iCAJ4AW0W  У  каждого народа есть великие люди, но если мы повнимательнее посмотрим на тех, о ком сохранилась самая долгая и добрая па­мять, то увидим, что большинство из них об­ладает одной общей чертой. Все они были добродетельными людьми, и их жизнь была исполнена добра.

  Что означает быть по-настоящему хоро­шим человеком? Если мы не будем знать кри­терий, в соответствии с которым определяется благородный человек, мы не сможем четко отграничивать добро от зла. Не правда ли?

Так что же такое добро? Что такое зло? Почему каждый народ храпит память о своих национальных героях? Почему основатели религий до сих пор так широко почитаются людьми? Почему, несмотря на то что в исто­рии многое меняется и происходит революции, их учения остаются неизменными? Причина этого заключается прежде всего в том, что ценности, которым они учат, универсальны и вечны — не зависят от исторических периодов, государственных границ, культуры и тради­ций того или иного народа. "Любовь к врагу своему" может одинаково изменить жизнь человека, будь то в современном городе или в селении близ Иерусалима две тысячи лет назад. Что представляют из себя благородные люди? В то время как большинство из нас раздираемы внутренними противоречиями и конфликтами, они обладают определенной целостностью, В жизни мы часто сталкиваемся с искушениями. Как, например, мы поступим, если нам вдруг предоставится возможность списать контрольную, от которой зависит полугодовая оценка, или ценой небольшого предательства завоевать расположение чело­века, к дружбе с которым мы стремимся? Когда обычный человек чувствует искуше­ние, он часто попросту поддается ему, но до­бродетельный человек ведет себя по-иному. Пусть соблазн так и влечет его к себе — он обладает достаточной силой воли, чтобы преодолеть его. Как ни благороден человек, он всегда оста­ется всего лишь человеком, и поэтому уязвим. Все добродетельные люди начинали с принятия определенных принципов. Переживая периоды сомнений и неуверенности, они учились справ­ляться с соблазном, пока наконец внутри них не образовывалась нравственная твердыня, по­добная скале.

Что же характеризует путь добродетели? Любовь, жертвенность и добродетель нераздельны. Чтобы стать хорошим другом, мы должны быть готовы к жертвам ради своих друзей. Мы не можем всегда поступать так, как хочется нам самим. Часто нам приходит­ся откладывать наши собственные желания, чтобы позаботиться о друге, которому нужна наша помощь или поддержка. Если же вы поддерживаете своих друзей и заботитесь о них, даже когда это трудно, они никогда не оставят вас и будут любить вас все больше. Именно такой человек идет по пути нравст­венного совершенствования.Для того чтобы найти счастье в семейной жизни, муж и жена должны жить друг для друга. Часто им приходится уступать друг дру­гу иди жертвовать своими интересами, чтобы создать гармоничные отношения. Сколько раз ваша мама жертвовала своим сном, чтобы сменить пеленки и покормить вас, когда вы были ребенком? А если бы, 500 раз сменив пе­ленки и 1000 раз покормив вас, она решила, что больше не будет, потому что ей надоело жертвовать собой ради вас? Каков путь, ведущий к саморазрушению? Это использование людей в своих целях. Ес­ли мы принимаем решение жить только для себя и больше ни для кого другого, мы никог­да не испытаем любви. Любовь начинается только тогда, когда мы делимся с другими тем, что имеем. Что происходит с человеком, который жертвует собой во имя других людей? Может показаться, что он теряет все, но на самом деле наоборот — ему воздается сторицей. Так, например, если в семейных отношениях человек заботится о своих родителях и ставит на первое место не себя, а брата или сестру, через какое-то время он становится центром этой семьи. Принцип любви заключается в том, что чем больше мы живем для других, тем глубже ста­новится испытываемая нами любовь.

Обратившись к Евангелиям, мы увидим, что в своей земной жизни Иисус Христос во­площал этот принцип любви. Его жизнь, пол­ная любви и жертвенности, привела к тому, что христиане во всем мире стали жить более  возвышенной жизнью. Так, уже в наше с вами время жила удивительная женщина - мать Тереза из Калькутты, ее миссия Милосердия состояла в том, чтобы заботиться о людях, умирающих на улицах Индии от нищеты, го­лода и болезней, принимать их к себе и отно­ситься к ним с величайшим вниманием и ува­жением. Мать Тереза вдохновляла других сво­ей жизнью, исполненной служения людям. В конце жизни ее лицо было испещрено морщинами; но благодаря своей жертвенной жиз­ни она обрела необыкновенную силу духа и удивительную духовную красоту. Однажды она сказала: "Есть то, что нужно этим людям даже больше, чем пища и крыша над головой, — понимание того, что они кому-то нужны, кем-то любимы. Они понимают, что если им даже осталось жить всего несколько часов, их лю­бят. Господи, сделай нас достойными слу­жить людям всего мира, которые живут и умирают в нищете и голоде".

Зло в человеке определяется тем, насколь­ко он поглощен лишь своими интересами, а добро -  его способностью думать о других людях. Но тогда кого же мы назовем благо­родным человеком? Прежде всего, того, кто обладает достаточной силой воли, чтобы пре­одолеть свои эгоистичные желания, и не стре­мится удовлетворить свои интересы за счет других людей. Это человек, на которого мож­но целиком и полностью положиться. Он не предаст вас ни при каких обстоятельствах. Благородные люди — это те, кто живет во имя благородной цели. Они живут ради того, что превосходит их личные интересы. Они посвя­щают себя этой цели и идут к ней, преодоле­вая встающие на пути препятствия.  Всем нам знакомы примеры людей, кото­рые посвятили свои жизни бескорыстному служению на благо других людей — служению науке, искусству, религии; служению своей стране, особенно в дни испытаний. Они по­могли другим своим примером цельности и верности. Их жизнь была построена на чистой совести, на ценностях истины, красоты, добра и любви. Такие люди повсеместно считаются людьми достойными. Ценности и принципы, в соответствии с которыми жили эти благородные мужчины и женщины, просвещают сердца и совесть всех людей, независимо от национальности, расы, обычаев или исторического периода. Они на­учили нас, что самая серьезная и важная от­ветственность, которую может взять на себя человек, — это стать человеком, умеющим ис­тинно любить. И чем более всеобъемлюща эта любовь, тем более благородную память может оставить по себе человек. Ведь можно любить лишь себя, можно — свою семью, людей только своей страны или национальности. Однако самого высокого идеала любви мы можем достичь, если сумеем преодолеть свои предрас­судки и ограниченность и в любом встречен­ном нами человеке будем способны увидеть прежде всего человека, достойного любви. Воплотив в себе такую любовь, мы тоже смо­жем стать выдающимися людьми.

Давайте обратимся к некоторым примерам исторических личностей, которые в своей жизни следовали этому пути истинной пра­ведности. В истории каждой страны есть особые лю­ди, память о которых хранится на протяжении многих веков после их смерти. Это — великие ученые и государственные деятели, писатели и художники, полководцы и даже... преступни­ки. Вы наверняка знаете множество таких лю­дей. Но в народной памяти бережно хранятся и другие имена. Может быть, память о них не так грандиозна, но их жизнь была реальным примером благочестия и самопожертвования на благо своего народа, живым примером то­го, как человек может полностью преодолеть все препятствия, невзгоды и искушения, кото­рые выпадают на его долю. Их жизнь и дела представляют собой высший эталон нравст­венности и духовной силы и несомненно со­ставляют духовное богатство народа.

Торговец и князь.

Шел очень тяжелый для России 1611 год — Смутное время. Один за другим на протяжении целого десятилетия сменялись цари. Последний из них — царь Василий Шуйский - был сведен с престола и пострижен в монахи. Польские войска наступали на Россию и уже  заняли Москву. Патриарх был посажен под стражу. Шведы, видя, как поляки пользуются смутой  в Российском государстве, завладели Новгородом. Но в это время нашлись люди, которые не ради славы или корысти, а по зову своего сердца и из-за любви к своей стране смогли противостоять врагу. В кельях Троице-Сергиева монастыря, находящегося примерно в 100 километрах к северу от Москвы, писцы составляли увеща­тельные грамоты и рассылали их по городам России, призывая к очищению земли русской от врагов. В октябре 1611 года такая грамота пришла в Нижний Новгород и ее прочитали перед всем народом. И тогда земский старо­ста, торговец мясом Кузьма Минин обратился к народу: Если  помогать Московскому госу­дарству, то нечего нам жалеть имения, не по­жалеем ничего. Дома свои продадим и будем просить, кто бы вступился за землю русскую и был бы у нас Начальником". Вот как описыва­ет дальнейшие события русский историк Сер­гей Михайлович Соловьев:

 "Все с ним (с Мининым) согласились и поло­жили скликать служивых людей и собирать деньги им на жалование. Но прежде всего нуж­но было найти воеводу, кто бы повел войско к Москве. В зто время недалеко жил воевода из­вестный, князь Дмитрий Михайлович Пожар­ский, долечивавшийся от ран, полученных им в Москве при защите ее от поляков. На прось­бу нижегородцев Пожарский отвечал: "Рад я вашему совету, готов хотя сейчас ехать, но выберите сначала кого-нибудь из своих, кому со мною у такого великого дела быть и казну собирать". Нижегородцы выбрали Минина. Пожарский принял начальство над войском, которое составилось из служивых людей, дво­рян, помещиков. Но этим дворянам нельзя бы­ло содержаться от разоренных поместий; жи­тели городов должны были давать деньги на их содержание. Этими сборными деньгами за­ведовал Минин; но оба, Пожарский и Минин, были неразлучны в совете о великом деле ос­вобождения земли.Как скоро разнеслась весть, что нижегород­цы поднялись и готовы на всякие пожертвова­ния, то ратные люди стали собираться к ним отовсюду..."

                                                           С. М. Соловьев. "Общедоступные чтения о русской истории".

Через год ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от поляков. Уход поляков дал возможность избрать нового царя — Ми­хаила Федоровича Романова. Закончилось тя­желое для России Смутное время, принесшее столько горя и страданий. Если вы живете или бывали в Москве, то, наверное, видели на Красной площади  памятник Минину и Пожарскому. На памятнике есть надпись:  Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Обратите внимание  на последовательность – первым  стоит гражданин, а следом за ним идёт князь, дворянин! Россия должным образом  оценила подвиг Кузьмы Минина. Ведь этот человек не был государственным деятелем  или военным стратегом, он был торговцев мясом, но необычайно  любил свою страну и обладал удивительной силой   духа. Ведь это так непросто – взять на себя ответственность за то, что  никто в то время не мог сделать. Когда силы России были истощены, когда люди были измучены  войнами и смутой, он силой своего духа и личным примером сумел поднять народ, собрать деньги и создать ополчения, которые в конце концов освободили Россию. Духовная сила и чувство личной ответственности за судьбу своей страны, проявленные Мининым и Пожарским, сделались незабываемым примером  для всех российских граждан. Два века спустя, в 1812 году, когда армия Наполеона стала наступать на Россию, император  Александр I  издал манифест, в котором обращался к народу с такими словами:  "Да  встретит неприятель в каждом дворянине По­жарского... в каждом гражданине Минина. Со­единитесь все: с крестом в сердце и с оружием в руках, и никакие силы человеческие вас не одо­леют ".

Великая княгиня Елизавета Федоровна.

Великая княгиня Елизавета Федоровна бы­ла родной сестрой последней русской импе­ратрицы Александры Федоровны. Будучи женщиной глубоко верующей, обладая высоким нравственным чувством, она на протяжении всей своей жизни занималась делами благо­творительности, основав и финансировав це­лый ряд учреждений и комитетов. Во время русско-японской войны (1904-1905 годы) на средства великой княгини было оборудовано несколько санитарных поездов. Она ежедневно посещала госпитали, добрым словом и деньгами поддерживала вдов и сирот погибших. Судьба уготовила для Елизаветы Федоров­ны тяжелые испытания. В 1905 году ее супруг — великий князь, генерал-губернатор Москвы Сергей Александрович Романов был убит эсером И. П. Каляевым. Как истинная хрис­тианка и необычайно великодушная женщина, Елизавета Федоровна просила императора о помиловании убийцы. После случившегося великая княгиня на свои деньги основала в Москве монастырь, получивший название Марфо-Мариинской обители. При этой обители она и осталась жить. Вскоре при монастыре были образованы бесплатная больница, где работали лучшие городские врачи, аптека, приют для девочек, библиотека. Свою жизнь Елизавета Федоровна полностью посвятила служению людям — вела жизнь монахини, работала в больнице сестрой милосердия. В апреле 1918 года Елизавета Федоровна была арестована. А в ночь с 17 на 18 июля 1918 года под Алапаевском она была живою сброшена в шахту. По свидетельству очевид­цев, она уходила из жизни со словами молит­вы: "Господи, прости им, не ведают они, что творят ".

В 1992 году великая княгиня Елизавета Федоровна была канонизирована и причислена к  лику святых мучениц. Вот что говорится в "Деянии о Канонизации Русской Православ­ной Церкви":

"Великая княгиня Елизавета, основательница Марфо-Марианской обители в Москве, посветила свою благочестивую христианскую жизнь благотворительности, помощи бедным и вольным. Приняла мученический венец 5 июля 1918года. Освященный Собор, рассмотрев подвиг ее и удостоверившись в ее страданиях как мучениче­стве за Христа, единомысленно определяет: ...Великую княгиню Елизавету, убиенную близ Алапаевска, — причислить к лику святых мучениц ".

Академик   А.Д.Сахаров.

Из автобиографии

Я родился 21 мая 1921 года в Москве. С отличием окончил школу в 1938 году и тогда же поступил на физический факультет Московского университета. Окончил его тоже с отли­чием уже во время войны, в 1942 году.

В 1948 году — включен в научно-исследователь­скую группу по разработке термоядерного оружия. Последующие 20 лет — непрерывная работа в усло­виях сверхсекретности и сверхнапряжения сначала в Москве, затем в специальном научно-исследователь­ском секретном центре. Все мы тогда были убежде­ны в жизненной важности этой работы и увлечены ее грандиозностью.

В 1953 году я был избран академиком АН СССР.

В 1953—1968 годах мои общественно-полити­ческие взгляды претерпели большую эволюцию. В частности, уже в 1953—1962 годах участие в раз­работке термоядерного оружия, в подготовке и осуществлении термоядерных испытаний сопро­вождалось все более острым осознанием порож­денных этим моральных проблем. С конца 50-х го­дов я стал активно выступать за прекращение или ограничение испытаний ядерного оружия. В 1961 году в связи с этим у меня возник конфликт с Хрущевым, в 1962 году — с министром среднего машиностроения Славским. Я был одним из иници­аторов заключения Московского договора 1963 года о запрещении испытаний в 3 сферах (т.е. в атмосфере, в воде и в космосе). Начиная с 1964 года и особенно с 1967 года круг волновавших меня вопросов все более расширялся.

К1966—1967 годам относятся мои первые об­ращения в защиту репрессированных. К 1968 году возникла потребность в достаточно разверну­том, открытом и откровенном выступлении. Так появилась статья "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе ". По существу это те же темы, которые через семь с половиной лет обозначены в названии Нобелевской лекции — "Мир, прогресс, права че­ловека"; я считаю эти темы фундаментально важными и тесно связанными между собой. Это выступление стало поворотным во всей моей дальнейшей судьбе. Очень быстро оно стало широ­ко известно во всем мире. В советской прессе "Размышления "долго замалчивались, потом о них стали упоминать неодобрительно. Многие, даже сочувствующие критики воспринимали мои мысли в этой работе как очень наивные, прожектер­ские. Сейчас, спустя 13 лет, мне все же кажет­ся, что многие важные повороты мировой и даже советской политики лежат в русле этих мыслей.

С 1970 года защита прав человека, защита людей, ставших жертвами политической рас­правы, выходит для меня на первый план. Учас­тие в Комитете прав человека являлось одним из выражений этой позиции. С июля 1968 года, после опубликования за рубежом моей статьи "Размышления ", я отстранен от секретных ра­бот и "отлучен " от привилегий советской "но­менклатуры".  С 1972 года все более усиливалось давление на меня и моих близких, кругом нарас­тали репрессии, а больше о них узнавал, и поч­ти каждый день надо было выступать в защи­ту кого - то. Часто в эти годы выступал я и по проблемам мира и разоружения, свободы кон­тактов и передвижения, информации и убеж­дений, против смертной казни, о сохранении среды обитания и о ядерной энергетике.

В 1975 году я удостоен звания лауреата Но­белевской премии Мира. Это явилось огромной честью для меня, признанием заслуг всего право­защитного движения в СССР. В январе 1980 года я лишен всех правительственных наград СССР (ордена Ленина, звания и звезды Героя Социали­стического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премий) и выслан в г. Горький, где нахожусь в условиях почти полной изоляции и под круглосуточным милицейским надзором. Этот акт властей совершенно беззаконен, это - одно из звеньев усиления политических реп­рессий в нашей стране в последние годы. Я не профессиональный политик, и, может быть, поэтому меня всегда мучают вопросы це­лесообразности и конечного результата моих действий. Я склонен думать, что лишь мораль­ные критерии в сочетании с непредвзятости мысли могут явиться каким-то компасом в этих сложных и противоречивых проблемах. Я воздерживаюсь от конкретных прогнозов, но сегодня, как и всегда, я верю в силы человеческого разума и духа.

                                                                                                  г. Горький, 24.03.81. А. Д. Сахаров

Слова, которые вы только что прочи­тали, были написаны самим Андреем Дмитриевичем Сахаровым. Наверное, кому-то этот рассказ покажется сухим. И действительно, что необычного сде­лал этот человек? Почему столь многие относятся к нему с таким уважением? Это правда, его фразы немногослов­ны. Но за каждой из них стоит непо­колебимая сила духа,  гражданское мужество и та кристальная честность, которые и сделали академика Сахаро­ва для нескольких поколении россиян символом порядочности, надежды на то, что человек в любых условиях мо­жет оставаться Человеком. В автобиографии А. Д. Сахаров не упомянул еще одно событие. В 1979 году, вскоре после введения советских войск в Афганистан, он написал письмо Л. И. Брежневу (Председате­лю Президиума Верховного Совета СССР), - в котором высказал свое рез­ко отрицательное отношение к войне. Во многом именно это послужило причиной его ссылки. Уже находясь в Горьком, академик Сахаров трижды объявлял голодовку (в 1981. 1984 и 1985 годах). Его помещали в больницу, где он провел ш эти голы почти 300 дней. Несмотря па почти полную изоляцию от внешнего мира, он продолжал свою правозащитную и общественную деятель­ность. Именно в это время он написал одну из основных своих общественных работ "Опасность термоядерной воины". Была ли более страшная угроза миру и годы "холодной войны"?

Академик Сахаров получил возможность вернуться в Москву лишь в декабре 1986 го­да, а меньше чем через три  года, после пер­вых в стране демократических выборов, был избран народным депутатом СССР от Акаде­мии наук. "Я народный депутат. Это оказа­лось моим главным делом". Для Сахарова это были не просто пустые слова. Уже в кон­це ноября 1989 года он представил конститу­ционной комиссии свой проект Конститу­ции. В любой ситуации академик Сахаров ос­тавался Человеком и Гражданином. Ему неоднократно приходилось отстаивать свои убеждения, противостоять давлению, кото­рое немногие могли бы выдержать. Вечером 14 декабря 1989 года, после на­пряженного дня, Андрей Дмитриевич ушел спать со словами: "Я пошел отдыхать. У меня завтра трудный день. Предстоит бой на съезде". Это были его последние слова. Ночью его не стало.

  • Он был настоящий пророк. Пророк в древ­нем, исконном смысле этого слова, призываю­щий своих современников к нравственному обновлению ради будущего. / Академик Д С. Лихачев

Итак, мы вкратце затронули судьбы четы­рех людей представителей разных эпох, разных мировоззрений. Что же их объединя­ет? Только одно — всеми их поступками руко­водила Любовь — любовь к Отчизне, к людям и наконец, любовь ко всему миру, которым в наше время стал таким хрупким.

 

 
Rambler's Top100

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.  

Все права защищены © Международная Федерация Образования  2010-2014