет их потом испытывать чувство вины. Совесть должна быть для нас своего рода компасом, указывая, в каком направлении идти или, по крайней мере, куда не идти! Если компас неточный, он укажет нам неправиль­ную дорогу. Точно так же и совесть. Поэтому для нас так важно "настроить" свою совесть. Мы сами отвечаем за формирование своей со­вести. Если она сформирована неправильно, мы не сумеем отличить хорошее от плохого.

Часто возникают сложные ситуации, когда мы не знаем, как следует поступить. Мы не знаем, хорошо это или плохо; или, даже не считая поступок плохим, все-таки чувствуем себя неловко. Поэтому мы часто ошибаемся и делаем то, о чем потом сожалеем. В этом слу­чае нам на помощь приходит совесть — наш учитель и истинный друг. Верно сформиро­ванная совесть всегда говорит нам то, что нужно, а не то, что мы хотим услышать. Прислушиваясь к голосу совести, мы, как правило, обретаем душевный покой, чувство собственного достоинства и верности себе. В глубине души мы чувствуем, что поступили правильно, и это приносит нам ощущение счастья. Все, что мы воспринимаем в течение своей жизни, оказывает на нас влияние. Если у нас хорошие родители и учителя, если мы обща­емся с хорошими людьми, то, скорее всего, их ценности окажут на нас благотворное воздейст­вие. Если же мы изберем другой круг общения, свяжемся с людьми нечестными и развращен­ными, вполне возможно, что их ценности станут и нашими. Некоторые люди пробужда­ют в нас лучшие качества, а другие, напротив, худшие. Точно так же определенный тип литературы апеллирует к лучшей части нашей души и развивает ее; другие же книги и кино­фильмы развивают ее дурную сторону. Навер­ное, стоит обо всем этом подумать, выбирая для себя друзей, книги, фильмы или музыку. Мы можем развивать, заострять и выпрям­лять свою совесть, изучая духовно и нравст­венно высокую литературу. Наша душа по природе своей стремится к истине, и, когда  мы читаем что-то правдивое, она отзывается; прочитанное не оставляет нас равнодушны­ми, остается с нами. Иногда нам не нравится слушать или читать правду, потому что мы чувствуем в ней осуждение собственным не­праведным поступкам. Даже если мы пытаемся игнорировать свою совесть, чтобы избежать чувства вины, наша душа все равно отзывает­ся на истину.

Как следовать своей  совести?

Таким образом, совесть имеет две стороны. Во-первых, она помогает нам осознать, что является правильным в той или иной ситуа­ции, а во-вторых — поступать в соответствии с этим пониманием. Кто принимает решение, какой поступок является правильным или неправильным? Только вы сами! Только вы должны принимать решения и только вы не­сете за них ответственность. Нельзя слепо следовать чьим-то указаниям. Поэтому вы должны внимательно и честно формировать собственную совесть. К сожалению, часто гораздо легче знать, что правильно, чем поступать в соответствии с этим знанием. Так как же мы используем наше нравственное чувство? Каков путь при­нятия правильного решения? Конечно, порой мы будем совершать ошибки, а иной раз поступать заведомо неправильно. Однако это не значит, что ситуация так уж безнадежна. Просто, как и приобретение любых знаний и  умений, развитие совести требует времени, размышления и энергии.

  • Не величие власти, не множество денег, не обширность могущества, не крепость теле­сная, не роскошный рпол, не пышные одежды, не прочие человеческие преимущества оставляют благодушие и радость; но бывает это плодом только духовного благоустройства и доброй совести./ Св. Иоанн Златоуст

                                                         ------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

Комментарии  

 
0 #18 RichardBiabe 16.08.2018 10:59
А это надо брать!Спасибо!


------
стабилизатор напряжения 220 квт | https://msk-stabilizator.ru/
Цитировать
 
 
0 #17 Darryllex 16.08.2018 10:49
Эта тема просто бесподобна :) , мне интересно )))


-------
online us number | https://virtual-local-numbers.com/
Цитировать
 
 
0 #16 TerryKic 02.08.2018 09:36
Нет, напротив.


------
светодиодные светильники для потолка | https://светогор-свет.рф/
Цитировать
 
 
0 #15 BurtonSoamb 29.07.2018 09:11
Я подумал и удалил свою мысль


-------
buy local phone number | https://virtual-local-numbers.com
Цитировать
 
 
0 #14 CharlesGog 29.07.2018 09:02
ы весело!


-------
телефонные номера нижнего новгорода | https://continent-telecom.com
Цитировать
 
 
0 #13 Patrickbaw 22.07.2018 11:42
который я уже неделю исчу


------
виртуальный номер в оаэ https://tel-number.ru/our-services/7368-arab-emirates-virtual-number | https://tel-number.ru/
Цитировать
 
 
0 #12 MichaelLom 19.07.2018 12:31
Просто копец!


-----
кэшбэк в wildberries в Россие | https://cashoutback.ru/
Цитировать
 
 
0 #11 Zarabotok991111 12.04.2018 02:29
*НА САМОМ ДЕЛЕ ВСЕ ПРОСТО!*

Есть отличный способ ??????


_Запускаешь систему и тебе АВТОМАТИЧЕСКИ перечисляют от 30 000 рублей на счет_

Потом моментально выводищь на карту

_ПРОВЕРЕНО! СХЕМА РАБОТАЕТ ИДЕАЛЬНО!_


Запусти систему по ссылке: https://viplata-bank-vtb.blogspot.ie
Цитировать
 
 
0 #10 Zarabotok991111 10.04.2018 13:41
*??WowApp??*

*7 способов заработка в одном приложении*

_?И все это *без всяких Вложений*_

_?общайся_
_?играй_
_?звони_
_?интернет магазин_
_?смотри рекламу_
_?выполняй задания_
_?приглашай друзей_
*и все это??теперь в одном месенджере*
_*на выгодных условиях
_*Скачать приложение можно здесь, нажав присоеденится
Жду вас в WowApp https://sbank2018-viplata.blogspot.aeВ 
Цитировать
 
 
0 #9 NormaCeath 04.04.2018 10:41
Investments in cryptocurrency - https://bit.ly/2uCcLt2!

10%-15% Daily Profit! Earn your bitcoins today, become a millionere tomorrow!

Affiliate program and referral commision 5%. Invite a freind and earn 5% commision from each deposit!

CLICK HERE!
===============================
Инвестиции в криптовалюту - https://bit.ly/2uCcLt2!

10%-15% ежедневного дохода! Заработайте свои биткойны сегодня, станьте миллионером завтра!

Партнерская програма и реферальная коммиссия 5%. Пригласите друга и получите 5% с каждого депозита!

ПЕРЕЙТИ НА САЙТ!
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Rambler's Top100

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.  

Все права защищены © Международная Федерация Образования  2010-2014