Печать
Просмотров: 2245

701Супружество...Иудейское понимание брака основано на заповедях, данных человечеству на заре его существования. Поскольку институт брака введен Богом, физический и эмоциональный союз мужчины и женщины считается естественным состоянием взрослого человека. И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотью. И создал Господь Бог из ребра, отнятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; И будут одна плоть./ Книга Бытия, 2:18, 22-24

В иудаизме супружеская пара считается цельным организмом, где свойства каждого служат завершению целого. Иудеи считают брак необходимым не только для рождения детей, но развития личности каждого из супругов. Муж и жена должны стать наиболее близкими людьми, а их отношения — уникальными и неповторимыми. Большинство иудеев чувствуют необходимость вступать в брак с иудеями же. Браки между людьми разной веры могут натолкнуться на трудности: например, конфликты могут возникнуть вследствие разных представлений о том, как воспитывать детей. Также в соответствии с иудейской традицией вероисповедание ребенка наследуется по материнской линии. Если мать исповедует иудаизм, то и родившийся у нее ребенок считается иудеем, вне зависимости от религиозной принадлежности его отца. В традиционных еврейских общинах люди стараются узнать как можно больше о характере, биографии, интересах и устремлениях предполагаемого партнера до того, как происходит встреча. Если люди заведомо не подходят друг другу, встреча с целью будущего брака и не назначается. Таким образом, удается избежать разочарования. Если похоже, что юноша и девушка подойдут друг другу, пара встречается. И тогда уже от них зависит, захотят ли они встретиться снова и продолжать отношения. Когда используется этот метод выбора партнера, браки, как правило, оказываются удачны и очень счастливы. Уровень разводов исключительно низок.

Все благословения, получаемые человеком, воплощаются только в достоинствах его жены./ Талмуд

До сравнительно недавнего времени родители занимались выбором женихов и невест для своих детей. Либо отец, либо профессиональный сват устраивал брак. Профессия свата была глубоко уважаема, и даже раввины занимались этим делом. Мидраш рассказывает о римской патрицианке, которая спросила раввина, чем занимался Бог с тех пор, как создал мир. "Подбирал пары", — был ответ. "Что? — воскликнула женщина.— Это даже я могу". Она выстроила в ряд тысячу своих рабов и тысячу рабынь и решила, кого на ком женить. На следующий день все они пришли к ней с жалобами. Некоторые были побиты. "Я не хочу ее",— говорил один. "Он мне не нужен",— говорила другая. Дама послала за раввином и сказала: "Ты был прав. Нет бога, подобного твоему Богу".

Свадьба

363В субботу перед свадьбой жениха зовут в синагогу читать отрывок из Торы или из Пророков. Когда он заканчивает читать, его приветствуют криками: "Мазл тов" — "Желаем счастья". Затем перед свадьбой жених и невеста по обычаю постятся. Это позволяет им собраться, попросить прощения у Бога за свои прошлые ошибки и сделать чистым начало супружеской жизни. Еврейская свадьба происходит под "хупой", балдахином на четырех шестах, которые обычно украшаются цветами. Хупа, представляя Небеса, символизирует присутствие Бога в браке. Первым под хупу входит жених. Затем к нему присоединяются его родители, мать невесты и раввин. Последней в сопровождении отца или другого близкого родственника входит невеста. Во многих общинах выход невесты сопровождается музыкой и пением. Вот краткое изложение последующего обряда:

* Кантор поет приветствие жениху и невесте: Благословенны пришедшие во имя Господне! Благословение вам из дома Господня. Пусть наивысший, наиблагословенный, наивеличайший благословит жениха и невесту.

* Краткое обращение к жениху и невесте.

* Раввин читает два благословения над бокалом вина. Первое благословение читается до того, как пьется вино. Второе восхваляет Бога за то, что он освятил народ Израиля своими заповедями о браке. Вино передается жениху и невесте, которые по очереди пьют из одного бокала.

* Чтение Ктубы. Это брачный договор, который является заявлением о намерении мужа кормить и одевать свою жену, быть для нее мужем. Он также обеспечивает для невесты определенное законом материальное содержание на случай расторжения брака или вдовства.

* Затем жених надевает простое золотое кольцо на палец невесты и говорит: "И вот ты посвящаешься мне в жены по закону Моисееву, по обычаю Израилеву". Принимая кольцо, невеста показывает, что вступает в брак по своей воле.

* Раввин оглашает Семь благословений (Шева Берахот), которые являются главным компонентом службы. Он восхваляет Бога за создание человеческой расы, за радость и веселье, которые отныне пребудут с молодыми.

* После церемонии жених разбивает стеклянный бокал из-под вина. Это древний обычай, который должен напоминать людям о разрушении Иерусалимского Храма и о том, что каким бы радостным ни было бракосочетание, их радость никогда не может быть полной без Храма.

* Сразу же после церемонии жених и невеста уходят в специально для них приготовленную комнату, где могут провести несколько минут в уединении. Когда жених и невеста удаляются, присутствующие приветствуют их криками "Мазл тов", что значит "Желаем счастья".

* В традиционных общинах празднование продолжается неделю. Каждый вечер устраивается праздничный пир, и жених и невеста приглашаются как почетные гости в дома к разным людям. В конце каждой трапезы произносятся благословения — "Шева берахот".

Иудаизм всегда имел очень естественные взгляды на сексуальность. В Талмуде о ней говорится очень откровенно и в то же время с большой скромностью. Признается, что сексуальность играет важную роль в человеческих отношениях и может порождать очень сильные чувства. По этой причине сексуальное поведение должно тщательно регулироваться. Как и все основные религии, иудаизм учит, что сексуальная близость возможна только в браке. Даже в браке супружеская близость должна быть священной, а не обыденной и не похотливой. Прелюбодеяние строго запрещено. Кровосмешение, которое в соответствии с иудейскими представлениями также является прелюбодеянием, также запрещено. Эти указания поддерживают чистоту половых отношений и оберегают близость.

Семь Благословений

Благословен будь Господь Бог, создатель Вселенной, сотворивший плоды виноградные.
Благословен будь Господь Бог, создатель вселенной, сотворивший все во славу Свою.
Благословен будь Господь Бог, создатель вселенной, сотворивший человека.
Благословен будь Господь Бог, создатель вселенной, сотворивший человека по образу Своему, по подобию Своему, и из него же самого Ты приготовил для него вечную материю.
Благословен будь Господь Бог, сотворивший человека. Пусть та, что не имеет детей, возрадуется и возликует, когда дети ее воссоединятся в радости. Благословен будь Господь Бог, радующий Сион детьми ее. Весели же друзей возлюбленных (новобрачных), как веселил Ты творение Твое (Адама) в саду Эдемском во времена былые. Благословен будь Господь Бог, создатель вселенной, веселящий жениха и невесту.
Благословен будь Господь Бог, создатель вселенной, сотворивший радость и веселье, жениха и невесту, ликование, пение, довольство и счастье, любовь и братство, мир и согласие. Скоро слышен будет в городах Иудеи, на улицах Иерусалима голос невесты, ликующий голос жениха из-под свадебного полога и пение юношей на пиру их. Благословен будь Господь Бог, веселящий жениха и невесту.

Идеальная жена

364Кто найдет добродетельную жену? Цена ей выше жемчугов. Уверенно в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка. Она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей. Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. Она встает еще ночью, и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. Она чувствует, что занятие ее хорошо, и светильник ее не гаснет и ночью. Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся. Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды. Она делает себе ковры; виссон и пурпур — одежда ее. Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли. Она делает покрывала, и продает, и поясы доставляет купцам финикийским. Крепость и красота — одежда ее, и весело смотрит она на будущее. Уста свои открывает с мудростию, и кроткое наставление на языке ее. Она наблюдает за хозяйством в доме своем, и не ест хлеба праздности. Встают дети — и ублажают ее, муж — и хвалит ее: "Много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их". Миловидность обманчива, и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее! /Притчи 31:10-31

Развод

Когда мужчина разводится с первой женой, даже алтарь (в Храме) проливает слезы./Талмуд

В иудаизме брак — великая ценность. Если брак не очень удачен, делаются все попытки спасти его. Однако иногда признается, что развод — лучший выход из положения. Если двое старались сохранить свой брак, но в конце концов решают развестись, им не чинится препятствий. Иудаизм с древних времен разработал подробнейшую процедуру развода. Еврейский развод требует написания и вручения "Гет" — документа, подтверждающего, что брак расторгнут. "Гет" составляет религиозный суд, состоящий из трех раввинов. После развода обе стороны могут свободно вступить в новый брак, только женщина должна подождать три месяца, чтобы убедиться, что она не беременна.

Родители и дети

365Отношения между родителями и детьми в еврейских семьях очень близки. Отчасти это происходит оттого, что жизнь еврейской семьи наполнена обрядами, традициями и праздниками, которые сближают членов семьи, так что они делят общую жизнь и переживания. Такая жизнь означает, что они имеют общие ценности и цель в жизни. Поскольку Бог заповедал Адаму и Еве плодиться, еврейские семьи обычно многочисленны. Дети считаются великим благословением. Иудаизм учит, что родители и дети обладают определенными обязанностями по отношению друг к другу. От родителей ожидается, что они будут кормить, одевать и учить своих детей, поэтому образование играет очень большую роль в жизни евреев. Еще в первом веке нашей эры евреи организовали начальные школы для своих детей. Когда большинство людей в Европе не умело ни читать, ни писать, еврейские общины отличались высокой грамотностью.

И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем, и внушай их детям твоим, и говори об них... /Второзаконие 6:6-7

От детей ожидается, что они будут заботиться о родителях. Они должны относиться к родителям с уважением, стараться не обижать их и не доставлять им даже мелких огорчений. Родителям предписывается воспитывать детей высоконравственными людьми. Они должны осуществлять нравственное руководство и (самое главное) показывать личный пример. Наряду с заповедью "Почитай отца своего и мать свою" иудейская литература полна мудрых высказываний о родителях и детях.

У родителей не должно быть любимого ребенка. Из-за нескольких метров яркой ткани детей Израиля обратили в рабов в Египте. /Милраш Рабба

Не угрожай ребенку. Либо накажи, либо прости его. /Семахот

Взрослый не должен обещать что-либо ребенку и не выполнить обещания, потому что так он учит ребенка лгать. /Талмуд, Суккот

Существует много историй, часто забавных, помогающих регулировать и налаживать отношения в семье.

Расстроенный отец явился однажды к рабби Израилю Баал Шем Тову. "Рабби, что мне делать? — спросил отец. — Мой сын идет по дурной дорожке ". "Ты должен любить его ", — отвечал рабби. "Но, рабби, — продолжал расстроенный человек, — Вы не понимаете. Он лжет и мошенничает. Он работает в субботу. Он даже ворует ". "О, это другое дело, — сказал рабби Израиль. — В таком случае ты должен любить его еще больше ".

Семейная жизнь

366Жизнь в иудейской семье неразрывно переплетена с религиозной практикой. Любая попытка отделить их друг от друга будет искусственной и ошибочной. О том, что в доме живут иудеи, говорит возможным посетителям "мезуза", прибитая снаружи к дверному косяку. Это узкий продолговатый ящичек, в котором лежит написанный от руки на пергаменте текст Второзакония, 6:4-9. Он объявляет Израилю, что Бог един, что Бога нужно любить "всем сердцем своим и всей душой своею", что эта любовь должна быть двигателем повседневных, обыденных действий, и что это — краеугольный камень воспитания детей в семье. За входной дверью, в кругу семьи, содержащийся в мезузе текст переводится в сферу конкретных традиций и обычаев. По-древнееврейски семья называется "мишпаха", и в нее входят не только родители и дети, но и дедушки, бабушки, дядья, тетки, двоюродные и троюродные братья и сестры. Это означает как родство, так и большую степень взаимозависимости. Жизнь соблюдающей обычаи еврейской семьи полна разных традиций. Существует множество праздников, благословений, относящихся к разным случаям жизни, специальная одежда, специальная еда. Эти традиции сплачивают семью, способствуют тому, что члены семьи разделяют общую жизнь, общие обычаи, общие ценности и общую духовность. Это помогает единству и стабильности семьи. Именно дома дети получают начальное образование. Родители на собственном примере показывают им, как должны жить иудеи. В своей повседневной жизни иудеи стараются следовать Библейскому правилу "На всех путях твоих познавай Его" (Притчи 3:6). Таким образом, даже самые обычные ежедневные действия (принятие пищи и т.п.) превращаются в пути служения Богу. По мере роста детей родители побуждают их участвовать в живой иудейской практике. Следование традициям постепенно дает ребенку ясное представление о его обязанностях как иудея.

Праздники

Традиционная иудейская семья отмечает много праздников, которые справляются как в синагоге, так и дома. Некоторые из них — большие празднества, на время которых прекращаются все повседневные дела — работа, школа, покупки. Вместо этого иудеи проводят долгое время в молитве или праздновании в кругу семьи. Другие случаи менее торжественны, и повседневная жизнь продолжается как обычно.

Шаббат

Бог сказал Моисею: "Драгоценный дар есть у Меня в сокровищнице. Имя ему "шаббат ".Пойди и скажи народу Израиля, что я хочу подарить ему"./Талмуд

Шаббат (суббота) считается самым важным иудейским религиозным праздником. Он начинается в пятницу на закате солнца и продолжается до субботнего вечера, до появления звезд. Он отмечается в память как о сотворении мира, так и об исходе народа Израиля из Египта. Этот день с особой атмосферой радости и мира представляется провозвестием грядущего века Царствия Небесного.

367Шаббат — день, когда иудеям запрещено работать. Но это гораздо больше, чем просто "выходной" — это священный день, когда иудеи могут посвятить себя молитве и изучению Торы. Как Бог отдыхал в Шаббат после сотворения мира, так же, в подражание Богу, иудеи проводят последний день недели в отдыхе и размышлении. Шаббат — время отдыха в кругу семьи. В настоящее время, когда люди живут очень напряженной жизнью, стараясь управиться со всеми делами, многие семьи редко имеют возможность собраться вместе в спокойной обстановке. Субботняя атмосфера не такая, как в другие дни. Поскольку в шаббат нельзя работать, все приготовления делаются заранее, так что в пятницу днем хлопот много. В доме делается уборка, приготовляется лучшая посуда и столовое серебро. Все принимают ванну и одеваются в субботнюю одежду. Перед закатом солнца в пятницу вечером мать семейства зажигает субботние свечи и произносит благословение. Отец и сыновья идут в синагогу. Вернувшись, отец благословляет детей и читает 32 главу Притч Соломона, принося хвалы Богу. Вымыв руки в знак очищения, все собираются за столом для субботней трапезы. Это не просто обед. Семья ест особые блюда, поет песни, родители говорят с детьми об истории народа Израиля, пересказывают библейские притчи. Это спокойная, неторопливая трапеза, за которой всем приятно быть вместе. На следующее утро вся семья идет в синагогу. После завтрака псе члены семьи изучают Тору, идут гулять или принимают гостей. Шаббат кончается молитвой "гавдолла», которая отмечает окончание священного дня. Над чашей вина и коробочкой пряностей читаются благословения. Пряности символизируют аромат субботнего дня, которым, как все надеются, будет благоухать и следующая неделя.

Празднование еврейской Пасхи (Пейсах)

Пейсах символизирует спасение Израильтян и связан с событиями, произошедшими около трех с половиной тысяч лет назад, когда пророк Моисей по велению Бога вывел народ Израиля из Египетского рабства в обетованную землю. Во время празднования, которое ежегодно проводит каждая иудейская семья, присутствующие забывают о сегодняшней жизни и переносятся во времена рабства, страданий и чудесного искупления Исхода. На столе находятся предметы, которые символически напоминают об этих событиях. Это маца, означающая пресный хлеб, который израильтяне ели на протяжении долгого рабства в Египте: горькие травы, чтобы напомнить о горькой жизни и Египте; соль, которая означает слезы, пролитые израильтянами в рабстве. В такие праздники еврейские семьи чувствуют особую близость и ощущают себя частью народа Израиля, история которого насчитывает 3500 лет.

Для вашего дневника

Какие традиции существуют в Вашей семье? Что они значат для Вашей семьи? Что важного для Вас в семейных традициях? Как можно в соблюдении обрядов найти глубокий внутренний смысл?

Как Вы думаете, почему праздники сплачивают иудейскую семью?

Почему люди отмечают праздники, и каковы, по-Вашему, достоинства празднований как для семьи, так и для общины?

Чему учатся дети в иудейской семье?

Почему иудеи обычно вступают в брак с людьми мой же веры?

Чем религиозная брачная церемония отличается для новобрачных от светской церемонии?

Каковы основные ценности иудейской семейной жизни?

Как Вы думаете, каким образом традиции иудейской семьи способствовали выживанию народа за 2000 лет жизни на чужой земле?

Брачное агенство

Вы решили открыть брачное агентство. Вы хотите, чтобы оно было романтичным и помогало людям найти партнеров на всю жизнь. Сейчас Вы должны решить, какие вопросы должны входить в основную анкету. Вам нужно собрать сведения о людях и о том, каких партнеров и каких отношений они ищут.

Какую Вы составите анкету, чтобы обнаружить истинные намерения и интересы людей и суметь подыскать им подходящих партнеров?