Печать
Просмотров: 123

228Мы не часто задумываемся о том, что наша повседневная жизнь протекает в обществе других людей — сверстников и взрослых, близких нам и незнакомых, приятных и неприятных для нас. Семья, школьный класс, клуб, двор, улица и другие места, где мы проводим свое время, — это в первую очередь люди, с которыми мы общаемся, с которыми устанавливаем те или иные отношения. Иначе говоря, мы постоянно находимся в группе людей, являемся постоянными или временными членами многих групп.

Правда, иногда мы уединяемся, стремимся провести некоторое время в одиночестве, но это скорее исключение из правила — мы просто не можем жить без других людей. Итак, нам предстоит рассмотреть явление, которое называется группа. Человека всегда интересовала как сама группа, так и жизнь в ней. Но только в двадцатом веке, особенно за последние десятилетия, группа стала объектом научного изучения. Ученые сформулировали множество вопросов, на которые необходимо ответить.

Вот некоторые из них:

Оговоримся сразу, что речь идет о так называемых малых группах, т.е. таких группах, члены которых могут постоянно встречаться, общаться, взаимодействовать. Нижний предел числа людей, образующих малую группу, определен достаточно четко: два человека — партнеры в шахматной игре, влюбленные в друг друга парень и девушка и т.п. Верхний предел во многом зависит от конкретных обстоятельств. Ясно, что семья, школьный класс, футбольная команда или работники одного завода представляют собой малую группу. Жители стотысячного города уже вряд ли образуют такую группу, хотя стотысячный митинг происходит по законам малой группы. И уже совершенно иначе функционируют большие группы, которые образуются по довольно отвлеченному общему признаку, например, горожане, пенсионеры, молодежь, женщины, граждане одного государства, люди, исповедующие одну религию, относящиеся к одной нации, одной расе и т.п. Итак, каждый из нас принадлежит сразу к нескольким малым группам. Что это нам дает?

Первое — в группе мы общаемся, т.е. обмениваемся информацией, мыслями, идеями, мы духовно обогащаемся, испытываем чувства симпатии, дружбы и т.п.

Второе — в группе мы выражаем себя, группа нас оценивает, подбадривает, мы можем проявить свои способности, показать, чего достигли.

Третье — группа защищает нас от внешнего давления, в ней мы испытываем чувство безопасности.

Четвертое — в группе нам намного легче поступать определенным образом, если другие поступают так же или хотя бы согласны с нашим поведением.

Это — положительные стороны пребывания в группе. Однако есть и отрицательные стороны. Более сорока лет назад американские ученые экспериментально показали, что человек в группе поступает иначе, чем вне ее. Это явление получило название "давление группы". В ходе эксперимента исследователь заранее договаривается со всеми членами группы (или только с некоторыми наиболее авторитетными), что они будут высказывать заведомо ложные утверждения. Лицу, поведение которого изучается, это неизвестно. Например, демонстрируется освещенный экран, и экспериментатор спрашивает: "На экране появилась черная точка. Где она?" Члены группы начинают отвечать: "Она в верхнем правом углу. Сейчас она движется к центру. Движется вниз..." Хотя это — заведомая ложь, испытуемый перестает "верить своим глазам", а некоторые даже "видят" несуществующую точку. Подобных экспериментов было проведено множество, и только немногие оказались способны отстоять свое мнение. Такие люди называются невнушаемыми, их примерно 25 - 30 процентов. Впрочем, большинству из нас для осознания этого явления не нужны никакие эксперименты. Вы, наверное, не раз замечали, что в группе многие преображаются: стремятся любым способом обратить на себя внимание, иногда даже наговаривают на себя, хвалятся мнимыми "подвигами" и т.п. В группе может возникнуть идея совершить асоциальный поступок и даже преступление, хотя никто из членов группы поодиночке не склонен к этому.

Имеются и другие отрицательные стороны влияния группы на личность. Так, наше мнение о себе, наше самоуважение во многом зависят от того, как нас оценивают другие члены группы. На этом основано явление армейской жизни, называемое "дедовщиной". Другой отрицательный момент заключается в том, что каждый член группы опирается в основном на ту информацию, которая известна группе, вне зависимости от ее истинности. А ведь иногда группа принимает даже заведомо ложную информацию. На этом основано распространение слухов; этот феномен также порой способствует развитию общественного мнения группы, противоположного социальным нормам и т.п. Наконец, в группе, особенно в достаточно большой, может происходить снижение личной ответственности человека — каждый надеется, что кто-нибудь другой возьмется за нужное для всех дело, проявит инициативу и т.п. Поэтому истинной ценностью обладает только та группа, которая сплотилась для выполнения социально значимой цели, осуществляет значимую для других деятельность. Социально значимая цель — это важнейший признак истинно ценной группы: если группа объединилась во имя асоциальной деятельности (например, группа преступников), то ее сплоченность становится отрицательным фактором как для каждого члена, так и для других лиц, которым эта группа наносит вред.

"Своя" группа

И еще один момент: на нас влияет только та группа, которую мы ценим, признаем "своей", члены которой для нас небезразличны, дороги, авторитетны. Таких лиц обычно - называют "значимые другие". Когда "значимые другие" нам помогают или, наоборот, не оказывают ожидаемой помощи, когда они одобряют или осуждают наше поведение, это существенно влияет на нас, побуждает нас уважать самих себя или страдать из-за своих недостатков. Именно поэтому взрослые — родители, учителя — обычно хотят, чтобы ребята дружили с теми, кто может быть примером, стремятся изолировать своих детей или учеников от "дурного влияния". Однако они не всегда понимают, что "значимые другие" не подбираются по указанию, что их выбор в первую очередь зависит от личности человека. В общем, иногда получается "заколдованный круг": каждый из нас выбирает себе в друзья тех, кто воспринимает нас такими, как мы есть, и таким образом наш круг общения способствует нашему самоутверждению. Но если это самоутверждение идет по ложному пути, трудно из него выбраться — ведь "значимые другие" здесь не помощники. Это - сложнейшая проблема становления личности. Итак, давайте помнить об этом, когда мы будем обсуждать различные проблемы общения — с родителями, друзьями, одноклассниками. Ведь общение, жизнь в группе играют важнейшую роль в нашей жизни и оказывают решающее влияние на формирование каждого из нас. Наверное, всем нам небезразлично, какими мы станем и как будут развиваться наши отношения с людьми, в том числе, самыми близкими.

Вопросы для размышления:
  1. Важно ли для человека иметь устоявшиеся убеждения до того, как он примкнет к какой-нибудь группе?
  2. Может ли группа, коллектив отрицательно влиять на человека, который еще не решил для себя, какие действия правильны, а какие — нет?
  3. Какое положительное влияние может оказывать группа на индивидуума?
  4. Знаете ли Вы случай, когда человек, не уверенный в своей нравственной позиции и убеждениях, принимал неправильное решение под давлением коллектива?

77Для вашего дневника

Представьте, что Вам нужно создать группу по своему усмотрению. Вы ее руководитель и организатор.

Какую группу Вы создадите?

Чем будут заниматься ее члены?

Как эта группа будет влиять на окружающих людей, которые не принадлежат к Вашей группе?