iCAIPMY60  Рассмотрим вот какую проблему: может ли в отец быть другом сыну, а сын другом от­цу? Могут ли быть друзьями братья? Мнения специалистов по этому вопросу расходятся. Одни считают, что отношения между близки­ми родственниками в корне отличаются от отношений между друзьями.

 Другие же по­лагают, что дружба может иметь место во всех типах отношений. Если два человека, независимо от своего социального поло­жения, испытывают уважение друг к другу, если они общаются на равных, мы вправе считать их друзьями. Они становятся ими то­гда, когда каждый из них начинает желать добра другому бескорыстно, отказавшись от всяких задних мыслей, искренне. Разве быть братьями не означает быть друзьями? Гово­рим же мы о друзьях, которые все в жизни — и хорошее, и плохое — делят пополам, что они "как братья"? Чтобы пролить свет на этот спорный воп­рос, мы должны прежде всего уяснить, что все типы отношений — между родителями и детьми, между братьями, между супругами и между друзьями — всегда ориентируются на определенные идеальные представления. Эти идеальные представления в чем-то схожи ме­жду собой, а в чем-то и различаются. Все лю­ди испытывают потребность в любви и ласке, поэтому общим у идеальных отношений бу­дет то, что свойственно любви: желание сде­лать друг друга счастливыми. Но есть у них и отличия, которыми нельзя пренебрегать.

Итак, в чем особенность дружбы между братьями и сестрами? К сожалению, не все имеют возможность такую дружбу познать в реальности: во многих случаях в семье име­ются единственный сын или дочь. Да и те, у кого есть братья и сестры, не всегда ощущают дружеские отношения — иногда они чувствуют себя чуждыми друг другу, даже соперниками.  Дружба между братьями и сестрами лучше всего заметна в многодетных семьях, в кото­рых старшие заботятся о младших, а послед­ние относятся к старшим словно к отцу или матери. В самом выражении "мой старший брат" слышны нотки гордости; тот, кто ис­пытал доверие к старшему брату или сестре, более легко устанавливает связи с другими людьми, т.е. переносит сложившиеся в семье отношения на отношения со всеми людьми. Видимо, это относится и к случаям, когда дружеские отношения устанавливаются меж­ду неродными (сводными, двоюродными и т.п.) братьями и сестрами.   Но если тяготение младшего к старшему вполне естественно, то что побуждает стар­шего к дружбе с младшим? Естественно пола­гать, что в основе этого пример родителей, свойственный для каждого из нас инстинкт материнства, отцовства. Но существует и бо­лее глубокая причина. Дружа с младшим, опекая его, мы выражаем себя как личность, проецируя свою индивидуальность на млад­шего друга, стремясь побудить его следовать принятому нами идеалу. Не случайно всем тем, кто желает приобрести профессию, ос­нованную на отношениях "человек-человек" (педагога, психолога, врача и др.), рекомен­дуется проверить себя в общении с младши­ми: если Вам приятно с ними общаться, дру­жить, эти профессии для Вас. Вместе с тем очевидно, что отношения ме­жду братьями и сестрами — это отношения крови, и в них есть дополнительное измере­ние, которого нет в отношениях между друзь­ями, более острое чувство долга. Братья мо­гут имеете работать, вместе отдыхать, идти бок о бок но жизни, как двое друзей. Но если один из братьев совершил преступление, то голос крови, чувство долга могут заставить второго брата спасать его любой ценой, вплоть до дачи ложных показаний в суде. Учитывал это, закон не принимает во внима­ние показания близких родственников. Иде­альные отношения между братьями нравст­венны но самой своей основе. Если брат ме­ня обкрадывает, лжет мне, нравственность предписывает мне простить его и все равно не расставаться с ним.

А теперь — о дружбе между детьми и роди­телями. Многие подумают — какая тут может быть дружба: дело родителей — требовать, де­ло детей — слушаться (или, наоборот, не слу­шаться). Действительно, отец или мать долж­ны руководить своим сыном или дочерью, должны быть для него авторитетом, в то вре­мя как дружба требует равенства. Отношения отец—сын или мать—дочь предполагают пусть всего лишь потенциальное, но неравенство. Конечно, в идеале родители чувствуют себя друзьями своих детей и не вспоминают о сво­ей роли руководителя. Но если вдруг сын или дочь повел себя недостойно или попал в опасную ситуацию, родители должны вспом­нить о своем долге. Но все это не противоречит идее настоя­щей дружбы между родителями и детьми. В 11 — 12 лет Вы осознали, что являетесь инди­видуальностью, что можете знать о требова­ниях к Вам, но их не выполнять; в 13-14 лет Вы почувствовали потребность в понимании Вас как личности, потребность во взрослом человеке, который по своему положению бу­дет выполнять эту роль. В качестве такого человека может выступать учитель, воспита­тель; но у педагога обычно много подопеч­ных, и он не способен полностью удовлетво­рить Вашу потребность в общении. В Вашей жизни может появиться такой взрослый вне семьи — родственник, родители Вашего друга и т.п. Но чаще всего Вы будете надеяться, что эту роль выполнят Ваши родители — мать, отец, в некоторых случаях — бабушка, де­душка. Это и есть основа для дружбы между детьми и родителями.

Еще в XVII веке английский философ, психолог и педагог Джон Локк давал совет родителям: "Пока ребенок маленький — с него требуй, когда подрастет, с ним дружи". Прекрасно, когда родители следуют этому правилу. Но в жизни порой бывает иначе — родители продолжают с Вас требовать как с маленького и не обращают внимания на Ва­шу потребность в понимании. Как быть тог­да, как изменить отношение родителей к се­бе? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим, чем крепка дружба вообще. Пер­вое, что для всех очевидно, - общность интересов, целей, дея­тельности. Мы находим друзей в общих делах. Не столь важно, ка­кие это дела, важно то, что мы стремимся к общей цели. Следо­вательно, первый шаг к дружбе с родителями — совместное с ними дело. Даже время, проведенное вместе с родителями у телевизо­ра, скрепляет ваши отношения. Но еще лучше, если это живое дело: совместный с отцом уход за автомашиной или ремонт квартиры, совместное с матерью шитье или уборка. У многих име­ются садовые участки — сколько тут возможностей?! Правда, на первый раз это не всегда при­влекательно. У Вас могут быть более интересные дела вне дома. Но ведь речь сейчас идет о том, что Вы желаете подружиться с родителями. Попробуйте преодо­леть себя и сказать отцу или ма­тери: "Я не против, чтобы вместе с тобой..."  Но, пожалуй, ничто так не укрепляет дружбы между родителями и детьми, как сов­местные походы, поездки. Часто по субботам и воскресеньям города наполнены взрослыми и детьми с рюкзаком за плечами. Было бы прекрасно и нам так делать. А представьте совместный поход на байдарках, ночевку в палатках, вечера у костра! Почему бы Вам не быть инициатором таких дел?

Однако дружба не исчерпывается общими делами. Вспомните, о чем часто Вы беседуете с близкими друзьями, подругами? Конечно, делитесь секретами: "Я только тебе могу рас­сказать об этом..." Доверие — главная осо­бенность истинной дружбы. Значит, и с от­цом или матерью Вас крепче всего свяжут об­щие секреты. Конечно, не так-то просто быть откровенным с родителями, а вдруг они не поймут? А Вы проверьте, и неоднократно, возникает ли между Вами доверие. Начните с несложных вопросов: "Пап, я хочу спро­сить..." Если раньше Вы не вели откровен­ных разговоров, то поначалу Ваше доверие может удивить родителей. Но не смущайтесь и не удивляйтесь; знайте, что взрослым зна­чительно нужнее быть откровенными. Вашу откровенность они могут принять за детскую наивность, и не бойтесь на этом сыграть. И если Ваши попытки приведут к успеху, можете перейти к более важным вопросам. Конечно, наибо­лее важна откро­венность при не­удачах и несчасть­ях. Попытки ребят к совершению са­моубийства обычно вызываются не столько их неудача­ми, сколько невоз­можностью поде­литься с кем-то своими пережива­ниями. С другой стороны, исследо­ватели показали, что в жизни наибо­лее удачливы те люди, которые в период от 16 до 22 лет имели взрос­лых, с кем могли поделиться всем, что их волнует. Таким образом, дружба между людьми разных поколений не только возможна, но и необхо­дима как Вам, так и Вашим родителям. Вряд ли может быть что-либо прекраснее, чем от­зыв о матери и дочери: "Они словно подру­ги...". Или об отце и сыне: "У них мужская дружба..."

Для вашего дневника

Опишите те виды деятельности, которыми Вы занимаетесь вместе с родителями, те ситуации, которые произвели на Вас самое сильное впечатление, оставили самые приятные воспоминания. Затем опишите, какими Вы представляете себе идеальные от­ношения дружбы и сотрудничества со своими родителями. В чем конкретно они могут выражаться?

                                                      ----------------------------------------------------------------------------------

                                                                                     О, если бы…

 Недавно я стала холить одна на долгие прогулки. Я думаю о жизни и о смерти — навер­ное, все об этом думают. Иногда я брожу часами, но прихожу всегда на одно и то же место. Сегодня холодный ноябрьский день. Вокруг ни души. Я иду к маленькому холмику земли, так же как вчера, позавчера, весь прошлый месяц. Как всегда, я встала на колени около маленького камня с печальной надписью: "Здесь покоится Тимми Лэнгдон. 23 мая 1957 — 14 октября 1965". И снова я потрясена этими словами. Хотя прошел уже месяц, мне до сих пор не верится. Когда я думаю о Тимми, то вижу светловолосого мальчика, спешащего в школу или на тренировку по бейсболу, а вовсе не это холодное сооружение среди чужих надгробий. Это по-прежнему мучит меня, наверное, я никогда не смогу забыть. Я пришла до­мой после длинного и трудного дня в школе. Миссис Тримбл не придумала ничего луч­шего, чем объявить, что завтра будет контрольная по истории, по последним пяти раз­делам. А кроме этого, у меня еще обычные домашние задания — алгебра и химия. Я вползла домой, всем своим видом демонстрируя, что у меня был отвратительный, тяже­лый день. Мама поняла, что лучше меня ни о чем не спрашивать.

Подойдя к своей комнате, я услышала два хихикающих тоненьких голоска. Я откры­ла дверь и обнаружила, что Тимми со своим приятелем-соседом сидят за моим столом и рассматривают мою губную помаду. Они не устроили беспорядка. Они, собственно, были очень аккуратны. Но для меня это была последняя капля, и я вышла из себя. Я велела им убираться и никогда не входить в мою комнату, когда меня нет дома. "Не смей трогать мои веши, дрянь, а не ребенок!" Я обозвала его "дрянью" раза четыре или пять. Как я могла быть такой грубой? Тимми покраснел, как свекла, и я поняла, что ему стыдно, и он жалеет о слу­чившемся. Он даже попро­сил прошения. Но нет, ре­шила я, это ему так не пройдет. Надо проявить твердость. За обедом Тимми вел себя необычно тихо и мало ел. Но заметила это только я, потому что родители разговаривали о том о сем, и стоит ли им ехать куда-то в гости за двести миль. После обеда я извинилась и пошла делать уроки. Вдруг я почувствовала, что на меня кто-то смотрит. Я обернулась и увидела, что  Тимми стоит в дверях.

- Закрой, пожалуйста, дверь, — твердо произнесла я.        

Он постоял, потом закрыл ее с обиженным и озадаченным видом.

- Потом помиримся, — подумала я и снова вернулась к урокам.    

На следующее утро я чуть было не проспала. Взглянув на часы, я быстро вскочила,    

оделась и бросилась завтракать. У меня было всего пять минут. За столом сидел только Тимми. Мама на кухне жарила яичницу. Сев за стол, я почувствовала на себе умоляющий взгляд его теплых карих глаз и холодно посмотрела на него.      

- Ты еще злишься на меня? — спросил он.      

- Да. — Я уже не злилась, но хотела проучить его как следует.    

-  Извини, я больше не буду.

-  Посмотрим, — резко сказала я. Потом я быстро проглотила остатки завтрака, схватила портфель и побежала к остановке автобуса, подчеркнуто не обращая на брата внимания. Но когда, выбегая из дома, я увидела его грустные глаза, то почувствовала что-то вроде угрызений совести. Помню, я подумала: "Вот вернусь из школы, и мы помиримся". В этом моя беда. Я всегда слишком спешила, чтобы сблизиться с ним.         

Тогда за столом я в последний раз видела его живым. Когда я увидела его в следующий раз, он лежал под белой простыней. Я пришла из школы, голова была полна обычных мыслей. На газоне я увидела покореженный велосипед брата. Меня вдруг охватила паника. Я побежала в дом, сердце отчаянно колотилось. На кухне было тихо. Никто не готовил обеда. Дверь в столовую была закрыта, и мне показалось, что внутри происходит что-то ужасное. Но тишина на кухне была просто нестерпимой, и я открыла дверь. Мама сидела в кресле-качалке, папа стоял рядом с ней на коленях и держал ее дрожащую руку. У них были одинаковые лица — очень бледные, глаза смотрели прямо перед собой. Когда мама меня увидела, она встала и обняла меня дрожащими руками. Тимми торопился домой, чтобы поскорее приняться за сборку новой модели самолета, которую ему купила мама. Он мчался по улице и не смотрел вокруг. Водитель машины увидел его, когда было уже поздно. Я часто читала о таких вещах в газетах, но    это случалось с другими, не со мной, не с нашей семьей. Следующие несколько дней были полны слез. Я плакала, пока глаза у меня не стали сухими и красными, слез больше не осталось. Я не могла ни есть, ни спать. Стоило мне только заснуть, и сразу передо мной опять вставала эта сцена — как я пришла в тот день из школы. Я вспоминала всякие мелочи, которые он для меня делал. Приносил стакан воды,     когда я занималась, чистил мои туфли, когда я спешила, приносил мне одуванчики, показывал свою новую бейсбольную биту (мне казалось, что это скучища). Если бы я только могла это вернуть... Если бы у меня была еще одна возможность... Внезапно больше всего на свете мне захотелось поговорить с ним, хоть пять минут. И если бы он спросил, глядя на меня своими карими глазами: "Ты еще злишься на меня?", я бы его обняла и сказала: "Нет, дорогой мой, я не сержусь и никогда больше не буду на тебя сердиться". Я медленно поднялась с заиндевелой травы. Ноги у меня затекли оттого, что я так долго стояла на коленях. Я поплотнее запахнула пальто, потому что в ноябре к вечеру очень холодно. И отправилась домой.

                                                            -----------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Rambler's Top100

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.  

Все права защищены © Международная Федерация Образования  2010-2014