778Представьте, что вам дали возможность подсоединить свой мозг к такой машине, которая может дать вам все переживания, какие вы захотите испытать. Сделаете ли вы это? Будете ли вы счастливы после первоначального удовольствия и радости? Вероятно, нет, В природе человека заключено желание делать и совершать что-то, а не просто ощущать. Мы также хотим быть Личностями, своими собственными усилиями добиться успеха в жизни.

 "Машина переживаний" ничего этого дать не может. Человек готов пройти через страдания и трудности (разумеется, при условии, что эти страдания не бессмысленны) ради того, чтобы осуществить свои мечты, реализовать свои замыслы. Это не значит, что обязательно нужно страдать, чтобы найти смысл, но иногда страдания неизбежны, и жизнь может быть полна смысла, несмотря на страдания.
Во время социологического исследования около 8000 студентов спросили, что они считают для себя "очень важным". 16% сказали: "Зарабатывать много денег", в то время как 78% сказали, что их главнейшая цель - "найти смысл своей жизни". Иногда людям кажется, что жизнь лишена смысла. Их жизнь пуста, и они не видят в ней никакой цели. Каждый день бессмысленное повторение: вставать, завтракать, идти на работу, приходить домой, ужинать, смотреть телевизор, ложиться спать - и так проходят понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, может быть, и воскресенье. Все это напоминает усилия Сизифа, обреченного постоянно толкать камень на вершину горы только для того, чтобы смотреть, как он каждый раз скатывается обратно. В чем смысл всего этого? Зачем зарабатывать деньги, если нет времени их тратить? Иногда люди работают ради детей. Но зачем иметь детей? Зачем приводить детей в бессмысленный мир, где все абсурдно?
Есть что-то трагичное в человеке, который прожил целую жизнь и ушел на покой лишь
для того, чтобы ощутить, что он растратил жизнь впустую, что она не имела ни смысла, ни ценности.Люди, которые не могут найти смысла в жизни, часто пытаются заполнить пустоту деньгами или властью. Или же, боясь признаться себе в абсурдности происходящего, они заполняют все свое время какой-нибудь деятельностью - работой, чтением, музыкой, разговорами, чем угодно, что занимает мысли и позволяет не вслушиваться в себя. Однако где-то глубоко в душе все равно остается пустота.
Смысл жизни.
Разные люди видят жизнь по-разному, и каждый из нас должен находить смысл в своей собственной жизни. Человек не должен искать абстрактного смысла, но прожить свою собственную неповторимую жизнь во всей ее полноте. Итак, что думают люди о смысле жизни?


  • Жизнь - путь к победе. "Уеni, vidi,vici - пришел, увидел, победил ". Юлий Цезарь.
    Жизнь - миссия. "Поиск смысла - это поиск цели, задачи, общего дела ". Н.Ф.Федоров, русский религиозный философ XIX века.
    Жизнь - игра. "Весь мир театр, а люди в нем актеры ". Уильям Шекспир.
    Жизнь - поиск Бога. "Ты создал нас, и нашим сердцам не ведом покой, пока не придут они в обитель Твою". Блаженный Августин.
    Жизнь - посвящение себя другому. "Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!" А. П. Чехов.
    Жизнь - любовь. "Никого не любить - значит не жить". Франсуа Фенелон, французский писатель и педагог XVII века.
    "Мы живем в этом мире, только если мы любим". - Рабиндранат Тагор, индийский писатель конца XIX - начала XX века.
    Жизнь -  счастье. "Жизнь -  это дар, жизнь - это счастье, каждая минута которого могла бы быть веком счастья". Ф. М.Достоевский.
    Жизнь - лабиринт, "Жизнь - это неровное, неправильное и многообразное движение". Мишель Монтень, французский философ XVI века.
    Жизнь - вечное обновление. "Жизнь человеческая должна всегда походить на эту реку, протекающую передо мной: постоянно одно и то же русло и в нем каждый момент свежая вода". Генри Торо, американский мыслитель XIX века.
    Жизнь - постоянные перемены. "Познал восторг - познай страданье. Раз я меняюсь - я живу... Застыть пристойно изваянью, а не живому существу", Игорь Северянин, русский поэт начала XX века.
    Жизнь - труд. "Труд освобождает нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды ". Вольтер, французский философ XVIII века.
    "Труд есть первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека". Ф.Энгельс.
    Жизнь -  борьба. "Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда оканчивается борьба", В. Г. Белинский.
    Жизнь - следование чувству долга. "Самое высшее удовольствие в жизни - сознание выполненного долга ". Уильям Гэзлитт, английский публицист начала XX века.
    Жизнь - страдание. "Родился, жил в слезах, в слезах и умираю ". А. П. Сумароков, русский поэт и драматург XVIII века.
    Жизнь - путь к смерти. "Первый шаг младенца есть первый шаг к его смерти". Козьма Прутков.
    "Все люди братья, и всех ждет одно и то же - смерть". Альбер Камю, французский философ первой половины XX века.
    Жизнь - творчество. "Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить". Н.В. Гоголь.


С какими из этих высказываний вы согласны? Есть ли те, что вызывают у вас неприятие? Попробуйте дать свое определенна смысла жизни. Что данное вами определение говорит о вас и о том, какой вы воспринимаете жизнь? Каковы ваши цели? Чего вы ожидаете от жизни? На что вы надеетесь? Чего страшитесь?
Зачем искать смысл?
В главе "Природа человека" мы уже обсуждали, чем человек отличается от животных. Одно из самых существенных различий заключается в том, что человек осознает себя как отдельную личность, и это ведет к тому, что каждый из нас стремится понять то, что происходит в нашей собственной жизни и вокруг нас. Ничто не приводит в такое отчаяние, как осознание того, что твоя жизнь бессмысленна.  Особенно ясно это проявляется в экстремальных ситуациях, когда человек оказывается на грани невозможного. Вот, например, что увидел психолог Виктор Франкл, который во время второй мировой войны провел несколько лет в нацистском концлагере. Находясь там, он был поражен, заметив, что те, у кого в жизни не было смысла, быстро впадали в отчаяние, теряли надежду и умирали. Единственными, кто выживал, были люди, для которых жизнь была полна смысла, даже в лагере. Таким образом, в условиях концлагеря нахождение смысла оказывалось буквально вопросом жизни и смерти.

"Мужество жить или соответственно усталость от жизни оказывались всякий раз зависящими единственно лишь от того, видел ли человек смысл жизни, его жизни... Но в той чрезвычайной пограничной ситуации, в которой находился человек в лагере, тот смысл, осуществлению которого он решил посвятить себя, должен был быть настолько безусловным, чтобы он охватывал не только жизнь, но и страдание и смерть."
             В. Франкл
Но давайте вернемся к нашей с вами обычной жизни. Почему нельзя жить "просто так", не задумываясь о причинах и значении происходящего?
Во-первых, необходимо понимать, что абсолютно каждый человек придает своей жизни какой-то смысл - просто порой это происходит осознанно, а иногда мы не отдаем себе в этом отчета. Представим себе человека, который никогда не задумывался о смысле своей жизни. Даже в этом случае единственная причина, по которой он совершает те или иные поступки - начиная от утреннего завтрака и поездки на автобусе на работу до серьезных жизненных решений, - заключается в том, что он считает их осмысленными. Они соответствуют его неосознанному представлению о том, что такое жизнь и какой образ жизни "правилен". Ощущение осмысленности происходящего дает нам чувство уверенности, спокойствия.
Но тогда в чем же тут проблема? Зачем еще нужно размышлять о каких-то "высших материях"?
Во-первых, рано или поздно перед каждым человеком возникают сомнения - зачем я живу? И если мы еще в юности задумаемся над этими вопросами, то в будущем это поможет нам видеть больший смысл во всем происходящем; мы найдем в себе силы не сгибаться под ударами судьбы, а достойно преодолевать различные трудности и испытания. Предположим, вы живете по законам добра и любви просто потому, что вас так учили; сами же вы никогда не задумывались над тем, почему такой образ жизни лучше любого другого, почему вам хочется жить именно так, а не иначе. И вот наступили трудные времена -вас предал друг, или вы тяжело заболели, или случилось что-то другое, столь же несправедливое. И неожиданно перед вами встают очень непростые вопросы. Почему это происходит? Какой в этом смысл? Не зная ответа, вы уже готовы отказаться от своих прежних убеждений (которые вашими по-настоящему никогда и не были) и изменить свою жизненную философию: "Раз жизнь жестока со мной, то и я имею право на жестокость". А может быть и еще более трудная для осознания ситуация.
Представьте себе, что окружающие вас люди живут по правилу "выживает сильнейший". Вы пассивно переняли этот жизненный принцип и много лет по нему жили. Никого не убивали, не совершали ничего непоправимо жестокого, но последовательно ему следовали. В школе всегда чувствовали свое превосходство над более слабыми одноклассниками, на работе быстро сделали себе карьеру, пожертвовав при этом интересами своих коллег. И вдруг жизнь поставила вас перед гораздо более сложной ситуацией нравственного выбора, и вы увидели, что сам этот принцип, которому вы следовали всю свою жизнь, неправилен. Что тогда? Кого винить в своих ошибках? Итак, важно осознанно искать в своей жизни смысл, а не просто перенимать чьи-то взгляды, использовать найденные кем-то в прошлом ответы. Только тогда это будет твой смысл жизни.

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья...
Б.Пастернак

Пустые разговоры?
Наверное, для многих из нас разговоры о смысле жизни кажутся пустым, бессмысленным времяпровождением. Все мы понимаем, что часто за высокими рассуждениями скрывается пустота, нежелание разрешать конкретные жизненные ситуации. Как быть с этим?  Конечно, во всем необходима гармония.  Если мы проведем всю свою жизнь, лежа на диване, рассуждая об общих проблемах мироздания, от этого не будет никакого толка, Однако важно понять и другое: чтобы любая конкретная ситуация имела для нас какой-то смысл, необходимо видеть ее как чага чего-то большего.
Например, представьте себе следующее. Вы  поставили перед собой цель - поступив учиться в институт. И вот на экзаменах вы недобрали один балл. Увидите ли вы какой-то смысл в этой ситуации? Если подходить к ней только с точки зрения поставленной вами цели - обучения в этом институте, то в неудаче на экзаменах, очевидно, не может быть ничего хорошего - в лучшем случае вы потеряете один год своей жизни, до следующих вступительных экзаменов. Если же вы сможете посмотреть на  происходящее более широко, то, возможно, вам откроется новый смысл: благодаря своему непоступлению вы пойдете работать, и там перед вами откроются новые возможности - вы приобретете жизненный опыт; сможете проверить, насколько верен был ваш выбор вуза; возможно, у вас появятся новые друзья или неожиданные перспективы профессионального роста. Однако все это может появиться только в том случае, если вы не будете рассматривать свое непоступление как трагедию, а работу -лишь как вынужденную трудовую повинность, которую нужно отбыть, чтобы через год оказаться-таки в числе студентов. Даже из этого простого примера видно, что то, как мы воспринимаем ту или иную ситуацию, зависит от нашего общего отношения к жизни, понимания ее смысла и цели. Не человек ставит вопрос о смысле своей жизни - жизнь ставит этот вопрос перед ним, и человеку приходится ежедневно и ежечасно отвечать на него - не словами, а действиями.
Путь каждого  уникален.
Часто перед нами встает соблазн целиком положиться на совет другого; переложить на чьи-нибудь крепкие плечи свою ответственность за жизнь. Это может быть кто-нибудь из друзей, родители или даже литературный персонаж. Казалось бы, если тебе встретился человек, обладающий большим жизненным опытом, большей мудростью, почему бы не прислушаться к его совету? Да, прислушаться к совету стоит, другой человек может помочь нам взглянуть на ситуацию шире, чтобы мы увидели новые перспективы. Однако нельзя забывать, что никто не может дать нам тот единственный смысл, который мы сами можем найти в нашей жизни.
Точно так же, как каждый человек уникален, так и наш жизненный путь неповторим. Мы многому можем научиться у других людей, однако бессмысленно пытаться слепо повторять их путь. Это также означает, что мы сами не имеем права навязывать найденные нами ответы другим: то, что оказалось правильным и жизненно важным для нас, может быть губительным для другого уже просто потому, что остановит его в поисках собственного пути. Мы не вправе отказать другому в помощи, мы можем раскрыть человеку глаза на то, чего он раньше не замечал, однако не стоит пытаться прожить за него жизнь.
Может ли быть смысл в страданиях?
Наверное, нет такого человека, которому не пришлось бы испытать в своей жизни страданий. Можно ли найти в них какой-то смысл? Прежде всего необходимо отметить, что здесь дело не в страданиях как таковых, а, скорее, в нашем к ним отношении. Известно, что из одной и той же ситуации один человек может выйти более целостным, сострадающим и глубоко сочувствующим людям, а другой окажется абсолютно раздавленным непосильным бременем. Именно наши убеждения и отношение к жизни определяют, как мы реагируем на ту или иную проблему.  Религиозные люди часто говорят, что вера в Бога придает их жизни смысл и цель и помогает им переносить страдания и разочарования. Ниже приводятся размышления о  смысле страданий одного англиканского священника, который познал их в своей собственной жизни.
"Результатом страдания часто бывает удивительная глубина характера, зрелое понимание жизни, искреннее сострадание к людям и богатая духовность. Конечно, мы всегда должны бороться за исцеление больных и освобождение угнетенных, и мы должны радоваться, что на Небесах мы наконец освободимся от всякой боли и слез. Однако, не испытав очень высокого давления и непереносимой температуры, кусок угля никогда не превратится в алмаз. А прекрасная жемчужина вырастает из случайной соринки, попавшей в устричную раковину.Иногда лишь в результате страданий мы начинаем слушать Бога. Наша природная гордыня и самоуверенность уходят, и, возможно, впервые мы начинаем осознавать свои истинные потребности. Иногда мы даже начинаем просить Бога о помощи вместо того, чтобы протестовать против наших страданий или настаивать на объяснении.Я по-прежнему не знаю, почему Господь допустил мой рак, да это меня больше и не беспокоит. Я начинаю слышать голос Бога, и в этом для меня самая большая помощь."
  Дэвид Ватсон
Бывает, что мы абсолютно доверяем человеку, а он предает нас. Или мы стареем, и наша привлекательность исчезает. Или нас несправедливо обвиняют в поступке, которого мы не совершали. Или мы вложили все свои деньги в какое-то предприятие, а оно прогорело. В каждой из этих ситуаций мы будем страдать, испытывать невыносимую боль, если только мы видим в них главный смысл своей жизни. Именно поэтому многие люди стремятся найти в жизни смысл, который превосходил бы непостоянство нашего ежедневного существования. И эти искания приводят их к вере.
Не искать лёгких дорог.
Как вы думаете, что ожидает человека, который решил задуматься над своей судьбой, найти смысл своей жизни? Одно можно сказать совершенно точно: искать смысл - всегда трудно. Смысл надо не просто искать, за него надо бороться, и борьба эта тяжела. Почему это так? В отрывке "Закон человеческой природы" К. С. Льюис удивительно точно описал одно из самых существенных противоречий, свойственных человеку: всем нам присуще стремление жить, следуя внутреннему закону любви и добра, который придает жизни смысл, однако никто из нас так не живет - мы существуем в постоянной внутренней борьбе. И если человек терпит поражение в схватке добра и зла, то приобрести смысл для него может обман, предательство и даже убийство.
"Когда мы подавляем в   себе  ангела, он превращается в дьявола." В. Франкл
                                                                                      
Но тогда есть ли надежда, что мы преодолеем это противоречие? Что может помочь нам на этом пути? Таким внутренним руководителем для каждого из нас является совесть  она - наш самый надежный помощник! Если мы прислушаемся к ее голосу, поиск смысла не заведут нас в дебри жестокости или унижения других.
А что такое счастие? Насыщенная гордость...
"Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется  навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы. Сам я больше не способен безумствовать под влиянием страсти; честолюбие у меня подавлено обстоятельствами, но оно проявилось в другом виде, ибо честолюбие есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие - подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти? Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, - не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость."
(М.Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени")
В этом отрывке заключена жизненная философия Печорина. А что выдумаете по этому поводу? Согласны ли вы с таким пониманием смысла жизни, или есть что-то, что вам неприятно? Хотели бы вы походить на Печорина?
Если вы в результате долгих и непростых  поисков нашли смысл - именно ваш смысл жизни, то важно не успокоиться на этом, но воплотить его в жизни. Так, если вы почувствовали, что хотите посвятить свою жизнь научному поиску, то необходимо предпринять какие-то конкретные шаги, которые вели бы вас к осуществлению вашей цели - поступить учиться в университет, заниматься научной работой в студенческие годы, читать научные журналы и т.п. Следуя этому пути, мы будем обогащаться опытом, и, скорее всего, это постепенно приведет нас к более широкому пониманию, перед нами откроются новые горизонты. Поэтому важно, раз найдя смысл, не закрываться от всего, что может нарушить найденное равновесие, но, наоборот, быть открытым к дальнейшему поиску. Часто так получается, что именно люди, которым приходится сталкиваться в жизни со многими препятствиями, преодолевать немало трудностей, приходят к самым глубоким размышлениям о смысле жизни - том смысле, который включает не только потребности и запросы одного человека, но объемлет жизнь как таковую. Сравните, например, вышеприведенное жизненное кредо Печорина и понимание жизни, к которому пришел Питирим Сорокин- реальный человек, один из наиболее известных социологов этого века, родившийся в России, но вынужденный в возрасте 23 лет эмигрировать на Запад:
"Что бы ни случилось в будущем, я знаю теперь три вещи, которые сохраню в голове и сердце навсегда. Жизнь, даже самая тяжелая,- это лучшее сокровище в мире. Следование долгу - другое сокровище, делающее жизнь счастливой и дающее  душе силы не изменять своим идеалам. Третья вещь, которую я познал, заключается в том, что жестокость, ненависть и несправедливость  не могут и никогда не сумеют создать ничего вечного ни в интеллектуальном, ни в нравственном, ни в материальном отношении."
Питирим Сорокин 


Поиск смысла жизни в "Исповеди"    Л.Н. Толстого

Среди классиков русской литературы, наверное, нет ни одного писателя, который бы в своём творчестве не затрагивал самые серьёзные темы, связанные с предназначением человека, пониманием человеческой жизни. В 1881 году Л.Н.Толстой закончил свою "Исповедь", где он с абсолютной открытостью, ни в чём не заигрывая с читателем,  пытается осмыслить собственный жизненный путь. Искания Толстого могут помочь каждому из нас задуматься над собственной жизнью, увидеть, как важен и непрост этот духовный поиск. Давайте попробуем, завершая наш разговор о поисках смысла жизни, вместе с Толстым пройти по этому пути, тем более что в "Исповеди" мы можем увидеть те этапы осмысления себя и своей жизни, через которые  в той или иной степени проходит каждый человек. Говоря о своем детстве, Толстой подчеркивает, что впитанное им от родителей мировоззрение не было собственно его: "Я никогда и не верил серьезно, а имел только доверие к тому, чему меня учили, и к тому, что исповедовали передо мной большие".
За детством следует отрочество, а затем - юность со свойственным ей отрицанием детских представлений. Пробуждается душа, в первый раз встают вопросы о смысле всего, что происходит вокруг. "Я перестал верить  в  то, что мне было сообщено с детства, но я верил во что-то. Теперь, вспоминая то время, я вижу ясно, что единственная вера моя в то время была вера в совершенствование. Но в чем было совершенствование и какая была цель его, я бы не мог сказать". Проходят годы, вместившие в себя участие в войне, возвращение в Петербург, начало писательской карьеры. "В это время я стал писать из тщеславия, корыстолюбия и гордости. Для того чтобы иметь славу и деньги, для которых я писал, надо было скрывать хорошее и выказывать дурное. Я так и делал".
Многие люди выбирают себе в жизни именно такой путь - определившись в профессии, заняв определенное положение в обществе, слепо принимают царящие там нормы и правила и уже никогда не подвергают их сомнению - слишком страшно вдруг выпасть из общего ритма жизни, оказаться "белой вороной".
Однако Толстого не просто стали одолевать сомнения - постепенно он пришел к состоянию глубокого личностного кризиса. И что еще более удивительно, это произошло в период расцвета его таланта и в зените успеха. (Может быть, напрасно многие сегодня считают, та внешнее процветание является залогом душевного спокойствия?) " И это сделалось со мной в то время, когда со всех сторон было у меня  то, что считается совершенным счастьем. У меня была добрая, любящая и любимая жена, хорошие дети, большое имение, которое без труда с моей стороны росло и увеличивалось. Я был  уважаем близкими и знакомыми, больше чем когда-нибудь прежде был восхваляем чужими и  мог считать, что я имею известность, без особенного самообольщения... И в таком положении я пришел к тому, что не мог жить... Я не мог придать никакого разумного смысла ни одному поступку, ни всей моей жизни... Что выйдет из всей моей жизни? Зачем мне жить, зачем чего-нибудь желать, зачем что-нибудь делать?..
И я искал объяснения на мои вопросы во  всех тех знаниях, которые приобрели люди. И  я мучительно и долго искал, и не из праздного любопытства, не вяло искал, но искал мучительно, упорно, дни и ночи, - искал, каш ищет погибающий человек спасенья".
Толстой пишет о том, как мучительные поиски смысла вначале привели его к сфере опытного знания, затем - к философии, и  нигде он не нашел ответа. Есть ли в жизни  смысл? "На этот-то, один и тот же, различно  выраженный вопрос я искал ответа в человеческом знании. И я нашел, что по отношению  к этому вопросу все человеческие знания разделяются как бы на две противоположные  полусферы... Один ряд знаний как бы и не  признает вопроса, но зато ясно и точно отвечает на свои независимо поставленные вопросы: это - ряд знаний опытных; другой ряд знаний признает вопрос, но не отвечает на него: это ряд знаний умозрительных... Опытные знания прямо игнорируют вопрос жизни. Они говорят: "На то, что ты такое и зачем ты живешь, мы не имеем ответов и этим не занимаемся; а вот если тебе нужно знать законы света, химических соединений, законы развития организмов, то на все это у нас есть ясные, точные и несомненные ответы". Другая сторона знания, умозрительная, когда она строго держится своих основ, прямо отвечая на вопрос, везде и во все века отвечает и отвечала одно и то же: мир есть что-то бесконечное и непонятное. Жизнь человеческая есть непостижимая часть этого непостижимого "всего"... И вместо ответа получается тот же вопрос, только в усложненной форме". Толстого эта агония поиска смысла привела на грань самоубийства, и вернуться к жизни ему помогла вера - та самая, которую он когда-то в детстве отбросил. "Кроме разумного знания, которое мне прежде представлялось единственным, я был неизбежно приведен к признанию того, что у всего живущего человечества есть еще какое-то другое знание, неразумное - вера, дающая возможность жить...Вера есть сила жизни. Если человек живет, то он во что-нибудь да верит... Без веры нельзя жить.Я понял, что я заблудился и как я заблудился. Я заблудился не столько оттого, что неправильно мыслил, сколько оттого, что я жил дурно. Я понял, что для того, чтобы понять смысл жизни, надо прежде всего, чтобы жизнь была не бессмысленна и зла, а потом рее - разум для того, чтобы понять ее...
Я оглянулся на самого себя, на то, что происходило во мне; и я вспомнил все эти сотни раз происходившие во мне умирания и оживления. Я вспомнил, что я жил только тогда, когда верил в бога. Что же такое эти оживления и умирания? Ведь я не живу, когда теряю веру в существование бога, ведь я бы уж давно убил себя, если б у меня не было смутной надежды найти его. Ведь я живу, истинно живу только тогда, когда чувствую его и ищу его. Так чего же я ищу еще? - вскрикнул во мне голос. - Так вот он. Он - то, без чего нельзя жить. Знать Бога и жить - одно и то же. Бог есть жизнь. "Живи, отыскивая бога, и тогда не будет жизни без бога". И сильнее, чем когда-нибудь, все осветилось во мне и вокруг меня, и свет этот уже не покидал меня.
И я спасся от самоубийства".
Но это был не конец, а лишь начало нового витка поиска смысла в жизни Льва Толстого. И дело не в том, чтобы наши духовные поиски привели нас к тем же ответам, которые нашел для себя Толстой. Главное - не успокоиться на том, что нам открыто сегодня, искать свой путь.

"Правила должны быть вам нужны только для начала... Итак, прочтя, отложите книгу в сторону и сами находите для себя правильные решения и стремитесь, чтобы не оступиться, чтобы все решения шли прямо от сердца. А я помашу вам вслед..."
Д. С. Лихачев. "Письма о добром и прекрасном"

                                                ---------------------------------------------------------------------------------------

 
Rambler's Top100

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.  

Все права защищены © Международная Федерация Образования  2010-2014