Путь к поступку (9-12лет) - Моя семья и обязанности

29.jpgВ  каждой семье бывают трудности, порой родители не ладят с детьми, порой - друг с другом. Некоторых воспитывают бабушки дедушки, другие живут в семьях своих родственников. Иные живут только с одним из родителей. Когда в семье возникают проблемы, как мы можем их преодолеть?

 

                                                                Понимание другой стороны.

В любой трудной ситуации с родителями, братьями, сестрами, друзьями и другими людьми следует обдумать несколько мер, которые могут помочь вам все уладить. Спросите себя:

  • В чем заключается проблема?
  • Кто вовлечен в эту проблему?
  • Могу ли я представить, что чувствует другой человек?
  • Что я делаю, чтобы усугубить проблему?
  • Могу ли я помочь разрешить проблему?

                                                               Время подумать.

Обычно, когда мы расстроены и спорим с другим человеком, мы не хотим остановиться и подумать обо всем этом. Прежде чем думать о том, как уладить трудности с теми, кого вы любите, вам необходимо спокойно сесть и подумать.Как правило, мы можем помочь справиться с трудностями, кото­рые возникают у нас в семьях, но иногда мы абсолютно не виноваты в возникшей ситуации, и проблема не имеет к нам никакого отноше­ния. Даже в этом случае она не обходит нас стороной. Как можно справляться с трудностями, которые не касаются вас  непосредственно, но осложняют жизнь?

                                            -----------------------------------------------------------------------------------------------------

                                                  Практика в разрешении проблем.

Конфликтная ситуация:

Мама: Тебе пора делать уроки. Если ты не будешь  больше  заниматься, то так и не вылезешь из троек.

Дочь: У меня мало уроков, мама, и я хочу досмотреть   передачу по телевизору.

Вопросы к себе:

В чем заключается проблема?

- Проблема в том, что мама хочет, чтобы дочь сделала уроки, а потом смотрела телевизор, а дочь хочет сначала посмотреть телевизор.

С кем она связана?

-С мамой и дочерью.

Могу ли я представить, что чувст­вует другой человек? - Мама, веро­ятно, беспокоится об успеваемости  дочери и считает, что та должна больше заниматься, чтобы стать хорошей ученицей. Мама хочет, чтобы у дочери в будущем было больше возможностей: научившись добросовестно работать, человек вырабатывает привычку к труду, а это помогает достичь в жизни большего успеха. Дочь, вероятно, не заглядывает так далеко в будущее и просто хочет посмотреть несколько телепередач, прежде чем сесть за уроки.

•Что я делаю, чтобы усугубить проблему? - Ни мама, ни дочь не  задумываются о решении проблемы, которое могло бы устроить их  обеих. Можете ли вы предложить решение?

•Могу ли я помочь разрешить проблему? -  Мама может разрешить дочери немного посмотреть телевизор (например, в течение часа). Либо до начала выбранной телевизионной программы, либо после дочь должна сделать все уроки. Мама может помочь ей в выполнении домашней работы или проверить задание, когда дочь закончит. А дочь может помочь маме найти такое решение, которое устраивало бы обеих (например, согласиться смотреть по телевизору только одну программу, а не все подряд), а затем послушно следовать принятому мамой решению.

articles

Из дневника Ани  Вы когда-нибудь   были знакомы с человеком, похожим на Ирину? Некоторые люди сталкиваются в своих семьях с трудностями, которые они никак не могут исправить. Как вы думаете, что почувствовала Аня по отношению к Ирине после того, как услышала этот разговор в коридоре?

10 ноября. Я случайно услышала во время рисования разговор Николая с Ириной в коридоре. Николай, наш учи­тель, сказал Ирине, что, по его мнению, она одна из лучших учениц в его классе. Ему бы хотелось, чтобы она больше работала и не забывала об этюдах, потому что у нее есть талант, но если она не будет усидчивее, талант этот не реализуется в полной мере. Я позавидовала, когда услыша­ла это. Мне он никогда такого не говорил! Но то, что было дальше, меня потрясло. Ирина начала плакать, даже я, сидя в классе, слышала ее всхлипывания. Она сказала ему, что ей хотелось бы больше времени уде­лять рисованию, но это невозможно. Она сказала, что жи­вет с бабушкой, которая очень больна. Ирина приходит до­мой из школы и ухаживает за бабушкой, ей едва хватает времени сделать уроки, не говоря уже о рисовании. У меня сердце оборвалось, когда я услышала, как она плачет и рассказывает ему весь этот ужас. Я-то дума­ла, что Ирина обычная девчонка, как все мы. Не удиви­тельно, что она так странно ведёт себя в школе и что у нее нет друзей. Вот только я не понимаю, почему она ни­кому обо всем этом не рассказала. Может быть, мы бы лучше к ней относились, если бы знали, что у нее такая трудная жизнь. По дороге домой я снова задумалась об Ирине. У меня есть несколько хороших подруг, а у нее совсем нет дру­зей. Она вызывает у всех неприязнь. И я подумала: может быть, она сама себе неприятна. Что, если она так вообра­жает просто потому, что не знает, как поступить? Может быть, ей так грустно и одиноко, что она никого к себе не подпускает.Может быть, мне нужно что-то сделать, чтобы по­мочь Ирине. Но что я могу сделать? Она мне, правда, не нравится. Я знаю, что у многих возникают споры с роди­телями, да и у нас дома не всегда все бывает гладко, но я не знаю никого, кто бы жил только со своей бабушкой и должен был бы о ней заботиться. Может быть, в школе много таких людей, и я просто о них не знаю... Ведь в этом нет ее вины. Наверное, я могла бы помочь ей почув­ствовать себя немного лучше в школе. Кто знает, может быть, мы еще и подружимся?

articles

Для твоего дневника Для того чтобы сохранить и разви­вать в себе все самое лучшее, несмотря на возникающие трудности, требуется немалое мужество. Однако многие люди, которые в детстве и юности сталкивались с, казалось бы, непереносимыми обстоятельства­ми, смогли все же стать великими людьми. Можете ли вы вспомнить какие-то трудности, которые вам пришлось преодолеть в своей жизни, ко­торые в конце концов помогли вам стать лучше?

Совет Когда вам приходится нелегко дома, то вам может помочь близ­кий друг, старший брат или сестра. Если рядом есть такой чело­век, который поможет вам выбраться из сложных ситуа­ций, то вы сможете преодолеть любые трудности!

Запомните:  Многие люди, росшие в семьях, где было много проблем, смогли их преодолеть и стать очень хорошими (и даже великими!) людьми.Часто вы можете помочь разрешению проблем в семье тем, как вы относитесь к своим родным.

Задание

1.Как вы думаете, что бы вы почувствовали, если бы оказались на месте Ани? Сделали бы вы что-нибудь для Ирины? Если да, то что?

2.Составьте список своих советов ребя­там, которые сталкиваются с разными проблемами в своих семьях. Эти советы должны помогать ребятам сохранять и развивать все лучшее в себе, несмотря на  сложности в семье.

                      Так же, как огонь   закаляет сталь,  преодоление  трудностей помогает становлению характера.

                                               ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                                                        Как ваше здоровье?

                                                                       Анатолий Алексин

Бабушка считала моего папу неудачником. Она не заявляла об прямо. Но время от времени ставила нас в известность о том, что все папины товарищи по институту стали, как назло, главными врачами, профессорами или в крайнем случае кандидатами медицинских наук. Бабушка всегда так громко радовалась успехам папиных друзей, что после этого в квартире становилось тихо и грустно. Мы понимали, что папа был "отстающим"...

-Хотя все они когда-то приходили к тебе за советами. Ты им подсказывал на экзаменах! - воскликнула как-то бабушка.

-Они и сейчас приносят ему свои диссертации, - сказала мама, не то гордясь, не то в чем-то его упрекая. - Они получают творческие отпуска для создания научных трудов! А он и в обычный отпуск уже три года не может собраться. Каждый день эта больница! Операции, операции!.. И больше ничего. Хоть бы на недельку взял бюллетень: заболел бы, отдохнул, что ли...Вскоре мамино желание сбылось: папа заболел гриппом. Ему прописали лекарства, покой и тишину. Но телефон у нас стал звонить каждые две минуты...

-Как его здоровье?  Как он себя чувствует? – спрашивали незнакомые голоса.

Сперва меня это злило: папа не мог заснуть. И вечером я сказал маме, которая вернулась с работы:

-Звонили, наверное, раз двадцать!

-Сколько? - переспросила мама.

-Раз тридцать, - ответил я, потому что почувствовал вдруг, чтя мама как-то приятно удивлена. - Они мешают ему спать, - сказал я.

-Понимаю. Но, значит, они волнуются?

-Еще как! Некоторые чуть не плакали... от волнения... Я их успокаивал!

-Когда это было? - поинтересовалась бабушка.

-Ты как раз ушла за лекарствами. Или была на кухне... Точно не помню.

-Возможно... Звонков действительно было много, - сказала бабушка и с удивлением посмотрела на дверь комнаты, в которой лежал папа.

Она не ожидала, что будет столько звонков. Они обе не ожидали!... "Как здорово, что папа заболел! - думал я. - Пусть узнают... И поймут. Особенно мама!" Да, больше всего мне хотелось, чтоб мама узнала, как о папе волнуются совершенно посторонние люди. В эту минуту опять зазвонил телефон.

-Простите меня, пожалуйста... - услышал я в трубке тихий какой-то сдавленный женский голос. - Я с кем разговариваю? - С его сыном!

-Очень приятно... Тогда вы поймете. У меня тоже есть сын. Его должны    оперировать.    Но    я    хотела    бы    дождаться выздоровления вашего папы. Если это возможно... Попросите его пожалуйста. У меня один сын. Я очень волнуюсь. И хотела, чтобы ваш

папа сам, лично... Если это возможно. Тогда я была бы спокойна!

-Повторите, пожалуйста, это его жене, - сказал я. - То есть моей маме... Я сейчас её позову!    И позвал.

Ещё через час или минут через сорок мужской голос из трубки спросил:

-С кем я имею честь? - С его сыном!

-Отлично! Тогда вы не можете не понять. Моей супруге удалят желчный пузырь. Обещали, что удалит ваш отец. Именно поэтому я и положил ее в эту больницу. Хотя у меня были другие возможности!  Но мне обещали,  что ваш отец... И вдруг
неприятная неожиданность! Как же так? Надо поднять его на  ноги! Может     быть,     нужны     особенные    лекарства?     Какие-нибудь дефицитные! Я бы мог... Одним словом, я хотел бы его дождаться. Это не театр: здесь дублеры меня не устраивают!..

-Скажите все это его жене. Вот так, как вы говорили мне... Слово в слово! Может быть, она сумеет помочь.

Я опять позвал маму.

В последующие дни я говорил всем, кто интересовался папиным самочувствием:

-Сейчас ничего определенного сказать не могу. Вы позвоните вечером. Как раз его жена будет дома! Она вам все объяснит.

Вернувшись с работы, мама усаживалась в коридоре возле столика с телефоном и беспрерывно разговаривала с теми, кого я днем просил позвонить.Иногда я говорил бабушке:

-Может быть, ты ей поможешь?

И она "подменяла" маму у столика в коридоре. Больные, врачи, медсестры, которые звонили папе, каждый раз спрашивали:

-А какая температура?

К сожалению,  температура у папы  была невысокая. А мне, хотелось, чтобы все они продолжали волноваться о его здоровье! Однажды я сказал:

-Температура? Не знаю...  Разбил градусник. Но лоб очень горячий. И вообще мечется!..

Так я в тот день стал отвечать всем. Я говорил шепотом в  коридоре, чтобы папа не слышал. Мой шепот на всех очень действовал. Мне отвечали тоже чуть слышно:

-Все еще плохо?

-Да... Позвоните попозже, когда будет его жена!
Вечером нам принесли целых три градусника.

-Хочется, чтобы у него была нормальная температура, - сказала та самая женщина, сыну которой папа должен был что-то вырезать,
протянула мне градусник. - Он все еще мечется?

Нет, уже лучше, - сказал я. - Гораздо лучше. Не волнуйтесь  пожалуйста...

-Поставьте ему этот градусник, - попросила она. Будто  от  градусника что-то зависело.

-По-моему, есть заметное улучшение, - вновь успокоил я женщину. Она вынула платок, опустила голову и ушла...

-Неужели вы думаете, - сказал я маме и бабушке, - что если бы этот ваш виолончелист заболел гриппом, ему бы столько звонили? И купили бы столько градусников?

-Ну что ты! Разве можно сравнить? - воскликнула бабушка - тут же речь идет о человеческих жизнях!

- Да, он нужен людям, - сказал я.

- Безусловно! - воскликнула мама.

Не заболей папа вирусным гриппом, она бы ни за что так не воскликнула. То есть она произнесла бы, может быть, то же самое слово, но не так громко, не так уверенно. Во всех газетах пишут, что с вирусным гриппом надо беспощадно бороться. А я думал об этих вирусах с нежностью и даже с любовью Что поделаешь? Если они мне так помогли!

Обсудите Что думали  бабушка и мама героя рассказа о папе до его болезни и после нее? Как вы думаете, почему их  мнение о человеке, которого они так долго знали, изменилось? Объясните своими словами значение фразы:"Важно не то, что ты делаешь, а то, как ты это делаешь". Как вы думаете, на чем в большей степени основывается ваше мнение о людях — том, что они делают, или том, как они это делают?Как сын смог помочь своим маме и бабушке по-новому увидеть отца? Как вы думаете, гордился ли он своим папой?

                                             -----------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                                                       Сундук битого стекла.

Ответственность родителей и детей, по отноше­нию друг к другу меняется с возрастом, особенно к ста­рости. "Старость - второе детство", - говорил грече­ский драматург Аристофан. Этот рассказ - о той поре в жизни, когда любить человека - значит заботиться о нем. Обязанность "чтить отца и мать" не кончается, когда отец и мать стареют.

Жил-был старик, который потерял жену и жил один. Всю жизнь он трудился не покладая рук, но из-за разных несча­стий остался без гроша, и был уже так стар, что не мог работать, чтобы прокормиться. В прошлом он был портным, но теперь его руки дрожали, и он не мог вдеть нитку в иголку, а зрение его так ослабло, что он не мог сделать ровного стеж­ка. У него было три сына, но все они уже выросли, завели свои семьи и так были поглощены собственной жизнью, что у них только и хватало времени зайти пообедать с отцом раз в неделю.Постепенно старик становился все слабее, и сыновья все реже навещали его. "Они теперь совсем не хотят быть со мной, - говорил он себе, - потому что боятся, что я стану обу­зой". Он не спал ночами, беспокоясь о том, что с ним будет, пока наконец не придумал план.  На следующее утро он отправился к своему приятелю-плот­нику и попросил его сделать большой сундук. Потом он по­шел к своему приятелю-слесарю и попросил у него старый за­мок. Наконец он пошел к своему приятелю-стекольщику и по­просил у него старого битого стекла.Старик принес сундук домой, наполнил его доверху битым стеклом и поставил под кухонный стол. В следующий раз, ко­гда сыновья пришли к нему обедать, они наткнулись на него.

-Что в этом сундуке? - спросили они, заглядывая под стол.

-Ах, ничего, - ответил старик. - Кое-какие вещи, которые  я храню.

Сыновья попробовали толкнуть сундук и увидели, что он очень тяжелый. Они постучали о него ногами и услышали, что внутри что-то звенит. "Наверное, там полно золота, кото­рое он скопил за все эти годы", - зашептали они друг другу. Они обсудили это и решили, что им необходимо охранять сокровище. Они договорились по очереди жить у старика, чтобы приглядывать за сундуком, а заодно и за братцем. И вот первую неделю младший сын жил у старика, заботился о нем и стряпал для него. На следующей неделе его место занял средний сын, а через неделю его сменил старший сын. Так и шло некоторое время. Наконец старик заболел и умер. Сыновья очень пышно похо­ронили его, потому что знали, что под кухонным столом лежит целое состояние, и они могут немного потратиться на отца.Когда закончилась панихида, они стали обшаривать дом, пока не нашли ключ. Открыв сундук, они, конечно, обнаружи­ли, что он полон битого стекла.

-Что за мерзкий трюк! - крикнул старший сын. - Какая жестокость по отношению к собственным сыновьям!

-А что еще он мог сделать? - печально спросил средний сын. - Мы должны быть честными друг с другом. Если бы не этот сундук, мы бы пренебрегали им до конца его дней.

-Мне стыдно за себя, - сказал младший. - Мы заставили отца опуститься до обмана, потому что не соблюдали запо­ведь, которой нас учили в детстве.

Но старший сын опрокинул сундук, чтобы убедиться, что в нем не спрятано ничего ценного. Он высыпал на пол все куски битого стекла, и сундук опустел. Три брата заглянули в него и прочли на его дне надпись: "Чти отца своего и мать свою".

                                                ------------------------------------------------------------------------------------------------------

Обсудите Почему старик наполнил сундук битым стеклом? Что вы думаете о его поступке? Как вы считаете, мог ли он поступить как-то иначе в этих обстоятельствах?Что чувствовали средний и младший сыновья?Как вы думаете, если бы они смогли вернуться в прошлое и изменить свое отношение к отцу, как бы они себя повели?Как вы думаете, является ли это сегодня проблемой - то, как люди отно­сятся к старикам? Иногда пожилых людей помешают в специальные дома для престарелых, где о них заботятся совершенно незнакомые люди. Хо­рошо это или плохо с вашей точки зрения? Можете ли вы представить се­бя на месте старика из рассказа? Как вы хотите, чтобы ваши дети относи­лись к вам?

                                               ------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Комментарии  

 
0 #1 Андрей 21.02.2015 15:40
Спасибо за полезную и интересную статью!
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Rambler's Top100

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.  

Все права защищены © Международная Федерация Образования  2010-2014