Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

iCAQKLURXМы не часто задумываемся о том, что наша повседневная жизнь протекает в об­ществе других людей — сверстников и взрос­лых, близких нам и незнакомых, приятных и неприятных для нас.

 Семья, школьный класс, клуб, двор, улица и другие места, где мы про­водим свое время, — это в первую очередь люди, с которыми мы общаемся, с которыми устанавливаем те или иные отношения. Ина­че говоря, мы постоянно находимся в группе людей, являемся постоянными или времен­ными членами многих групп. Правда, иногда мы уединяемся, стремимся провести некото­рое время в одиночестве, но это скорее ис­ключение из правила — мы просто не можем жить без других людей.  Итак, нам предстоит рассмотреть явление, которое называется группа. Человека всегда интересовала как сама группа, так и жизнь в ней. Но только в двадцатом веке, особенно за последние десятилетия, группа стала объек­том научного изучения. Ученые сформулиро­вали множество вопросов, на которые необходимо ответить. Вот некоторые из них:

  • Какие бывают группы и чем они отли­чаются друг от друга?
  • Как группы образуются, что удерживает людей в группе?
  • Как в рамках группы происходит обще­ние людей?
  • Как группа изменяет поведение своих членов?
  • Как различные группы взаимодейству­ют между собой?

Оговоримся сразу, что речь идет о так на­зываемых малых группах, т.е. таких группах, члены которых могут постоянно встречаться, общаться, взаимодействовать. Нижний пре­дел числа людей, образующих малую группу, определен достаточно четко: два человека — партнеры в шахматной игре, влюбленные в друг друга парень и девушка и т.п. Верхний предел во многом зависит от конкретных об­стоятельств. Ясно, что семья, школьный класс, футбольная команда или работники  одного завода представляют собой малую группу. Жители стотысячного города уже вряд ли образуют такую группу, хотя стоты­сячный митинг происходит по законам малой группы. И уже совершенно иначе функцио­нируют большие группы, которые образуются по довольно отвлеченному общему признаку, например, горожане, пенсионеры, молодежь, женщины, граждане одного государства, лю­ди, исповедующие одну религию, относящие­ся к одной нации, одной расе и т.п. Итак, каждый из нас принадлежит сразу к нескольким малым группам. Что это нам дает?

Первое — в группе мы общаемся, т.е. об­мениваемся информацией, мыслями, идеями, мы духовно обогащаемся, испытываем чувст­ва симпатии, дружбы и т.п.

Второе — в группе мы выражаем себя, группа нас оценивает, подбадривает, мы мо­жем проявить свои способности, показать, чего достигли.

Третье — группа защищает нас от внешне­го давления, в ней мы испытываем чувство безопасности.

Четвертое — в группе нам намного легче поступать определенным образом, если дру­гие поступают так же или хотя бы согласны с нашим поведением.

Это — положительные стороны пребыва­ния в группе. Однако есть и отрицательные стороны.   Более сорока лет назад американские уче­ные экспериментально показали, что человек в группе поступает иначе, чем вне ее. Это яв­ление получило название "давление группы". В ходе эксперимента исследователь заранее   договаривается со всеми членами группы (или только с некоторыми наиболее автори­тетными), что они будут высказывать заведо­мо ложные утверждения. Лицу, поведение которого изучается, это неизвестно. Напри­мер, демонстрируется освещенный экран, и экспериментатор спрашивает: "На экране появилась черная точка. Где она?" Члены группы начинают отвечать: "Она в верхнем правом углу. Сейчас она движется к центру. Движется вниз..." Хотя это — заведомая ложь, испытуемый перестает "верить своим глазам", а некоторые даже "видят" несущест­вующую точку. Подобных экспериментов бы­ло проведено множество, и только немногие оказались способны отстоять свое мнение. Такие люди называются невнушаемыми, их примерно 25 - 30 процентов.  Впрочем, большинству из нас для осозна­ния этого явления не нужны никакие экспе­рименты. Вы, наверное, не раз замечали, что в группе многие преображаются: стремятся любым способом обратить на себя внимание, иногда даже наговаривают на себя, хвалятся   мнимыми "подвигами" и т.п. В группе мо­жет возникнуть идея совершить асоциаль­ный поступок и даже преступление, хотя никто из членов группы поодиночке не склонен к этому.

Имеются и другие отрицательные сто­роны влияния группы на личность. Так, наше мнение о себе, наше самоуважение во многом зависят от того, как нас оцени­вают другие члены группы. На этом осно­вано явление армейской жизни, называе­мое "дедовщиной". Другой отрицательный  момент заключается в том, что каждый член группы опирается в основном на ту инфор­мацию, которая известна группе, вне зависи­мости от ее истинности. А ведь иногда группа принимает даже заведомо ложную информа­цию. На этом основано распространение слу­хов; этот феномен также порой способствует развитию общественного мнения группы, про­тивоположного социальным нормам и т.п. На­конец, в группе, особенно в достаточно боль­шой, может происходить снижение личной ответственности человека — каждый надеет­ся, что кто-нибудь другой возьмется за нуж­ное для всех дело, проявит инициативу и т.п. Поэтому истинной ценностью обладает только та группа, которая сплотилась для вы­полнения социально значимой цели, осуще­ствляет значимую для других деятельность. Социально значимая цель — это важнейший признак истинно ценной группы: если группа объединилась во имя асоциальной деятельно­сти (например, группа преступников), то ее сплоченность становится отрицательным фактором как для каждого члена, так и для других лиц, которым эта группа наносит вред.

"Своя" группа.

И еще один момент: на нас влияет только та группа, которую мы ценим, признаем "своей", члены которой для нас небезразлич­ны, дороги, авторитетны. Таких лиц обычно - называют "значимые другие". Когда "значи­мые другие" нам помогают или, наоборот, не оказывают ожидаемой помощи, когда они одобряют или осуждают наше поведение, это существенно влияет на нас, побуждает нас уважать самих себя или страдать из-за своих недостатков. Именно поэтому взрослые — родители, учителя — обычно хотят, чтобы ре­бята дружили с теми, кто может быть приме­ром, стремятся изолировать своих детей или учеников от "дурного влияния". Однако они не всегда понимают, что "значимые другие" не подбираются по указанию, что их выбор в первую очередь зависит от личности челове­ка. В общем, иногда получается "заколдован­ный круг": каждый из нас выбирает себе в друзья тех, кто воспринимает нас такими, как мы есть, и таким образом наш круг общения способствует нашему самоутверждению. Но если это самоутверждение идет по ложному пути, трудно из него выбраться — ведь "зна­чимые другие" здесь не помощники. Это - сложнейшая проблема становления личности. Итак, давайте помнить об этом, когда мы будем обсуждать различные проблемы обще­ния — с родителями, друзьями, одноклассни­ками. Ведь общение, жизнь в группе играют важнейшую роль в нашей жизни и оказывают  решающее влияние на формирование каждо­го из нас. Наверное, всем нам небезразлично, какими мы станем и как будут развиваться наши отношения с людьми, в том числе, са­мыми близкими.

Вопросы для размышления

Важно ли для человека иметь устоявшиеся убеждения до того, как он примк­нет к какой-нибудь группе?

Может ли группа, коллектив отрицательно влиять на человека, который еще не решил для себя, какие действия правильны, а какие — нет?

Какое положительное влияние может оказывать группа на индивидуума?

Знаете ли Вы случай, когда человек, не уверенный в своей нравственной пози­ции и убеждениях, принимал неправильное решение под давлением коллектива?

Для вашего дневника

Представьте, что Вам нужно создать группу по своему усмотрению. Вы ее руководи­тель и организатор. Какую группу Вы создадите? Чем будут заниматься ее члены? Как эта группа будет влиять на окружающих людей, которые не принадлежат к Вашей группе?

                                                                --------------------------------------------------------------------------------------



 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Rambler's Top100

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.  

Все права защищены © Международная Федерация Образования  2010-2014