Печать
Просмотров: 225

227В течение тысяч лет во всем мире люди вырабатывали различные концепции справедливости и определяемые ими кодексы поведения. У каждого из нас тоже есть своеобразный девиз, который обобщает наши жизненные взгляды.

Вот некоторые примеры такого рода девизов: "Сильный всегда прав", "Моя хата с краю", "Ты — мне, я — тебе", "Не имей сто рублей, а имей сто друзей", "Что посеешь, то и пожнешь". Давайте попробуем проследить, как развивались и изменялись этические принципы на протяжении истории, формируя основы цивилизации.

 

Закон джунглей

Суть этого принципа очень проста. Ты украл моего цыпленка, я украду твою корону. Ты убил моего раба, я убью твоего сына. Ты подбил мне глаз, я разобью тебе нос. Мы думаем про себя: "Как мне отомстить ему?" Такая месть быстро выходит из-под контроля и начинается цепная реакция ответных действий. Словесные оскорбления нагнетаются, пока не переходят в насилие. Таково происхождение кровной вражды между семьями и родами, которая может длиться десятилетними, переходя от поколения к поколению, и кажется, нет такой силы, которая могла бы ее остановить. Чувство мести и желание проучить другого ведут к возникновению и развитию нагнетания, злобы и обиды, которые, однако, никогда не разрешают существующие проблемы. Хотя мы называем это законом джунглей, на самом деле даже и в нашем веке есть люди, которые следуют именно такой этике. Они не могут остановиться, преследуя своих обидчиков. Воюющие страны часто пытались наказать своего противника с помощью массированного нагнетания конфликта. Но как Вы думаете, каким будет общество, если жизнь составляющих его людей будет определяться этими законами?

Око за око

Один из самых передовых сводов законов древнего мира был создан Хаммурапи, царем Вавилона в 1800 г. до н.э. Он был основан на принципе "око за око, зуб за зуб". Хотя такого рода понимание справедливости может показаться нам довольно примитивным, однако не на нем ли основываются такие распространенные девизы, как "каждому по заслугам" или "будем квиты"? По сравнению с законом джунглей это был большой шаг вперед по лестнице справедливости: вместо того, чтобы выбивать человеку асе зубы, выбиваешь только один! Было бы неплохо, если бы в нашем обществе все придерживались таких передовых взглядов!Однако кодекс Хаммурапи был государственным законом, в котором наказание зависело от общественного положения людей. Так, если "аристократ выбил глаз аристократу, ему тоже следует выбить глаз. Если же он выбил глаз простому человеку, то должен уплатить мину серебра".

Тот же принцип лежит в основе ветхозаветного этического кодекса, с той разницей, что вместо буквального понимания принципа "око за око" в иудейском обществе была разработана система возможных компенсаций. Если один человек нанес повреждения другому, он должен был возместить ему деньгами или натурой согласно шкале компенсаций. Кроме того, в соответствии с представлениями иудаизма источником закона является Бог, а не люди. Поэтому закон был одинаков для всех: никто, даже царь, не стоял выше закона.

Золотое правило

Этическая система, выработанная основными религиями, включая христианство и поздний иудаизм, основана на идее взаимности. Это нравственная позиция, при которой человек принимает во внимание то, как его поступки могут повлиять на других людей. Это предполагает, что мы понимаем чувства других, можем принять их точку зрения, поставить себя на место своего ближнего. Есть два основных выражения этой нравственной позиции, обычно называемые Золотым правилом. В V веке до н.э. Конфуция спросили: "Можно ли одним словом выразить принцип поведения в жизни?" Конфуций ответил: "Это слово — обоюдность: не делай другим того, чего не желаешь себе". При таком подходе мы думаем: "Допустим, другой — это я. Как я буду себя чувствовать?" Мы действуем, исходя из сочувствия. Мы не причиняем боли другим, потому что ощущаем их боль как свою собственную. Мы видим чьи-то страдания, и мы тронуты, потому что представляем, что чувствует этот человек и что бы мы чувствовали на его месте. Так что, если ты не любишь, чтобы тебя били, не бей сам; не любишь, чтобы тебя унижали, не унижай других.

Иисус Христос счел такой взгляд на мир недостаточно деятельным. Вместо этого он предложил: "Поступай с другими так, как желаешь, чтобы поступали с тобой". В этом случае мы активно помогаем тем, кому нужна поддержка, потому что понимаем, что, окажись мы на их месте, нам бы самим потребовалась помощь. Мы слушаем других, потому что хотим, чтобы кто-то услышал и нас. Мы уважаем других, потому что хотим, чтобы уважали нас. Мы относимся к другим так, как будто они — продолжение нас самих. Мы любим ближнего, как самих себя.

Любовь к врагам

Иисус Христос учил, что мы должны любить не только ближних, но и врагов своих. Однако очень немногие люди, жившие после него, сумели в своей жизни воплотить это' правило. Это кажется нереальным и неестественным. Однако имена тех немногих, кому это удалось, остались в истории, и часто этих людей почитают как святых. Одни, как Борис и Глеб, два сына князя Владимира, были убиты, потому что отказались сражаться со своим братом. Другие, подобно Аврааму Линкольну, сделали врага своим другом. Хотя для многих из нас такой образец любви слишком далек, наверное, важно знать о таких примерах, показывающих нам, чего может достичь человек.

Выбирая будущее

Так где же Ваше положение на шкале праведности? Как мы реагируем, когда с нами случается что-то плохое? Что определяет наше поведение и чувства? Например, когда мы говорим "он меня бесит", мы делаем вид, будто не отвечаем за свои эмоции и поведение. Мы рассуждаем примерно так: то, какие мы, определяется нашим окружением, нашим прошлым; сами мы не можем стать другими, не меняемся. Другие люди вызывают в нас радость, грусть или гнев; значит, другие виноваты, что у нас плохое настроение. Ясно, что человек, рассуждающий подобным образом, не свободен, он просто раб собственных эмоций и порывов. Противоположность этому — признание того, что мы отвечаем за себя и свои поступки. Если мы владеем своими эмоциями, мы можем решать, как нам поступать в определенной ситуации, насколько поддаваться влиянию среды, мнениям окружающих. А.И. Солженицын, находясь в заключении, понял, что есть два вида людей: те, что подчинились внешним обстоятельствам, позволив им сломать себя, опустошить свою душу, и те, кто сохранил цельность и внутреннюю свободу. Так что и нам следует стать взрослыми людьми, нравственными личностями, чтобы иметь свободу выбирать поступки, основанные на истинных нравственных ценностях, а не на сиюминутных порывах. Следует поразмыслить над тем, какие ценности и девизы нам дороги. Тогда, возможно, наши отношения с другими людьми перейдут на новый уровень, мы сможем избежать эмоциональных потрясений и вместо этого владеть собой и изменять к лучшему собственное окружение.

 

Заголовок спойлера

Киевского князя Владимира знают как крестителя земли Русской - его усилиями. Русь была обращена в христианство. У Владимира было 12 сыновей, и после его смерти старший сын, Святополк попытался избавиться от братьев, чтобы стать единственным государем на Руси. Первым он напал на Бориса, предводителя сильного отряда войск своего отца. Несмотря на молодость, Борис заслужил любовь своего отца и простых людей, многие из которых были вместе с ним в походе против печенегов и видели в нем доброго товарища и умелого военачальника. Князь Борис возвращался из похода, когда его настигла весть о смерти отца и готовящемся на него покушении. Вот как пишет об этом историк Н.М.Карамзин': "Юный Борис, окруженный единственно малочисленными слугами, был еще в стане на реке Альте. Убийцы ночью приблизились к шатру его и, слыша, что сей набожный юноша молится, остановились. Борис, уведомленный о злом намерении брата, изливал перед всевышним сердце свое. Он уже знал, что убийцы стоят за шатром, и с новым жаром молился... за Святополка. Наконец, успокоив душу небесною верою, лег на одр и с твердостию ожидал смерти. Злодеи вломились в шатер и копьями пронзили Бориса." Борис был в расцвете юности и хотел жить, но, будучи христианином, он понимал, что не имеет права принести в жертву других ради защиты своей собственной жизни. Он был готов вести людей в бой, когда они защищали свои семьи и дома от варварских набегов, но на этот раз ситуация была другая, поскольку Святополк хотел лишь его уничтожения. Борис решил пожертвовать своей жизнью, последовать примеру Христа, приняв на себя невинное страдание и смерть. Его брат Глеб последовал примеру Бориса и погиб через несколько дней такой же мученической смертью.

Позже Святополк заплатил за свое преступление против братьев. Ярослав, другой сын Владимира, отомстил за их смерть, изгнав Святополка за пределы Руси. Ярослав получил Киевский престол, и его царствование принесло стране процветание. В Русской истории его называют Ярославом Мудрым, а Святополка прозвали в народе Окаянным.

77Для вашего дневника

Каков Ваш жизненный девиз?

К какой из обсуждавшихся в этом тексте Категорий относится Ваш путь принятия нравственных решений?

Восемь ступеней благотворительности

В двенадцатом веке Маймонид, выдающийся иудейский средневековый философ, сформулировал "восемь ступеней благотворительности". Вот в чем они заключаются:

1. Давать нехотя.
2. Давать охотно, но меньше, чем можешь
3. Давать только тогда, когда просят.
4. Давать прежде, чем попросят.
5. Получающий знает, кто дал, но дающий не знает, кто получил.
6. Дающий знает, кому дал, но получающий не знает, от кого получил.
7. Дающий не знает, кому дал, а получающий не знает, от кого получил.
8. Давать так, чтобы получающий обрел независимость и более не нуждался в благотворительности.
На какой из 8 ступеней благотворительности Вы находитесь?

Опишите, что Вы испытываете и о чем думаете в тот момент, когда отдаете что-то другим людям?