00010Люди всегда стремились понять, почему происходят те или иные события. Они пред­полагали, что должны существовать причины, вследствие которых каждый день восхо­дит и заходит солнце, точно так же, как должны быть причины боли и страданий, кото­рыми наполнен мир.

 Люди подсознательно чувствовали, что каждое явление должно быть чем-то обусловлено, и если мы поймем эти взаимосвязи, то сможем объяснить многое из того, что происходит в мире. Противоположное предположение — что все происходит без каких бы то ни было причин, а сама жизнь не имеет смысла, означало бы, что мы никогда не сможем понять себя и окружающий нас мир. Закон причинно-следственной связи создает основу для познания мира, объяснения любых явлений. Философы и духовные учителя всегда пытались сформулировать духовные законы, которые могли бы объяснить человеческое существование. На основе своего собственно­го опыта и интуиции они пришли к выводу, что, несмотря на все разнообразие внешних событий, Вселенной присущ основной духовный закон, утверждающий существование в мире справедливости. Этот закон пронизывает всю Вселенную, так что рано или поздно каждому воздается по заслугам. Каждый поступок влечет за собой последствия, которых невозможно избежать. Результаты добрых или злых мыслей, слов и действий часто не проявляются мгновенно, и поэтому люди порой думают, что их можно игнорировать. Од­нако это только иллюзия, ибо рано или поздно каждому придется столкнуться с послед­ствиями своих поступков. Вот что говорят по этому поводу разные религии:

  • Как человек поступает, таким он и становится. Поступающий хорошо становится добрым. Поступающий дурно становится дурным. Добродетельными становятся через добрые дела, злыми — через злые дела./Индуизм (Упанишада, 4.4.4.).
  • Кто совершил хоть однажды смертный грех, тот не утратит мысли о том деянии никогда, до самой смерти; он не сможет избавиться от нее или уничтожить ее, но она будет до смерти следовать за ним./ Буддизм (Совершенство Мудрости в 8000 строках, 17:3).
  • Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послуша­ете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед богов иных, которых вы не знаете./Иудаизм и христианство (Второзаконие, 11:26—28).
  • А что постигает вас из несчастия — за то, что навлекли ваши руки, и прощает Он многое./Ислам (Коран, 42:29(30).
  • Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет./ Христианство (Послание к Галатам, 6:7).

Этот общий закон взаимосвязи причины и следствия лежит в основе всех наук и находит свое выражение, например, в форме третьего закона Ньютона, который утверж­дает, что каждое действие вызывает равное по силе противодействие. Хотя настоящее является результатом прошедшего, это отнюдь не означает, что буду­щее предопределено настоящим. Его можно изменить. Мы сами выбираем свою судьбу с помощью принимаемых нами сегодня решений. Если мы изменимся, наше будущее может быть непохожим на прошлое. Однако для этого необходимо, чтобы мы жили в соответствии с нравственным законом. Измениться означает исправить или по меньшей мере искренне постараться исправить все совершенные нами ошибки. Это также означает изменение наших мыслей, намерений и поступков.

  • А когда скажу беззаконнику: Ты. смертью умрешь, и он обратится от грехов своих, и будет творить суд и правду, если этот беззаконник возвратит залог, за похищенное за­платит, будет ходить по законам жизни, не делая ничего худого, — то он будет жив, не умрет. Ни один из грехов его, какие он сделал, не помянется ему; он стал творить суд и  правду, он будет жив./ Иудаизм и христианство (Книга пророка Иезекииля, 33:14—16).
  • Если кто совершил постыдное, но после сошел с пути греха, раскаялся, исполнился решимости не  делать ничего постыдного, но искренне совершать только благое, он без сомнения обретет удачу — вот что называется обратить проклятие в благословение./ Даосизм (Трактат об ответе и возмездии, 5).

                                                                ---------------------------------------------------------------------------

                                                                     Гамлет

                                                 Гул затих. Я вышел на подмостки.

                                                 Прислонясь к дверному косяку,

                                                 Я ловлю в далеком отголоске,

                                                 Что случится на моем веку.

                                                 На меня наставлен сумрак ночи

                                                 Тысячью биноклей на оси.

                                                 Если только можно, авва отче,

                                                 Чашу эту мимо пронеси.

                                                 Я люблю твой замысел упрямый

                                                 И играть согласен эту роль.

                                                 Но сейчас идет другая драма,

                                                 И на этот раз меня уволь.

                                                 Но продуман распорядок действий,

                                                 И неотвратим конец пути.

                                                 Я один, все тонет в фарисействе.

                                                 Жизнь прожить — не поле перейти.

                                                                                      Борис Пастернак

                                                        

                                                               ---------------------------------------------------------------------------

                                                                      Трудно быть Богом

Неужели вы серьезно считаете этот мир совершенным? — удивился Румата...

Мой молодой друг, ну конечно же! Мне многое не нравится в мире, многое я хотел бы  видеть другим... но что делать? В глазах высших сил совершенство выглядит иначе, чем в  моих. Какой смысл дереву сетовать, что оно не может двигаться, хотя оно и радо было бы, на­верное, бежать со всех ног от топора дровосека.

А что. если бы можно было изменить высшие предначертания?

- На это способны только высшие силы...

- Но всё таки представьте себе, что вы бог...

Будах засмеялся. - Если бы я мое предста­вить себя Богом, я бы стал им!

- Ну, а если бы вы име­ли возможность посоветовать Богу...

- У вас богатое вооб­ражение, — с удоволь­ствием сказал Будах.

- Это хорошо. Вы грамот­ны? Прекрасно! Я бы с удовольствием позанимал­ся  с вами...

- Вы мне льстите... Но что же вы все-таки посоветовали бы всемогущему? Что, по-вашему, следовало бы сделать всемогуще­му, чтобы вы сказали: вот теперь мир добр и хорош?

Будах, одобрительно улыбаясь, откинулся на спинку кресла и сложил руки на животе...

Что ж, — сказал он, — извольте. Я сказал бы всемогущему: "Создатель, я не знаю твоих планов, может быть, ты и не собираешься делать людей добрыми и счастливыми. Захоти это­го! Так просто этого достигнуть. Дай людям вволю хлеба, мяса и вина, дай кров и одежду. Пусть исчезнут голод и нужда, а вместе с тем и все, что разделяет людей".

-  И это все? -  спросил Румата.

-  Вам кажется, что этого мало?

Румата покачал головой.

- Бог ответил бы вам: "Не пойдет это на пользу людям. Ибо сильные вашего мира отберут у слабых то, что я дал им, и слабые по-прежнему останутся нищими".

- Я бы попросил оградить слабых. "Вразуми жестоких правителей", — сказал бы я.

- Жестокость есть сила. Утратив жестокость, правители потеряют силу, и другие жестокие заменят их.

Будах перестал улыбаться.

- Накажи жестоких. - твердо сказал он, - чтобы неповадно было сильным проявлять же­ стойкость к слабым.

- Человек рождается слабым. Сильным он становится, когда нег никого вокруг сильнее его.
Когда будут наказаны жестокие из сильных, их место займут сильные из слабых. Тоже жесто­кие. Так придется карать всех, а я не хочу этого.

- Тебе виднее, всемогущий. Сделай тогда просто так, чтобы люди получили все и не отбирали друг у друга то, что ты дал им.

- И это не пойдет людям на пользу, -  вздохнул Румата, - ибо, когда получат они все даром, без труда, из рук моих, то забудут труд, потеряют вкус к жизни и обратятся в моих домашних животных, которых я вынужден буду впредь кормить и одевать вечно.

- Не давай им всего сразу! — горячо сказал Будах. — Давай понемногу, постепенно!

- Постепенно люди и сами возьмут все, что им понадобится.
Будах неловко засмеялся.

- Да, я вижу, это не так просто. — сказал он. — Я как-то не думал раньше о таких вещах... Кажется, мы с вами перебрали все. Впрочем — он подался вперед, — есть еще одна возмож­ность. Сделай так, чтобы больше всего люди любили труд и знание, чтобы труд и знание ста­ли единственным смыслом их жизни!..

- Я мог бы сделать и это, — сказал он (Румата). — Но стоит ли лишать человечество его истории? Стоит ли подменять одно человечество другим? Не будет ли это то же самое, что сте­реть это человечество с лица земли и создать на его месте новое?

Будах, сморщив лоб, молча обдумывал. Румата ждал. За окном снова тоскливо заскрипели подводы. Будах тихо проговорил:

- Тогда, господи, сотри нас с лица земли и создай заново, более совершенными... или, еще  лучше, оставь нас и дай нам идти своей дорогой.

- Сердце мое полно жалости. — медленно сказал Румата. — Я не могу этого сделать.

                                                                                                          А. и Б. Стругацкие. "Трудно быть Богом"

                                                              ---------------------------------------------------------------------------------                       

 

 



 

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Rambler's Top100

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.  

Все права защищены © Международная Федерация Образования  2010-2014