Печать
Просмотров: 1154

322Нестабильность, присущая современному обществу, в значительной степени определяется распадом института брака. В некоторых обществах брак теряет значение и ценность. Следствием этого становится то, что начинают нарушаться все обязательства. Если сегодня мы посмотрим на отношения между людьми, деловую этику, да и просто на все сферы жизни, то увидим, что всюду исчезает доверие, происходит обесценивание договора. В настоящее время почти бесполезно заключать с кем-то договор, потому что почти наверняка он будет нарушен.

Что касается взаимоотношений между людьми, брак — это самый прочный из всех возможных договоров. Когда мы способны выполнять обязательства и нести ответственность в супружеской жизни, наши обязательства перед собой, перед детьми, перед работой, перед другими людьми будут также прочными. Тогда наша работа будет чего-то стоить, наше слово будет цениться. Так что супружество приносит ценность, достоинство и преданность нашим идеалам. Эти идеалы становятся поистине ценными, потому что их подкрепляет искреннее и преданное служение: служение кому-то или чему-то помимо своей собственной личности. Когда мы способны установить глубокие отношения со своим супругом, то нам будет гораздо легче установить такие же отношения и с другими людьми. Ответственное супружество помогает росту чувства общности между людьми, которого нам сейчас так не хватает. Это отсутствие чувства общности привело к нарастанию страха и нестабильности во всей стране. Супружеские обязательства — это источник, из которого мы можем почерпнуть силы для стабилизации и восстановления истинного общества.

Для размышлений о браке

Далее Вы прочитаете три отрывка, каждый из которых говорит о любви я чувстве близости. Какой из них нравится Вам больше всего? Почему? Можно ли их основную идею сформулировать, как практический совет тем парам, которые собираются вступить в брак?

309"Хорошие отношения похожи на танец и так же, как танец следуют определенным правилам. Партнеры не должны слишком тесно прижиматься друг к другу, потому что они уверенно движутся, следуя одному и тому же рисунку, легко и свободно, мягко и плавно, подобно мазурке Моцарта. Если слишком крепко держать друг друга, это будет сковывать движения, собьет рисунок танца, заморозит вечно меняющуюся изысканную красоту. Здесь нет места властному объятию, тяжелой руке, только легкие, едва заметные прикосновения - рука к руке, спина к спине, лицо к лицу. Оба партнера знают, что они следуют одному и тому же ритму, вместе создают свои неповторимый рисунок, и он незримо питает их." (Из книга А. Линдберг "Подарок моря")

"Близость между двумя людьми невозможна, а там, где кажется, что она существует, это только узкое взаимное соглашение, которое лишает одну или обе стороны полной свободы и возможности развития. Однако если оба партнера принимают, что даже между самыми близкими людьми продолжает существовать бесконечное расстояние, то из этого понимания может вырасти прекрасная совместная жизнь. Если им удастся полюбить разделяющее их расстояние, то, оно позволит им увидеть друг в друге цельную личность, откроет перед ними всю глубину неба! "(Из писем Райнера Мария Рильке к Дж.Б.Грин и М.Д.Х.Нортон)

"Для полного единения двух сердец требуются годы, даже для наиболее любящих. Счастливое супружество - это долгая любовь. Молодые люди думают, что любовь принадлежит только темноволосой и розовощекой юности. Так оно и есть вначале. Но золотая свадьба — это та часть любви, о которой новобрачным ничего не известно. Совершенный брак, в котором воплощаются все ваши самые сокровенные мечты, встречается не так часто; возможно, столь же редко, сколь и совершенная личная красота. В большинстве своем люди вступают в брак "по частям": сегодня ты отдаешь браку маленькую частичку себя, завтра — еще немного. Очень немногие отдают себя браку целиком, без остатка, и даже тогда им требуется сорок или пятьдесят лет проб и ошибок, постепенного "врастания "в брак. Совершенный брак — это такой большой и сладкий плод, что для его созревания необходимо длинное лето, а затем — долгая зима, чтобы он стал мягким и сочным. Но настоящий, счастливый брак — это такой драгоценный подарок, что, как говорят греческие поэты, если бы солнце было Богом, оно бы остановило весь мир лишь для того, чтобы весь день любоваться такой парой, чтобы Его глаза отдыхали на этом пиршестве счастья. "( Из избранного Теодора Паркера)
Принц и его очаровательная красавица, которые с первого взгляда влюбляются друг в друга, а затем живут до конца своих дней в счастье и безмятежности — это, конечно, чистая сказка. Настоящая жизнь никогда не бывает такой простой или такой совершенной. И все же всем нам присущи мечты и фантазии. Когда приходит время испытаний, оно нарушает гармонию между нашими мечтами и реальностью. Помня об этом, опишите Ваше собственное представление об идеальном браке. Какие мечты Вы считаете осуществимыми, к достижению каких целей Вы будете стремиться? А какие мечты Вам кажутся настолько фантастичными и далекими от реальности, что неминуемо приведут к потере иллюзий и разочарованию, если мы будем их хранить?

Задание

Попросите своих старших знакомых или родственников, состоящих в браке, рассказать Вам об их совместной жизни. Постарайтесь из их рассказов узнать как можно больше о том, что представляет из себя жизнь в браке. Что они говорят о необходимости физической и эмоциональной близости? Что, по их мнений, определяет хорошие отношения? Как меняется любовь по мере того, как люди становятся старше? Какие обещания они давали друг другу в день своего вступления в брак? Следуют ли они своим обещаниям? Отличается ли их жизнь от того, что они ожидали при вступлении в брак? Если да, то в чем эти отличия? Если у них есть сын или дочь, которые сами собираются вступить в брак, какой совет они могли бы ему (ей) дать, чтобы их брак и семейная жизнь: были счастливыми?

Заголовок спойлера

Пережитое в концентрационном лагере

Несмотря на физическую и интеллектуальную убогость жизни в лагере, духовная жизнь порой становилась глубже. Люди, привыкшие к активному духовному существованию, хотя и болезненно переживали ситуацию лагерной жизни, но она не оказывала такого разрушительного воздействия на их внутреннее бытие. Для них был открыт путь ухода из ужасающей действительности в царство духовной свободы и внутреннего богатства. Только так можно понять тот парадокс, что иногда люди хрупкой телесной организации лучше переносили лагерную жизнь, чем физически сильные натуры. Чтобы лучше это объяснить, я обращусь к собственному опыту. Я вспоминаю, что было в ранние утра, когда мы должны были шагать на работу.

Выкрикивались команды: "Отряд, вперед марш! Левой-два-три-четыре! Левой-два-три-четыре! Кругом, левой, левой! Шапки долой!" Эти слова до сих пор звучат у меня в"ушах. При приказе "Шапки долой!" мы выходили из ворот лагеря, и за нами устремлялись лучи прожекторов. Тот, кто маршировал не по правилам, получал пинка. Еще хуже приходилось тем, кто из-за холода снова натягивал шапку, прежде чем получал разрешение. Во тьме, спотыкаясь о большие камни, шлепая по глубоким лужам, мы шли по единственной дороге, ведущей из лагеря. Конвойные все время кричали на нас и подгоняли прикладами. Те, у кого ноги были окончательно стерты, цеплялись за руки соседей. Едва ли кто-нибудь произносил хоть слово: ледяной ветер не располагал к разговорам. Пряча рот за поднятым воротником, мой сосед внезапно произнес: "Видели бы нас наши жены! Надеюсь, у них в лагерях условия лучше, и они не знают, что с нами."

И тогда я подумал о своей жене. И все это время, что мы спотыкались, поскальзывались на льду, то и дело поддерживая, а то и таща друг друга, мы ничего не говорили, но оба знали: каждый из нас думает о своей жене. Время от времени я поглядывал на небо, где бледнели звезды и из-за черной гряды облаков брезжил розовый утренний свет. Но образ жены не шел у меня из головы, вставая передо мной с невероятной отчетливостью. Я слышал ее голос, видел ее улыбку, ее искренний и подбадривающий взгляд. Настоящий или воображаемый, ее взгляд тогда сиял для меня ярче, чем восходящее солнце. Меня пронзила мысль: впервые в жизни я понял ту истину, которую облекают в стихи поэты, которую столь многие мыслители считают высшей мудростью. Эта истина в том, что любовь является окончательной и высшей целью, к которой может стремиться человек. Тут я понял смысл величайшей тайны, которую открывают миру поэзия, мысль и вера: спасение человека в любви и через любовь. Я понял, как человек, у которого в мире ничего не осталось, может все же испытывать счастье, пусть на короткий миг, думая о своей любимой. В положении крайней безысходности, когда человек не может выразить себя в каком-нибудь положительном действии, когда он способен лишь на один поступок — достойно переносить страдания, - в таком положении человек может достичь совершенства, любящим взором созерцая образ любимой, который он носит в своей душе. Впервые в жизни я понял, что означают слова: "Ангелы погружены в вечное созерцание безграничной славы..."

Впереди меня кто-то споткнулся, и идущие сзади повалились на него. Подскочил конвойный и принялся хлестать всех своим хлыстом. Это на миг прервало мои мысли. Но вскоре моя душа снова нашла путь из лагерного существования в другой мир, и я возобновил разговор со своей любимой; я задавал ей вопросы, а она отвечала; в свою очередь, она расспрашивала меня, а я отвечал.

"Стой!" Мы прибыли на место работы. Все бросились в темную избушку в надежде раздобыть себе приличный инструмент. У каждого заключенного была лопата или кирка.

"Эй, поторопитесь, вы, свиньи!" Вскоре мы заняли свои места в канаве. Замерзшая земля трещала под кирками. Все отупело молчали.

Из головы у меня не выходил образ моей жены. Мне вдруг пришло п голову: ведь я даже не знаю, жива ли она. Я знал только одно — то, что я хорошо усвоил: любовь часто выходит за пределы физической личности любимого. Она находит свой глубинный смысл в его духовном существе, внутреннем мире.

Я не знал, жива ли моя жена, и не мог об этом узнать ( на протяжении всей моей лагерной жизни почта не ходила ); но в тот миг это не имело значения. Мне не нужно было этого знать; ничто не могло поколебать силы моей любви, моих мыслей и образа любимой. Знай я тогда, что жена моя умерла, думаю, что я так же отдался бы, невзирая на это знание, созерцанию ее образа, и что мой мысленный разговор с нею был бы таким же живым и таким же радостным. "Положи меня печатью на сердце, сильна, как смерть, любовь".