iCAAA6LAQ  Все мы, наверное, отдаем себе отчет в том, О что за последние несколько лет с нами произошло немало изменений. Прежде всего все изменилось в нас самих — начиная с внешности.

 Появились новые желания, но­вые интересы. Те люди, которые раньше нра­вились, казались интересными, теперь вызы­вают раздражение. В чем дело? Ответ напра­шивается сам собой — мы взрослеем, посте­пенно из детей превращаемся во взрослых. А, значит, наше мировосприятие, отношение к миру и людям меняется. Это естественный процесс, нет в мире такого человека, которо­му бы удалось избежать поры взросления. Поэтому прежде всего необходимо это понять и, осознав, найти наиболее мудрые и безбо­лезненные, не причиняющие боли ни себе, ни другим, жизненные пути.

Что же такое это время, когда взрослый постепенно вытесняет в нас ребенка?

Наверное, главное, что отличает ребенка от взрослого, — это его зависимость от окру­жающих, невозможность принимать само­стоятельные решения. В начале жизни эта за­висимость от воли взрослых бывает полной, потом шаг за шагом происходит постепенное "отвоевание" свободы. Не правда ли, каждый из нас прежде всего стремится к самостоя­тельности, праву свободно распоряжаться своей жизнью? Именно это больше всего нас привлекает во взрослых — возможность самостоятельно определять свою жизнь, принимать всевоз­можные решения — начиная от финансовых затрат и кончая выбором увлечений, друзей и рода деятельности. Взрослым никто не дикту­ет того, как им следует жить, скорее, напротив, теперь уже от них зависят другие люди — подчиненные на работе, собственные дети. Казалось бы, этот переход из ребенка во взрослого происходит постепенно, в нем нет волшебных мгновенных превращений. Но по­чему же тогда он часто оказывается таким бо­лезненным? Почему у нас так часто возникают проблемы — в отношениях с друзьями, с родителями, учителями? Почему мы уже ощу­щаем себя взрослыми, самостоятельными людьми, а к нам по-прежнему относятся как к детям? Почему эти взрослые постоянно се­туют на переходный возраст, на "трудных подростков"? Неужели мы и на самом деле такие трудные? А если так, то в чем эта "трудность" заключается? У каждого крутится в голове множество подобных вопросов, и это очень важно — по­пытаться найти на них ответы. Ведь, навер­ное, тогда и многие проблемы покажутся не такими страшными?

Итак, давайте попробуем понять, что с на­ми происходит. И начнем мы наш разговор с самого простого — с биологии, с тех измене­ний, которые происходит внутри каждого из нас. В целом следует отметить, что, несмотря на происходящую в этом возрасте коренную перестройку организма, было бы упрощением   думать, что половое созревание — это только лишь биологическое явление, так как оно предполагает также широкое и глубокое ду­ховное и социальное созревание. За несколько лет происходит не только физическое, но и умственное, нравственное, социальное взросление, всюду появляются ростки взрослости — перестраивается орга­низм, меняется самосознание, отношения со взрослыми и сверстниками, происходят сдви­ги в интересах, обогащается познавательная и учебная деятельность. В это время все нахо­дится в движении: одни черты постепенно исчезают, появляются другие. Это может происходить в сравнительно короткий срок, часто бывает неожиданным и сообщает про­цессу развития скачкообразный, бурный ха­рактер. Происходящие изменения нередко сопровождаются появлением личных, субъек­тивных проблем, которые порой проявляют себя в различных формах протеста, сопротив­ления, особенно по отношению ко взрослым (упрямство, грубость, негативизм, стропти­вость, замкнутость, скрытность).

Итак, каковы основные черты становле­ния личности растущего человека, его вхож­дения в мир взрослых? Итак, мы претендуем на новые права. И претензии эти обнаруживают себя прежде всего в наших отношениях со взрослыми. К чему мы прежде всего стремимся? — К тому, чтобы взрослые относились к нам как к рав­ным. С какой стати кто-то должен диктовать, с кем нам дружить, когда возвращаться до­мой, и вообще надоедать чрезмерной опекой? Мы ждем доверия, уважения человеческо­го достоинства, предоставления самостоя­тельности, не так ли? И когда не находим их, то наши неосуществленные стремления про­являют себя в форме протестов. Вот только порой ни мы, ни взрослые не осознаем того, что эти протесты — не цель, а только средст­во, при помощи которого мы (порой неосоз­нанно) пытаемся изменить прежний тип отно­шений и создать новый. (Кстати, попробуй­те-ка вспомнить, не было ли в Вашей жизни случая, когда такого рода протесты заходили слишком далеко и уже становились самоце­лью? — И протестовать вроде бы незачем, но остановиться гордость не позволяет...) Наверное, каждый из нас в той или иной степени испытывает подобные проблемы. Нам хочется большей свободы, больших прав. А готовы ли мы к восприятию больших обязанностей? Ведь именно в этом состоит существенная часть взрослой жизни — прав, конечно, становится больше, но и обязанно­сти растут, так что в результате остается не­ясным, можно ли вообще говорить о большей свободе взрослых — скорее уж чем старше, тем ее становится меньше. И в этом также за­ключается процесс взросления — постепенное осознание своей ответственности, своих обязанностей перед всеми окружающими нас людьми.

 Подросток глазами физиолога.

С физиологической точки зрения подростковый период характеризуется ин­тенсивным ростом, повышенным обменом веществ, резким усилением деятельности желез внутренней секреции. Это период полового созревания. Существенные изме­нения происходят в сфере как физиологи­ческой, так и психологической, и они не обязательно протекают одновременно. Темп перестроек в разных областях не­одинаков. Это касается расхождений в становлении и различных психологических качеств (скажем, развитие воли может отставать от развития интеллекта), и отдельных телесных свойств (рост и масса не "накапливаются" одновременно), и определенных черт, отмечающих соб­ственно половое развитие. Часто быва­ет, что в силу индивидуальных особенно­стей развитии социальная и психологиче­ская зрелость не поспевают за зрелостью физической, и это порождает определен­ную дисгармонию, особенно в отношениях с другими людьми. Никогда человек не рас­тет так быстро, как в подростковом возрасте (если не считать первых двух лет жизни). Длина тела увеличивается на 5-8 см в год. Девочки растут наиболее активно в 11-12 лет, усиленный рост мальчиков отмечается в 13-14 лет. (Так что, отстав поначалу от девочек, мальчики после 15лет обгоняют их в росте.)

Перестраивается опорно-двигательный аппарат, усиленно развиваются грудная клетка и дыхательные мышцы. Растут легкие, увеличивается их объем и поверхность, повышается жизненная емкость. Очень интенсивно в это время рас­тет сердце, объем его ежегодно увеличивается приблизительно на четверть. Меняется состояние нервной системы: наблюдается усиление подкорковой ак­тивности, вследствие чего в поведении отмечается повышенная нервозность, не­сдержанность, неустойчивость эмоциональных реакций. Происходит дальнейшее развитие мозга, его высших отделов — лобных областей коры. Это расширяет возможности подростка: растет осмысленность восприятия, становится легче организовать произвольность внимания. Но, наверное, самые большие изменения происходят в сфере гормональной ре­гуляции. Исключительную перестройку претерпевают железы внутренней секре­ции. Под влиянием гормонов — физиологически активных веществ, вырабатываемых железами внутренней секреции, — происходит бурное физическое развитие орга­низма, под их же влиянием идет половое созревание, окончательно формируются органы, присущие одному или другому полу, а также вторичные половые признаки. Со столь быстрым развитием и изменением всех систем органов связано и реакция нервной системы. Подростки становятся более эмоциональными, больше утомляются, что может проявляться как в сонливости, дремоте, так и, напро­тив, в сильном возбуждении. С этим связана часто неадекватная (или преувели­ченно-эмоциональная, или, наоборот, бесстрастно-равнодушная) реакция на то или иное событие, что создает проблемы в общении, особенно со взрослыми.

 Взгляд психолога.

Психологи полагают: то особое и первостепенно-Важное, что впервые возникает в личности подростка, — эта ощущение собственной взрослости и стремление быть и считаться взрослым. (Не правда ли, мы уже считаем себя не маленькими, не детьми, мы хотим, чтобы окружающие видели и признавали нашу взрослость?) Эту особенность психологи называют чувством взрослости и выделяют ряд причин, вследствие которых эта черта развивается.

Первая из таких причин — половое созревание. Эти очень ощутимые измене­ния делают подростка более взрослым и объективно, и в представлении окру­жающих, и в собственных глазах. Другой возможный источник — растущая самостоятельность, меньшая зави­симость от опеки родителей.

Далее, представление о собственной взрослости может возникнуть в ре­зультате того, что подрос­ток начинает сравнивать се­бя с человеком, которого счи­тает взрослым, и находит между ним и собой немалое сходство. Основания для сравнения могут быть разно­образными, но при этом под­росток выбирает то, в чем он чувствует себя наиболее уве­ренно: знания в какой-то об­ласти, спортивные успехи, смелость, выносливость... В связи с этим у некоторых подростков заметна такая черта: стремление испытать знания и умения взрослого, найти у него "слабинку" и тем самым установить "наглядное превосходство" над взрослым: "Я умею чи­тать по-английски, а он двух слов не поймет", "Я могу приемник собрать, а он и пробку ввернуть не сможет". (Давайте признаемся хоть самим себе, наверное такое сличалось с каждым из нас, и не однажды, не так ли?) Способствует формированию чувства взрослости и общение со старшими друзьями, при этом в ходе такого общения у подростка складывается представ­ление о собственных правах: он претендует на такую же самостоятельность и на разные "свободы", которые уже есть у его товарищей.

Чувство взрослости — это стержневая особенность личности подростка. Она выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к людям и ми­ру, определяет направление и содержание его поведения в кругу близких людей, других старших, сверстников, накладывает неизгладимый отпечаток на весь его внутренний мир, на все стремления, переживания, поступки.  Переход в группу взрослых предполагает изменение прав, обязанностей, при­вилегий бывшего ребенка, определяет его переориентацию с одних норм и ценно­стей на другие — с детских на взрослые.

Непременный романтизм.

К чему еще мы стремимся помимо свобо­ды и независимости от взрослых?  Наверное, нет такого че­ловека, кто бы не задумы­вался о своем будущем. Ка­ким оно будет? Что готовит нам жизнь? У нас могут быть очень разные пред­ставления о своей будущей жизни, и, наверное, только в одном они совпадают: всем нам хочется испытать чего-то значительного, грандиозного. Уж если лю­бовь, то непременно всепо­глощающая страсть, если мы ставим перед собой цель заработать денег, так чтобы хватило не просто на жалкое прозябание, а на настоящую "красивую жизнь". Может быть, внеш­не мы и не признаемся в таких абсолютных ("все или ничего") устремле­ниях и вроде бы по-взрослому отдаем себе отчет в том, что даже самые высокие мечты нередко вдребезги разбиваются о реальности жизни, но где-то в глубине души мы все рав­но надеемся, что наши мечты осуществятся, и уж во всяком случае наша жизнь никогда не будет серой и заурядной.  Такой романтизм — непременная черта юности, и вроде бы уж она-то не может стать причиной каких бы то ни было конфликтов. Но давайте задумаемся, не бывает ли так, что такой романтизм приводит к определенной оторванности от жизни, нереальности сужде­ний, игнорированию реальных фактов? И не это ли порой становится причиной наших разногласий, особенно в отношениях со взрослыми?

Максимализм и скепсис.

Еще одна черта, неизменно присущая юности, — категоричность и прямолиней­ность любых оценок. Причем часто эта кате­горичность сочетается с демонстративным неприятием истин, в которых не сомневают­ся взрослые. Вот что говорит об этом социо­лог И. Кон: "В отличие от ребенка, принимающего данные ему правила поведения на веру, юноша на­чинает осознавать их относительность. Про­стая ссылка на авторитеты его уже не удов­летворяет. Более того, разрушение авторите­тов становится психологической потребно­стью, предпосылкой собственного морального и интеллектуального поиска. Пока собственная система ценностей у него не сложилась, юноша легко поддается моральному релятивизму: если все относительно, значит, все дозволено, все, что можно понять, можно оправдать... Один и тот же юноша может одновременно или попе­ременно выглядеть то суровым и безжалост­ным моралистом, то равнодушным циником, отрицающим всякую нравственность. Макси­мализм "вдруг"  сменяется скепсисом...'"

Наверное, все мы замечали в себе это стремление не просто анализировать все, что происходит вокруг, но — судить, и часто — безжалостно осуждать. И в еще большей сте­пени эта особенность, присущая во все века юным людям, проявляется сегодня, накладываясь на особенности переживаемых нашим обществом коренных изменений. Не правда ли, часто мы с легкостью критикуем людей, которые привели наше государство к такому состоянию кризиса? Вот только уверены ли мы при этом, что мы сами сможем сделать что-то лучше, чем предыдущие поколения?

Новый столь общения.

Конечно, общение с товарищами-сверст­никами всегда было для нас немаловажно. Но, согласитесь, за последние несколько лет сам стиль общения с друзьями существенно изменился, и эти отношения приобрели для нас совершенно особую значимость. Навер­ное, главное, что нам в них дорого и чего нам определенно не хватает в общении с родите­лями или учителями, — это принципиальное равенство. (Понятно, что и в любой компа­нии сверстников тоже есть своя иерархия: кто-то верховодит, кто-то следует за лидером.  Но ведь лидерство при этом никогда не опре­деляется только возрастом — чем старше, тем могущественнее!)

Почему мы так стремимся к этим друже­ским связям? Почему нам уже недостаточно довольствоваться прежними довольно по­верхностными приятельскими отношениями? Причина все в том же — мы взрослеем, все больше начинаем ощущать себя не просто людьми, но — личностями. Одиночество ста­новится просто невыносимым. Нам необхо­димо поделиться с кем-то своим новым ми­ровосприятием, новыми и такими важными для нас чувствами, переживаниями, и при этом очень важно быть уверен­ным, что тебя воспримут серьезно, а не будут снисходительно посмеи­ваться, как это порой случается при общении со взрослыми. Ценности, которые выступают на первый план в этих новых, более глубоких дружеских связях, — это уважение личности и человеческого достоинства, равенство, верность, честность, готовность помочь.  Наверное, каждый из нас мечтает о том, чтобы найти настоящего дру­га и быть для него тоже единствен­ным другом. Но и из такого, каза­лось бы, замечательного желания порой вырастают довольно неприят­ные эмоции — чувство обиды, рев­ности и зависти, когда наш друг на­чинает испытывать теплые чувства к кому-то помимо нас. С одной сто­роны, мы очень дорожим дружбой,  но вместе с тем бываем чрезмерно требова­тельны и обидчивы. Все мы в какой-то мере подвержены этим чувствам, и в них самих, собственно, нет ничего плохого, важно ско­рее то, как мы с ними справляемся, как их преодолеваем.

Возраст любви?

В наших меняющихся отношениях с людь­ми и окружающим миром есть еще одна грань, которую, конечно, нельзя обойти вни­манием. Казалось бы, совсем недавно мы об­щались, дружили "по отдельности" — или в сугубо мужской или в девчоночьей компании. Сейчас же наш круг общения явно изменил­ся. То и дело, возвращаясь из школы, можно заметить не спеша бредущую или сидящую на скамейке парочку. О них часто говорят, что они дружат, но дружба эта особая, в ее осно­ве новое чувство — влюбленность. Возникновение чувства влюбленности свя­зано с явлением, которое называют половым созреванием. — готовностью стать матерью, отцом. Это — явление природное, не завися­щее от наших желаний. Оно наступает с воз­растом, его невозможно ни ускорить, ни за­медлить. К тому же оно сугубо индивидуальное: для одних наступает раньше, для других — позднее. И хотя ученые указывают на не­которую "норму" полового созревания, ни­кто не может считать собственной заслугой его более раннее наступление, равно как ни­кто не должен себя упрекать за его запазды­вание; все зависит только от особенностей физического развития организма. Однако чувство любви — не просто результат физио­логических изменений нашего организма, это проявление в первую очередь духовности че­ловека, форма человеческих отношений. Любовь уже давно стала предметом изо­бражения в художественной литературе. Та­кие образы, как трагическая любовь Ромео и Джульетты, страдания юного Вертера, роман­тическая любовь Татьяны Лариной помогают нам понимать бесконечную неисчерпаемость и разнообразие любви.

Тем не менее каждого из нас по-прежне­му волнует вопрос: "Что такое любовь? Как любить?" Не найдя ответа, мы часто страда­ем, предполагая, что не способны или не умеем любить по-настоящему. Но если пой­мем, что каждый из нас как человек — это целый мир, что мы неповторимы, то нам будет легче избежать страданий. И если нас лю­бят не так, как мы хотели бы — тоже понят­но: любящий нас иной, и его любовь иная, чем наша собственная.Главное же понять одно — это вполне ес­тественно, что нас стали волновать вопросы любви, и это очень важно — думать, мечтать, искать ответы. Но не менее важно и другое — не пытаться как можно скорее окунуться в любовь из боязни не успеть, желания самоут­вердиться, прослыть в глазах друзей взрос­лым, бывалым человеком. Любовь — это слишком серьезно, чтобы относиться к ней просто как к одному из свидетельств нашей "взрослости". Если только мы сумеем не бро­саться, закрыв глаза, в первое легкое чувство влюбленности, а посвятить ближайшие не­сколько лет своему духовному, нравственно­му взрослению, то тогда в будущем к нам не­пременно придет гораздо более глубокое, ис­тинное чувство. Наше сердце, не растрачен­ное на прежние "любовные опыты", свобод­но раскроется ему навстречу, чтобы взрастить свою любовь, и тогда наши самые романти­ческие мечтания станут реальностью.

Для вашего дневника.

Вообразите себя популярной кинозвездой. Вам 25 лет, и у Вас тысячи поклонников, особенно среди подростков. Бас попросили написать статью в газету, адресованную подросткам и их проблемам. Ваши снова будут иметь огромное воздействие на молодежь. Бы помните, как Вам было сложно в этом возрасте, и теперь хотите использовать предоставленную Вам возможность, чтобы помочь читателям газеты. Попробуйте написать эту статью.

                                                                    -----------------------------------------------------------------------------------

                                                         

                                                    Синий перекресток

                                               Ищи меня сегодня среди морских дорог,

                                               За островами, за большой водою,

                                               За синим перекрестком двенадцати ветров,

                                               За самой ненаглядною зарею.

                                               Здесь горы не снимают снегов - седых одежд,

                                               А ветер лишь неверности порука.

                                               Я здесь построил остров - страну сплошных надежд

                                               С проливами Свиданье и Разлука.

                                               Не присылай мне писем - сама себя пришли,

                                               Не спрашивая тонкого совета.

                                               На нежных побережьях кочующей земли

                                               Который год все ждут тебя рассветы.

                                               Пока качает полночь усталый материк,

                                               Я солнце собираю на дорогах.

                                               Потом его увозят на флагах корабли,

                                               Сгрузив туман у моего порога.

                                               Туман плывет над морем, в душе моей туман,

                                               Все кажется так просто и не просто.

                                               Держись, моя столица, зеленый океан,

                                               Двенадцать ветров, синий перекресток.

                                                                                        Ю. Визбор

                                                                          -------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 


 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Rambler's Top100

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.  

Все права защищены © Международная Федерация Образования  2010-2014