Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

iCAE7GMU3  Все взаимоотношения между людьми можно подразделить на два основных типа: вертикальные и горизонтальные. И внутри этого подразделения также существует много вариаций. Нам приходится вступать в двусто­ронние отношения с другими людьми в не­скольких измерениях и направлениях.

Первый тип отношений является - чисто вертикальным и выражает вза­имоотношения поколений. Эти вер­тикальные отношения соединяют старших — людей, находящихся  "выше" (родители, наставники, дру­гие взрослые), с детьми и более мо­лодыми людьми, которые находятся "ниже". Однако такое подразделение не несет в себе оценочных характе­ристик, оно не подразумевает, что взрослые чем-то лучше детей. Верти­кальные отношения поколений по своей природе обладают некоторой однонаправленностью. К примеру, ребенок не может сказать своим ро­дителям: "Давайте-ка быстро за стол
и постарайтесь не сорить во время еды", но родители вправе сказать это своим детям и часто говорят так. Во многих культурах даже сам язык от­ражает эту особенность вертикаль­ных отношений, имея в своем арсе­нале слова и обращения, употребля­емые в зависимости от возраста говорящего.

Второй тип отношений предполагает соче­тание вертикального и горизонтального из­мерений. Он соединяет людей, находящихся "впереди", с теми, кто находится "сзади". Эта связь определяется компетентностью, опытом и знаниями. "Впереди" находятся лидеры нашей группы, более опытные и ода­ренные ровесники, а также взрослые, кото­рые направляют и обучают нас. "Позади" — менее опытные коллеги, исполнители, учени­ки. Таким образом, между этими двумя груп­пами существуют отношения ведущего — ведомого. Хотя этому типу отношений также присуща некоторая вертикальность, с течени­ем времени положение каждого из участни­ков может меняться. Так, ученик со време­нем может обогнать своего бывшего учителя; в лидеры может выдвинуться тот, кто ранее ничем себя не проявлял; человек, занимающий сейчас положение подчиненного, в бу­дущем может стать начальником. Осознание этого помогает обеим сторонам относиться друг к другу с уважением, избегая как высо­комерия, так и подобострастия.

Третий тип отношений является чисто го­ризонтальным. Это межличностные отноше­ния, которые соединяют тех, кто находится "справа", с теми, кто находится "слева". Справа от нас — братья и сестры, знакомые, друзья, одноклассники, все те, к кому мы от­носимся с симпатией, можем назвать "своими". Слева — соперники, оппоненты, все те, к кому мы относимся равнодушно и даже не­приязненно, кого мы назовем "чужими". Эти отношения обычно являются двусторонними, общение происходит на основе равноправия обоих сторон. Но в жизни мы нередко стал­киваемся и с нарушением такой обоюдности. Примеров этому множество: одностороннее стремление к дружбе, безответная любовь, супружеская неверность и т.п. Мы с удовольствием проводим время со своими друзьями, с теми, кто нам симпати­чен, и неохотно общаемся с соперниками, оппонентами или нашими недоброжелателя­ми. Многие из нас хотели бы вообще воздер­жаться от подобного рода общения. Однако даже эти непростые отношения могут ока­заться плодотворными для обеих сторон.

Авраам Линкольн, возможно, самый веди-кий президент США, был одним из тех, кто исповедовал этот принцип. Он не только не избегал отношений со своими соперниками, но и преодолевал неприязнь любовью. В 1864 году, ц разгар предвыборной борьбы, ему пришлось столкнуться с решительным и мстительным оппонентом, Чарльзом Совордом, который использовал любую возможность, чтобы очернить соперника. Несмотря на это, Линкольн победил на выборах и затем пора­зил всех своих помощников тем, что пригла­сил Соворда занять весьма важный пост в своей администрации. Как он мог найти об­щий язык с этим человеком? Линкольн был дальновиднее других: он превратил ненависть в дружбу. Тронутый великодушием президен­та, Соворд стал значительным лицом в пра­вительстве и его другом. Когда Линкольн был сражен пулей убийцы, именно Соворд под­держивал его в последние минуты жизни. Нет такого человека, который был бы пол­ностью с нами несовместим. Бывает нелегко наладить отношения с кем-то из знакомых. Но мы можем приложить больше усилий и постараться понять этого человека. Если нам удастся преодолеть себя, то мы сможем от­крыть свое сердце навстречу тем, кто раньше вызывал в нас неприязнь.  Для развития горизонтальных отношений необходимо вначале встретиться с другим че­ловеком, познакомиться с ним поближе, почувствовать к нему дружеское расположение. Исключением в этом смысле является только семья, где все уже знают друг друга. Однако большинство групп, особенно горизонталь­ных, возникают на основе личной привязан­ности. Но при этом не исключены разочаро­вания: первое впечатление может оказаться обманчивым. Наиболее часто встречаются следующие ошибки в оценке окружающих:

Неравенство — мы склонны переоценивать людей, которые превосходят нас по значимому для нас признаку. Например, если я слаб физически, я переоцениваю физиче­ски сильного, автоматически приписывая ему другие благородные качества.

Предвзятость — мы отдаем предпоч­тение людям, которые нас любят, и недооцениваем тех, кто критически к нам относится. Так, мы сразу от­крываемся навстречу человеку, ко­торый нас похвалил; влюбленные не видят недостатков друг друга.

Поверхностный взгляд — мы часто ценим людей по их внешним при­знакам, "встречаем по одежке", красивому человеку приписываем доброту, ум, великодушие и т.п.
Еще Н.В. Гоголь писал: "Красота производит совершенные чудеса. Все душевные недостатки в краса­вице вместо того, чтобы произвести отвращение, становятся как-то не­обыкновенно привлекательны". Эти ошибки возникают потому, что каждый из нас носит в себе образ че­ловека, с которым мы хотели бы дру­жить, общаться. И едва увидев незна­комца, мы откуда-то вынимаем эти уже готовые представления и просто "навешиваем" их на человека. Все мы имеем большой "багаж" таких стерео­типов, и вольно или невольно мы все время используем его.

Но вот образовалась группа, кото­рая стала для нас "своей". И опять нас ожидает опасность, что установленные взаимоотношения разрушатся, появят­ся недосказанность, непонимание друг  друга, неприязнь и даже вражда, и постепен­но мы станем друг другу чужими. Как же мы можем сохранить дружеские связи? Прежде всего необходимо взаимопонима­ние — члены группы должны говорить "на одном языке"; при общении недопустимо различное толкование сказанного друг другу. Личные связи закрепляются также благодаря совместному участию в определенной дея­тельности — играх-, развлечениях, работе, различных общих увлечениях и т.п. Когда мы вместе со своими друзьями совершаем какие-либо поступки, направленные на благо дру­гих людей, и слышим потом обращенные к нам слова благодарности, это делает дружбу крепче. Ключом к стабильности отношений явля­ются сопереживание, сочувствие, сострада­ние, сорадование (психологи называют это эмпатией). Благодаря этому в отношениях возникают доверие, терпимость, открытость; мы становимся более чуткими к боли и радости, стараемся не обидеть друг друга даже случайно. Ведь в общении важны каждое слово, каждый взгляд и жест. И наконец, сле­дует постоянно помнить: другой человек — не такой, как Вы, к нему следует подходить не со своей, а с его меркой. Тогда наши от­ношения принесут радость и нам, и всем, с кем мы общаемся.

                                                                    -------------------------------------------------------------------------------------------

 

Песенка об открытой двери.

Когда метель кричит, как зверь, -  протяжно и сердито,

не запирайте вашу дверь,  пусть будет дверь открыта. 

И если ляжет долгий путь,  нелегкий путь, представьте,

дверь не забудьте распахнуть,открытой дверь оставьте.

 

И уходя в    ночной тиши,    без лишних слов решайте:

огонь   сосны с огнем  души      в печи перемешайте.

Пусть   будет теплою    стена     и мягкою - скамейка...

Дверям   закрытым - грош цена, замку цена - копейка!

                                                                Б.Окуджава

                                                                  ------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 
Rambler's Top100

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.  

Все права защищены © Международная Федерация Образования  2010-2014