iCAPP3MN8  Что такое честность? Честность — это очень многогранное понятие, которое влияет на нашу жизнь во многих отношениях. Честность выражает уважение как к себе, так и к другим людям.

 Бесчестность не уважает ни себя, ни других. Честность на­полняет жизнь открытостью, надежностью и искренностью; она выражает стремление жить на свету. Бесчестность ищет тени или прикры­тия. Это стремление жить отчасти во тьме. Честность стремится говорить правду себе и другим — даже если это трудно. Быть чест­ным значит не просто не лгать, но быть ис­кренне преданным правде. Честный человек с открытым сердцем ищет истину. Честность начинается в нашей душе, затем переходит в отношения с другими людьми и во все, что мы делаем. Честным людям можно доверять, на   них   можно   положиться, твердо зная, что они -  те, кем представляются, ду­мают то, что говорят. Держат  свое слово. Уровень честности на котором живет человек, воздей­ствует на всю его жизнь, вза­имоотношения с людьми, его   мнение о себе. Честность - это доб­родетель, которой обладали многие великие люди, и к  ней стремятся те, кто хочет реализовать свое высшее "я". Почему же тогда так трудно быть честными? Почему есть люди, которые жела­ют быть бесчестными?

                                                                          Ничего. Дело житейское...

Бургомистр: Ну, сыночек, ну, мой крошеч­ный, а теперь поговорим о наших делишках. За тобой должок, мое солнышко.

Генрих: Какой, папочка?

Бургомистр: Ты подкупил трех моих лакеев, чтобы они следили за мной, читали мои бумаги и так далее. Верно?

Генрих: Ну что ты, папочка!

Бургомистр: Погоди, сынок не перебивай, ты прибавил им пятьсот талеров из личных своих средств, чтобы они передавали тебе только то, что я разрешу. Следовательно, ты должен мне пятьсот талеров, мальчугашка.

Генрих: Нет, папа. Узнав об этом, я приба­вил им шестьсот.

Бургомистр: А я, догадавшись, тысячу, поросеночек! Следо­вательно, сальдо получа­ется в мою пользу. И не прибавляй им, голубчик, больше. Они на таких окладах  разъелись, развратились, оди­чали.  Того и гляди начнут   на   своих бросаться. Дальше. Необходимо  будет распутать   личного моего  секретаря. Беднягу пришлось от­править в психиатри­ческую лечебницу.

Генрих:  Не­ужели? Поче­му?

Бургомистр. Да мы с то­бой подкупали и перекупали его столь­ко раз в день, что он теперь никак не может сообразить, кому служит. Доносит мне на ме­ня же. Интригует сам против себя, чтобы за­хватить собственное свое место. Парень честный, старательный, жалко смотреть, как он мучается. Зайдем к нему завтра в лечебницу к установим, на кого он работает, в конце кон­цов. Ах, ты мой сыночек! Ах, ты мой славнень­кий. На папино место ему захотелось.

Генрих: Ну что ты, папа!

Бургомистр. Ничего, мой малюсенький! Ничего, дело  житейское. Знаешь, что я хочу тебе предло­жить? Давай следить друг за другом попросту, по-родственному, как отец с сыном, безо всяких там посторонних. Денег сбережем сколько!

Генрих: Ах, папа, ну что такое деньги!

Бургомистр: И в самом деле. Умрешь, с собой не возьмешь...

                                                                                                Из сказки Е. Шварца "Дракон".

Честность в обществе.

Зачем быть честными в мире, где бесчест­ность кажется почти обыденным явлением и часто требуется от людей, которые хотят чего-то добиться в жизни? Не наивно, не глупо ли быть честным, не будут ли такого человека обманывать на каждом шагу? Дело в том, что, как и все добродетели, поиск и под­держка истины помогают человеку жить более человечной жизнью. Прежде всего честные люди хотят жить в реальном мире, который столь сложен, что никто не знает его до конца. Для того чтобы понять происходящее, нам требу­ются знания и информация, которые мы можем почерпнуть из самых разных ис­точников. Обладая точной информацией, мы можем принимать грамотные реше­ния. Однако, если информация, которой мы располагаем, недоброкачественна, наше представление о мире искажается, и принимаемые нами решения уже не приве­дут к ожидаемым результатам. Например,  если мы хотим куда-то поехать на поезде, но у нас нет точного расписания или по­езда следуют не по расписанию, мы поте­ряем массу времени. Поэтому правильная информация имеет для всех первостепен­ное значение. Поскольку мы получаем информацию от людей, мы надеемся на их честность. Мы вынуждены доверять им, ведь мы просто не можем сами проверять  все, что узнаем. Мы зависим от других людей, нам необходимы их знания, чтобы лучше по­нять наш мир. Поэтому нам хотелось бы, что­бы окружающим людям можно было доверять.

Правильная информация необходима и экономике, чтобы развивать новые отрасли производства и рыночную стратегию; она необходима отдельным людям и правительст­вам, чтобы вырабатывать оправданную и разумную политику. Плохо информированное правительство может привести свой народ и страну к состоянию глубокого кризиса. Об­щество, основанное на обмане, не может нор­мально функционировать. Если мы не можем доверять окружающим, нас парализует страх: все, что выглядит настоящим, на самом деле может оказаться подделкой. Беда в том, что иногда люди не желают слушать правду. Правители нередко окружают себя людьми, которые говорят им то, что им хочется слышать, а не то, что происходит на самом деле. Поэтому для нас так важно уметь оценивать мнения людей и понимать, кому мы на самом деле можем доверять. Любая деятельность, любое занятие, которое требует от людей совместных действий, тормозится, если люди не честны друг с другом.

Честность перед собой.

Честные люди в первую очередь честны перед собой. Они умеют прислушиваться к тому, что происходит в их душах, к тому, что они думают и чувствуют, что они делают и го­ворят. Они осознают, кто они такие и каковы их мотивы. Их мысли, чувства, поступки и сло­ва не противоречат друг другу. У них есть чув­ство внутренней целостности и порядочности, их совесть чиста. Ни при каких жизненных об­стоятельствах они не будут руководствоваться принципом: "думаю одно, говорю другое, а делаю третье". Иногда мы стыдимся или боимся самих себя. Мы пытаемся не смотреть на себя, пото­му что это слишком мучительно. Мы делаем вид, будто все в порядке, а если и есть про­блемы, то мы в этом не виноваты. Мы подда­емся искушению все время отвлекаться на  что-то только ради того, чтобы не прислуши­ваться к себе. Отчасти причина этому — наша незре­лость. Мы часто делаем или чувствуем то, чего сами стыдимся, и считаем, что это надо скры­вать. Нам кажется, что, если мы скажем прав­ду, окружающие не смогут понять и принять нас. Нас оттолкнут, и мы окажемся изгоями. Большинство людей очень боится этого. Мы считаем, что должны в своей жизни придер­живаться определенного образа, однако это только ухудшает положение. Теперь мы уже "знаем", что не заслуживаем оказываемых нам любви и уважения, и не можем их прини­мать. Внутри у нас образуется пустота, отно­шения с людьми становятся натянутыми. Также мы нечестны перед собой, когда оправдываем свои действия. Если мы делаем что-то, по нашему мнению, неправильное, то часто находим этому самые различные оправдания. Мы выдумываем эти оправдания. обосновываем свои действия, чтобы можно было притвориться перед собой, будто мы по­ступаем хорошо. Например:

  • - Ничего страшного, если я потрачу сда­чу от денег, которые мама дала мне на про­дукты, на новую кассету. Маме все равно,  она ничего и не заметит.
  • - Я могу прийти домой позже, чем меня просили родители. Я просто скажу им, что автобусы плохо ходят и мы застряли в пробке. Они всегда верят мне, и я ведь и не собираюсь делать ничего плохого.
  • - Я могу рассказать Марине о Таниных  проблемах, мы ведь подруги, и Тане это не  повредит, и вообще, может быть, она уже  сама ей рассказала.

Мы хотим что-то сказать или сделать, но чувствуем, что это "нехорошо". Поэтому, чтобы все равно сказать это или сделать, но без неприятного чувства, мы придумываем себе разные оправдания. Поступая подобным образом,  мы не обязательно наносим вред другим, но всегда вредим себе. Мы теряем уважение к себе, так как в глубине души знаем, что мы нечестны ни перед собой, ни перед другими. Таким образом, честность позволяет нам; жить в реальном мире. Бесчестность, напротив, вносит в нашу жизнь смятение и беспорядок. Когда люди нечестны с нами, мы получаем иска­женное представление о действительности. Мы принимаем решения, кото­рые не соответствуют ре­альному положению вещей. Человек, который живет нечестно, обманывает не только других, но и себя. Любой обман создает пута­ницу, и если человек ка­кое-то время живет в мире обмана, то вскоре он начи­нает воспринимать все происходящее не объектив­но, а в соответствии со сво­ими искаженными представлениями.

Честность во взаимоотношениях.

Порождая доверие, честность создает ос­нову для личных отношений, таких, как дружба, брак, отношения детей с родителями и другие тесные связи. Сплетни, слухи и клевета — источник оби­ды, известный многим школьникам. Подобного рода разговоры могут испортить репутацию, уничтожить дружбу и в то же время разрушить самооценку. Сплетни не только обидны для того, о ком сплетничают; они также создают атмосферу недоверия и ненадежности.

Однажды после уроков я разговаривала с группой одноклассников. Они заговорили об одной из наших приятельниц. Сначала мне было забавно их слушать — разговор был бе­зобидным, но вдруг я подумала: "А что, если бы они говорили обо мне? Я бы почувствовала себя ужасно, мне бы показалось, что я больше не смогу доверять им". Потом я спросила себя: "А может, они так и говорят обо мне в мое  отсутствие? / 16-летняя школьница

Все мы понимаем, что сплетни или прямая ложь как ничто другое способствуют разруше­нию даже самых близких отношений. Однако если мы что-то скрываем от другого человека, это порой может принести не меньший вред.

Мать одной старшеклассницы всегда спра­шивала, куда она идет, когда та уходила с подругами субботними вечерами. Узнав, что дочь несколько раз ей солгала, мать была по­трясена и обижена. Они спросила дочь: "А если бы я лгала тебе каждый раз, когда ухожу из дома?" "Ну, это другое дело", — ответила дочь. "Почему? — возразила мать. — Я ведь тоже человек!"

Важно понимать, к чему может привести даже малая ложь. Порой мы прибегаем ко лжи, думая, что это поможет нам выйти из трудного положения. Однако один обман ведет к новым, которые необходимы, чтобы скрыть первую ложь. Почти всегда человек попадается в сеть собственной лжи. Даже если обман схо­дит с рук, невозможно избавиться от чувства беспокойства, вины и страха. С другой сторо­ны, признание того, что мы не всеведущи и можем совершать ошибки, является важной составляющей развития нашего характера. В наших личных отношениях честность — это одно из тех достоинств, о которых следует подумать в первую очередь. Вам когда-нибудь приходилось задумываться об уровне честнос­ти и доверия между вами и самыми близкими вам людьми? Чувствуете ли вы, что ваши дру­зья и родные честны с вами? Имеет ли это для вас значение? Как бы вы себя чувствовали, узнав, что человек, которого вы любите, со­лгал вам в чем-то серьезном?

Подводя итог, можно сказать, что чест­ность:

  • позволяет людям жить в реальном мире;
  • является основой существования общества;
  • скрепляет личные отношения;
  • дает людям чувство внутренней свободы;
  • награждает людей чувством целостности.


Порой жизнь может поставить нас перед  трудностями, где  требуется все наше мужество, чтобы сохранить честность. Однако по-настоящему порядочный человек в любых обстоятельствах отказывается  жить по лжи. Он отказывается притворяться и говорить, будто черное — это белое, и наобо­рот. Он предан истине и ценит свою личную порядочность даже выше жизни. Он выступа­ет против тирании и несправедливости. В об­ществе, основанном на лжи и обмане, такому человеку приходится трудно. Однако он не боится сказать: "А король-то голый".  В относительно недавние времена в таком положении находились диссиденты Советского Союза и других стран. Эти люди отказывались  участвовать во лжи, которая господствовала в обществе, что приводило их к конфликту с властями предержащими. Они смогли понять, что у человека всегда есть выбор. Вот как это выразил А. И. Солженицын в своей статье "Жить не по лжи", написанной им в 70-х годах: "Истина или ложь: к духовной незави­симости или к духовному рабству".

Честность во что бы то ни стало?

Говоря  о честности, нельзя не затронуть еще один важный вопрос: всегда ли мы должны  быть честными. Поскольку честность касается дей­ствительного положения вещей, каждый имеет право знать правду. Говорить человеку правду — это основополагаю­щий знак уважения.  Однако это не означает, что мы абсолютно всегда должны говорить всю правду. Честность лишь одна из многих до­бродетелей, и ее не сле­дует абсолютизировать. Наряду с честностью нам необходимо обладать та­кими качествами, как верность, вежливость, терпение, умение пони­мать других людей, и на­ше поведение в той или иной ситуации не может определяться только од­ной из составляющих на­шего характера.  Если даже мы думаем, что человек глуп, не стоит говорить ему об этом просто во имя "честности". Это не просто грубо и обидно, откуда мы знаем, что он дей­ствительно глуп? Существуют простейшие нормы вежливости, которые нельзя прино­сить в жертву такого рода "честности". Если у вас плохое настроение, это не значит, что вы можете "честно" высказывать свои чувства каждому встречному. Вполне естественно, ес­ли родители или учитель подбодрят ребенка, сказав, что он нарисовал "очень хорошую" картинку, хотя с эстетической точки зрения это не так. О чем-то можно умолчать или вы­сказаться не до конца, и при этом оставаться честным. Нежеланному гостю можно сказать: "Мама занята. Она позвонит вам позже, хоро­шо?", вместо: "Мама говорит, что вы всегда очень подолгу сидите. Она не хочет вас ви­деть".

Люди часто спрашивают, нужно ли гово­рить тяжелобольному или умирающему о том, насколько плохо его состояние. Иногда врачи скрывают это, не желая волновать или пугать пациента или его родственников. Но человек имеет право и обычно хочет знать, что с ним происходит на самом деле. Однако это не оз­начает, что в такой ситуации следует гово­рить: "Через полгода вы умрете!" Об этом можно сообщить и так, чтобы пациент сам ре­шал, в какой степени он хочет знать правду. Так, умирающей женщине можно сказать: "Ваше состояние очень серьезно, оно меня беспокоит". Это позволит пациентке самой осведомляться о дальнейшей информации, когда она сочтет нужным, а врач сможет избе­жать нечуткости, которая бы усугубила стра­дания больной. Есть и другие случаи, когда нет необходи­мой и говорить правду. Мы даже обязаны скрывать информацию от тех, кто не имеет на нее права. Предположим, вам известно, что человек прячется от преступника, который хочет его убить. Должны ли вы сказать правду и сообщать, где он находится? Конечно нет, честность — не прикрытие для трусости и предательства. Если нами руководит любовь, мы должны быть готовы рисковать собой ра­ди других. Во время второй мировой войны многие жители оккупированных территорий прятали у себя дома скрывавшихся от нацис­тов людей и при расспросах никогда не от­крывали правду об их местонахождении. Точ­но так же захваченный в плен солдат не дол­жен но имя честности открывать противнику военные тайны. Человек, выдающий госу­дарственные тайны, вовсе не проявляет честность; он попросту изменник. Итак, быть честным не значит всегда и при всех обстоятельствах говорить только правду. Это может зависеть от других факторов, и зрелый человек должен знать, когда и как выска­зываться напрямик. Честный человек полностью открывает в надлежащем месте, надлежащему человеку и в надлежащее время все, что он совершил, ви­дел, думал или чувствовал, учитывая при этом свои и чужие обстоятельства.

Честность и чуткость.

Молодая жена, очень любящая своего мужа, хотела приготовишь ему особый обед. Она была прекрасным человеком, но совершенно не умела готовить. Мать дала ей один из своих любимых рецептов мясного блюда. Провозив­шись со стряпней целый день, жена, наконец, подала блюдо мужу и спросила, нравится ли оно ему. Хотя на его взгляд это было совер­шенно несъедобно, он  ответил: "Да, дорогая, потрясающе!" Он знал, что она долго труди­лась, чтобы сделать ему приятное, и ему не хотелось ее обижать. Решив, что блюдо на са­мом деле очень ему понравилось, жена решила готовить его каждое воскресенье. Прошло несколько месяцев. Однажды вечером, когда супруги поссорились, муж, наконец, заявил жене, что он терпеть не может подобной еды и что она готовит хуже всех на свете. "Так ты мне лгал? Никогда больше не буду доверять тебе!" - страшно обиженная и потрясенная, жена ушла, хлопнув дверью.

Хотя в этой ситуации поначалу муж не был "честен" (не сказал жене то. что думал на самом деле), его "полная честность" привела лишь к одному: обидела жену. Заявив ей. что терпеть не может ее стряпню, муж вовсе не выразил свои истинные чувства. В разгар ссоры он сказал это, чтобы обидеть ее. Это говорит нам о том, что их отношения с самого начала не были до конца искренними. Муж таил в душе разнообразные обиды на жену, но не говорил ей об этом. А этот конкретный обед затронул нечто более глубокое. Как можно было избежать подобной ситу­ации? После первого же обеда он мог сказать: "Дорогая, я вижу, как ты старалась, чтобы приготовить этот обед, но мне это блюдо не очень понравилось". Хотя жена могла слегка обидеться, в будущем она была бы благодарна за то, что их отношения основывают­ся на честности и что она может верить своему мужу. Таким образом, мы видим, что вопрос заключается скорее не в том, стоит или нет честно выражать свои чувства, а в том, как их выражать. Говорить все, что вы думаете, или, как говорится, "резать правду-мат­ку", называется "грубой честностью". В этом случае правду говорят не из любви или заботы о другом человеке. Такая правда нечутка и часто пред­назначается для того, чтобы обидеть. Так что прежде чем высказаться, сле­дует подумать, в какой форме это сказать, чтобы ваши слова были луч­ше восприняты. Давайте рассмотрим несколько примеров грубой честности и срав­ним их с чуткой честностью. Обрати­те внимание, что оба типа честности говорят об одном и том же, только очень по-разному. Представьте, что это говорят вам. Что бы вы предпо­чли услышать?

Грубая честность

  • Ты все время вылезаешь на уроках химии! Не успеет учитель задать вопрос, как ты уже тут как тут! Непонятно, что ли, что другие тоже что-то знают?
  • Лора не хочет, чтобы ты знала о ее семейных делах, потому что она тебе не доверяет и зна­ет, что ты разболтаешь об этом всему классу.
  • Ты отвратительно говорил! Оратор из тебя никогда не выйдет.
  • Мама терпеть не может, когда ты к нам при­ходишь, она говорит, что ты грубый и невос­питанный.

Чуткая честность

  • Ты, конечно, хорошо знаешь химию, но хоро­шо бы, чтобы и другие отвечали на вопросы учителя, а то им кажется, что они за тобой не успевают.
  • По-моему, Лоре не хочется говорить о ее се­мейных делах. Это такие деликатные вещи, и она боится, что ты случайно кому-нибудь об этом расскажешь.
  • Мне кажется, это трудная тема для доклада, и у меня есть некоторые идеи, как тебе высту­пать в следующий раз. Не смущайся, чтобы говорить перед большой аудиторией, нужно много практиковаться.
  • В следующий раз, когда придешь ко мне до­мой, не мог бы ты поздороваться с моей ма­мой и поговорить с ней пару минут? Для нее это очень важно.

 Так что, как видите, можно быть одновре­менно честным и деликатным, говорить правду и оставаться добрым к людям. Честность — вовсе не предлог для выражения неприязни. Иногда мы вынуждены говорить веши, кото­рые другим не хочется слышать. Доброта не означает, что мы должны в таких случаях мол­чать. Наше уважение к себе, другому человеку и существующим между нами отношениям поможет нам высказать правду в уважительной форме. Для этого необходимо благоразумие, чуткость и подходящий момент.  Если вы можете быть честными и деликат­ными, людям, с которыми вы общаетесь, легче будет воспринимать то, что вы им говорите. Мы не имеем права быть жестокими только потому, что обращаемся к близким людям (матери, отцу, сестре, брату, другу). Помните, это непросто — быть хорошим другом и помо­гать другим заметить и исправить то, что без вашей помощи они не увидели бы; но важнее всего та форма, в которой вы это делаете. Если вы можете быть честным и деликатным, ваши друзья наверняка оценят вашу честность.

Вопросы и ответы

Как честность связана с личными отношениями?

Честность — это та основа, которая создает хорошие отношения. При отсутствии честно­сти возникают подозрительность и неуверен­ность. Если же между людьми установилось доверие, они могут свободнее выражать себя,  тогда им легче быть честными. Ухудшение отношений часто начинается с мелкой лжи. Если человек солгал вам или как-то иначе вас обманул (например, что-нибудь от вас скрыл), вы всегда будете в глубине души со­мневаться в его искренности.

Что значит быть честным перед собой?

Честность не приходит к нам откуда-то извне, она начинается в нас самих. Умение понимать собственные чувства и мысли — это первая ступень понимания других. Быть чест­ным с собой означает также осознавать свои истинные побуждения.

Почему нужно стремиться быть честным?

Иногда бывает легче солгать или скрыть правду, чтобы не заставить кого-то страдать, или если вы не хотите, чтобы кто-то узнал, как глупо вы поступили.

-  Когда я честен, мне не надо беспокоиться о том, кик бы скрыть свою ложь. Я знаю, что друзья любят меня таким, какой я есть - мне не нужно выдумывать истории или скрывать что-либо, чтобы произвести на них впечатление.

Как себя чувствуешь, когда тебе лгут?

- Однажды подружка мне соврана, и я узна­ла, что она лжет. Хотя я ей ничего не сказала, и теперь все время думаю: лжет она или гово­рит правду?

Как себя чувствуешь, когда лжешь другим?

- Если я лгу кому-то, я чувствую себя вино­ватой. Если начнешь кому-то врать, бывает трудно остановиться. Кажется, что  ложь гро­моздится одна на другую; придумав одну ложь, потом надо придумать еще десять, чтобы скрыть первую. Иногда мне ужасно трудно вспомнить, что я наговорила. Ложь так легко становится привычкой.

Что такое "невинная ложь"?

Невинная ложь — это мелкая неправда, ко­торая вроде бы никому не вредит. Поскольку от невинной лжи пользы больше, чем вреда, она вполне допустима, не правда ли?

Например:

"Как мне нравится твой новый свитер!" (На самом деле думаешь, что он урод­ливый.)

"Скажи ему, что меня нет дома". (Когда не хочешь с кем-то разговаривать.)

"Не волнуйся, я никому не скажу!" (А сама тут же сказала другой подружке.)

Чем плоха "невинная ложь"?

Как и любая ложь, невинная ложь в конце концов подрывает доверие и не является про­сто безвредным средством облегчить общение. Хотя "невинная ложь" кажется безобид­ной тому, кто лжет, как себя должен чувство­вать человек, которому лгут, узнав правду? Обманутым, униженным, глупым, наивным? Может быть, иногда легче солгать, но на са­мом деле "невинная ложь" обесценивает об­щение. Безвредная и внешне незначительная ложь мостит дорогу лжи в более крупных и серьезных вопросах.

Что такое самообман?

Самообман — это попытка заставить себя поверить в неправду. Часто он включает и ложь другим. Обычно человек прибегает к самообману, чтобы чувствовать себя менее виноватым. Как правило, это случается, когда мы пытаемся логически обосновать, оправ­дать свои поступки.

Например:

1. Я не скажу мужу, сколько стоило мое но­вое платье, а то он только расстроится. К тому же я зарабатываю достаточно, чтобы раз в год позволить себе дорогое платье.

2. Я совершенно уверен, что завалю сего­дняшнюю контрольную, если не при­творюсь больным. Скажу-ка маме, что заболел, тем более что я и правда неваж­но себя чувствую.

3. Когда начальник спросит у меня квитан­цию, скажу, что мне ее не дат. а то он опять станет на меня сердиться, если уз­нает, что я ее потеряла. К тому же в этом магазине обычно не дают квитанций.

4. Оксана просила меня прочитать ее сочи­нение и сказать, что я о нем думаю. Сочинение, по-моему, скучное, но я знаю, что она все равно получит за него хоро­шую отметку. Скажу, что оно хорошее, ведь видно, что она очень старалась.

Замечаете ли вы в каждой из этих ситуаций, каким образом человек лжет себе? Какова та правда, которой хотят избежать эти люди?

Для вашего дневника

Вспомните и опишите произошедший с вами в прошлом случай, когда вы были нечестны перед собой — вместе твоего чтобы объективна во всем разобраться, пытались найти оправдание совершенному вами поступку. Объясните, почему, с вашей точки зрения, вы в тот момент чувствовали необходимость такого рода самообмана.

                                                              ----------------------------------------------------------------------------------

                                                                           Детство Чичикова

Павлуша с другого же дня принялся холить в классы. Особенных способностей к какой-нибудь науке в нем не оказалось; отличился он больше прилежанием и опрятностью; но зато оказался в нем большой ум с другой стороны, со стороны практической...

В отношении к начальству он повел себя еще умнее. Сидеть на лавке никто не умел так смирно. Надобно заметить, что учитель был большой любитель тишины и хорошего поведения и терпеть не мог умных и острых мальчиков; ему казалось, что они непременно должны над ним смеяться. Достаточно было тому, который попал на замечание со стороны остроумия, достаточно было ему только пошевелиться или как-нибудь ненароком мигнуть бровью, чтобы подпасть вдруг под гнев. Он его гнал и наказывал немилосердно. "Я, брат, из тебя выгоню заносчивость и непокорность! — говорил он. — Я тебя знаю насквозь, как ты сам себя не зна­ешь. Вот ты у меня постоишь на коленях! ты у меня поголодаешь!" И бедный мальчишка, сам не зная за что, натирал себе колени и голодал по суткам. "Способности и дарования, это все вздор, — говаривал он, — я смотрю только на повеленье. Я поставлю полные баллы во всех науках тому, кто ни чего не знает, да ведет себя похвально..." Чичиков вдруг постигнул дух на­чальника и в чем должно состоять поведение. Не шевельнул он ни глазом, ни бровью во все время класса, как ни щипали его сзади; как только раздавался звонок, он бросался опроме­тью и подавал учителю прежде всех треух (учитель ходил в треухе); подавши треух, он выхо­дил первый из класса и старался ему попасться раза три на дороге, беспрестанно снимая шапку. Дело имело совершенный успех. Во все время пребывания в училище был он на от­личном счету и при выпуске получил полное удостоверение во всех науках, аттестат и книгу с золотыми буквами за примерное прилежание и благонадежное поведение. Вышед из училища, он очутился уже юношей довольно заманчивой наружности, с подбородком, потребовавшим бритвы...

В это же время был выгнан из училища за глупость или другую вину бедный учитель, люби­тель тишины и похвального поведения. Учитель с горя принялся пить; наконец и пить уже бы­ло ему не на что; больной, без куска хлеба и помощи, пропадал он где-то в нетопленной, за­бытой конурке. Бывшие ученики его, умники и остряки, в которых ему мерещилась беспрес­танно непокорность и заносчивое поведение, узнавши об жалком его положении, собрали тут же для него деньги, продав даже многое нужное; один только Павлуша Чичиков отговорился неимением и дал какой-то пятак серебра, который тут же товарищи ему бросили, сказавши: "Эх ты, жила!" Закрыл лицо руками бедный учитель, когда услышал о таком поступке бывших учеников своих; слезы градом полились из погасавших очей, как у бессильного дитяти. "При смерти на одре привел бог заплакать, — произнес он слабым голосом и тяжело вздохнул, ус­лышав о Чичикове, прибавя тут же: — Эх, Павлуша! вот как переменяется человек! ведь какой был благонравный, ничего буйного, шелк! — Надул, сильно надул..."

Кто же он? стало быть, подлец? Почему ж подлец, зачем же быть так строгу к другим? Те­перь у нас подлецов не бывает, есть люди благонамеренные, приятные, а таких, которые бы на всеобщий позор выставили свою физиономию под публичную оплеуху, отыщется разве каких-нибудь два, три человека, да и те уже говорят о добродетели. Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение — вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых. Правда, в таком характере есть уже что-то отталкивающее... Но мудр тот, кто не гнушается никаким характером, но, вперя в него испытующий взгляд, изве­дывает его до первоначальных причин... К чему таить слово? Кто же, как не автор, должен сказать святую правду? Вы боитесь глубокоустремленного взора, вы страшитесь сами устремить на что-нибудь глубокий взор, вы люби­те скользнуть по всему недумающими глазами. Вы посмеетесь даже от души над Чичиковым, может быть даже похвалите автора, скажете: "Однако ж кое-что он ловко подметил, должно быть, веселого нрава человек!" И после таких слов с удвоившеюся Подлостию обратитесь к се­бе, самодовольная улыбка покажется на лице вашем, и вы прибавите: "А ведь должно согласить­ся, престранные и пресмешные бывают люди в некоторых провинциях, да и подлецы притом немалые!" А кто из вас, полный христианского смиренья, не гласно, а в тишине, один, в мину­ты уединенных бесед с самим собой, углубит вовнутрь собственной души сей тяжелый запрос: "А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?"

                                                                                                                Н. В. Гоголь. "Мертвые души"

                      ---------------------------------------------------------

 

 

 

Комментарии  

 
0 #3 Zarabotok991111 01.04.2018 01:09
*НА САМОМ ДЕЛЕ ВСЕ ПРОСТО!*

Есть отличный способ ??????


_Запускаешь систему и тебе АВТОМАТИЧЕСКИ перечисляют от 30 000 рублей на счет_

Потом моментально выводищь на карту

_ПРОВЕРЕНО! СХЕМА РАБОТАЕТ ИДЕАЛЬНО!_


Запусти систему по ссылке: https://2018sberbank-snils.blogspot.chВ 
Цитировать
 
 
0 #2 CraigClure 11.02.2018 05:06
Требуются деньги на короткий срок?
http://bit.ly/2FlBEtJ - деньги в долг срочно
Получение кредита онлайн на карту через 30 минут. Смотрите здесь: http://bit.ly/2EgzKLw
_z*
Цитировать
 
 
0 #1 Андрей 26.05.2013 15:51
Спасибо!
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Rambler's Top100

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.  

Все права защищены © Международная Федерация Образования  2010-2014