556В жизни часто случается, что мы не соглаша­емся с мнением других людей, начинаем их критиковать, а порой дело даже доходит до драки. Почему это происходит? Иногда такой конфликт — следствие того, что мы видим си­туацию лишь с одной точки зрения, считаем только свои взгляды верными. Предположим, вы увидели, что кто-то стоит рядом с распро­стертым телом, держа в руках окровавленный нож. Что вы подумаете?

Что этот человек-убийца? Но возможно, он — случайный про­хожий, который вынул нож, чтобы помочь раненому. Часто мы не знаем всех деталей. Вот почему при проведении расследования вызывают много свидетелей, чтобы воссоздать как можно более полную картину происшед­шего. Следователи анализируют и сравнивают различные показания, чтобы проверить, нет ли в них противоречий. В какой-то степени это напоминает составление мозаики. В этой книге мы рассматриваем различные вопросы, многие из которых не имеют легких ответов. Над ними необходимо основательно подумать и глубоко их проанализировать. Иногда люди проводят всю свою жизнь, раз­мышляя над очень важным для них вопросом или проблемой. Такое стремление к истине и пониманию — чисто человеческая черта. Тот факт, что найти ответы порой бывает непросто, отнюдь не означает, что сам поиск непременно имеет смысла.Для того чтобы воплотить стремление к поиску истины, человеку необходима свобода -свобода открыто обсуждать свои взгляды:

"Когда люди не имеют возможности от­крыто высказывать различные точки зрения, это оборачивается злом для всей человеческой расы, как будущих, так и ныне живущих поколений; несогласные с опальным мнением  страдают от такого замалчивания еще в высшей степени, чем те, кто придерживается этих взглядов. Если мнение верно, они лишаются возможности заменить ошибоч­ные взгляды истинными; если оно неверно, они теряют возможность прийти к более ясному и живому выражению истины, которое рож­дается в результате дискуссии, столкнове­ния истины с ложью."

Дж. Милль

Это непросто — создать такую атмосферу, в которой люди могли бы свободно следовать истине. Для этого каждому человеку необхо­димо:

  • слушать, что действительно говорит со­беседник, быть уверенным, что обе сто­роны одинаково понимают значение употребляемых понятий. Например, ког­да два человека спорят о демократии, иногда они имеют в виду совершенно разные вещи. Для одного демократия может прежде всего означать равенство и свободу, а для другого — анархию и все­дозволенность;
  • быть честным и аккуратным в том, как мы преподносим взгляды других людей. Например, протестанты ошибаются, когда обвиняют православных верующих в идолопоклонстве из-за того, что те мо­лятся перед иконами;
  • быть проницательным и понимать, что, несмотря на то что люди часто бывают неискренни, необходимо научиться от­личать зерна истины от плевел, чтобы вместе с водой не выплеснуть и младен­ца. Тот факт, что какой-то человек нам не нравится, еще не означает, что он не может быть прав или что у него не может быть хороших идей. Конечно, противо­положное также верно;
  • понимать, что на многие вопросы не су­ществует легких ответов. Например, вы можете писать только на одной стороне листка бумаги или на другой -  невоз­можно писать одновременно на обеих сторонах. Однако многие другие вопро­сы невозможно вместить в рамки такой однозначной логики. Так, один и тот же человек может совершать как плохие, так и хорошие поступки, поэтому, когда мы говорим о каком-то человеке, что он хороший или плохой, мы слишком упро­щаем картину. Или в отношении к современной музыке никто не должен вы­бирать между двумя крайностями любить или ненавидеть; существует ши­рокий спектр возможных отношений;
  • быть готовым отстаивать истину и высту­пать против лжи, в то же время сохраняя уважение к человеку, с которым проис­ходит спор.

"Я не согласен с тем, что Вы говорите, но готов умереть за Ваше право выражать свои взгляды."

Вольтер

Для того чтобы составить свое мнение о каких-либо    убеждениях    или взглядах, полезно вначале отве­тить себе на несколько вопросов:

  • Логичны они или имеются внутренние противоречия?
  • Насколько они реалистичны или, наоборот, далеки от дей­ствительности?
  • Опираются эти взгляды на уже существующие традиции или про­тиворечат им?
  • Открывают они возможно­сти для более глубокого по­нимания или, наоборот, делают
  • наши представления о вопросе более ограниченными, приводят к догматич­ности убеждений?
  • Находятся они в соответствии с общече­ловеческими ценностями или представ­ляют мнение меньшинства?
  • Заключена ли в этих взглядах возмож­ность новых открытий? Каково их отно­шение к другим точкам зрения — при­ветствуются они или исключаются?

Известна буддийская притча, которая иллюстрирует проблемы, встающие перед наш, когда мы пытаемся изучать мир, в котором мы живем. Всем нам легко видеть вещи с нашей собственной точки зрения; принимать во вни­мание взгляды других людей гораздо труднее и уж совсем сложно увидеть всю картину в целом. Как и все мудрые притчи, этот рассказ  многогранен и может быть понят по-разному.

                                                      ------------------------------------------------------------------------------------------------

                                                                                  Слепцы и слон.

Давным-давно жил князь, и вот он позвал слугу и говорит: "Ступай, друже, собери одном месте всех слепых мужей и покажи им слона". — "Хорошо, господин", — ответил слуга и сделал, как ему сказали. Собран слепцов, он сказал им: "Вот слон" — и под­вел каждого к слону.

Первый   слепой,   ощупавший  хвост слона, сказал: "Слон похож на змею. Он длинный и тон­кий и    время от времени извивается"

Второй слепой ухватил ногу слона. "Ты не прав, — сказал он. — Слон похож на  дерево со сморщенной корой. Еле могу его об­хватить".

"Постой, -  воскликнул третий слепой который держал хобот слона. — Слон похож на шланг с отверстием на конце, чтобы вса­сывать воду".

"Вы все ошибаетесь, — воскликнул чет­вертый слепой, держа ухо слона. — Слон по­хож на плоский волосатый кусок лопуха. Он тоньше, чем шланг или змея, и гораздо более плоский".

"Что  ты говоришь? воскликнул пя­тый слепой, который держал бивень слона. Слон твердый и гладкий, как камень, и он заострен на конце. Им можно ранить человека".

Они начали спорить и кричать: "Да!". "Нет!", "Слон такой", "Нет, не такой". Каж­дый с таким ожесточе­нием   доказывал   свою правоту, что дело чуть не дошло до драки.

                                                   -------------------------------------------------------------------------------------------------

Вопросы для размышления

1. Как эта притча учит нас относиться к людям, которые придерживаются взглядов, отличных от наших?

2. Чему мы можем научиться у таких людей?

3. Что такое истина? Существует ли абсолютная истина? Если да, то возможно ли

ее познать?

4. Существуют ли пределы терпимости, и в чем они могут заключаться?

5. Как мы должны строить свои отношения с людьми различных убеждений?

6. Был ли когда-нибудь в вашей жизни случай, когда вы думали, что все знаете о каком-то человеке или ситуации, а потом оказалось, что ваша точка зрения была односторонней и неполной?

                                                ----------------------------------------------------------------------------------------------------

 
Rambler's Top100

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.  

Все права защищены © Международная Федерация Образования  2010-2014