• iВначале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей,  и будут два одной плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. / От Марка 10:6-8

 

 

Таинство брака.

Брак в православии является таинством, освящением союза мужчины и женщины для совместной жизни в соответствии с заветами христианства и для продолжения рода. Та­инство — это "священное действие, в кото­ром под видимым образом сообщается веру­ющим невидимая благодать Божия". Право­славные таинства — крещение, миропомаза­ние, причащение, покаяние, священство, брак и елеосвящение — могут совершаться только Церковью, законными духовными ли­цами. Таким образом, для христианина брак тесно связан с его или ее духовной жизнью и спасением. Это таинство восстанавливает целомудрие человека, утерянное после гре­хопадения. При вступлении в брак две жизни соеди­няются в тесное единство через совершаемое священником таинство венчания. Брак явля­ется основой семьи, которая в православии рассматривается как "домашняя церковь", и задача родителей — стать "священством" в мире. Брак свят, потому что он является  предвосхищением Царства Небесного и уже составляет маленькое царство.  Основой понимания брака является право­славное осознание триединого Бога. Три ли­ка Троицы — Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Свя­той Дух — едины, и это единство основано на любви. Состоящие в браке мужчина и жен­щина являются образом триединого Бога. Та­ким образом, брак понимается как "союз двух существ в одном, единая плоть", или "союз единой души и тела, но двух человек".

  • Когда муж и жена сочетаются браком, они уже не земной образ, но образ самого Бога./ Св. Иоанн Златоуст

В соответствии с пониманием православия супружество служит трем целям: в браке суп­руги познают взаимную любовь, поддержку и утешение; только в браке возможны отноше­ния сексуальной близости; брак также служит для продолжения рода.

Вступление в брак.

Вступление в брак происходит в церкви и совершается священником. Обычно на обря­де присутствуют семьи, друзья и родные же­ниха и невесты. Невеста по традиции одета в белое — символ чистоты и невинности. Церемония состоит из двух частей: обряда обручения и таинства венчания.

                                                          ------------------------------------------------------------

                                                                         Последование обручения.

После завершения Божественной литургии предстоят желающие войти в союз  пред Богом пред раскрытыми Святыми Вратами алтаря. Предстоят очищен­ные таинством покаяния, просвещенные и освященные приятием в себя Святых Тайн Божиих. Жених предстоит с правой стороны, перед иконой Спасителя, а невеста - с левой, перед иконой Богоматери.

И перстни их два полагаются на святом престоле (на особом блюде) с правой  стороны его. И одним только своим прикосновением к  святому престолу  освещаются сии перстни, серебряный для жениха и золотой – для невесты. И исходит священник из святаго  алтаря, облачённый в торжественные  белые одеяния, ибо велико торжество сие есть, и велика тайна Божия. Выйдя, благословляет их священник трижды каждого и даёт им возжженые, особые, праздничные свечи. Святой Симеон Солунский говорит по этому поводу : «Сочетающиеся браком держат свечи, показывая своё целомудрие, им знаменуя  присутствующую  в них благодать Божию».

И кандидат их священник крестовидно, и начинается торжественное молитвословие,  возносимое диаконом и поддерживаемое хором. Призывается в этом мо­лении молитва за обручаемых, всех чад Божиих Церкви земной и всех святых Церкви небесной, и всех сил ангельских и архангельских; и испрашивается мир  и благодать всему миру, и любовь совершенная, и единомыслие, и твердая вера.  А обручающимся ис­прашивается благо­словение непорочно­сти их жительства, брак честен и ложе нескверное. Также и священ­ник возносит ко Госпо­ду просительные мо­литвы и испрашивает для них благословение, как для Исаака и Ре­векки.

И взяв со святого престола перстни, по­дает священник мужу золотой, а жене сере­бряный. Ибо золотой    даётся  жениху как   будущему главе и начальнику дома, а серебряный невесте,  как споручительнице   согласия и любви. А затем переменяет их: взяв от жениха  золотой, подаёт  невесте, а взяв от невесты серебряный, подает жениху, - для того чтобы    женской слабости передать  мужественный дух и вместе с ним дать ей понятие о том, что она входит  в согласие  с мужем во всех  делах его.

И возглашает при этом священник жениху : "Обручается раб  Божий, ______________, рабе  Божией,_________________ , во имя Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно вовеки веков. Аминь. "

И возглашает невесте : "Обручается раба Божия, __________, рабу Божию, ________ во имя Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно вовеки веков. Аминь."

И вновь торжественно возносятся в Церкви  священником, диаконом и хором молитвословия об обрученных.  Посем   разъезжаются обрученные по своим домам чтобы в молитве и уединении  до назначенного дня венчания испросит у Господа  силы истинной любви и испытать свои чувства друг к другу.

                                                                            Последование венчания.

В  назначенный день венчающиеся так же, как и при обручении, по завершении Божественной литургии, с возжженными свечами, под торжественное пение псалмов входят в святый Божий храм за предъидущим им священником, несущим в руках кадильницу с благоухающим фимиамом. И обращается священник к молодым, и произносит поучительное слово, пове­ствуя им Тайну супружества и основы Богоугодного супружеского жития. Затем вопрошает он их о том, не было ли у них обещания кому-либо другому, и после их ответов, подтверждающих их честность и чистоту друг перед дру­гом, как и в начале наследования обручения, звучат торжественные молитвословия, возносимые священником, диаконом и поддерживаемые хором и народом, на­ходящимся в Святом Храме.

И приняв венцы, венчает первым жениха со словами: "Венчается раб Бо­жий,________        , на рабе Божией,___________  , во имя Отца и Сына и Святого Духа. "

Также венчает и невесту: "Венчается раба Божия,________         , рабу Божию,_________, во имя Отца и Сына и Святого Духа." И трижды благословляет их, глаголя: "Господи Боже наш, честию и славою венчай их."

Жених при этом уподобляет­ся царю. Венчается глава жени­ха, как главы жены и как царя всего потомства, имеющего произойти от него. Жена же венчается венцом, как соразделительница его царственной си­лы и славы. Звучат среди застывших в благоговении и страхе Божием верных чад Церкви торжест­венные и мудрые слова послания Святого апостола Павла к Ефесянам. После чего священник, яка сам Христос, обращается к молодым со словами Святого Евангелия. И вновь, как при обручении, Возносит священник от лица всей Церкви прошения о ниспос­лании Господом на молодых Бо­жественной благодати и Даров Духа Святого, как была она ни­спослана благовенчанным и рав­ноапостольным Царям Кон­стантину и Елене.  После этого приносится общая чаша, и, благословив ее, священник подает молодым, чтобы каждый из них трижды испил из нее благословленного вина от лозы виноградной. Чаша  сия служит знамением нераздельного их соединения в жизни, общего владения и пользования имуществом. И взяв молодых за руки, священник тихо и благоговейно ведет их, как началь­ник сего священного лика под торжественные песни хора. Слыша первую песнь: "Исайе ликуй...", видят молодые в своем супружестве образ соединения Божест­венного Слова с человеком. При песне второго круга: "Святые мученицы, добре страдавшим...", внимают молодые победившим все за возлюбленного Христа, принявшим неувядаемые венцы славы в небесном царствии. Кроме символа тор­жества хождение сие знаменует символ вечности, ибо молодые являют этим знамение, что будут хранить супружеский союз свой вечно, и выражают обеща­ние Богу ни по каким причинам не расторгать его.

После сего принимает священник у молодых их венцы, благословляя их тор­жественным молитвословием, подводит к Царским вратам алтаря. Молодые и их родственники и друзья поздравляют друг друга, священник благословляет их ико­нами и после этого зачитывает молодоженам поучительное слово Святого архи­епископа Иоанна Златоуста. На весь Храм и всю округу его по окончании поучительного слова разливается колокольный звон, и молодые исходят из храма под прекрасные и торжественные слова величальной песни.

                                                            -------------------------------------------------------------------

До вступления в брак как мужчина, так и женщина должны хранить целомудрие. С внешней точки зрения это означает, что че­ловек не должен вступать в отношения ин­тимной близости до брака. Однако церковь всегда признавала важность внутренней не­винности и чистоты. Брак не нарушает цело­мудрия супругов, если только их сердца оста­ются чистыми перед Богом; для женщины же девственность расцветает в материнство.

  • Вы слышали, что сказано древним: не пре­любодействуй. А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже пре­любодействовал с нею в сердце своем./От Матфея 5:27-28

Целомудрие — это соблюдение чистоты: девственности для не состоящих в супружест­ве, воздержания  для  вдовых и верности для супругов. Прелюбодеяние и супружескую из­мену Церковь считает одними из самых тяж­ких грехов, ибо они нарушают целомудрие. В Новом Завете они осуждаются более 30 раз.

  • Бегайте блуда: всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит про­тив собственного тела. Не знаете ли, что те­ла ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Посему прославляйте Бога в телах ва­ших. /  1-е Коринфянам 6:9-10, 18-20..

Супружеская любовь.

Библия полна историй глубокой и предан­ной любви. Например, Иаков так любил Ра­хиль, что готов был служить у ее отца семь лет, чтобы жениться на ней (Бытие 29); не менее красив и рассказ о Елкане, утешавшем свою жену Анну, которая отчаялась иметь де­тей: "Не лучше ли я для тебя десяти сыно­вей?" (1 Царств 1:18). В Библии Вы сможете найти хвалу любви, которая побеждает смерть, прославление верности "любви своей молодости". Если мы прочитаем рассказы о Самсоне и Далиле, о Давиде и Вирсавии, то увидим, как эгоистичная любовь может не только развращать людей, но также разру­шать семьи и целые государства. Святой апостол Павел красноречиво писал о красоте бескорыстной любви. Именно с та­кой любовью должен прийти в семью каждый из супругов.

  • Любовь долготерпит, милосердствует, лю­бовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется не­правде, но сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Лю­бовь никогда не перестает./ 1-е Коринфянам 13:4-8.

Любовь таинственна. Она может и прийти и уйти внезапно, без каких-либо объяснений. Христиане считают, что человеческая любовь столь ненадежна, потому что вследствие гре­хопадения люди стали очень эгоистичны. Су­пружеская любовь особенно уязвима: одно из измерений этой любви — стремление к сек­суальной близости (эрос) — обладает такой силой, что может стать основным компонен­том отношений, заменив собой духовную жизнь супружеской пары.

  • Любовь-эрос, которую обычно связывают с половым влечением человека, по сути своей эго­центрична, стремится к достижению блага для самого себя. В противоположность этому любовь-агапэ абсолютно бескорыстна, стремится только к благу других, воплощая в себе суть Божествен­ной любви к людям. Другими словами, любовь-эрос — это лю­бовь-страсть, когда я ХОЧУ... Хочу тебя, чтобы стать счастливым. Я хочу быть счаст­ливым, хочу ПОЛУЧИТЬ ~ и это основное. А любовь-агапэ — это в большей степени хочу ДАТЬ — дать любимому то, что ему нужно, что сделает его счастливым.

Любовь Бога, предвечного родителя всего  человечества, неувядаема и неизменна. В су­пружестве Господь доверяет нам своих сына или дочь. Как любой родитель, Он заботится о благополучии и счастье своих детей. Если мы можем любить своих супругов такой же любовью, какой их любит Бог, эта любовь никогда не умрет, а будет становиться только сильнее и глубже.Так что только любовь, привитая к любви Бога, может принять на се­бя ответственность за супружество. Так "ага-пэ" способна изменять "эрос". Человеческая любовь поднимается до уровня любви Боже­ственной.

  • Любовь Бога и любовь человека есть не две любви, но две стороны одной объединяющей Любви./ Св. Максим Исповедник.

Целью супружества является, чтобы "двое стали одним". Это очень трудно. Необходи­мо, чтобы каждый отдал свое "Я", становясь  при этом частью нового единства, нового, более сложного организма. Для счастья оба супруга должны быть счастливыми; если один из них несчастлив, то несчастливы оба. Ни одно решение не может быть принято в одиночку. Что бы Вы ни делали, Ваш супруг имеет к этому отношение; все радости и не­взгоды становятся общими. Так в супружест­ве двое действительно становятся одним. Во время таинства венчания венцы напоминают вступающим в брак о мученичестве любви, о том трудном, но неизбежном пути превраще­ния в одно целое, награда за который — со­вершенное единство любви.

  • Возлюбленные! Если так возлюбил Господь, то и мы должны любить друг друга. Бога ни­ кто никогда не видел; если мы любим друг дру­га, то и Бог в нас пребывает, и любовь Его со­вершенна есть в нас./ 1-е Иоанна 4-12.

Сложность заключается в том, что понятия "любить" и "нравиться" — это не одно и то же. Супругам все­гда друг в друге не нравятся отдель­ные черты и качества. Это могут быть вспыльчивость или излишняя мягкость, болтливость или замкну­тость, какие-то привычки и вкусы, унаследованные от родителей. Что делать с чертами, которые в люби­мом человеке не нравятся? В других социальных группах можно просто избегать людей, у которых есть не­приятные черты. Однако в семье бе­жать некуда. Поэтому необходимо идти на определенные компромис­сы, быть терпимыми к недостаткам своих близких, понимая, что никто из нас не является совершенством. Христиане считают, что через та­инство брака Божье благословение и милосердие помогают супругам преодолевать эти трудности. Божья любовь помогает супругам любить друг друга, помогает каждому ме­няться и расти. Без этой любви, по­глощающей и прощающей все оби­ды, супружество никогда не будет счастливым. Таким образом, в браке мы пре­одолеваем свой эгоизм, идем по пути самоот­речения и духовного роста. Супружество — это ответственность, на которую нельзя смот­реть с легкостью.

Родительская любовь.

В христианской семье вера должна стать образом жизни с тем, чтобы сама атмосфера семьи была проникнута духом христианства.

  • Жены, повинуйтесь мужьям своим, как при­лично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы. Дети, будьте послуш­ны родителям вашим во всем, ибо это благо-угодно Господу./  Колоссянам 3:18-21.

Любовь высоко ценится в право­славной семье. Семья основана на любви мужа и жены друг к другу и на любви между родителями и деть­ми. Таким образом, будучи сообще­ством людей, объединенных воеди­но, но в то же время отдельных, свободных личностей, семья как бы воплощает образ триединого Бога.  В той же мере, в какой созида­тельна Божья любовь, человеческая любовь также стремится создать предмет, в котором она может из­литься. С рождением детей супру­жеская любовь растет и переходит в любовь родительскую. Дети для христиан — это дар Божий. Если вначале супружество требует по-жертиовать собой ради рождения чего-то большего, чем отдельная личность, — супружеского союза, то с появлением детей родители еще больше отдают себя, становясь семьей. При этом каждый член се­мьи обретает свою собственную личность, которая становится глуб­же и богаче, чем прежде. Это один из парадоксов духовной жизни: са­мосовершенствование приходит только через самоотречение.

  • Ибо, кто хочет душу свою сбе­речь, тот потеряет ее; а кто поте­ряет душу свою ради Меня, тот сбе­режет ее./От Луки 9:24.

Образцом родительской любви является любовь Бога, абсолютно самоотверженная и жертвенная. Как Иисус жил и умер за людей, так и хорошие родители должны быть готовы жить и умереть за своих детей. В то же время родителям не следует считать, что их любовь — это подарок, за который они могут ожи­дать благодарности; родительская любовь не должна требовать чего-то взамен. Любовь ма­тери к ребенку наполняет ее собственную жизнь и обогащает ее. Любовь дается только ради самой любви. Также родительская любовь должна при­ветствовать стремление растущих детей к не­зависимости. Ребенок принадлежит не роди­телям, а Богу, поэтому его свободу и ответственность следует уважать. Если мы посмот­рим на иконы Богоматери, где младенец Ии­сус изображается сидящим у нее на коленях, то увидим, что ее руки окружают, но не сжи­мают его. Настоящая родительская любовь не знает чувства собственности и не подавляет: она свободна.

  • Сия есть заповедь Моя: да любите друг дру­га, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу за друзей своих./ От Иоанна 15:12-13.

Таким образом, став супругом и родите­лем, христианин может более глубоко вос­принимать любовь Бога, становиться ближе к Нему. Не случайно отношение Бога к людям часто описывается в Библии с помощью ме­тафор, связанных с браком и семьей.

Развод.

Брак в христианстве рассматривается как завет, вечное и неизменное отношение вза­имной верности. Данные во время венчания обеты должны храниться супругами в течение всей их жизни. Конечно, христиане понима­ют, что не бывает идеальных отношений, од­нако они предполагают, что если кто-то из супругов совершит ошибку, то за этим после­дуют раскаяние, прощение и примирение. Образцом таких отношений являются опи­санные в Ветхом Завете отношения Бога и Израиля. Хотя народ Израиля часто терял верность Богу, Господь всегда был готов про­стить. Поэтому в христианской теологии всегда существовало понятие о том, что развод недопустим.

  • Сказано также, что если кто разведется с женой своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разведется с женою своею, кро­ме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разве­денной, тот прелюбодействует. /От Матфея 5:31-32.

К сожалению, не все браки бывают счаст­ливыми. Однако развод — это всегда траге­дия, не только для супругов, но и для их де­тей. При разводе нарушаются обещания, принесенные не просто перед людьми, но пе­ред Богом. Одной из основных причин разво­дов является супружеская измена. Только лю­бовь делает супружество истинным. Измена же разрушает мистическую сущность брака.  Разрешая развод, православная церковь показывает уважение к человеку и к таинству любви. Невозможность разорвать брачные узы не поможет восстановить ушедшую лю­бовь. Запрещение развода, может быть, слу­жит общественному благу, но только за счет счастья и благополучия личности.  Однако развод ни в коей мере не поощря­ется, потому что церковь желает предотвра­тить легкие разводы и побудить супружеские пары к труду, чтобы наладить супружество и преодолеть проблемы. Именно поэтому, раз­решая развод, православие тем не менее про­поведует единственно правильный взгляд на брак, как на единобрачие.

Вопросы для обсуждения

Православные обряд обручения и таинство, венчания гораздо более разработаны, чем обряды вступления в брак других религиозных традиций, которые мы рассмотрели 8 этой книге. Как Вы думаете, что это говорит о значимости брака в православии?

Когда христианин становится родителем, как Вы думаете, как это может помочь ему создать более глубокие отношения с Богом?

Что это означает в реальной жизни, когда "двое должны стать одной плотью"?

Как Вы думаете, каково различие между понятиями "нравиться" и "любить"? Что это означает — любить человека, который тебе не нравится?

Посмотрите на икону Богоматери и младенца Иисуса. Что Вы можете сказать об их отношениях на основе этого образа?

Как Вы думаете, какова разница между религиозным и гражданским браком?

                                                            ---------------------------------------------------------


 

 



 

 

Комментарии  

 
0 #1 aloxa 23.03.2018 23:50
Здравствуйте, девушки!
Хочу поделиться своей историей! Я вышла замуж очень рано, но по любви. В браке я была очень счастлива, я боготворила своего мужа, пылинки с него сдувала. Но он, не оценив своего счастья, уже через 4 года ушел от меня к другой, как оказалось позже, к своей первой любви?. Последующие 5 месяцев прошли как в бреду. Я забила на себя и на роботу, но в один прекрасный день я взяла себя в руки и решила всё изменить. Я обратилась к магу, вы конечно можете меня осудить, но уже поздно. И как это не странно но всё изменилось к лучшему. Уже через 20 дней ко мне вернулся муж, и не просто вернулся, а можно сказать, приполз ко мне на коленях, умоляя его простить. Он был у моих ног. Спасибо за это
Если вам нужна помощь обратитесь к ней не пожалеете.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Rambler's Top100

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.  

Все права защищены © Международная Федерация Образования  2010-2014