56.jpgИзучая в школе различные предметы, мы  обычно рассматриваем отдельные стороны действительности. Так, в химии мы изучаем законы, которые лежат в основе взаимодейст­вия разных веществ; в биологии — принципы организации живых организмов; на уроках истории сопоставляем главные события, про­изошедшие с человеческим родом.

Однако мы редко задумываемся над тем, есть ли более общие принципы, которые лежат в основе всего существования и являются источником необыкновенной гармонии и порядка, кото­рые пронизывают окружающий нас мир. Такого рода вопросы принадлежат области философии. В этой главе мы затронем эти принципы, попытаемся представить себе бо­лее целостную картину мироздания.

Взрослея, мы воспринимаем определен­ное мировоззрение от своей семьи и культу­ры, к которой мы принадлежим. Оно образует как бы "очки", сквозь которые мы смотрим на мир. Так, некоторые люди считают, что все в мире находится в состоянии конфликта и именно эта борьба является источником прогресса, в то время как другие полагают, что, напротив, все находится в гармонии и прогресс возможен лишь на основе сотруд­ничества. Некоторые считают, что природу действительности можно целиком объяснить в рамках материальных категорий, в то время как другие придерживаются мнения, что фи­зический мир — лишь иллюзия, а реально только духовное измерение. Все эти мировоз­зрения влияют на жизнь человека, определя­ют его отношение к миру и людям, формируют те нравственные принципы, которыми он руководствуется в жизни. В этой главе мы кратко коснемся пробле­мы, которая занимала философов на протя­жении более двух тысяч лет. Какова сущность реальности? Что это — материя или дух? Если и то и другое, как они соотносятся друг с дру­гом? И мы увидим, что реальность более многогранна, чем нам кажется.

Что таков жизнь?

Что такое жизнь? Людей часто ставит в ту­пик этот вопрос. Что отличает живой орга­низм от неживой материи? Являемся ли мы просто суммой химических соединений, пове­дение которых определяется законами физи­ки? Правда ли, что жизнь — это только "спо­соб существования белковых тел", или суще­ствует сфера, выходящая за рамки того, что мы привыкли называть материальным миром? Вот какое определение понятию "жизнь" дал Вл. Даль:

  • "Жизнь — житие, бытие; состояние особи, существование отдельной личности. В обширном смысле, жизнь обусловлена только питанием и усвоением пищи, и в этом значении она дана двум царствам при­роды: животному и растительному; в тесном смысле, она требует произвольного движения и чувств, принадлежа одним живот­ным; в высшем значении, как бытие, она отно­сится к душе или к смерти плоти".

Для биолога понятие "жизнь" связано преж­де всего с передачей наследственного матери­ала из поколения в поколение. В основе появления нового организма — будьте инфузория, растение или человек — лежит процесс удвое­ния родительской ДНК, на основе которой затем происходит синтез белков в дочернем организме. Физик будет изучать жизнь с точки зрения физических законов, определяя их влияние на те или иные процессы, а матема­тик постарается найти формулу, которая бы наилучшим образом описывала происходящие события. Для историка или социолога жизнь — это путь существования и развития человечес­кого сообщества. Кто же из этих ученых прав? Бессмысленно было бы пытаться описать все многообразие существующей вокруг нас дейст­вительности, опираясь на данные лишь одной из наук. Ведь есть категории, которые невоз­можно вместить ни в какие формулы или заданные схемы. Красота предзакатного неба, челове­ческое стремление к творчеству, любовь — все это необъяснимо с точки зрения чистой мате­рии.  Наверное, всем нам присуще интуитивное понимание того, что жизнь, особенно в ее высших формах, нельзя описать лишь как сумму составляющих молекул, клеток и тка­ней. Так, говоря о человеческой жизни, мы неизбежно приходим к обсуждению тех или иных духовных категорий. Именно такое понимание жизни как последовательного разви­тия все более сложных категорий отражено в приведенном выше определении Вл. Даля. Существуют какие-то закономерности, кото­рые являются внутренней движущей силой, оп­ределяющей постепенное развитие нашего мира — от простого к сложному, от элементарных ча­стиц к человеческому сообществу. Эти закономерности нельзя потрогать руками, и в этом смысле они не принадлежат сфере материи, од­нако именно их действие создает единство и це­лостность всего мироздания. Давайте же попро­буем задуматься над этими законами.

Внутренний  характер и внешняя форма.

Все сущее обладает двумя аспектами или из­мерениями. Один мы будем называть внутренним характером, а другой - внешней формой:

                                                      Внутренний характер           Внешняя форма

Человек                                         Душа, разум, сознание           Тело

Животные                                      Душа животного,инстинкты      Тело

Растение                                       Душа растения                        Ткани, клетки

Мир неживой природы                   Физ.–хим св-ва                       Энергия, материя                

                   Ниже мы более подробно рассмотрим прин­ципы взаимодействия этих двух составляющих 

                        Незримое и зримое.

На обочине дороги стоит автомобиль, у ко­торого сломался мотор. Подъезжает меха­ник, открывает капот, внимательно изучает поломку. Потом он берет молоток и наносит один точный удар: мотор снова работает. Во­дитель поражен. Но он еще больше поражен, когда за ремонт ему предъявляют счет, счет гласит: 1 удар молотком — 1/20 часть стоимости ремонта.Все остальное — за теоретические знания механика. 

Вы можете подумать, что это пример выс­шей формы надувательства, но он показывает всего лишь, что знание, будучи невидимым, обладает весьма ощутимой ценностью. Иногда люди говорят: "Я верю только в то, что реаль­но, что я могу потрогать". Но если подумать, то многие реальные вещи — такие, как лю­бовь и красота, рентгеновские лучи и знание, — для нас неощутимы. Можем ли мы увидеть знание или положить его в портфель? Нет, оно незримо. Часто его можно передать сло­вами или символами, как в арифметике, но порой даже это невозможно. Например, что значит научиться водить автомобиль? Пред­ставьте, что вы наизусть выучили пособие для начинающего водителя, но значит ли это, что вы научились водить? Нет. Знание должно укорениться в нас, стать частью нас самих. Футболист не может тренироваться, сидя в кресле и читая учебник: он должен отрабаты­вать движения, о которых читает и которые ему показывают. Несмотря на свою невиди­мость, знания и умения крайне важны в на­шей жизни.

Чтобы понять это, можно также рассмот­реть природу языка. Все слова, составляющие тот или иной язык, имеют значение. В то вре­мя как слово можно увидеть написанным или услышать произнесенным, его значение нель­зя ни увидеть, ни услышать. Однако язык су­ществует для того, чтобы передавать смысл. Читая роман Толстого, мы можем, конечно, анализировать его язык, грамматику, литера­турные формы, но если мы ограничимся этим, то пропустим самое главное в книге. Так же художник использует различные ма­териалы — холст, кисти, краски — с единст­венной целью: чтобы передать свои самые глубокие мысли. Таким образом, именно невидимое придает вещам ценность.То же относится к человеческому харак­теру. Допустим, некая женщина очень хороша собой и внешне привлека­тельна, но при этом тщеславна, деспотична, бесчестна и эгоис­тична. Другая же некрасива и непривлекательна,       зато скромна, честна, искренна и бескорыстна. Часто мы судим поверхностно и неверно, глядя только на внешнее      (телесное) проявление, не пони­мая, что только внутрен­ний  характер  определяет сущность  человека.   Как гласит пословица, "не все то золото, что блестит".

Из этого можно сделать вывод, что все вещи имеют не­зримый аспект, который не может быть объяс­нен в терминах зримого. Собственно, именно этот незримый аспект, теоретическое зна­ние" механика, направляет и придает смысл действиям, которые мы видим. Точно так же незримый дух направляет автора в том, как он пользуется языком, и позволяет нам расшиф­ровать черные значки на бумаге, чтобы понять смысл, который он стремится передать.

Порядок и хаос.

Представьте, что вы с отличием окончили школу. Ваши родители обещают вам купить за это часы. Что бы вы подумали, если бы вместо часов они торжественно вручили вам небольшой пакетик серого порошка? Обиду? Смущение? "Но это же тончайший часовой порошок, — сказали бы они вам. — Это смесь стального, золотого и рубинового порошков в полном соответствии с составом часов". 

Если бы ваши родители сделали вам та­кой подарок, вы бы сразу поняли, что у них совсем другое представление о мире. Так в чем разница между часами и часовым порошком? Они состоят из одних и тех же элементов, раз­ница же заключается во внутренней природе: в способе и форме организации этой материи, предназначении часов, их способности указы­вать время и творческом вкладе часовщика. Ча­сы были созданы кем-то для определенной це­ли; изначальный замысел определил форму и структуру часов. Именно внутренняя структура, воплощающая тот или иной замысел, придает ценность любому предмету. Сравните ценность хорошо и плохо спроек­тированного автомобиля. Оба могут быть сделаны из одного и того же сырья, однако любой водитель без труда определит разницу между ними, причи­на которой — в качестве проекта. Другой   пример  можно почерпнуть из мира неорга­нической природы. Элемент углерод существует в не­скольких формах — как  уголь, графит и алмаз. Атомы углерода в куске угля и в алмазе одни и те же. Но первый мя­гок, черен, не имеет блеска, встречается в изобилии и дешев, в то время как второй очень тверд, прозрачен, ослепительно блес­тит, редко встречается и дорого стоит. Пред­ставьте себе ситуацию, когда муж подарил своей жене на золотую свадьбу вместо брил­лианта кусок угля и не мог понять, почему она обижена и рассержена! Свойства вещест­ва определяются не самими атомами, а тем, как эти атомы расположены. Внешняя, види­мая форма — это отражение внутренней, неви­димой структуры. Именно невидимый внутренний аспект яв­ляется организующим принципом, проявляю­щим себя в той или иной внешней форме. Так, испытываемые нами эмоции отражаются у нас на лицах, а не наоборот: когда мы довольны, мы улыбаемся; когда нам грустно — плачем (вряд ли кто-то сначала плачет и только потом чувствует боль). Благодаря этому мы можем многое узнать о человеке и его характере, изу­чая его мимику, походку, жесты и другие осо­бенности поведения. Примерно таким же обра­зом ученые стараются понять управляющие природой скрытые законы, изучая их видимые проявления.

Всего только...

Из чего состоит человек? Допустим, вы ве­сите около 70 кг. Если бы было возможно разделить вас на составляющие элемен­ты, то вот каким оказался бы приблизи­тельный химический состав: 45,4 кг кислорода,  12,7 кг углерода 6,8 кг водорода, 2 кг азота,1 кг кальция 700 г фосфора,а также по нескольку грам­мов калия, серы, натрия, хло­ра, магния, железа, цинка и еще следы меди, марганца, молибдена, ко­бальта и прочих элементов. Если сложить стоимость всех этих элементов, то будет ли их общая цена являться вашей стоимостью? Если нет, то почему? Что определяет ценность человека? Что одушевляет эти химические элементы? Неуже­ли мы — всего только совокупность химичес­ких соединений?

Давайте подумаем о языке, на котором мы говорим. Разве предложения — это лишь на­бор букв? Сравните две фразы:

  • У яебт аз йнпоис ояятиавд ямзе.
  • У тебя за спиной ядовитая змея.

 В чем разница? Количество букв в обоих предложениях одно и то же. И сами буквы одинаковы. Однако порядок, в котором рас­положен второй набор букв, придает фразе смысл. Появилось новое свойство — смысл предложения. Точно так же, если мы смешаем два газа — водород и кислород, то результа­том их взаимодействия будет вода, обладаю­щая рядом качеств, которых не было у газов, Так, мы видим, что целое часто больше, чем простая сумма частей. Итак, хотя мы и состоим из молекул, мы обладаем многими свойствами и возможнос­тями, которые не свойственны простым хи­мическим соединениям. Человека можно "объяснить" на нескольких уровнях:

  • на уровне протонов, нейтронов и элек­тронов (физика);
  • на уровне атомов и молекул (химия); на уровне клеток (биология);
  • на уровне организма (медицина);
  • на уровне личности (психология).

Ни один из этих уровней не дает пол­ного объяснения. Чтобы полностью понять человека, необходимо обра­титься к различным наукам. Первые два уровня подчиняются законам физики и химии. Однако, чтобы по­нять вторые два, физики и химии недостаточно, необходимы знания биологии. А последний невозмож­но понять только на основе зна­ний о природе, необходимо обра­титься к психологии, социоло­гии.

Ступени жизни.

Итак, мы пришли к выводу, что любое сложное явление невозможно до конца по­нять, если пытаться анализировать только составляющие его элементы. Также мы виде­ли, что все имеет два измерения. Первое — незримое и неощутимое — определяет форму второго, видимого и конкретного выражения первого. Но это еще не все. Знание исчезает, если нет средства его передачи; точно так же и творческий замысел может быть осуществ­лен, только если существует посредник, ко­торый сможет его воплотить. Есть еще одно невидимое свойство, о котором нельзя забы­вать, — "жизнь".

Одной из главных отличительных черт жизни является автономность. Понятие "авто­номность" происходит от греческих слов autos — "сам" и nomos — "закон" и означает собст­венную, изначально присущую предмету за­кономерность. Например, если приложить какое-то внешнее воздействие к камню, то он может только пассивно на него ответить. В то же время живые объекты могут активно отве­чать на влияния внешней среды. В этом смысле растения обладают жизнью, которой нет у камней. Растения способны адаптиро­ваться к изменениям окружающей среды и сохранять свою целостность; они могут в оп­ределенной степени контролировать и регу­лировать происходящие в них процессы, тем самым обеспечивая поддержание барьера между собой и окружающим миром. Напри­мер, температура камней в пустыне постоян­но меняется. Днем они очень горячие, ночью становятся холодными. Пустынное растение, напротив, способно поддерживать приблизи­тельно одну и ту же температуру днем и ночью. Растения автономны, потому что они имеют более высокий уровень организации, на который указывает наличие клеток и тка­ней очень сложной структуры и формы. Это позволяет им осуществлять функции пита­ния, роста и размножения, присущие всем живым организмам.  Конечно, понятие автономности не явля­ется абсолютным. При наступлении слиш­ком неблагоприятных внешних условий живые организмы погибают. Однако чем выше сто­ит организм на лестнице эволюционного развития, тем большей автономностью от окружающей среды он обладает. Например, птицы и млекопитающие, являющиеся теп­локровными животными, способны к нормальной жизнедеятельности даже при очень значительных изменениях температуры внешней среды, в то время как насекомым для активного передвижения необходимо тепло. Поэтому зимой так легко встретить воробья, но вы никогда не увидите бабочку, порхающую над сугробами.Животные стоят на качественно более вы­соком уровне, чем растения. Они обладают высокоразвитыми органами чувств и нервной системой, что обусловливает их гораздо более сложное поведение. Присущие животным инстинкты дают им возможность совершать некоторые действия без предварительного обучения (тренировки). Например, птица: способна строить гнездо, хотя ее этому не учат. Эти свойства постоянны и изначально совершенны. Ученые до сих пор не могут объ­яснить удивительные навигационные способ­ности у мигрирующих птиц и рыб. Людям присущи все предыдущие уровни организации. Но помимо этого они облада­ют и новыми свойствами, которые качест­венно отличают их от животных. Несмотря на свои удивительные навигационные спо­собности, птицы мигрируют всегда по одному и тому же пути. Они не могут решить "отдохнуть" в другом месте. Человеческий же разум отличается способностью к творче­ству. Хотя птичье гнездо или пчелиный улей устроены достаточно сложно, они всегда одинаковы.

Люди, напротив, используют свои творческие способности, чтобы проек­тировать и создавать самые различные жи­лища. В то время как большинство организ­мов ограничено определенной средой оби­тания, люди могут жить в любой среде, от тундры до пустыни, могут забраться в глубины океана и летать в космосе. Мы можем свободно размышлять и принимать решения. Именно эта способность к свободному выбору делает человека духовным и нравст­венным существом. Поскольку люди спо­собны выбирать, они несут ответственность за последствия своего выбора. Поэтому мы воспринимаем свои или чужие мысли и по­ступки как хорошие или плохие. Мы не су­дим таким образом о животных, поскольку они не являются носителями морали. На­пример, за поведение агрессивной собаки несет ответственность ее хозяин, а не само животное. В заключение необходимо отметить, что рассмотренные нами две стороны жизни - внешняя и внутренняя, видимая и невидимая — дополняют друг друга, как две стороны од­ной медали. Одна не может существовать без другой. Внутренний мир определяет качество и смысл нашей жизни, и поэтому мы должны стремиться к тому, чтобы эти два взаимодо­полняющих аспекта пришли к согласию и гармонии.

articles

Для вашего дневника

                                                                 Моё внутреннее и внешнее "Я".

Спросите себя: как выглядит и чувствует себя мое внешнее и внутреннее "я"? Подумайте о сво­ем внутреннем "я" как о сокровенном, личном мире эмоций, чувств, фантазий, желаний, мыс­лей, воспоминаний.

Ваше внешнее "я" — это та часть вашей личности, которая видна окружающим: ваша внеш­ность, поступки, особенности вашего поведения и отношений с друзьями. Закройте глаза и по­думайте о своем внешнем и внутреннем "я".

Вам могут прийти в голову образы, отражающие ваш внешний и внутренний облик, Они могут отличаться друг от друга. Например, вы можете внутренне чувствовать себя очень активным че­ловеком, с множеством идей, мыслей и чувств. Со стороны же ваш мир может казаться тихим, спокойным, даже скучным и застывшим.

Попробуйте нарисовать свое внутреннее и внешнее "я". Используйте любой подходящий для вас стиль: наброски, образы, символы, схемы, рисунки. Можете изобразить свое внутреннее и внеш­нее "я" на одном рисунке, а если хотите, рисуйте на двух разных страницах.

Потом подумайте над тем, что вы нарисовали. На следующей странице дневника напишите о тех впечатлениях, мыслях и чувствах, которые вызывает у вас созданный образ.

                                               ------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                                                           Видение и идеалы

Мечтатели — спасители мира. Подобно видимому миру, находящемуся под покровительством невидимого, люди, несмотря на все их невзгоды, гре­хи и дурные склонности, питаются прекрасными видениями мечтателей — одиночек. Человечество не забывает своих мечтателей, не позволяя их иде­алам померкнуть и умереть; люди живут идеалами и знают, что когда-ни­будь они осуществятся. Композитор, скульптор, художник, поэт, пророк, ученый — все они созда­тели будущего, архитекторы небес.  Благодаря им мир прекрасен, человече­ство пропало бы без их идеалов.

Тот, кто лелеет в сердце прекрасные мечты и возвышенные идеалы, однажды осуществит их. Колумб мечтал о другом свете и открыл его; Коперник — об огромной Вселенной, множестве миров — и обнаружил их; Будда открыл духовный мир безупречной красоты и совершенного покоя, и он вошел в него.

Лелейте свои видения, идеалы, звучащую в сердце музыку, створяющую душу красоту, смягчающую чистейшие мысли нежность, ведь они — источ­ник всего восхитительного, небесного, и если вы будете верны им, они созда­дут, наконец, и ваш мир. Желать — значит достигнуть, стремиться — значит добиться. Мечтайте, и ваши мечты воплотятся. Ваше видение — это обещание того, что од­нажды придет в вашу жизнь; ваш идеал пророчествует о том, что рано или поздно раскроется перед вами.Величайшие достижения начинались с мечты и некоторое время остава­лись ею. В желуде дремлет дуб, в яйце — птица, а в важнейших видениях души шевелится, проснувшись, ангел. Мечты — сеянцы действительности.

И вы, юные читатели, осуществите мечту (но не праздное желание) свое­го сердца. В ваших руках окажется точное отражение ваших мыслей; вы получите то, что заслужили, — не больше и не меньше. Что бы ни окружало вас сегодня, ваше падение или взлет зависят лишь от ваших мыслей, вашей мечты, вашего идеала. Вот прекрасные слова Стантона Киркхама Девиса: "Ты можешь вести счета и, выйдя за дверь, что так долго казалась тебе не­преодолимой преградой, окажешься перед публикой все еще с ручкой в руках и с пальцами в чернилах — и здесь выплеснешь свое вдохновение. Ты можешь быть погонщиком овец и, случайно оказавшись в городе, забрести, ведомый отважным духом, в студию мастера. Через некоторое время мастер скажет: "Мне нечему учить тебя ". И ты, который совсем недавно пас овец, мечтая о великом, сам станешь мастером. Ты оставишь поля, чтобы возродить мир ".

Глупец, невежда и лентяй, замечая лишь внешние проявления событий, а не их причину, говорят об удаче, судьбе, случае. Увидев разбогатевшего человека, они скажут: "Счастливчик!" О мыслителе, достигшем высот позна­ния, они бросят: "Как благосклонна к нему судьба!" Заметив святость ха­рактера и сильное влияние человека на других, они констатируют: "Как ему везет!" Они не ведают о борьбе, невзгодах и неудачах, добровольно принятых этими людьми; не представляют себе жертв, принесенных ими; не знают абсолютной решимости и веры, которые потребовались этим людям, чтобы достичь невозможного и осуществить мечту их сердца. Им не знакомы мрак и сердечная тоска; они видят только свет и радость и называют это "уда­чей"; не замечают долгих и тяжелых странствий, видят только достигнутую цель, и это становится в их устах "счастливой судьбой "; они не понимают процесса, способные разглядеть один лишь результат, и все это превращается в "случай ".

Все в человеческой жизни требует усилий; путь определяет результат. Случайностей не бывает. "Подарки судьбы ", власть, материальные, интеллектуальные, духовные владения — все это плоды усилий, это воплощенные мысли, достигнутые цели, осуществленные мечты.Видение, прославленное в ваших мыслях, и идеал, царящий в вашем серд­це, — это то, что создаст вашу жизнь и вас самих.

Джеймс Аллен. "Как человек мыслит"

                                                    --------------------------------------------------------------------------------------------------


 

 
Rambler's Top100

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.  

Все права защищены © Международная Федерация Образования  2010-2014