00011Спросите любого человека, хочет ли он быть свободным, и он ответит: "Да". Но что та­кое свобода? Насколько мы свободны?  Никто не обладает абсолютной свободой делать все, что ему или ей заблагорассудится.

Свобода всегда так или иначе ограничена. 

  • Возможно, я мечтаю взойти на высокую  гору, взмахнуть руками и полететь. Однако  эти мечты не смогут осуществиться, если  только я не прибегну к помощи техники. 
  • Может быть, я хочу стать знаменитым  художником, музыкантом или гимнастом,  однако это требует таких способностей и  подготовки, что мои шансы на осуществле­ние этой мечты невелики.
  • Если мне срочно нужны деньги, я могу принять решение их украсть. Но как толь­ко преступление будет раскрыто, я поте­ряю всякую свободу.

Это некоторые примеры того, как бывает ограничена наша свобода. Источники этих ограничений — физические законы, наши природные способности или принятые в обществе нормы поведения. Что мы подумаем о человеке, который восстает против такого рода ситуаций, утверждая, что он несвободен?

Свобода воли.

Существует еще одна сторона свободы, о которой часто забывают - свобода воли. Несмотря на то что наша свобода может быть ограничена, а возможность выбора крайне узка, в тот момент, когда мы принимаем то или иное решение, мы ощущаем свободу. Мы  знаем, что могли бы избрать другой путь. Но давайте подумаем, насколько мы на самом деле свободны.  Если вы решаете что-то сделать, а потом отступаете от своего решения, свободны ли вы? Если вы совершаете поступок, о котором потом будете сожалеть, и все же не можете остановиться, свободны ли вы? Обладаете ли вы свободой следовать своей совести? Подда­етесь ли вы когда-нибудь искушению -  посту­пить заведомо неправильно? Обладаете ли вы свободой прощать людей или порой говорите: "Я его никогда не прощу"? Обладаете ли вы свободой просить прощения, говорить "Изви­ните меня"?

Часто мы ощущаем, что в нашей душе про­исходит борьба могущественных сил, которые побуждают нас к прямо противоположным поступкам. Иногда люди говорят, что они не свободны, что их поступки определяются биологической наследственностью или соци­альным окружением, в котором они выросли, И все же в момент принятия решения, выбора между двумя или более возможностями мы чувствуем, будто мы свободны.  Может быть, вам это покажется странным, но свобода тесно связана с самоконтролем. Только человек, обладающий самоконтролем, может не только принять то или иное решение,  и воплотить его в жизнь. В противополож­ность этому человек, который не может кон­тролировать малейшие порывы своей души, окажется рабом своих эмоций, случайных мыс­лей и желаний. Например, свободен ли чело­век, пристрастившийся к алкоголю? С одной  стороны, да, потому что никто не заставляет его пить, но, с другой стороны, он раб своей страсти к спиртному. А что мы скажем о чело­веке, который хочет бросить курить, но не мо­жет? Если мы не в состоянии управлять своими страстями, значит, наша воля не свободна.

  • Лишь тот, кто смог преодолеть себя, найдет свободу от всех страстей, что сковывают мир./Гёте.

Перед человеком, обладающим внутренней свободой, открываются многие возможности. Он обретает истинную свободу творчества, многогранного роста и развития. Человека невозможно лишить свободы духа — только если он сам добровольно от нее откажется. Такой свободный дух всегда, в том числе спонтанно и неосознанно, будет проявлять себя только в благих поступках, создавая во­круг себя атмосферу добра и поддержки.  Уже упоминавшийся нами выдающийся австрийский психолог Виктор Франкл, пере­живший ужасы нацистского концлагеря, пи­сал, размышляя о свободе человеческого духа:

"Мы, жившие в концлагере, помним людей, которые ходили по баракам, утешая других, отдавая свой последний кусок хлеба. Возмож­но, их было немного, однако само их сущест­вование представляет собой достаточное доказательство того, что у человека можно отобрать все, кроме одного: последней челове­ческой свободы избрать свое отношение к тем обстоятельствам, в которых ты оказался, избрать свой собственный путь.  А возможность выбора всегда оставалась. Каждый день, каждый час предоставлял воз­можности для того, чтобы принять решение,  решение, которое определяло, подчинишься ты или нет тем силам, которые угрожали отобрать у тебя твою душу, твою личность. Этот выбор определял, станешь ли ты иг­рушкой обстоятельств, отдавая свою свободу и человеческое достоинство, чтобы превра­титься в типичного заключенного".

Истинная свобода — это свобода следовать совести, сохраняя личную целостность. Однако часто нам требуется большое мужество, нам необходимо преодолеть непростой внутрен­ний конфликт, для того чтобы следовать голосу совести. Истинную свободу нельзя отожде­ствлять со вседозволенностью — свободой совершать злые поступки, быть эгоистом. Грубость и эгоизм не могут быть проявлениями истинной свободы. Это — произвол.

  • Свобода -  прекрасное слово, когда его верно понимают. Какую свободу бы из­берете? Какова свобода наиболее сво­бодных? Поступать праведно./Гёте

Свобода действия.

Помимо свободы воли, о которой мы толь­ко что говорили, свобода включает в себя так­же и свободу действия. Если мы обратимся к истории, то увидим, что расширение сферы свободы действий всегда происходило благо­даря людям, которые хотели обладать свобо­дой молиться Богу так, как они сами избрали; свободой верить, во что они хотели; свободой познавать истину; свободой высказываний и средств массовой информации, чтобы позна­вать и распространять истину. Люди никогда не боролись за свободу лгать или дурно обра­щаться с другими людьми.  Люди также стремились к свободе, опреде­ляемой и охраняемой законом, чтобы они  могли жить, передвигаться, иметь тот род занятий, который они сами избрали, и делать все, что им захочется в рамках закона. При этом они были бы свободны от неправомер­ных посягательств на их права со стороны других людей или государства. И наконец, люди боролись за свободу собственности, так как благодаря этому они могли развивать свои творческие способности.

  • Вне свободы нет духа, и вне духа нет свободы. Свободу нельзя получить извне. Свобод­ная наука, свободное искусство, свободное общество могут быть достигнуты лишь свобод­ным духом. Рабьи души не мо­гут создать ничего свободного./Н.А.Бердяев

Свобода воли и свобода действия нераз­рывно связаны и в равной степени необходимы человеку. Однако когда люди обладают пол­ной свободой, но при этом не следуют голосу своей совести, то результатом этого будет деградация общества и анархия. Если человек обладает только внешней свободой, то это легко может привести к ощущению бессмыс­ленности, бесцельности жизни. Если у нас есть свобода, но нет цели жизни, то мы испы­тываем чувство психологической раздвоенно­сти. Свободное общество, в котором люди  теряют чувство нравственности, обречено на распад, и по мере углубления кризиса проис­ходит насильственное восстановление порядка, что сопровождается потерей свободы. Таким образом, не может быть свободного общества, которое в то же время не было бы нравст­венным, чтобы все граждане и социальные институты отражали зрелый и ответственный подход к жизни. Эдмунд Бёрк, английский государственный деятель и философ XVIII века, ясно показал связь между внутренней и внешней свободой:

  • "Люди достойны гражданской свободы лишь в прямом соответствии с тем,  насколько они готовы наложить нравственные узы на свои аппетиты; насколько их любовь к справедливости превосходит алчность; насколько их здравость и трезвость суждения превосходят тщеславие, и самонадеянность; насколько их предрасположенность внимать советам мудрых и благих превосходит стремление слушать лесть мошенников. Общество не может существовать, если в нем нет силы, контролирующей людские стремления и аппетиты, и чем меньше этой силы в душах людей, тем больше ее должно быть вовне. Извечный порядок вещей определяет, что люди несдержанной души не могут быть свободны. Их страсти куют им оковы".

Свобода и ответственность.

Если кто-то заставляет вас делать то, чего вы не хотите, несете ли вы за это ответствен­ность? Если мы переложим ответственность за свою жизнь на кого-то другого, останемся ли мы свободными? Нравится ли вам прини­мать решения и отвечать за их последствия? Или вы предпочитаете, чтобы кто-то прини­мал решения за вас? Проблема заключается в том, что люди, нежелающие брать на себя ответственность за свою жизнь и принимать трудные решения, в конце концов пытаются убежать от свободы и приветствовать того, кто возьмется разрешить все эти проблемы за них. Но если мы добро­вольно передаем свою ответственность кому-то другому, имеем ли мы право жаловаться, что потеряли свободу?

Английский писатель и драматург Джордж Бернард Шоу писал: "Свобода означает ответственность. Вот почему люди так боятся ее". Людям нравится свобода, потому что она дает им ощущение своей значимости, воз­можности распоряжаться вещами и людьми. При этом им не нравится ответственность, потому что она накладывает ограничения на удовлетворение их желаний. Таким образом, человек, не достигший нравственной зрелости, может наслаждаться похвалами за всё, что у него хорошо получается, но все­гда найдет кого-то другого, чтобы об­винить в своих неудачах. Зрелый же человек, напротив, готов взять на се­бя ответственность даже за те ошиб­ки и неудачи, которые произошли не по его вине, и разделить приноси­мую ему похвалу с другими. Таким образом, вопрос заключа­ется в том. что все хотят быть сво­бодными, однако порой приходят в смятение и  замешательство, когда сталкиваются с необходимостью принимать трудные или неприятные решения. И поэтому мы чувствуем облегчение (во всяком случае, мно­гим знакомо это чувство), когда кто-то другой принимает это решение за нас или в дело вмешивается "судь­ба", и таким образом ситуация раз­решается без нашего в ней осознан­ного участия. Мы пытаемся убежать от свободы. И тогда, если что-то идет не так, как нам хотелось бы, мы всегда находим, кого в этом обви­нить. Однако не превращаем ли мы при этом самих себя в марионеток, слепо исполняющих чужую волю?

Само понятие свободы невозмож­но отделить от ответственности. Бу­дучи детьми, мы обладаем незначи­тельной свободой, а значит, наша от­ветственность тоже невелика. По мере того как мы становимся более ответственными, мы приобретаем большую свободу и можем при­нимать все больше самостоятельных реше­ний, которые оказывают влияние на нашу жизнь. Мы хотим свободы быть ответствен­ными, свободы совершать ошибки и учиться на них. Если кто-то вмешивается в сферу на­шей ответственности, мы чувствуем наруше­ние наших прав, потому что именно свобода делает нас людьми. Однако эта свобода не только означает, что у нас есть возможность выбора; она также означает, что мы должны отвечать за последствия своих поступков, мы должны быть готовы равно принимать похва­лу и порицание. Представьте себе, что вы совершили ошиб­ку или какой-то плохой поступок. Как вы отреагируете на то, что в ответ на это другие начнут жалеть вас? Вы почувствуете себя неу­ютно? Почему?  Так происходит вовсе не потому, что мы не хотим любви или сострадания наших близких. Однако всем нам хотелось бы, чтобы нас ува­жали и относились к нам как к нравственным личностям, ответственным за собственные поступки. Поэтому жалость (именно жалость, а не любовь, не сострадание) в такой ситуации скорее всего нам покажется унизительной. Мы скорее предпочтем быть наказанными за совершенный нами неверный поступок, чем  получить прощение только потому, что кто-то полагает, что мы не в состоянии отвечать за свои действия. Считать людей ответственными за их поступки означает относиться к ним как к взрослым, нравственным людям.

Конечно, мы не несем ответственности за поступки, которые не являются результатом нашего свободного выбора. Если кто-то фи­зически заставил нас совершить преступле­ние, мы не можем отвечать за это. Наверное, мы будем себя неприятно чувствовать в такой ситуации, однако нас не могут обвинять или наказывать за такой поступок. В любом случае мы можем отвечать только за свои собственные поступки. Брать на себя ответственность за все означает на самом деле ни за что не отвечать. Мы несем ответственность не только за свои действия, но также и за то, какими людьми мы становимся. Каждая мысль, слово и совершае­мый нами поступок "записываются" в нашем характере. Мы сами создаем свой характер при помощи принимаемых нами решений. Если в определенной ситуации мы делаем верный вы­бор, то это закладывает верный путь для буду­щего разрешения подобных проблем; соответ­ственно, если мы принимаем неверное реше­ние, то это направит нас на неверный путь в будущем, и постепенно нам будет все труднее выбраться назад на путь добра. Таким образом, мы можем определять нашу собственную судь­бу, которая в значительной степени зависит от формируемого нами характера.

Свобода и закон.

Мы уже видели, как свобода ограничива­ется законом. Сегодня некоторые люди ду­мают, что человек не должен быть ограничен какими бы то ни было законами или норма­ми. Некоторые задают вопрос: "К чему нам законы? Почему я не могу просто делать то, что я хочу, — не в этом ли идеал?" Однако если бы каждый человек на нашей планете де­лал то, что он хочет, то в результате нами не­избежно правил бы самый сильный диктатор, а все слабые или неугодные были бы уничто­жены. Свобода существует только под сенью закона, который в равной степени применим к каждому, вне зависимости от их положе­ния. "Право есть свобода, определенная за­коном", — говорил Б. Н. Чичерин, русский юрист, историк и философ, живший в XIX веке. Истинная свобода предполагает добро­вольное соблюдение определенных норм и законов. Свобода, не признающая никаких ограничений, влечет за собой только разруше­ние. Представьте, что вы играете в шахматы.  Разве вы можете двигать фигуры, как хотите? Для чего нужны правила? Может быть, игра без правил интереснее и изощреннее, чем та, в которой множество правил? Какая игра более захватывающая, шахматы или шашки?  Правила помогают предсказывать ход игры, возможное поведение игроков. Также они  предотвращают возникновение спорных и конфликтных ситуа­ций. И наконец, именно прави­ла создают ту или иную игру, и до тех пор, пока мы им следуем, мы свободны.  Теперь давайте обратимся к си­туации в обществе. Если в обще­стве существуют законы против воровства или убийства, кото­рые в равной степени применя­ются ко всем гражданам, то все могут чувствовать себя в безо­пасности. Если же таких правил нет, то никто не может чувство­вать себя достаточно свободным даже для того, чтобы по вечерам без страха выходить на улицу.

Таким образом, цель закона заключается в том, чтобы защитить людей от преступности ради сохранения их свободы. До тех пор пока поезд находится на рель­сах, он может передвигаться быстро или мед­ленно, назад или вперед. Другими словами, он обладает свободой. Но как только он сой­дет с рельс, вся свобода будет потеряна - произойдет крушение, погибнут люди и иму­щество. Следовательно, несмотря на то что совесть и нравственные принципы ограничивают нашу свободу, они не позволяют нам встать на путь самоуничтожения и зла. Более того, человечес­кая совесть, принципы морали, законы общества существуют для достижения единства, поряд­ка, гармонии, свободы и счастья всех людей. Таким образом, истинная свобода всегда приводит к результатам, которые благи и ис­тинны. Так для чего мы стремимся к свободе? Мы хотим свободы любить и использовать наше созидательное начало для того, чтобы и мы, и другие люди были счастливы. Если наша жизнь наполнена любовью, то все предъявля­емые законом требования становятся для нас естественными. Настоящая любовь воспиты­вает привычку жертвовать собой. Если вы лю­бите, то вы всегда готовы забыть о себе, отка­заться от своих желаний, чтобы сделать люби­мого человека счастливым.  Только следуя в жизни пути любви и добра, мы можем стать по-настоящему свободными.

Вопросы для размышления :

Принимали ли вы когда-нибудь решение абсолютно самостоятельно? Опишите его.

Как вы считаете, необходима ли свобода для счастливой жизни в гармоничном  обществе?

Насколько вы свободны? Каковы главные ограничения вашей свободы?

Какова, с вашей точки зрения, разница между свободой и анархией?

Есть ли какие-то свободы, за которые вы были бы готовы умереть? Если да, то  что это за свободы?

Когда люди становятся ответственными за свои поступки?

Для вашего дневника

Представьте, что вас несправедливо обвинили в совершении серьёзного преступления и заключили в тюрьму. Вам не с кем поговорить, и ваша свобода ограничена камерой-одиночкой. Как в такой ситуации вы могли бы почувствовать себя внутренне свободным? Как вы думаете, возможно ли это без того, чтобы сойти с ума?

                                                                  ---------------------------------------------------------------------------------
 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Rambler's Top100

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.  

Все права защищены © Международная Федерация Образования  2010-2014