Печать
Просмотров: 1622

468Костя зашел на кухню и увидел, что в чайнике кипит вода. Вошел его старший брат Сергей. "Почему кипит вода?" — спросил его Костя. Сергей, учившийся на химическом факультете университета, объяснил, что все началось три миллиона лет назад, когда упавшие деревья были занесены землей, затем подверглись сжатию и при гниении образовался запас газа?

 

Несколько десятилетий назад геологи пробурили глубокую скважину, чтобы проверить, есть под землей газ или нет. Обнаружив газ, они накрыли скважину и подвели к ней трубу. По трубам газ поступает в квартиры и попадает в горелку, выходя из которой соединяется с кислородом воздух, и при этом получается горючая смесь. (Откуда происходит кислород — это другой рассказ.) Затем кто-то зажег эту горючую смесь спичкой из фосфора или электрозажигалкой, и она загорелась. Вот почему появилось пламя. При горении метан и кислород соединяются и превращаются в воду и двуокись углерода. В результате этой реакции производится много тепла. Чайник, изготовленный из метал-яа и поэтому быстро проводящий тепло, наполнен водой. Тепло заставляет молекулы воды быстро перемещаться до тех пор, пока они не преодолеют поверхностное давление и не уйдут в воздух. При этом вода превращается в пар. Вот почему кипит чайник. "Спасибо, — сказал Костя, — но почему он кипит именно сейчас?" "О! — воскликнула их мать, входя в кухню. — Чайник кипит, вы ведь хотели выпить чаю".

469Какое из объяснений верно? Оба. Однако они подходят к вопросу с разных точек зрения, и именно поэтому ответы отличаются, дополняют друг друга. Они взаимосвязаны. Сергей объясняет, как кипит чайник. Их мать объясняет, зачем он кипит, придавая этому смысл.
Человеку присуще желание задавать вопросы: Что? Почему? Как? В каждом из нас заключено стремление понять мир, в котором мы живем, найти смысл существования. Религия, философия и наука возникли и начали свое развитие в ответ на это стремление человека к знаниям, к пониманию окружающей действительности. На протяжении многих веков практически не существовало различий между этими путями познания. Вместе они удовлетворяли основные потребности человека и подтверждали его интуитивное представление о том, что Вселенная имеет смысл, упорядочена, разумна и управляется какой-то формой справедливых законов, даже если эти законы не столь очевидны. Их подход был интуитивным и рациональным, и все направления развивались вместе. Жрецы были первыми астрономами, а врачи — проповедниками. Философы пытались познать реальность с помощью разума. В относительно недавнем прошлом произошло разделение между философией, естественными науками и религией, вследствие которого каждая из этих областей приобрела свою сферу применения. Естественные науки сосредоточились на объяснении и понимании материальной стороны действительности, в то время как основным предметом религиозного познания стало духовное измерение реальности. Возникло противопоставление науки и религии, частично потому что порой представители религии пытались присвоить себе абсолютный авторитет в вопросах толкования материальной природы мира. В ответ на это некоторые ученые сочли религию совокупностью предрассудков и предприняли попытку свести весь религиозный опыт к сфере человеческих заблуждений.Однако надлежащие отношения между философией, наукой и религией можно сравнить с рассказом "Почему кипит чайник?". Их можно рассматривать как различные подходы к пониманию одних и тех же явлений. Дело не в том, что одно направление верно, а другое — нет. Они задают разные вопросы и, естественно, дают на них разные ответы. В этом смысле они дополняют друг друга.

Вопросы о том, что такое мир, насколько он может быть понят человеком, относятся к сфере философии.

Вопросы о том, как устроен мир, относятся к сфере компетенции науки.

Вопросы о том, почему мир устроен подобным образом, в чем смысл и цель существования, принадлежат сфере религии.

Тем не менее в силу различных причин многие люди считают, что наука и религия взаимно исключают друг друга'. Другими словами, если человек занимается научными исследованиями, то он не может верить в Бога, а если человек религиозен, то он не может принять определенных доказанных наукой закономерностей устройства мира. Однако утверждение, что наука каким-то образом доказала несостоятельность религии, представляется по меньшей мере необоснованным. Например, тот факт, что современная наука развивалась главным образом на Западе, не случаен. Христианство и ислам обеспечили общую мировоззренческую канву, благодаря которой могла развиваться наука. Это мировоззрение включает в себя следующие понятия:

 - Мир создан благим и поэтому стоит исследования (И увидел Бог все, что 0н создал, и вот, хорошо весьма. Бытие, 1:31).

 - Бог создал мир в соответствии с определенной логикой и законом, и поэтому мир познаваем — при помощи науки человек может познать законы, управляющие миром.

 - Природа не требует поклонения, поэтому люди могут ее исследовать.

 - Технология — это средство "владычества над землею" (Бытие, 1:28), и человек имеет моральное право экспериментировать и творить.

Рассказ о сотворении мира

470В Библии приводится описание сотворения мира за шесть дней. Как мы можем понять такого рода рассказ? Воспринять эти слова как буквальную истину? Но тогда мы вынуждены будем отвергнуть либо библейский, либо научный подход. Однако воспринимать библейский рассказ как научное изложение событий означает неверно понимать саму природу Библии. Библия включает в себя поэзию, закон, притчи, пророчества, описания исторических событий, песни и даже шутки. Она помогает нам глубже понять природу человека и историю человечества. Однако мы не можем буквально воспринимать каждое библейское слово; мы должны принимать во внимание историческую и культурную обстановку, окружавшую людей, которые записывали библейские книги много веков назад, часто используя образный, поэтический язык, и ту аудиторию, для которой эти книги предназначались. Поэтому, когда в первых стихах книги Бытия мы читаем: "В начале сотворил Бог небо и землю ", это не следует воспринимать как современное научное утверждение. Несмотря на то что библейское описание творения удивительно научно в определенном смысле (описываемый в Библии порядок сотворения мира в целом соответствует современным геологическим и эволюционным данным), оно призвано донести до читателя также и другое послание. Утверждение, что Бог создал все в этом мире, означает, что природа и весь физический мир воплощают Господнее благо. Такая точка зрения противоречит другому существующему мировоззрению, в соответствии с которым материя бессмысленна, хаотична, зла или вызывает чувство страха.

На протяжении многих веков истории религиозные мыслители пытались примирить свое мировоззрение с передовыми философскими и научными открытиями и методами. Например, ранние христианские мыслители в своих трудах опирались на древнегреческую философию. Блаженный Августин' развил христианскую теологию, основанную на философии Платона, в то время как Фома Аквинский использовал труды Аристотеля. Мусульманские философы и естеcтвоиспытатели, такие, как Аверроэс и Авиценна, следовали учению Мухаммеда, который говорил: "Стремитесь к знанию, даже если за ним придется отправиться в Китай". Открытия, сделанные ими «период между IX и XIV веками, заложили основание современной науки. Многие важные научные открытия были сделаны в средние века мусульманами, в то время как европейская наука оставалась сравнительно неразвитой.

Однако иногда религии теряли свою жизненную силу и творческий дух и становились догматичными. Например, в средние века римско-католическая церковь взяла себе в союзники Аристотеля, но приняла его выводы за твердо установленные факты. При этом был отвергнут широко использовавшийся самим Аристотелем метод открытого критического анализа. Таким образом, люди стали целиком полагаться на авторитет древних мыслителей, не анализируя и не проверяя сделанные ими выводы. Одним из результатов этого стал широко известный конфликт между Галилеем и Ватиканом. Церковь вторглась в сферу, лежащую вне ее компетенции, пытаясь определить, какая из астрономических теорий является правильной. Однако этот случай нельзя считать типичным в отношениях между наукой и религией. На протяжении эпохи Возрождения и золотого века гуманизма ученые, а также ведущие художники получали поддержку церкви. Бенедиктинцы, доминиканцы, францисканцы и иезуиты, в свою очередь, часто были естествоиспытателями, вносившими существенный вклад в развитие науки. Многие выдающиеся ученые прошлого — такие, как Коперник, Кепплер, Галилей, Ньютон, Дарвин, Ломоносов, Эйнштейн, — верили в Бога и не видели противоречий между своими научными и религиозными взглядами.

М.В. Ломоносов

"Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величие, в другой — Свою волю. Первая — видимый сей мир, вторая книга — Священное писание. Наука и религия — суть родные сестры, дщери Всевышнего Родителя, они никогда между собою в распрю прийти не могут, разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду всклеплет. Напротив, наука и вера взаимно дополняют и подкрепляют друг друга."