48.jpg"Нет человека, что был бы как остров, цели­ком заключенный в себе; каждый - часть континента, часть материка. Если море смоет хотя бы горсть земли, Европа станет меньше; точно так же смерть любого чело­века наносит ущерб мне, ибо я — часть чело­вечества; поэтому никогда не посылай узна­вать, по ком звонит колокол; он звонит по тебе." 

        Джон Донн, английский священник и поэт (1573-1631)

 Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что соединяет этот мир в одно гармонич­ное целое? Что объединяет частицы в атомы и молекулы, а людей - в человеческое сообще­ство? Каков тот основополагающий принцип, на котором держится этот мир? Почему люди не мечтают о том, чтобы про­вести всю жизнь в одиночестве? Почему для человека так важны взаимоотношения с окружающим миром? Ничто не существует само по себе, в абсо­лютной пустоте, изоляции. Повсюду мы видим связи, пронизывающие весь наш мир и образующие не одинаковость, но единство множественности. И эта взаимосвязь всех элемен­тов, соединенность всего.  И является самым фундаментальным принципом устройства мира.

Предметы или взаимоотношения?

Долгое время люди размышляли о природе реальности. У древних греков был ряд идей:

  • Фалес предполагал, что все состоит из воды, потому что вода может существовать в твердом, жидком и газообразном состоянии;
  • Пифагор считал, что основа реальности — математическое число;
  • Демокрит утверждал, что все состоит из атомов (это слово означает "неделимый").

В XIX веке ученые согласились, что основу мироздания составляют атомы — маленькие неделимые частицы, и именно такая модель наилучшим образом описывает окружающую действительность. Однако в XX веке атом расщепили и выяс­нили, что он состоит из еще более фунда­ментальных частиц. Позже ученые обна­ружили, что в зави­симости от условий эксперимента эти частицы способны вести себя как элект­ромагнитные волны. Наконец, они реши­ли, что именно раз­личные виды взаи­модействия являют­ся самыми осново­полагающими и что ничего нельзя по­нять или объяснить  не ссылаясь на эти отношения. Все состоит из элементов, между которыми есть определенные взаимодействия, и существование любого объ­екта зависит от отношений внутри предмета и предмета с внешним миром.

В мире людей главными становятся отно­шения самого человека к окружающему миру и взаимоотношения между людьми. Пред­ставьте себе автомобиль. Что вы о нем дума­ете? Зависит ли это от вашего отношения к автомобилю? Представьте себе несколько раз­личных ситуаций: он находится на выставке машин; вы никогда не видели его; этот авто­мобиль принадлежит вам; он -  собственность человека, которому вы завидуете; вы — пасса­жир; он вот-вот вас переедет. Одинаковым ли будет ваше восприятие этой машины?  Счастье и благополучие человека зависит от:

  • отношений между различными органами его тела, между разными аспектами его созна­ния — разумом, волей и чувствами, между ду­шой и телом;
  • отношений с родителями, братьями и сестрами, друзьями, другими людьми, с кото­рыми он связан;
  • отношений с окружающей средой, в которой он живет, и вещами, которыми он владеет (или не владеет).

Поэтому никто не хочет провести всю жизнь в одиночестве, без человеческого об­щения. То, кто мы такие, в большой степени зависит от отношений, в которые мы всту­паем. Человеческое общество в основе своей со­стоит из отношений между личностями, семь­ями, группами, предприятиями, народами, странами и т.п. Если бы мы попытались ка­ким-то образом изобразить все многообразие этих отношений, то получили бы крайне сложный график.   Давайте обратимся к предыдущему тексту, но несколько с другой точки зрения. Благода­ря ядерным связям, взаимоотношениям меж­ду элементарными частицами происходит формирование новых сущностей — атомов. Следующий по сложности уровень связей — молекулярные, образующие различные формы вещества. Взаимодействия между отдельными молекулами и возникающие при этом силы единства создают различные органические и неорганические образования, а более высокие связи органических элементов образуют растительный и животный мир. И, наконец, наиболее высокий уровень возможных взаи­модействий — это отношения в человеческом сообществе. Человеческое единство предпо­лагает наличие различного рода социальных и духовных связей; их высшей формой является любовь. Подчеркнем: любовь — самая высо­кая, самая совершенная, самая всеобъемлю­щая форма человеческих отношений.   Таким образом, мы приходим к выводу, что человек — часть общих принципов взаи­моотношений, описывающих устройство все­го мироздания. Поэтому так важно понять, в чем они заключаются.

Абсолютное равенство?

Давайте попробуем обсудить несколько ос­новных принципов, в соответствии с которыми возникают и развиваются отношения.

Прежде всего само слово "взаимоотношение" предполагает наличие хотя бы двух отдельных элементов, которые вступают во взаимодействие. При этом один из элемен­тов — субъект — всегда занимает лидирую­щее положение, начинает отношения, а дру­гой — объект — более пассивен, отвечает на начальный импульс. В любых отношениях должны присутство­вать субъект и объект. Как вы думаете, почему это так? Какова разница между субъектом и объектом? Разве нет несправедливости в том, что кто-то является субъектом, а кто-то — объектом? Почему все не могут быть субъектами?

Чтобы ответить на эти вопросы, давайте рассмотрим несколько примеров.

  • Разговор. Во время разговора одна сто­рона говорит, и является субъектом, а вторая слушает; затем роли меняются. Что будет, если оба собеседника станут говорить одно­временно и не станут слушать друг друга?
  • Занятия в институте. Во время лекции преподаватель является субъектом, а студенты — объектами. Что будет, если не станет ни  субъектов, ни объектов?
  • Планетарная система. В   центре   нашей  планетарной систе­мы    находится Солнце, и все планеты вращаются вокруг  не­го. Также и Луна вращается вокруг Земли. Мы можем сказать, что отношения между ними — это отношения субъекта и объекта. В первом примере в положении субъекта находится Солнце, в то время как планеты, включая Землю, — объекты. Однако Земля, будучи объектом для Солнца, становится субъектом для Луны. Что случится, если какая-нибудь из планет покинет свою орбиту?
  • В семье родители находятся в положении субъекта, а дети — объекта. Если нет такого ясного разделения ролей, то само существова­ние семьи окажется невозможным. Невоз­можно будет прийти к согласию ни по одному вопросу — жизнь превратится в бесконечные бесплодные споры.

Таким образом, мы можем прийти к выво­ду, что наличие субъекта и объекта абсолютно необходимо для того, чтобы существовал оп­ределенный порядок, достигалась гармония. Дело не в том, что определенный человек или предмет должен быть объектом, а в том, что без этих ролей ничто не может существовать. Значит ли это, что субъект более важен и ценен, чем объект? Ни в коем случае. Субъект и объект — только относительные понятия, которые описывают отношения. Они не могут существовать друг без друга, вместе они обра­зуют единое целое. Разговор не состоится, если будет гово­рить только один из партнеров; лекция не будет удачной, если лектор не прислушается к аудитории; родители в качестве субъектов должны быть источником сердечности и люб­ви, которые приводят детей в единство с ними. Так происходит соединение субъекта и объек­та, превращение их в равноценных партнеров. Именно  гармоническое   взаимодействие субъекта и объекта приводит появлению новых сущнос­тей и к возникновению цен­ности.  Появление чего-то нового возможно по мере то­го, как происходит действие и развитие — через отношения со­трудничества. Субъект и объект нуж­даются друг в друге и служат друг другу. Каждый реализует себя и обнаруживает свою ценность, создавая новую единую сущность. И любовь является ведущей силой, соединяющей субъект и объект.

Дополнительность, а не противоречие.

Если мы внимательно посмотрим на ок­ружающий нас мир, то увидим, что все, начиная от атомов и субатомных частиц и кончая миром людей, существует во взаимо­действии дополняющих пар:

  • Мужчина                Женщина
  • Самец                     Самка
  • Тычинки                 Пестик
  • Катион                   Анион
  • Протон                  Электрон

Часто говорят, что взаимодействие двух проти­воположностей приводит к борьбе, и прогресс происходит через такого рода конфликты. Но так ли это? Давайте сначала вспомним несколько примеров из физики. Противоположно заряженные частицы — протон и электрон — притягиваются друг к другу так же, как и полюса магнита. В мире живой природы так же притягивают друг друга мужской и женский пол. И хотя мужчины и женщины столь различны, что порой им бы­вает очень трудно понять друг друга, они оп­ределенно привлекают один другого.  Отталкивание же происходит, когда встре­чаются два одинаковых начала: одинаковые полюса у магнита или две одинаково заряжен­ные частицы. Два оленя могут бороться за главенство  в стаде, но как только это решено, они прекращают    дра­ться и один занимает   гла­венствую­щее положение, а другой — подчинен­ное. То же и в человеческих отношениях. Люди спорят и ссорятся не по­тому, что они противоположны, а из-за того, что каждый хо­чет быть субъек­том и преобладать, настоять на своем. Таким об­разом, борьба является результатом столкнове­ния двух субъектов или двух объектов.

В то же время противоположности, вступая во взаимоотношения, не борются, а дополняют друг друга. А каков результат гармоничного взаимодействия двух различных, но дополня­ющих друг друга элементов? Такие отноше­ния ведут к появлению новых сущностей. Так, крупица пыльцы соединяется с пести­ком, и образуется семя для нового растения. Союз животных мужского и женского пола  имеет своим результатом потомство. И, ко­нечно, каждый человек является результатом любви между мужчиной и женщиной. Таким образом, еще один увиденный нами принцип взаимоотношений — это взаимная дополнительность противоположностей.

Путь к прогрессу.

Так как же происходит прогресс? Через борьбу или через сотрудничество? Хотя кон­фликт порой бывает неизбежен, он играет не созидательную, а разрушительную роль. На­силие никогда не ведет к возникновению любви, борьба не может привести к появле­нию гармонии, если только не происходит примирения. Антагонистические взаимоотно­шения в классе или на предприятии угрожают благополучию и успеху. В то же время творче­ское начало в отношениях между субъектом и объектом очень продуктивно, так как основа­но на взаимном уважении и сотрудничестве.

А как быть с конфликтами, столь распрост­раненными в человеческом обществе? Каков их источник? Эта борьба часто основывается на различии мнений или идеологий. Один человек или группа хотят, чтобы определен­ные взгляды одержали верх, и даже готовы прибегнуть к насилию, чтобы достичь этого. Однако причина такого рода противоречий заключается не в имеющихся между нами различиях. Корень этого — неуверенность в себе, неспособность уважать, ценить другие взгляды, неумение учиться на основе различ­ных точек зрения. Мир природы полон различия и разнооб­разия. Эти различия, однако, ведут не к кон­фликту, а к прекрасной целостной картине гармоничных, взаимодополняющих отноше­ний. Чем больше разных цветов растет в саду, тем красивее сад. Красота приходит не из однообразия, а из гармоничного единства всех различных составляющих.  Подумайте сами, если бы вместо алфавита у нас были только буквы А, то вряд ли это при­вело бы к гармонии — мы просто не смогли бы общаться, во всяком случае, наши возможнос­ти были бы очень сильно ограничены. С другой стороны, тот факт, что в русском языке есть 33 буквы, не приводит к каким-то конфликтам, наоборот, складываясь в слова, эти буквы создают множество различных сочетаний, которые и позволяют нам понимать друг друга. Люди такие разные, но именно многообра­зие делает человечество творческим, гармонич­ным. Представьте, что было бы с вашим клас­сом, если бы все ученики были одинаковыми. Какова была бы жизнь такого класса?  Таким образом, мы можем понять, "что путь прогрессивного развития определяется не конфликтами, а, наоборот, сотрудничест­вом и гармоничным взаимодействием разно­образных элементов.

Как развиваются отношения?

Чтобы отношения могли развиваться, необходимо выполнение нескольких условий.

  • Во-первых, должна быть основа для взаи­модействия. Хорошо, когда люди, желающие общаться, говорят на понятном для обоих языке. Чем больше они имеют общего друг с другом, тем углубленнее их разговор. В то же время определенные различия их убеждений только стимулируют сотрудничество.
  • Во-вторых, должна быть общая цель. Мож­но легко вообразить, как двое проходят мимо друга друга каждый день в школьном коридо­ре и даже не разговаривают. Однако если у них появится какой-то общий интерес, то, наверное, завяжутся и взаимоотношения, определяемые общей целью. Если же два человека встречаются с разными или проти­воречащими друг другу целями, то они просто не поймут один другого.

Далее, при установлении взаимоотношений должен существовать определенный порядок. Человеческие взаимоотношения могут быть различными (лидерство и подчинение, парт­нерство, сотрудничество и т.п.), но они должны быть не хаотичны, а четко определены. Напри­мер, в классе учитель определяет задачи урока и ведет занятие, а ученики выполняют учебные задания. Если не придерживаться этих правил, то никакой урок не сможет пройти успешно

Когда имеются основа, общая цель и по­рядок, возникают взаимоотношения, опреде­ляемые двумя составляющими: процессами отдачи и принятия. По мере своего развития эти взаимоотношения ведут к гармонии и единству различных участвующих элементов. Люди в своей жизни постоянно что-то отдают и что-то получают. Например, вы сейчас можете учиться, получать знания, так как те,  кто работают, часть своего заработка отдают в виде налогов на развитие системы образова­ния, то есть одни отдают, другие получают. Но проходят годы, и те, кто учились, начина­ют отдавать, а кто отдавал, становясь пенсио­нерами, — получать. Можете ли вы предста­вить себе общество, в котором не было бы та­кого процесса отдачи получения?

Цель отношений.

Как мы видели, все является частью вели­кой цепи бытия. Все элементарные частицы существуют не сами по себе, а как часть более сложной структуры — атома. Точно так же и атомы, наряду с поддержанием собственной целостности, вступают во взаимодействия, образуя более сложно устроенные молекулы, В мире природы мы обнаружим, что сущест­вование любого организма подчинено двой­ному назначению: поддержанию собственной жизни и участию в более общем процессе. Каждый индивидуальный организм может су­ществовать только во взаимосвязи со всеми остальными, образуя более сложное целост­ное сообщество, экосистему. Например, в пруду минеральные вещества поглощаются водорослями и таким образом становятся частью живых тканей. Растения, в свою очередь, служат пищей для мол­люсков и рыб, а также выраба­тывают необходимый им для жизни кислород. Мальки рыб питаются мелкими водорос­лями, но сами при  этом становятся добычей более крупных рыб и птиц.

Таким образом, можно сказать, что всякое существо имеет две дополняющих друг друга цели: индивидуальную, определяющую его соб­ственное благополучие и существование, и общую, которая связана с более высоким уровнем организации. В здоровой экосистеме между этими двумя целями существует равно­весие. Тот же принцип применим и к человечес­кому обществу. Цель индивидуального разви­тия и цель общего развития взаимосвязаны и взаимозависимы. Трудность заключается в том, чтобы суметь уравновесить обе цели. Цель общего развития должна иметь приори­тет над индивидуальной целью. Если возоб­ладает индивидуальная цель, это приведет к постепенному разрушению сообщества. Так, семья, в которой родители и дети думают только о себе, неизбежно распадется. С дру­гой стороны, нельзя переоценивать и цель общего развития, так как это ведет к подав­лению личности. При этом не может осуще­ствиться ни индивидуальная, ни общая цель.Развитие, достижение их обеих необходимо для создания гармонии в мире. Представьте,   например,   что   вы  стали сотрудником преуспевающей фирмы. Будет: вы заботиться только о своем собственном бла­гополучии или об успехе всей фирмы? Если вы поставите перед собой цель какими угодно средствами заработать как можно больше денег! лично для себя (например, не соблюдая усло­вия контрактов или используя другие не безу­коризненные с нравственной точки зрения методы обогащения), то вскоре это отрицатель­ным образом скажется на репутации фирмы. И тогда вы окажетесь без работы. С другой стороны, слаженная работа всех сотрудников на благо общего дела приведет к тому, что  постепенно к вашей компании люди начнут относиться с большим доверием, что приведет к  более успешной и прибыльной работе.  Те же принципы функционируют и в об­ществе в целом — работа отдельных компа­ний, отраслей промышленности и т.п. должна быть скоординирована в соответствии с ба­лансом двух целей — индивидуального разви­тия и развития целого. Только тогда в общест­ве будет царить гармония.

Это не значит, что человек должен забыть о себе, о своем собственном развитии и жить только во благо других. Нет, тогда никакой гармонии не будет. Нельзя целиком отвергать себя. Просто должно быть гармоничное единство этих двух целей, каждый человек должен жить на благо других, но при этом уметь заботиться и о себе. Таковы основные принципы, определяющие существование взаимоотношений. И если мы хотим стать гармоничной частью этого мира отношений, мы не можем пренебрегать ими. Только тогда все отношения, в которых мы уча­ствуем, принесут нам удовлетворение и радость.

                                                   ----------------------------------------------------------------------------------------------                

                                                                              Отчего я счастлив?

День был совершенно ясный, тихий, жаркий. Утренняя свежесть даже в лесу пе­ресохла, и мириады комаров буквально облепляли лицо, спину и руки... Оленин осмотрел кругом себя темную зелень... Ему было прохладно, уютно; ни о чем он не думал, ничего не желал. И вдруг на него нашло такое странное чувство беспричин­ного счастья и любви ко всему, что он, по старой детской привычке, стал креститься и благодарить кого-то. Ему вдруг с особенною ясностью пришло в голову,  что вот я, Дмитрий Оленин, такое особенное от всех существо, лежу теперь один, бог знает где, в том месте, где жил олень, старый олень, красивый, никогда, может быть, не видавший человека, и в таком месте, в котором никогда никто из людей не сидел и того не думал... "Около меня, пролетая между листьями, которые ка­жутся им огромными островами, стоят в воздухе и жужжат комары: один, два, три, четыре, сто, тысяча, миллион комаров, и все они что-нибудь и зачем-нибудь жуж­жат около меня, и каждый из них такой же особенный от всех Дмитрий Оленин, как и я сам". Ему ясно представилось, что думают и жужжат комары. "Сюда, сюда, ребята! Вот кого можно есть", — жужжат они и облепляют его. И ему ясно стало, что он нисколько не русский дворянин, член московского общества, друг и родня того-то и того-то, а просто такой же комар, или такой же фазан, или олень, как те, которые живут теперь вокруг него. "Так же, как они, как дядя Брошка, по­живу, умру. И правду он говорит: только трава вырастет."
"Да что же, что трава вырастет? — думал он дальше. — Все надо жить, надо быть счастливым; потому что я только одного желаю — счастия. Все равно, что бы я ни был: такой же зверь, как и все, на котором трава вырастет, и больше ничего, или я рамка, в которой вставилась часть единого божества — все-таки надо жить наилуч­шим образом. Как же надо жить, чтобы быть счастливым, и отчего я не был счастлив прежде?" И он стал вспоминать свою прошедшую жизнь, и ему стало гадко на само­го себя. Он сам представился себе таким требовательным эгоистом, тогда как, в сущ­ности, ему для себя ничего не было нужно. И все он смотрел вокруг себя на просве­чивающую зелень, на спускающееся солнце и ясное небо и чувствовал все себя таким же счастливым, как и прежде. "Отчего я счастлив и зачем я жил прежде? — подумал он. — Как я был требователен для себя, как придумывал и ничего не сделал себе, кроме стыда и горя! А вот как мне ничего не нужно для счастия!" И вдруг ему как будто открылся новый свет. "Счастие — вот что, — сказал он сам себе, — счастие в том, чтобы жить для других. И это ясно. В человека вложена потребность счастия; стало быть, она законна. Удовлетворяя ее эгоистически, то есть отыскивая для себя богатства, славы, удобств жизни, любви, может случиться, что обстоятельства так сложатся, что невозможно будет удовлетворить этим желаниям. Следовательно, эти желания незаконны, а не потребность  счастия незаконна. Какие же желания всегда могут быть удовлетворены, несмотря на внешние условия? Какие? Лю­бовь, самоотвержение!" Он так обрадовался и взволновался, открыв эту, как ему показалось, новую истину, что вскочил и в нетерпении стал искать, для кого бы ему поскорее пожертвовать собой, кому бы сделать добро, кого бы любить...

Л.Н.Толстой. "Казаки"

                                                    --------------------------------------------------------------------------------------------------------





 

 
Rambler's Top100

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.  

Все права защищены © Международная Федерация Образования  2010-2014