iCA0DX8ZG  Что стоит на первом месте — семья или об­щество? Что обладает большим влияни­ем? Каким образом семья оказывает влияние на общество и как общество влияет на се­мью? Могу ли я своими поступками изменить что-то в моей семье и обществе? Если могу, то в какой мере я несу ответственность за по­следствия моих поступков?

Мы можем ду­мать, что любовь касается лишь двоих любя­щих, никто больше не имеет к этому никако­го отношения. Мы можем думать: "Почему я не могу делать то, что мне хочется? Ведь мы же не приносим никому вреда?" Без сомне­ния, мы не первые, кому приходят в голову подобные мысли. И точно так же наше обще­ство — не первое, оказавшееся в состоянии духовного и нравственного кризиса.  Общество определяется отношениями ме­жду людьми. Если это отношения становятся эгоистичными, то это оказывает влияние на все общество. Если люди предают доверие тех, кто им наиболее близок, то с еще боль­шей вероятностью они предадут и доверие других людей. Мужчина или женщина, кото­рые готовы нарушить данные друг другу при вступлении в брак обещания, смогут нару­шить и другие обещания. Если мы готовы об­манывать тех, кого мы любим, то почему бы не обмануть тех, с кем мы связаны чисто де­ловыми отношениями? Эта проблема любви или, вернее, ее недостатка является прямой или косвенной причиной всех социальных и экономических проблем, которые по сути своей являются проблемами взаимоотноше­ний между людьми.

 

Если мы обратимся к истории, то увидим, что каждая цивилизация, соблюдавшая нор­мы нравственности, процветала. С другой стороны, распад Римской империи и других некогда великих цивилизаций так или иначе связан с распадом семейных отношений, в основе которых, в свою очередь, лежит лю­бовь между супругами. Распад семей ведет к тому, что вместо воспитания в стабильной атмосфере любви и добра дети становятся   свидетелями ссор и конфликтов, часто веду­щих к разводу; многие растут в неполных семьях. Ребенку необходимо испытать лю­бовь обоих родителей для того, чтобы стать гармоничной личностью и научиться строить взаимоотношения как с мужчинами, так и с женщинами. Конечно, это не означает, что человек, не испытавший в детстве глубокой и преданной любви обоих родителей, станет преступником. Однако перед такими детьми стоит ряд испытаний и проблем, которые им предстоит преодолеть, и не всем это удается. И тогда, став взрослыми, такие "недолюблен­ные" дети переносят свои проблемы на отно­шения с другими людьми, а   значит, - в об­щество.  То, что Вам сейчас предлагается для чте­ния, — не рассказ и не сказка. Это, скорее, притча — поучительное повествование. И, как и любая притча, она содержит в себе много различных идей.

Первая, очевидная, — это разница в пове­дении двух поколений. Нравственные ценно­сти нового поколения отличаются от ценно­стей старого поколения. Отношение к любви и сексуальной близости первой пары отлича­ются от второй. Здесь легко было бы поста­вить точку. Однако рассказ также отражает последствия двух разных систем жизненных ценностей.

Первый дикарь молод и агрессивен, он го­нится за мгновенным удовлетворением своих желаний. Он добивается того, что хочет, не задумываясь о последствиях. Когда он видит молодую принцессу, его наполняет желание обладать ею. Принцесса, однако, — вопло­щенная женственность. Она скромна и цело­мудренна. Своей любовью она помогает ди­карю измениться и превращает его похоть в любовь. Теперь он готов даже пожертвовать свое драгоценной свободой ради любви. Из охотника, живущего мгновением, он превра­щается в мужа, потом в отца. Он думает о своей семье и ее будущем благополучии, жи­вет ради них.

Второй дикарь вначале ничем не отличает­ся от первого. Но у принцессы иные ценно­сти, чем у ее родителей. На нее повлияли "прогрессивные" идеи из другой страны. Ее не интересует мораль ее родителей, и, встре­тив дикаря, она принимает его ухаживания. Но она не любит его, не чувствует перед ним никаких обязательств. Приручить его слишком трудно. Вместо этого она просто получает удовольствие от общения с ним, не задумы­ваясь об ответственности. Когда появляется обходительный, светский король, она тут же увлекается им. Зачем оставаться с дикарем, когда можно заполучить короля? Дикарь, сердце которого разбито, мстит всему свету.

Итак, читайте!

                                                  --------------------------------------------------------------------

                                                                   Дикарь и принцесса.

Давным-давно в далекой горной стране жила прекрасная юная принцесса. Больше всего на свете она любила бро­дить по лесам. В той стране у подножия снежных гор было множество лесов и красивых долин. Ничто там не угрожало путнику. Принцесса без стра­ха гуляла по тропам, по ко­торым купцы ехали через горный перевал в соседние земли, а потом возвра­щались, нагруженные това­ром и новостями. Она была весела и беззаботна; при­рода и весь мир принадле­жали ей.

Но однажды спокойствие горной страны было нару­шено. В лесной пещере по­селился дикарь. Он стал на­падать на купцов и путни­ков на горных дорогах. Много раз его пытались поймать, но он был быстр и ловок, а в знании горных дорог и ущелий ему не было равных. Торговля замирала, все беднее становилось гор­ное королевство. Купцы те­перь путешествовали боль­шими группами в сопрово­ждении стражи. Король и королева запретили дочери бродить по лесам — теперь она должна была день и ночь проводить в замке. Как томилась бедная принцесса без своих чудесных ук­ромных уголков! Но ослушаться она не посмела.  Как-то раз ночью принцесса просну­лась в страхе — ей приснился страшный сон. Она открыла глаза — великолепие ночи открылось ее взору. За деревьями, чьи ветви, освещенные луной, дрожали от ночного ветра, виднелась лесная ча­ша. Как мечтала она пробежаться босы­ми ногами по сосновым иглам, как со­скучилась она по ветру, что ласкал ее ли­цо и играл в волосах! Ей страстно захоте­лось погрузиться в волшебство ночи. Ведь никто не заметит, если она про­скользнет по ступенькам и чуть-чуть по­гуляет по лунной дорожке!

Случилось так, что в ту же ночь не спалось и дикарю. Он неслышно, словно кошка, крался среди деревьев, но вдруг ему почудился звук чужих шагов. Дикарь насторожился — он предвкушал грабеж и добычу. Но тут появилась принцесса, и у него перехватило дыхание — он увидел, что по тропинке легко ступает прекрас­ная босая девушка в одной лишь шелко­вой рубашке.

Еще ни одно зрелище не захватывало его с такой силой. Светлая ночь и оди­нокая фигурка женщины, волшебные те­ни, пляшущие по его бородатому лицу и волосатой груди, — все это тронуло его огрубевшее сердце. Он вышел из своего укрытия и кротко спросил, может ли он побыть с ней немного. Девушка вскрик­нула и помчалась прочь. Дикарь бросил­ся за ней, схватил ее и толкнул на зем­лю, разрывая тонкую рубашку. Но вдруг он понял, что совсем не хо­чет причинить ей вред. Он был покорен ее стройным юным телом и сказал, что не сделает ей ничего дурного; он мечтает лишь о том, чтобы тела их сливались в ночи. "Лучше умереть", — воскликнула девушка. Дикарь понял, что ничего не добьется силой, и снова робко попросил ее просто погулять с ним немного по лесу. Прин­цесса подумала, что только так сможет освободиться от его железных объятий, и согласилась. Они вдвоем побрели по лесу, и она почувствовала, как нежно стал звучать его грубый голос. Он рассказы­вал ей о своей жизни в лесу среди диких зверей, к которым он относился как к равным, и которых ему приходилось иногда убивать, чтобы выжить. Она слу­шала и изумлялась — его рассказы каза­лись ей фантастическими. Она и поду­мать не могла, что за стенами королев­ского замка шла такая борьба за сущест­вование. Они проговорили до рассвета, и лишь первые солнечные лучи напомнили ей, что пора возвращаться домой. Когда она сказала об этом дикарю, его лицо исказилось от боли. Пришлось принцес­се пообещать, что через неделю она вновь встретится с ним, чтобы послу­шать его истории. Неделя показалась ди­карю вечностью.

Пришло время, и вновь в полночь юная принцесса встала с постели, и сно­ва она всю ночь бродила с дикарем по лесу. Он страстно желал ее и, когда на­чало вставать солнце, уже не мог себя сдерживать. Она осторожно высвободи­лась из его объятий и пообещала встре­титься с ним еще раз — через неделю. И опять они гуляли и разговаривали часами. Однажды он предложил ей пойти и посмотреть рисунки на стенах его пеще­ры. Принцесса наотрез отказалась прий­ти в его логово, пока он не прекратит нападать на купцов и королевских по­сланников. Но разбой был его жизнью, все мужчины так или иначе занимались разбоем; даже земля королевства была когда-то отвоевана у предков Дикаря, ее исконных жителей! Принцесса остава­лась непреклонной. Она отказалась прийти к нему, пока он не изменит свою жизнь. Пусть он построит дом и вырас­тит сад прямо в чаще леса. Он может со­бирать орехи и грибы и охотиться на мелких животных. Весь лесной опыт бу­дет ему подспорьем. И тогда она придет к нему послушать его ночные сказки.

Дикарь был сражен ее словами. Сама мысль о новой жизни пугала его и вну­шала отвращение. Он был одиноким бродягой, рожденным для разбоя. Но выбора у него не было. Он боялся поте­рять принцессу. За семь оставшихся дней он расчистил большое пространст­во между деревьями. Прошло полгода, и здесь появилась хижина, окруженная са­дом. Разбои на дорогах прекратились. Купцам больше ничто не угрожало, им не нужно было тратить деньги на воруженную охрану, и торговля с соседними королевствами стала процветать. Страна богатела. Дикарь жил тем, что продавал орехи и древесину. И вот однажды, в ко­торый раз показав принцессе свои богат­ства — отстроенный дом, цветущий сад и стада коз, — он спросил, не согласится ли она стать его женой. Конечно же, она была согласна. Она повела его в замок, чтобы представить отцу и матери, коро­лю и королеве.

Сначала король решил, что такое про­шлое никак не украшаем мужа его дочери. Но королева с улыбкой за­метила, что он сам в свое время немногим отличался от дикаря, и ему пришлось при­знать, что это правда. Пожалуй, молодой че­ловек выгодно отличал­ся от тех придворных, что просили руки прин­цессы. Король с коро­левой подумали, что он сможет стать хорошим мужем их дочери и ко­гда-нибудь возглавит королевство. Свадьба была пышно отпразднована по всей стране. Избавленная от набегов дикаря страна процветала. После смерти родителей прин­цессы дикарь стал ко­ролем. Его владения широко раскинулись по лесам и горам. Пришло время, и молодая коро­лева родила дочь. Прин­цесса выросла красави­цей, и ее, как когда-то ее мать, манил и волно­вал голос природы.

Все богаче становилась страна, все ча­ше при дворе появлялись гости из сосед­них земель. Много соблазнительного можно было от них услышать. Чужезем­цы привозили с собой книги и живопис­ные полотна, и все в них было вызовом привычным  правилам и верованиям. С жадностью слушала королевская дочь эти рассказы. Из привезенных книг уз­навала она о необыкновенной жизни принцесс из далеких стран. Она с пре­зрением стала относиться к тяжелому простому труду своего народа. В мечтах ей рисовались далекие края, где счастье было главным смыслом жизни. Чем дальше, тем больше эти мечты тревожи­ли ее душу.

В это время в стране опять случилась беда. Новый дикарь — молодой, силь­ный, хитрый и безжалостный, как и его предшественник, — поселился в лесу. Оживленной торговле горного королев­ства с соседями пришел конец, страна вновь обеднела. Принцессе запретили выходить из дворца. Но она не послуша­лась запрета, ей захотелось погулять в лесу, чтобы развеять беспокойные жела­ния, овладевшие ее молодым телом…   Однажды принцесса и молодой ди­карь встретились. Девушка была еще прекраснее, чем ее мать, и дикарь застыл от восхищения. Жизнь во дворце так на­скучила принцессе, что она приняла приглашение дикаря немного погулять вдвоем по лесу.. .  Они бродили по тро­пинке и долго говорили о том, что ко­роль — тиран и деспот, а жизнь во двор­це невыносима. Потом он обнял прин­цессу за плечи, но она отпрянула. "Нет, не сейчас", — сказала она. Дикарь захо­тел повести ее к своей пещере и показать рисунки на стенах, но принцесса не сог­ласилась. Им нужно еще немного погу­лять и получше узнать друг друга. Но настало время, когда он привел ее в свое жилище. Расставаясь с ним на рассвете, она пообещала снова прийти через неде­лю. "Мне было так хорошо с тобой!" — воскликнула она.

Месяц проходил за месяцем, и каждую неделю принцесса приходила к дикарю. Случилось так, что к отцу принцессы приехал новый гость — король из дале­кой могущественной страны. Это был за­нятный и обходительный человек. Он рассказал принцессе, как богата и пре­красна его страна, какие там университе­ты и музеи, как процветают искусство и торговля. Поздно ночью, когда все уже спали, принцесса услышала стук в дверь. На пороге стоял гость с пурпурной ман­тией на плечах.  Он провел у нее всю ночь, а когда комнату залил солнечный свет, предло­жил ей уехать в его страну. Там он рас­станется со своей королевой и женится на принцессе. "Мы давно живем по­рознь, это больше нельзя назвать бра­ком", — сказал он. Он молод душой и телом, ему гораздо легче с молодежью, чем с людьми своего поколения. Прин­цесса тотчас же согласилась, дикарь из леса был забыт. На следующий день она уехала вместе с королем в другую страну.

Дикарь ждал свою принцессу много недель подряд, но она так и не появи­лась. Наконец, он понял, что ждать бес­полезно и возобновил нападения на про­езжих торговцев. Время шло, и зерна распущенности, зароненные пришельца­ми из чужих земель, взошли в душах многих молодых людей. Они стали пре­вращаться в дикарей и все чаще уходили в леса. Так постепенно погибла нация, а лес превратился в непроходимые джунг­ли, населенные дикарями. Ни одна принцесса не осмелилась бы прибли­зиться к ним.

                                                    ------------------------------------------------------------------

Вопросы для обсуждения

  1. В некоторых обществах ив некоторые исторические эпохи нравственные ценности  легко передаются из поколения в поколение.  В других обществах и в другие эпохи су­ществует значительный разрыв между жизненной философией разных поколений.  Как Вы  думаете, почему так происходит?
  2. Что отличает подростка от взрослого человека? Иными словами, что мы имеем в  виду, говоря, что человек стал   взрослым?
  3. Найдите информацию об обрядах инициации, которые существуют у большинства родоплеменных обществ  и  отмечают в  жизни юноши (а иногда и девушки)   переход  от детства к зрелости. В чем ценность этих обрядов инициации?   Есть ли аналогичные традиции в Вашем обществе?
  4. Что происходит, если любовь между мужчиной и женщиной остается на уровне эгоистического самоудовлетворения, не принимая во внимание интересы других людей ?
  5. Как Вы думаете, как и почему различаются нравственные ценности мужчин и жен­щин? Какой неповторимый вклад в общество вносят  те и другие? Как они сочетают­ся при образовании общества?
  6. Как должно вести себя традиционное общество в отношении безнравственных
    идей?
  7. Как может человек или общество  отличать  нравственные идеи от безнравствен­ных? Каковы критерии таких оценок?
  8. Как и почему сексуальная распущенность влияет на общество?  Является ли связь
    причинно-следственной,   или же имеет место более тонкое и глубокое влияние?
  9. Пары, о которых идет речь в рассказе, - правители страны. Как Вы думаете, како­ва ответственность людей, обладающих властью, в отношении создания нравственного климата в обществе.
  10.  Как поступает человек, любовь которого отвергли?
  11.  Известно, что все религии проповедуют ценность целомудрия. Как Вы думаете, какое влияние эта мораль оказывает на общество?
  12. Удивляет ли Вас, что большинство преступников   происходит из неблагополучных или   неполных семей?  Почему так происходит?
                                                       ------------------------------------------------------------------
 
Rambler's Top100

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.  

Все права защищены © Международная Федерация Образования  2010-2014