0009Порой принимаемые нами решения незначительны, но иногда они могут оказывать очень существенное влияние на нашу жизнь — как в настоящем, так и в будущем; от них зависит наше самоуважение и отношения с другими людьми.

Жизнь других людей также зависит от наших решений. Каждый день мы сталкиваемся с нравственными дилеммами, и часто нам не хватает умения найти наиболее эффективное решение, особенно в трудных ситуациях.  Стратегию принятия решений можно свести к пяти основным шагам. Если вам необхо­димо найти наиболее эффективное решение той или иной проблемы, может оказаться полезным записать ход ваших размышлений в соответствии с предлагаемой ниже схемой.

1.Вкратце опишите проблему, которая требует разрешения.

Первый шаг является очень существенным. Часто у нас нет достаточно ясного понима­ния того, в чем заключается суть вопроса. Проблему следует описать в личных терминах: "Как я могу изменить эту ситуацию..."; "Что мне следует делать..." Например, вы можете задать себе вопрос: "Что я могу сделать, если приятель советует мне соврать родителям, чтобы они отпустили меня поехать вместе с ребятами на выходные за город, а я считаю, что это неправильно?"

2.Определите возможности выбора.

Затем необходимо собрать информацию, так или иначе связанную с проблемой. Лучше всего увидеть хотя бы три возможных пути выхода из создавшейся ситуации. В приведен­ном выше примере вы можете рассмотреть следующие возможности:

1) прямо объяснить своему приятелю, что вы не хотите лгать родителям, и честно обсудить эту ситуацию дома;

2) ничего не предпринимать — предоставить случаю все решить за вас;

3) честно погово­рить обо всем с родителями, но сказать приятелю, что вы им соврали (чтобы он не считал вас "маменькиным сынком";

4) последовать совету приятеля.

3.Оцените сформулированные возможности выбора.

Затем необходимо взвесить положительные и отрицательные стороны каждого решения. Представьте себе их самые хорошие и самые плохие последствия. Запишите их. Продолжая рассматривать наш пример, мы можем предположить, что:

1) прямой разговор с приятелем приведет к тому, что он отвернется от вас или, наобо­рот, начнет гораздо больше уважать вас; точно так же вследствие откровенного разговора с родителями они могут запретить вам какие бы то ни было поездки или, на­оборот, станут вам больше доверять и предоставлять больше свободы;

2) если вы не будете ничего предпринимать, это может привести к тому, что ваш при­ятель обидится, а родители так вас никуда и не отпустят, но, возможно, проблема сама собой постепенно разрешится;

3) если вы предпочтете быть честным с родителями, но соврать приятелю, то он может
об этом узнать, и тогда ваша дружба будет подорвана; положительным же следстви­ем этого решения может быть то, что друзья не будут смеяться над вами (вы знаете,
что многие ваши одноклассники в подобной ситуации, не задумываясь, сказали бы
родителям неправду);

4) соврав родителям, вы можете почувствовать угрызения совести, и рано или поздно
ложь все равно выйдет наружу; если же они ничего не узнают, то вы сможете хоро­шо провести время вместе со своими друзьями.

4.Примите решение.

Теперь вы можете выбрать лучшую из имеющихся возможностей. Если до сих пор вы следовали данной схеме, то вам должно стать ясно, какое решение будет наилучшим. Если принимать во внимание не только мгновенные, но и долговременные преимущества, то в описанной нами ситуации, наверное, лучше всего будет честно поговорить с другом и с ро­дителями. При этом вы будете следовать своей совести, и в будущем это решение может привести к тому, что у вас установятся гораздо более близкие и доверительные отношения и с тем, и с другими. (Конечно, при этом возникает следующий вопрос — как обсудить всю эту ситуацию так, чтобы ни друг, ни родители не обиделись, а, наоборот, поняли вас.)

5.Примените выбранное решение и оцените его результаты.

После того как вы попытались на практике применить избранное вами решение, необ­ходимо оценить, насколько это разрешило проблему. Если этого не произошло, то необхо­димо вновь рассмотреть все имеющиеся возможности и принять новое решение.  Решения играют в нашей жизни очень важную роль. Когда мы выбираем тот или иной путь, нравственные ценности из идей становятся частью нашей личности, нашей жизни, и это помогает нам в будущем принимать более мудрые решения. В свою очередь, умение на­ходить выход из сложных ситуаций повышает нашу уверенность в себе и формирует осно­ву самооценки. Это позволяет нам любить других так, чтобы это принесло им благо.

Решение нравственных дилемм.

1. Вам предложили заработать 50 долларов на передаче наркотиков. При этом вы должны лишь передать их кому-то на улице. Вашей семье очень нужны деньги. Как вы поступите?

2. Вы работаете официантом в ресторане. Богатый клиент оставляет вам большие чае­вые и говорит, чтобы вы поделились с двумя другими официантами. Вы поделитесь
или оставите все себе?

3. Вы приехали на несколько дней в другой город и потеряли все свои деньги и обрат­ный билет. Некто предлагает вам значительную сумму за продажу порнографичес­кой литературы на вокзале в течение нескольких часов. Как вы поступите?

4. Вы выступаете в финальном хоккейном матче, который очень много для вас значит. Вы замечаете, что один из членов вашей команды играет нечестно, но больше никто этого не видит. Ваша команда выиг­рывает не без его помощи. Чувствуете ли вы, что здесь что-то не так? Что? Ска­жете ли вы кому-нибудь об этом?

5. Вы обещали своей подруге по­мочь по математике накануне экзамена. Но в этот день дру­гая подруга приглашает вас в кино на фильм, который вам очень хочется посмотреть. Скажете ли вы, что не можете, потому что заняты,  или пойдете в кино?

6. Ваша мать просит вас побыть дома с младшим братом, так как она плохо себя чувствует, а отец задержится на работе допоздна. Вы уже давно планировали прове­сти это время с друзьями. Как вы поступите?

7. Вас обвиняют в похищении чьих-то денег в школе. Вы знаете, кто украл их, а также то, что семья этого ученика очень бедна. Скажете ли вы директору, кто на самом деле украл деньги (при условии, что у вас есть доказательства)? Как вы поступите? Будет ли  иметь значение то, что похитивший яв­ляется вашим другом?

8. В школе вы случайно слышите, как двое учени­ков говорят гадости об одном из ваших друзей. Что вы предпримете?

                                                                -----------------------------------------------------------------------------

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Rambler's Top100

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.  

Все права защищены © Международная Федерация Образования  2010-2014