Печать
Просмотров: 1547

407Если мы глубоко убеждены в чем-то и это для нас очень важно, нам бывает трудно уважать человека, который думает по-другому. Мы полагаем, что мы правы и что иначе нельзя. В таком случае мы можем считать человека врагом не потому, что он что-то сделал нам лично, а потому что его правда не похожа на нашу. Более тою, мы полагаем, что его правда ложна л опасна, Именно поэтому на протяжении истории религиозные люди так часто воевали и даже убивали друг друга. С обеих сторон можно было найти искренних и нравственных людей, просто они не проявляли терпимости друг к другу.

Однако наряду с этим во многих странах развивалась традиция религиозной терпимости, и к настоящему времени люди не подвергаются дискриминации из-за своих религиозных убеждений. Общество становится гораздо богаче, если мы с терпимостью относимся к различным мнениям и странностям других людей. При этом, конечно, важно помнить, что терпимость имеет пределы. Мы не должны терпеть несправедливость, зло, продажность, ложь. Все это говорит об отсутствии уважения. Есть христианское высказывание о том, что нужно "любить грешника, но ненавидеть грех". Если люди поступают плохо, следует поправить их и при необходимости наказать. Но в то же время к ним нужно относиться с уважением. Даже преступник имеет право на элементарное человеческое уважение, хотя он и заслуживает наказания за свое преступление.

Эмпатия.

Если мы хотим чувствовать более глубокое уважение к другим людям, то это можно сделать через развитие эмпатии. Эмпатия — это способность взглянуть на мир глазами другого человека; умение чувствовать так, как чувствует он, и думать так, как думает он. Испытывая эмпатию к человеку, мы не обязательно симпатизируем ему или соглашаемся с ним. Однако это означает, что мы пытаемся понять его, воспринять события с его точки зрения. Всем нам легко судить и критиковать других людей, не понимая их. Но есть мудрое изречение американских индейцев: "Не суди другого, пока не прошел милю в его мокасинах".

Африканская пословица

Кто хочет взять заостренную палку, чтобы проткнуть птенца, пусть сначала попробует на себе, чтобы почувствовать, как это больно.

Научиться эмпатии нелегко, особенно если человек нам несимпатичен. Однако это очень важная способность. Вот несколько вопросов, которые можно задать себе, чтобы понять положение другого человека. (Это относится ко всем ситуациям и может позволить вам понять ваших родителей или друзей, когда вы с ними в ссоре.)

1. Что чувствует этот человек?

2. Что бы я почувствовал на его месте?

3. Какого бы я хотел отношения к себе, будь я на месте этого человека?

Эмпатия ведет к пониманию и сочувствию. Наши различия могут быть причиной радости, а не конфликтов и разногласий. Если все люди стремятся к уважению, то в чем заключается уважение к другим? Чтобы ответить на этот вопрос, мы можем спросить: "Как я хочу, чтобы со мной поступали?"

Чтобы признавали мою собственную ценность, а не использовали меня в своих целях.

Чтобы относились бережно, без насилия.

Чтобы принимали меня как личность, не унижали за принадлежность к какой-либо группе или категории людей.

В 1959 году белый американский журналист, который не мог оставаться равнодушным к проблемам расовой дискриминации в Америке, прошел медицинскую процедуру, которая временно сделала его кожу темно-коричневой. Он понимал, что единственный способ понять проблемы и суть противоречий между черными и белыми американцами — это жить в обоих мирах. О пережитом он написал книгу, прославившуюся на всю страну. Вот отрывок из этой книги 

Черный, как я.Дж. Гриффин

В помещении автобусной станции я стал искать указатель зала для чернокожих, но не . его. Я подошел к билетной кассе. Когда кассир меня увидела, ее вообще-то привлекательное лицо приняло кислое выражение, подчеркнуто кислое. Это было так неожиданно и так спонтанно, что я поразился.

- Вам чего? — бросила она.

Стараясь придать своему голосу вежливое звучание, я спросил, когда отходит ближайший автобус на Геттисберг.

Она грубо ответила и поглядела на меня с таким отвращением, что я понял: вот что называется "взгляд, полный ненависти". На меня так смотрели первый раз в жизни. Ее взгляд выражал гораздо больше, чем то случайное неодобрение, с которым мы время от времени сталкиваемся в жизни. В этом взгляде было столько преувеличенной ненависти, что мне стало бы смешно, если бы это не было так неожиданно.В голове у меня вертелся вопрос: "Простите, я вас, кажется, чем-то обидел?" Хотя я понимал, что я сам здесь ни при чем: ее обидел цвет моей кожи.

- Пожалуйста, билет до Геттисберга в один конец, — попросил я и положил на прилавок кассы десятидолларовую купюру.

- У меня сдачи нет, — отрезала она и отвернулась, как будто разговор окончен. Я остался у окошка, чувствуя страшное одиночество и не зная, что делать дальше. Вскоре она снова повернулась ко мне и, побагровев, почти закричала: "Говорю — сдачи нет".

- Я уверен, — сказал я деревянным голосом, - что кто-нибудь в вашем учреждении способен разменять десятидолларовую бумажку. Может быть, директор...

Она в ярости вырвала у меня бумажку и отошла от окошка. Миг спустя она появилась и швырнула сдачу на прилавок с такой силой, что деньги посыпались на пол мне под ноги. Я просто не мог прийти в себя, видя отчаянную ярость, которая охватывала ее при каждом взгляде на меня. В ее поведении было столько злобы, что мне стало ее жаль, должно быть, это отразилось на моем лице, потому что она покраснела еще больше. Бесспорно, она считала, что со стороны негра жалеть ее — безусловная наглость.

Я оставался тем же человеком, изменился только цвет моей кожи. Однако, будучи белым, я получал улыбки братской любви и помощь со стороны белых и взгляды, полные ненависти или же подобострастия со стороны черных. А когда я стал черным, белые стали относиться ко мне с презрением и брезгливостью, а негры — с большой теплотой.

Мы видим, что в приведенном отрывке журналист мог испытывать эмпатию по отношению к неграм, а белая дама не была на это способна. Проблема в том, что она отнеслась к нему не как к человеку, а как к "чернокожему". Стереотип, выработавшийся у нее по отношению к чернокожим, стал причиной столь негативного отношения к стоявшему перед ней человеку. У всех нас имеются свои собственные стереотипы и предрассудки, которые метают нам даже подойти к другим людям как к личностям.