Печать
Просмотров: 1573

420Жизнь Христа была воплощением любви. Он хотел, чтобы основой отношений между его учениками, основой отношений в новом обществе была любовь, а не закон. Тот, кто любит, не сможет даже помыслить об убийстве, воровстве или лжи. Апостол Павел говорил, что законы против подобных поступков существуют для преступников, а не для праведных людей. Именно любовь должна была связать воедино последователей Христа.

 

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга./ Иоанн, 13:34.

Суть этой заповеди заключается в том, что мы должны любить друг друга так, как Христос любил нас — абсолютно бескорыстной и жертвенной любовью. Христос любил людей настолько, что всем пожертвовал во имя этой любви. Именно такова любовь Бога, который ради людей жертвует тем, что Ему дороже всего:

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную./ Иоанн, 3:16.
Однако Христос не был просто пассивным носителем Господней любви к людям. Он сам избрал свой путь, жертва Его была полностью добровольной. И Он учил людей именно такой жертвенной любви, объемлющей не только друзей, но и врагов.

Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих./ Иоанн, 15:13.

Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас./ Лука, 6:27-28.

Христос не только учил, как жить, но и жил, как учил. Даже на кресте он молился за тех, кто распинал его: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают "./ Лука, 23:34.

Любовь к врагам

Возможно, наиболее трудно в учении Христа понять и принять его заповедь о любви к врагам своим и о том, что в ответ на удар нужно подставить обидчику и другую щеку.

Заповедь

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя - не отвращайся. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих, вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный./ Матфей, 5:38-46.

Давайте подумаем об угой заповеди, размышляя о нашем времени, о наших отношениях с людьми. Как мы реагируем на то, что кто-то обижает нас, плохо к нам относится, чем-то оскорбляет наши чувства? Несколько лет назад в газетах писали о том, как залезший на садовый участок подросток был убит владельцем дачи. Гнев хозяина дачи по поводу нескольких срезанных цветов был столь велик, что этого оказалось достаточно для убийства. Хотя такие экстремальные случаи встречаются, к счастью, редко, подобная реакция достаточно типична. Часто люди стремятся к мести — "чтоб неповадно было". Это желание как-то выплеснуть свою обиду может проявляться в гневе, крике или жестокости. Может быть, кто-то всего лишь солгал вам, а вы в гневе произносите: "Я готов его убить!" И ведь иногда такого рода мотивы становятся причиной настоящего убийства, не только на словах. При этом преступник считает себя невиновным — он только мстил за нанесенное ему оскорбление. К сожалению, подобная жажда мести свойственна даже целым сообществам людей и иногда становится причиной бессмысленных и жестоких кровопролитий. По сравнению с таким пониманием справедливости закон Моисея шагнул далеко вперед, установив систему справедливых возмещений за причиненное зло. В соответствии с иудейскими представлениями наказание должно было соответствовать преступлению. Итак, нравственный принцип "любить ближнего своего и ненавидеть врага своего" может казаться естественным и даже правильным. Обычно, когда нас обижают или оскорбляют, мы реагируем на это двояко:

если обидчик меньше или слабее нас, мы пытаемся каким-то образом ему отомстить, таким образом давая выход своему гневу;

если обидчик сильнее нас и мы испытываем чувство страха, мы можем подчиниться ему и делать все, что он захочет, ради того, чтобы не испытать повторной обиды, при этом наши истинные чувства остаются глубоко скрытыми.

Может ли один из этих путей разрешить проблему зла? В результате первого подхода зло только приумножится, приведет к вражде. Обе стороны будут чувствовать себя совершенно оправданными в своей мести, и конфликт может продолжаться до бесконечности, вовлекая в свой круг новых людей, даже когда вызвавшая его причина будет давно забыта. Второй путь также преумножает зло, так как позволяет начальной несправедливости остаться безнаказанной. Обидчику часто нравится издеваться над своей жертвой, ведь это только подкрепляет его убеждение в существовании людей "второго сорта", не достойных уважения. Христос же призывал людей встать выше правосудия и обычного поведения. Любая несправедливость в этом мире в конце концов объясняется одним и тем же — эгоизмом человека. Правосудие требует, чтобы несправедливые поступки были наказаны, но никак не борется с их причиной — злом в человеческом сердце. Христос же стремился преодолеть причину несправедливости, обращаясь к сердцам людей. Часто люди неверно понимают учение Христа о непротивлении злу насилием. Они думают, что "подставить другую щеку" означает потворствовать несправедливости, забыть о чувстве собственного достоинства, позволяя каждому оскорблять себя. Однако подставить другую щеку вовсе не значит оставаться бездеятельным перед лицом зла или идти на компромисс, менять свое мнение и пытаться притвориться, что зло — это добро. Это не означает слабости и трусости. Христос говорил лишь об одном — что мы не должны отвечать злом на зло. Как однажды заметил один мыслитель, "око за око, и скоро весь мир станет слепым". Напротив, мы должны отвечать на зло добром, а на ненависть любовью. Такой ответ нельзя считать чем-то пассивным. Это означает увидеть во врагах братьев, ибо они тоже — Божьи дети. Без сомнения, это непросто. Для того чтобы полюбить врагов своих, человеку требуется все его мужество, а иногда это даже может стоить жизни. Когда Христос учил людей любить своих врагов, он отнюдь не проповедовал оторванные от жизни философские принципы. Приводимые им примеры были очень близки иудеям, жившим под римским владычеством. Римский солдат имел право приказать иудею нести за ним его поклажу. Можно представить себе, что чувствовал при этом израильтянин! Вероятно, он со злобой и отвращением нес ношу — ровно столько, сколько это требовалось законом. Но Христос учил делать больше, чем требуют. Он говорил, что даже такой оскорбительный приказ следует выполнять не за страх, а за совесть ("кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два").

Теперь представьте, что происходит, если мы без всякой на то причины кого-то обидели. Если этот человек отвечает нам той же монетой, то мы понимаем, что он точно такой же, как мы сами, или по крайней мере не лучше. Если он теряет свое достоинство и из страха пытается заискивать перед нами, то мы теряем к нему всякое уважение. Но что мы почувствуем, если обиженный нами человек поступит иначе? Он не проявляет своего гнева и не унижается пред нами, вместо того он добр и великодушен. Даже более того, чем больше мы пытаемся его обидеть, тем больше выявляется его любовь к нам. Он впитывает всю нашу ненависть и отвечает нам любовью. Вскоре мы начинаем осознавать, что он — не такой, как мы сами. Мы не смогли бы подобным образом относиться к своему врагу. Постепенно мы приходим к пониманию, что этот человек по-настоящему нас любит. Возможно, мы почувствуем свою вину, наша совесть пробудится, и сердце будет тронуто таким отношением. Мы захотим завоевать дружбу этого человека. Возможно, нам захочется извиниться перед ним, попросить у него прощения. А теперь давайте вернемся к словам Иисуса. Как вы думаете, что почувствовали бы римские солдаты, если бы иудеи не просто несли их поклажу, но с готовностью шли с ними больше, чем это повелевает закон? Как это могло изменить отношения между римлянами и иудеями? И как могли бы измениться мы с вами, если бы жили по этим заповедям.