Печать
Просмотров: 614

418Христианство — это одна из ведущих мировых религий. Миллионы людей во всем мире считают себя последователями Христа. Однако в отличие от основателей других религий Иисус Христос проповедовал всего в течение трех лет и умер распятым на кресте - так в те времена казнили преступников. Было Ему тогда тридцать три года. Он не оставил после себя ни одной строки, и мы можем лишь предполагать, как Он выглядел.

Однако свое летосчисление мы ведем с года Его рождения. Во всем мире люди, даже не являющиеся Его последователями, каждый год отмечают Рождество — день, когда Он родился. Кем же был Христос, что Ему удалось совершить столь непостижимый переворот в мировой истории? Несколько десятилетий спустя после смерти Христа свидетельства о Его жизни были собраны и записаны в назидание потомкам. Эти записи именуются Евангелиями, что означает Благовествования. Самые ранние из них могли быть написаны примерно в 50 г. н. э., хотя некоторые историки относят их к более позднему периоду. Четыре Евангелия Нового Завета являются основными источниками, из которых мы черпаем наши сведения о жизни Христа.

Историческая эпоха

Страна, в которой родился и жил Христос, бурлила и жила ожиданиями. В 63 г. до н. э. римский полководец Помпеи захватил Иерусалим. Это положило конец краткой политической независимости израильтян — с тех пор в Иерусалиме постоянно находился римский гарнизон. Римляне не могли понять религии иудеев, видя в ней лишь смешение предрассудков и варварских обычаев. Они пытались обратить израильтян в свою веру, оскорбляли их, подвергали грабежам и поборам. Иудеи ненавидели римлян и часто восставали против их владычества.В 40 г. до н. э. царем Иудеи с благословения римлян стал уроженец страны Ирод Великий, отличавшийся крайне жестоким нравом. Во время его правления в Иудее продолжалось насаждение эллинистической культуры. Опасаясь потери власти, он наводнил страну тайными соглядатаями и сурово наказывал каждого иудея, на которого падала хотя бы тень подозрения в измене. Страшась предательства даже в собственной семье, он убил двух своих сыновей и жену. После его смерти страна была поделена между двумя его сыновьями, к которым народ относился с такой же ненавистью, как и к самому Ироду. В 6 г. н. э. Иерусалим и Иудея перешли в прямое подчинение Риму. Править страной стали присылаемые из Рима наместники, прокураторы. Иудеи мечтали об избавлении от ненавистного им ига римлян. Некоторые из них объединялись в своеобразные партии. Так, например, зилоты собирались добиться освобождения путем вооруженного восстания и борьбы. Они призывали народ не платить римлянам налогов. Зилоты стали основой освободительного движения, разгромленного в 73 г. н. э.

Для евреев это было временем религиозных поисков. Происходил раскол на религиозные группировки. Одна из групп, упоминание о которой мы часто встречаем в Новом Завете, называлась фарисеями. Это направление объединяло мирян, людей, не имевших священного сана. Своих наставников фарисеи звали "рабби", что означает "учитель". Они привнесли в древнее учение много новых идей, таких, например, как представления о жизни после смерти, ангелах и демонах, а также о том, что историей движет Божественный промысел. Они пытались по-новому толковать тору применительно к изменившимся потребностям людей. Однако это вело к бесконечному приумножению правил, которым было трудно следовать, и к обвинению в излишнем законничестве. После падения Иерусалима в 70 г. н. э. фарисеи стали опорой иудаизма. Другой важной группой были саддукеи -консервативная партия аристократии. Правящая верхушка общества состояла преимущественно из представителей именно этой группы. В религиозном и политическом отношении они придерживались крайне консервативных взглядов и выступали против склонных к реформам фарисеев. Они буквально трактовали закон Моисея и, видимо, не верили в жизнь после смерти. После падения Иерусалима и разрушения Храма они потеряли свою власть и влияние. Помимо этого существовали и другие духовные группы. Наиболее известными среди них были жившие в пустыне ессеи — аскетическая религиозная община, к членам которой предъявлялись весьма суровые требования. Ессеи осуждали продажность священников Храма. Они готовились к пришествию Мессии, который должен был повести их на борьбу против тирании Римской империи, за восстановление Израильского царства.

Рождение Христа и Его детство

Находясь под игом угнетателей, иудеи поддерживали себя мыслью о том, что Бог не оставит их. Как и во времена Египетского рабства, появится новый Моисей и поведет их за собой. Это будет Мессия (т.е. избранный Богом). Он освободит иудеев от иноземных поработителей, восполнит Моисеев Закон и принесет на землю новые откровения о Боге. На земле воцарятся вечный мир, порядок и процветание. О приходе Мессии говорил и последний из пророков Малахия. Однако он предупреждал людей, что ест они не будут готовиться к этому дню, то погибнут. Евангелие от Луки начинается с рассказа о том, как престарелому священнику Захарии, когда тот служил в Храме, явился ангел и принес весть о том, что его уже немолодая и бесплодная жена Елизавета родит сына. Архангел Гавриил также поведал, что сыну Захарии уготована высокая миссия. Потрясенный священник вначале не мог поверить услышанному, однако сказанное ангелом сбылось. Жена Захарии забеременела и вскоре родила сына, нареченного Иоанном. И тогда Захария. пророчествуя, обратился к своему сыну:

И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо придешь предтечам Господа приготовить пути Ему./Лука, 1:76.
Ангел явился также и родственнице Елизаветы Марии. Представ перед изумленной девушкой, ангел поведал ей, что она родит сына, который "будет велик и наречется Сыном Всевышнего", унаследует престол Давидов и установит вечное царствие в доме Израилевом. Мария удивлена и смущена: "как будет это, когда Я мужа не знаю?" (Лука. 1:34). Однако ангел рассказал ей о том, что случилось с Елизаветой и уверил, что Господь сотворит и это чудо. Когда обрученный с Марией плотник Иосиф узнал о том, что она беременна, он хотел оставить ее. Однако явившийся ему ангел открыл, что младенец, которому должно родиться, призван спасти людей от грехов их, и в том - воля Господа. Уверовав в откровение ангела, Иосиф остался с Марией. Младенец, родившийся у Марии и Иосифа, был назван Иисусом. Незадолго до его рождения Иосиф с женой отправился в Вифлеем — место своего рождения, так как в то время в стране проводилась перепись населения, и всем жителям было предписано вернуться в селения, где они родились. Итак, Иисус появился на свет в Вифлееме, в яслях для скота, ибо не нашлось иного места для семьи Иосифа. Тем не менее трое мудрецов с Востока, получив знамение свыше о рождении необыкновенного младенца, пришли к Нему с дарами, называя Его царем Иудейским. Однако о рождении "царя" услышал и Ирод. Опасаясь восстания против своей власти, он приказал убить всех детей моложе двух лет, родившихся в Вифлееме и окрестностях. Предупрежденный об этом во сне Иосиф вместе с Марией и новорожденным Иисусом бежали в Египет. После смерти Ирода они возвратились на родину, поселившись в городе Назарете в Галилее, где раньше жил Иосиф.

Нам почти ничего не известно о детстве Христа. Мы знаем лишь, что Иисус владел арамейским языком, читал на древнееврейском и, возможно, понимал греческий, так как неподалеку от Назарета находился греческий город. Когда Ему было двенадцать лет, родители взяли Его в Иерусалим на праздник Пасхи. Уже на пути домой они обнаружили, что Иисуса с ними нет. Они возвратились в Иерусалим и лишь через три дня нашли сына в Храме, беседующего с учителями Закона. Те были поражены мудростью мальчика. Прошло еще несколько лет. Умер император Август, причислявший себя к сонму богов, а его наследником стал сумрачный и подозрительный Тиберий. В Иудею был назначен шестой по счету прокуратор — Понтий Пилат. В это время в Израиле постепенно становился все более известным молодой отшельник Иоанн, сын Захарии. Иоанн жил в пустыне, питаясь лишь акридами и диким медом, одевался в грубую пастушескую власяницу из верблюжьей шерсти. И вот, когда ему исполнилось тридцать лет, Иоанн впервые обратился к людям с проповедью. Исполненный праведной решимости привести свой народ к Богу, он говорил о необходимости покаяния и о скором Суде над миром: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Матфей, 3:2). Жрецы и простые люди со всей страны приходили к Иоанну послушать его проповеди и принять от него крещение в реке Иордан, которая издревле считалась рубежом святой земли. Погружение в воду символизировало очищение от грехов и начало новой жизни — подобно тому, как вода омывает тело, так и покаяние очищает душу. Иоанн, которого вскоре стали звать Крестителем, призывал людей признать свои заблуждения и грехи и исправить их, ибо приход Мессии уже не за горами. Однажды Иисус тоже пришел к Иоанну, чтобы принять от него крещение. Но в тот момент, когда Иисус стоял в реке и молился, Господь послал Иоанну духовное озарение, и ему открылось, что стоящий перед ним - Сын Божий. Иоанн свидетельствовал собравшимся людям об Иисусе. Двое из учеников Иоанна ушли с Христом, став Его последователями, сам же Иоанн продолжал проповедовать и крестить людей в Иордане. Вскоре после этого Иоанна, обличавшего нечестивый образ жизни царя Ирода Антипы (сына прежнего правителя, Ирода Великого), взяли под стражу и затем казнили.

Христос собирает первых учеников

После принятия крещения от Иоанна Иисус ушел в пустыню. Там, в окрестностях Мертвого моря, Он провел больше месяца в посте и молитве перед тем, как начать проповедовать народу. После этого Он вернулся в Иудею и начал благовествовать, проповедуя то же, что и Иоанн: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Матфей, 4:17). Вместе с несколькими своими учениками Иисус также крестил людей в водах Иордана, и многие приходили к Нему. Когда до Иисуса дошел слух, что к Нему приходит креститься больше людей, чем к Иоанну, Он оставил Иудею и возвратился домой в Галилею. Христос обходил города и селения, проповедуя то в молитвенных домах, то где-нибудь на холмах или под открытым небом. Вернувшись в Назарет, город, где Он провел детство, Иисус проповедовал в синагоге. Все прихожане были удивлены: откуда в сыне плотника подобное красноречие? Но не в меньшей степени их смутило и даже разгневало содержание слов Христа, так что они даже пытались сбросить Его с вершины горы, на которой стоял город (Лука, 4:16—30). Однако это не устрашило Иисуса. Он отправился в странствие по Галилее, проповедуя и возвещая о приближении Царства Небесного. Он проповедовал в синагогах, и люди были заворожены той уверенностью, которой были пронизаны Его слова. Толпы следовали за Ним, куда бы Он ни шел. Он исцелял больных, изгонял бесов. Тысячная толпа, затаив дыхание, ловила каждое Его слово. Люди в изумлении взирали на совершаемые Им чудеса. Они признавали, что в отличие от других пастырей Он проповедует "со властью", и даже злые духи вынуждены повиноваться Ему, Невозможно было спокойно слушать слова Христа — они призывали к решительным переменам в жизни каждого. Он проповедовал полное и безусловное подчинение воле Бога, говорил о том, что каждый должен в покаянии и смирении готовить себя к приходу Царствия Небесного (Матфей, 6:25— 34). Его ученики должны были оставить все: богатство, семью, друзей и следовать за Ним. Он призывал иудеев возлюбить своих врагов римлян, как к равным относился к презираемым самарянам, высоко отзывался о предназначении женщины и бросал вызов религиозным, социальным и политическим предрассудкам своего времени. Во время странствий по Галилее Христос собирает учеников. Первыми стали ими рыбаки Симон (Петр), Андрей, Иаков и Иоанн Зеведеевы; затем к ним примкнул сборщик налогов Матфей. Фарисеи удивлялись тому, что Иисус окружал себя обществом подобных грешников. Иисус же отвечал им: "Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию" (Лука, 5:32). Некоторое время спустя после ночи, проведенной в молитве, Иисус избрал себе и других учеников, доведя их число до двенадцати. Это были Филипп, Варфоломей, Фома, Иаков младший, Симон, Иуда (брат Иакова) и Иуда Искариот.

Наставления Иисуса

Иисус проводил много времени со своими учениками, обучая и наставляя их. В проповедях и притчах Он помогал им понять, что это значит — любить друг друга, говорил о том, как следует обращаться к Господу в молитве. Христос не просто наставлял людей, Он сам был живым воплощением своего учения. Иисус глубоко верил в молитву. В евангелиях мы часто встречаем упоминания о том, как Он уходил от суеты будничной жизни и удалялся в горы, чтобы молиться. В ответ на просьбу своих учеников Он научил их тому, как подобает молиться:

Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; Да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; Хлеб наш насущный дай нам на сей день; И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.../ Матфей, 6:9-13.
Он дал им новую заповедь, которая отныне должна была стать основой их жизни: "Да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга " (Иоанн, 13:34). Христос учил своих последователей служить друг другу и не пытаться возвышать себя один перед другим: "Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится" (Матфей. 23:11—12). В Нагорной проповеди Он выразил суть своего учения, призванного принести людям любовь, гармонию и истинную радость единения с Богом:

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрит. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас./ Матфей. 5:3-12.
Обучая людей, Христос говорил о том, что истинное счастье — не во власти или деньгах, и не сильные мира сего владеют им. Лишь те, кто открывает свое сердце жертвенной любви, могут унаследовать Царство Небесное.

К Христу приходят толпы людей

В течение этой весны в Галилее к Иисусу стекались самые разные люди. Как-то раз к Нему пришел римский сотник и просил вылечить своего слугу. В другой раз один из начальников синагоги по имени Иаир просил Его вернуть к жизни находящуюся при смерти дочь, что Христос и исполнил. Фарисеи также присутствовали на проповедях Христа, приглашали Иисуса в свои дома, где внимательно слушали Его. Люди из всех слоев общества приходили к Спасителю; их было настолько много, что Иисус один уже не мог направлять на истинный путь всех этих людей. Поэтому он отправил сначала 12, а позднее и 70 ближайших учеников возвещать Благую Весть самостоятельно. Посылая апостолов на проповедь, Учитель предупредил, что их будут преследовать, но Бог всегда будет с ними и защитит их. Апостолы разошлись по разным городам, проповедуя и неся благую весть о скором пришествии Царства Божьего. Как и Иисус, они также исцеляли больных и изгоняли демонов. Отныне их жизнь была посвящена лишь служению, ибо они были призваны отдавать себя Богу и миру, как отдал себя Иисус Назарянин.

Смятение вокруг Христа

Между тем разговоры и споры об Иисусе все множились. Люди горячо спорили о том, кто Он: пророк, Мессия или самозванец. Несмотря на то что сотни людей приходили к Христу, внимая Его проповедям, получая исцеление, постепенно росло и непонимание, а порой — и открытое противостояние Ему.

Однажды, когда Иисус беседовал с учениками, к Нему принесли парализованного и просили излечить его. Христос обратился к больному со словами: "Прощаются тебе грехи твои ". Книжники, присутствовавшие при этом, вознегодовали, ведь, по их мнению, лишь Бог может отпускать грехи. Однако Иисус, прочитав их мысли, со словами "Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи" (Марк, 2:5,10) исцелил больного. Книжников и прочих религиозных наставников возмущало и окружение Христа, ведь среди его последователей — грешники, мытари и блудницы. Фарисеи упрекали Иисуса за то, что Он исцелял больных в субботу (евреям в субботу, считавшуюся днем покоя, запрещалось делать какую бы то ни было работу). Некоторые фарисеи, завидуя той власти, которую Он имел над людьми, стали все более решительно оспаривать авторитет Христа. Пытаясь очернить Иисуса, они упрекали Его в нарушении Закона. Однако Христос всегда мудро отвечал на все вопросы и мог опровергнуть любые их доводы. Многое из того, о чем говорил Иисус, оскорбляло религиозных наставников. Когда Он заявил: "Я и Отец — одно", они пришли в такую ярость, что собрались побить Его камнями: "Мы хотим побить Тебя камнями за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь себя Богом " (Иоанн, 10:33). Христос понимал, что им трудно принять его учение, столь сильно отличающееся от привычных им религиозных норм. И поэтому Он предлагал им по крайней мере признать, что добрые дела и чудеса, которые Он совершает, свидетельствуют о том, что Он послан Богом.

Шло время. Вокруг Христа росли пересуды. Толпы бродили за Ним, почитая Его новым Пророком. Некоторые из последователей надеялись, что Христос возглавит их в борьбе против римлян. Они стали открыто провозглашать Христа Мессией, хотя Он и просил сохранять это в тайне. Опасаясь роста мятежных настроений, первосвященники решили созвать синедрион — верховный суд Иудеи. Как поступить с Назарянином и его учениками? Если весь народ уверует в Иисуса, римские власти могут воспринять это как бунт и снова устроят кровавую бойню. К чему это новое кровопролитие? И первосвященники решают, что лучше умереть одному Иисусу, нежели всю страну отдать на растерзание. Итак, Иисуса решено убить.

Последователи Христа оставляют Его

Многие из сторонников Христа также не могли принять того, что Он проповедовал, настолько это противоречило привычным нормам и традициям. Одно дело — наблюдать за чудесными исцелениями, и совсем другое возлюбить врагов римлян. Постепенно последователи стали оставлять Христа, и даже тем, кто оставался верен, было трудно до конца понять и принять Его учение. Иисус вновь и вновь пытался наставить своих учеников. Он рассказывал притчи, в которых все было так знакомо, так узнаваемо — самаряне, фарисеи, пастухи, мытари. Однако апостолам было трудно понять смысл Его иносказаний. Многолюдные толпы, еще так недавно окружавшие Христа, тоже стали редеть. Сердце Христа наполнялось болью. Он пришел ради того, чтобы поведать людям о любви, которой они еще не знали, которая могла бы изменить всю их жизнь, но они не понимали этого. Исполненный скорби, Он оплакивал Иерусалим и печальную судьбу своего народа, не ведавшего, что он отвергает.

Христос по-прежнему продолжал учить людей, но содержание Его проповедей уже стало иным. "С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убитому, и в третий день воскреснуть" (Матфей, 16:21). В первый раз, когда Он поведал об этом своим ученикам, они были потрясены, ибо до сих пор они говорили лишь о том, как будут пребывать с Учителем в Царстве Небесном (Лука, 24:21).

Страстная неделя

Христос обратил лицо Свое к Иерусалиму. Оставалась всего неделя до Пасхи, главного иудейского праздника, отмечавшего Исход евреев из Египта. Иерусалим был полон паломников, собравшихся со всех концов страны. Когда Иисус в сопровождении учеников въезжал в Иерусалим, те люди, которые раньше следовали за Ним, а потом рассеялись, казалось, опять вспомнили о явленных им чудесах:

И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге. А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних! / Лука, 19:36-38.
Все предпасхальные дни город бурлил, обсуждая эту триумфальную встречу, все только и говорили об Иисусе. Многие поддерживали Его, другие яростно клеймили. Римские власти и первосвященники все более опасались волнений. В первый же день Христос пошел в Храм и, увидев, что тот полон торговцев и менял, гневно изгнал их. На следующий день Иисус снова был в Храме, проповедуя и наставляя людей. Законники вновь и вновь подступали к Иисусу, искушая Его, но всякий раз Он столь мудро отвечал на каверзные вопросы, что они вынуждены были в гневе умолкнуть. Священнослужители хотели взять Христа пол стражу, но боялись сделать это открыто, ибо народ поддерживал пророка из Галилеи. Опасаясь бунта, они искали возможности тайно схватить Христа. Такая возможность вскоре представилась. Один из учеников Христа, Иуда Искариот, таил в сердце обиду на Учителя. Когда обстановка вокруг Иисуса стала осложняться, Иуда решился на предательство. Он рассказал первосвященникам, что знает способ, как можно арестовать Иисуса, когда вокруг1 Него не будет много народа, и получил за это тридцать сребреников. Однако предательство не избавило его от душевной тяжести, не принесло успокоения. Позднее, осознав тяжесть совершенного поступка. Иуда повесился.

Тайная вечеря

На следующий день, в четверг, Иисус и Его ученики праздновали Пасху. За пасхальной трапезой, которую потом стали называть "Тайной вечерей", собрались все двенадцать апостолов. В начале вечера Христос взял кувшин, чтобы омыть ноги своим ученикам. Апостолы были смущены, чувствуя, что не могут принять такого унижения Учителя. Но Иисус и в последний вечер учил — не словами, но жизнью, — как следует заботиться друг о друге, любить друг друга, служить друг другу. Затем Он разделил трапезу с учениками. Именно на ней было совершено первое причастие, ставшее основным таинством христианской церкви:

И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается./ Лука, 22:19-20.
Во время Тайной вечери Христос впервые поведал ученикам о том, что вскоре совершится предательство, и Он погибнет. Говоря же о том, кто предаст Его, он изрек: "Лучше было бы этому человеку не родиться" (Матфей, 26:24).

Молитва Христа и Его заключение под стражу

После трапезы Христос и Его ученики отправились в Гефсиманский сад на гору Елеонскую возвышавшуюся над Иерусалимом. Иисус просил своих учеников подождать его, пока Он будет молиться:

И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче, все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не нею Я хочу, а чего Ты./ Марк, 14:33-36.
Возвратившись, Христос нашел своих учеников спящими. Он разбудил апостолов, и в этот момент сад наполнился голосами, осветился фонарями и факелами. По саду шли вооруженные люди. Иуда Искариот подошел к Христу и поцеловал Его, указывая преследователям, кого именно они должны арестовать. Иисуса схватили, а ученики, увидя это, в смятении скрылись. Христа отвели к первосвященнику Каиафе. На синедрионе, который собрался, чтобы вынести Иисусу смертный приговор, никто не пытался защитить Его. Молчал и Он сам: "Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам. Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал" (Матфей, 26:63-64).

Первосвященники, услышав этот ответ, пришли в ярость. Но синедрион не имел права выносить смертные приговоры, и поэтому Иисуса послали к римскому наместнику в Иудее Понтию Пилату. Пилат, допросив Христа, нашел Его невиновным и хотел освободить, но рев подстрекаемой первосвященниками толпы: "Распни Его! Распни Его!" заставил прокуратора дать согласие на казнь Иисуса.

Распятие и воскресение Христа

Тогда Христос был предан в руки солдат. На голову Ему надели терновый венок и повели к месту казни. Осыпаемый насмешками и бранью, Христос нес свой крест. Вскоре Он обессилел от жары и перенесенных побоев, и тогда из толпы был призван Симон Киринфянин, чтобы нести крест Спасителя. На вершине Голгофы — холма недалеко от стен города, мимо которого шла людная дорога, — Христа распяли между двумя разбойниками. Пилат приказал прикрепить к Его кресту надпись, гласящую: "Иисус Назарянин, Царь Иудейский". Но даже будучи распятым, Христос не проклинал своих гонителей. Наоборот, даже в этот последний момент своей жизни Он был исполнен любви к людям и просил Бога простить их, не ведающих, какое зло они совершают:

Отче! прости им, ибо не знают, что делают....Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух./ Лука, 23:34, 46
Когда настал вечер, один из последователей Иисуса, Иосиф из Аримафеи, снял с креста тело Спасителя, отнес его в гробницу, высеченную в скале, и закрыл вход туда большим камнем. Ранним воскресным утром женщины, сопровождавшие Иисуса к месту казни, пришли к гробнице, но обнаружили, что она пуста.

Вместо тела Учителя они увидели ангела, который поведал им, что Христос воскрес из мертвых (Марк. 16:6). Взволнованные женщины поспешили сообщить о виденном и слышанном ученикам Иисуса, но те не поверили им. Однако вечером, когда десять апостолов собрались вместе для беседы, сам Христос внезапно появился среди них, вызван смятение и испуг (Иоанн, 20:19), В течение последующих сорока дней Иисус не раз являлся перед своими учениками. И всякий раз Он беседовал с ними, ободрял их, укреплял в вере, наставлял. Он учил их тому, что отныне должно было стать их самой важной миссией:

Итак идите, научите вес народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святою Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века./ Матфей, 28:19-20.
На сороковой день после воскресения Иисус вознесся на небеса. На пятидесятый день, когда ученики Его собрались вместе, на них сошел Дух Божий в виде языков пламени (Деяния апостолов,1). Доселе робкие и напуганные ученики Иисуса обрели силу смело нести людям свет Евангелия. С этого времени приступили они к выполнению великой миссии, которую доверил им Христос. Многие из них подверглись преследованиям, но уже не страшились ни смерти, ни прочих угроз. Так зародилось христианство.
Апостолы, которые вначале были так напуганы распятием Иисуса, теперь обрели несгибаемое мужество и разошлись проповедовать Благую Весть.