Печать
Просмотров: 1407

427О! Как часто вы замечали, что при необходимости принять то или иное решение в вас происходит внутренняя борьба. Порой нас раздирают внутренние противоречил - с одной стороны, мы знаем, что нам следует поступить определенным образом, но что-то толкает нас на прямо противоположный путь.

 

Случалось ли с вами, что вам отчаянно хотелось совершить поступок, прекрасно понимая, что он неправилен? Похоже, что каждый раз, когда нам следует сделать что-то хорошее, находится по меньшей мере десяток причин, оправдывающих наше бездействие. Какая сторона обычно выигрывает? Какая сторона сильнее? Почему внутри нас происходит такая борьба и как ее разрешить?

Добро и зло в нас

Нам свойственно желание совершать добро, это приносит нам истинное счастье. Это доброе желание исходит от нашего доброго разума, который направляет наши дела, поступки и помыслы на благо других. Когда мы действуем в соответствии с этим желанием, вначале нам может быть трудно, потому что этот путь часто сопряжен со значительными усилиями и неудобствами. Но в конце концов мы постигаем непреходящие радость и счастье. Например, представьте себе такую ситуацию. Вы заняли довольно значительную сумму у своего близкого друга. Проходит определенное время, и вам пора возвращать долг. Вам трудно расплачиваться, но если вы вовремя вернете деньги, то дружба станет от этого более крепкой, вы сможете больше доверять друг другу. Однако подсознательно может возникнуть и другое желание, которое поведет нас в ложном направлении. К нам приходит искушение обмануть друга и не торопиться с возвращением долга. Это эгоистичное желание подкрепляется вполне логичным оправданием: "У него много денег, он в них не нуждается, а у меня их нет". Затем нам приходит в голову, что если долго избегать друга, то он забудет про деньги, и нам не придется возвращать долг. Мы избегаем встреч с ним. он не требует долг, и что-то в нас говорит: "Как я все отлично придумал!" Однако в глубине души мы очень сожалеем о потере друга и чувствуем укоры совести по поводу нашего эгоизма и глупости. Наконец, мы спрашиваем себя: "Зачем я это сделал?" На смену временной радости приходит долгая печаль. Внешне это победа, но внутренне - поражение. Это дурное желание использовать других в собственных целях исходит от нашего порочного разума.

Итак, с одной стороны, у нас имеются добрые стремления - быть хорошими, исполнять свои обязанности и обещания, помогать другим. Но, с другой стороны, в нас есть и порочные желания, которые очень сильны, хотя мы и знаем, что они дурны. С одной стороны, наш добрый разум является источником стремления делиться с другими; с другой стороны, наше порочное "я" хочет владеть вещами и наслаждаться жизнью в одиночку. Откуда в нас берутся эти мысли и желания?

Путь от мысли к поступку и характеру

Много мыслей приходит к нам через органы чувств. Мы читаем книги, смотрим телевидение, слушаем людей и разную музыку. Мы находимся под влиянием среды, в которой живем, и образов, которые входят в наше сознание. Другие мысли и желания приходят к нам изнутри, а третьи — непонятно откуда. Иногда наше сознание кажется похожим на радиоприемник. Мы способны "настроиться" на любые каналы. Мы можем думать о наших друзьях, работе, врагах, напевать мелодии, мечтать о том, что нам хотелось бы делать, воображать себе разные невероятные ситуации, мысленно вести разговоры с людьми, строить планы на будущее или вспоминать прошлое. Собственно, не так легко сосредоточиться и заставить наше сознание не отвлекаться на посторонние веши. Разные образы вызывают разные впечатления и по-разному воздействуют на нас. Если мы заполним свое сознание добрыми образами, у нас, как правило, окажутся добрые мысли. Случалось ли вам петь песни, которые затрагивали ваши чувства и вдохновляли вас? Приходилось ли вам читать книги, где главный герой — очень благородный и добродетельный человек? Наверное, вы симпатизировали этому герою и вам хотелось на него походить. Когда наш ум наполнен добрыми образами, у нас обычно возникают добрые желания. Мы хотим быть добрыми, честными, любящими, стремимся помогать другим. Эти добрые желания приводят нас к добрым поступкам, а когда мы поступаем хорошо, мы счастливы. Нет большей радости, чем сделать счастливым другого человека. Поэтому мы помогаем другим. Мы также хотим создавать прекрасное и быть окруженными красотой.

Следуя добру или злу

Следуя своим добрым желаниям, мы развиваем у себя хорошие привычки, такие, как пунктуальность, аккуратность, надежность. По мере того как эти привычки становятся все более естественными и превращаются в часть нашей природы, у нас развивается хороший характер, воплощающий такие черты, как честность, доброта, искренность, терпение, способность понимать других людей и сочувствовать им. Наконец, наше сердце становится добрым. У нас больше нет дурных мыслей и желаний. Мы больше не подвержены соблазну и нам не надо бороться с собой, чтобы поступать хорошо. Собственно, мы уже просто не можем поступить плохо; мы выбираем путь добра, даже если это сопряжено с риском для жизни. Когда нас обижают другие, мы не таим обиды и не жаждем мести, вместо этого мы испытываем к ним любовь и думаем только об их благе. Мы радуемся, когда люди счастливы, даже если это наши враги. Однако мир, в котором мы живем, полон также и дурных образов. Если мы позволим этим образам войти в наше сознание и будем размышлять о них, у нас появятся дурные мысли, которые будят самую худшую часть нашей личности — ту, что отзывается на зло Например, нам нравится слушать сплетни и слухи. Особенное, извращенное удовольствие, которого мы, может быть, стыдимся, доставляют нам сплетни о тех, кого мы не любим или считаем своими соперниками. Именно это порочное "я" пробуждается в нас, когда мы читаем в газетах репортажи недобросовестных журналистов о слухах, порочащих того или иного человека, о дешевых сенсациях.

Задумывались ли вы над тем, почему так много газет и журналов пестрят сообщениями которые направлены только на то, чтобы вылить на читателей как можно больше "грязи"? При этом совершенно неважно, насколько излагаемые версии соответствуют действительности. Через несколько дней вполне может оказаться, что напечатанная информация не имеет никакого отношения к истине. Однако именно такого рода статьи обеспечивают "желтой прессе" популярность, потому что каждому из нас присущи темные, злые мысли и побуждения, которые отзываются на подобные публикации. Порнография также обращена к нашей низменной части. Она не возвышает дух видением бескорыстной любви. Напротив, она наполняет сознание безнравственными мыслями и побуждениями. Хотя мы и знаем, что это дурно, мы испытываем порочную радость и счастье, развлекая себя подобными вещами. Мы тайно, а порой и явно радуемся, когда что-то дурное случается с тем, кому мы завидуем. Мы думаем и воображаем себе поступки, которых, может быть, не намерены совершать в реальной жизни. Однако все эти порочные желания и мысли так или иначе проявляются. Когда мы начинаем мыслить подобным образом, мы сами себе создаем ад. В таком состоянии мы не можем любить.

Ф. М. Достоевский

 "Ад есть страдание о том, что нельзя уже более полюбить".

Обычно мы пытаемся оправдать себя, скрыть определенные поступки и избежать осуждения других людей. Однако все это связано с желанием защитить и оградить то самое "я", которое не любим ни мы сами, ни кто бы то ни было из окружающих. И ведь в конце концов, даже отчаянно защищая себя, мы не испытываем радость. Напротив, последствия от поступков нашей теневой стороны приводят к тому, что мы теряем уважение к себе и разрушаем отношения с близкими нам людьми. Порочные желания ведут к формированию дурных привычек, лени, грубости, невоспитанности. При этом наш характер постепенно портится. Мы начинаем культивировать в себе дурные мысли и чувства. Мы можем испытывать извращенное удовольствие, уничтожая прекрасное. Пороки становятся частью нашего характера. Вспоминая наши ссоры с другими людьми, мы порой в воображении придумываем различные жестокие способы мести. Иногда, когда человек нарочно обижает другого, на его лице можно видеть злобную улыбку, В конце концов такой человек может стать убийцей. Такие характеры описывал Ф. М. Достоевский в "Записках из Мертвого дома".

Великий русский мистик св. Нил Сорский показал, что наша победа в борьбе со своими страстями и пороками зависит от того, как мы реагируем на различные приходящие нам в голову мысли.

Поначалу мысль, что приходит к нам, безгрешна, ибо не зависит от нас. Потом, мы начинаем размышлять над этой мыслью. Это уже может быть грешно, если мысль дурна. Вместо этого следует вытеснить дурную мысль доброю. Если мы этого не делаем, то приходит согласие. Мы охотно признаем дурную мысль. При некоторых формах согласия мы не только признаем дурные внушения, но и готовы поступить согласно им. Это грех. Человек становится рабом мысли. Он постоянно думает о ней, порабощенный бурным желанием. Он еще может вернуться к добродетели, но это нелегко. И наконец, человек поддается страсти. Он охотно и постоянно следует дурным соблазнам, так что это становится ею второй природой.