Печать
Просмотров: 1417

405У каждого народа есть великие люди, но если мы повнимательнее посмотрим на тех, о ком сохранилась самая долгая и добрая память, то увидим, что большинство из них обладает одной общей чертой. Все они были добродетельными людьми, и их жизнь была исполнена добра.

Что означает быть по-настоящему хорошим человеком? Если мы не будем знать критерий, в соответствии с которым определяется благородный человек, мы не сможем четко отграничивать добро от зла. Не правда ли?

 

Так что же такое добро? Что такое зло? Почему каждый народ хранит память о своих национальных героях? Почему основатели религий до сих пор так широко почитаются людьми? Почему, несмотря на то что в истории многое меняется и происходит революции, их учения остаются неизменными? Причина этого заключается прежде всего в том, что ценности, которым они учат, универсальны и вечны — не зависят от исторических периодов, государственных границ, культуры и традиций того или иного народа. "Любовь к врагу своему" может одинаково изменить жизнь человека, будь то в современном городе или в селении близ Иерусалима две тысячи лет назад. Что представляют из себя благородные люди? В то время как большинство из нас раздираемы внутренними противоречиями и конфликтами, они обладают определенной целостностью, В жизни мы часто сталкиваемся с искушениями. Как, например, мы поступим, если нам вдруг предоставится возможность списать контрольную, от которой зависит полугодовая оценка, или ценой небольшого предательства завоевать расположение человека, к дружбе с которым мы стремимся? Когда обычный человек чувствует искушение, он часто попросту поддается ему, но добродетельный человек ведет себя по-иному. Пусть соблазн так и влечет его к себе — он обладает достаточной силой воли, чтобы преодолеть его. Как ни благороден человек, он всегда остается всего лишь человеком, и поэтому уязвим. Все добродетельные люди начинали с принятия определенных принципов. Переживая периоды сомнений и неуверенности, они учились справляться с соблазном, пока наконец внутри них не образовывалась нравственная твердыня, подобная скале.

Что же характеризует путь добродетели? Любовь, жертвенность и добродетель нераздельны. Чтобы стать хорошим другом, мы должны быть готовы к жертвам ради своих друзей. Мы не можем всегда поступать так, как хочется нам самим. Часто нам приходится откладывать наши собственные желания, чтобы позаботиться о друге, которому нужна наша помощь или поддержка. Если же вы поддерживаете своих друзей и заботитесь о них, даже когда это трудно, они никогда не оставят вас и будут любить вас все больше. Именно такой человек идет по пути нравственного совершенствования.Для того чтобы найти счастье в семейной жизни, муж и жена должны жить друг для друга. Часто им приходится уступать друг другу иди жертвовать своими интересами, чтобы создать гармоничные отношения. Сколько раз ваша мама жертвовала своим сном, чтобы сменить пеленки и покормить вас, когда вы были ребенком? А если бы, 500 раз сменив пеленки и 1000 раз покормив вас, она решила, что больше не будет, потому что ей надоело жертвовать собой ради вас? Каков путь, ведущий к саморазрушению? Это использование людей в своих целях. Если мы принимаем решение жить только для себя и больше ни для кого другого, мы никогда не испытаем любви. Любовь начинается только тогда, когда мы делимся с другими тем, что имеем. Что происходит с человеком, который жертвует собой во имя других людей? Может показаться, что он теряет все, но на самом деле наоборот — ему воздается сторицей. Так, например, если в семейных отношениях человек заботится о своих родителях и ставит на первое место не себя, а брата или сестру, через какое-то время он становится центром этой семьи. Принцип любви заключается в том, что чем больше мы живем для других, тем глубже становится испытываемая нами любовь.

Обратившись к Евангелиям, мы увидим, что в своей земной жизни Иисус Христос воплощал этот принцип любви. Его жизнь, полная любви и жертвенности, привела к тому, что христиане во всем мире стали жить более возвышенной жизнью. Так, уже в наше с вами время жила удивительная женщина - мать Тереза из Калькутты, ее миссия Милосердия состояла в том, чтобы заботиться о людях, умирающих на улицах Индии от нищеты, голода и болезней, принимать их к себе и относиться к ним с величайшим вниманием и уважением.

Мать Тереза вдохновляла других своей жизнью, исполненной служения людям. В конце жизни ее лицо было испещрено морщинами; но благодаря своей жертвенной жизни она обрела необыкновенную силу духа и удивительную духовную красоту. Однажды она сказала: "Есть то, что нужно этим людям даже больше, чем пища и крыша над головой, — понимание того, что они кому-то нужны, кем-то любимы. Они понимают, что если им даже осталось жить всего несколько часов, их любят. Господи, сделай нас достойными служить людям всего мира, которые живут и умирают в нищете и голоде".

Великая княгиня Елизавета Федоровна

Великая княгиня Елизавета Федоровна бы­ла родной сестрой последней русской импе­ратрицы Александры Федоровны. Будучи женщиной глубоко верующей, обладая высоким нравственным чувством, она на протяжении всей своей жизни занималась делами благо­творительности, основав и финансировав це­лый ряд учреждений и комитетов. Во время русско-японской войны (1904-1905 годы) на средства великой княгини было оборудовано несколько санитарных поездов. Она ежедневно посещала госпитали, добрым словом и деньгами поддерживала вдов и сирот погибших. Судьба уготовила для Елизаветы Федоров­ны тяжелые испытания. В 1905 году ее супруг — великий князь, генерал-губернатор Москвы Сергей Александрович Романов был убит эсером И. П. Каляевым. Как истинная хрис­тианка и необычайно великодушная женщина, Елизавета Федоровна просила императора о помиловании убийцы. После случившегося великая княгиня на свои деньги основала в Москве монастырь, получивший название Марфо-Мариинской обители. При этой обители она и осталась жить. Вскоре при монастыре были образованы бесплатная больница, где работали лучшие городские врачи, аптека, приют для девочек, библиотека. Свою жизнь Елизавета Федоровна полностью посвятила служению людям — вела жизнь монахини, работала в больнице сестрой милосердия. В апреле 1918 года Елизавета Федоровна была арестована. А в ночь с 17 на 18 июля 1918 года под Алапаевском она была живою сброшена в шахту. По свидетельству очевид­цев, она уходила из жизни со словами молит­вы: "Господи, прости им, не ведают они, что творят ".

В 1992 году великая княгиня Елизавета Федоровна была канонизирована и причислена к лику святых мучениц. Вот что говорится в "Деянии о Канонизации Русской Православ­ной Церкви":

"Великая княгиня Елизавета, основательница Марфо-Марианской обители в Москве, посветила свою благочестивую христианскую жизнь благотворительности, помощи бедным и вольным. Приняла мученический венец 5 июля 1918года. Освященный Собор, рассмотрев подвиг ее и удостоверившись в ее страданиях как мучениче­стве за Христа, единомысленно определяет: ...Великую княгиню Елизавету, убиенную близ Алапаевска, — причислить к лику святых мучениц ".