Печать
Просмотров: 571

414Все люди стремятся к счастью; но так как каждый понимает счастье по-своему, он готов и счастье другого рассматривать "с собственной колокольни". Вспомните, как часто мы свои желания и стремления навязываем другим, думая, что этим делаем для них добро. К сожалению, этим нередко страдают и родители, учителя, взрослые вообще, когда стремятся сделать своих детей счастливыми, совершать добрые дела в их пользу. Взрослые нередко рассуждают: "Дети еще неопытные, не знают, где их счастье; поэтому для их же пользы необходимо принуждение".  Но это не так.

 

Нам необходимо научиться замечать, когда другие нуждаются в нашей помощи, почувствовать их боль и страдания, их ожидание помощи. Сожаление, сочувствие, сострадание — это важнейшие черты доброго человека. Однако этого недостаточно. Необходимо научиться помогать, оказывать разумную помощь.

Л. Н. Толстой написал прекрасный рассказ о неумелой помощи. Подружились отшельник и медведь. Однажды отшельник заснул; его стали кусать мухи. Медведь отгонял их, отгонял, но все безуспешно. Рассердился медведь, схватил камень и ударил по мухе, сидящей на лбу отшельника. Муху он убил, но и лоб треснул. А всегда ли мы думаем, как воспринимает нашу помощь тот, кому мы помогаем, умеем ли мы отличать истинную помощь от ложной? В притче раскрывается бескорыстие истинно добрых дел и показывается, что именно в этом заключается истинная праведность. Самаритянин не думает о том, что за человек перед ним, и не рассуждает, какие выгоды он получит от оказываемой помощи. Наоборот, он бескорыстно жертвует своими материальными благами ради благополучия совершенно незнакомого ему человека. Согласитесь, это намного труднее, чем помогать родному человеку, другу или просто знакомому помогать, не ожидая никакого вознаграждения. Конечно, в христианском учении подчеркивается, что добрые дела вознаграждаются Богом. Однако смысл любого поступка определяется его мотивами. Если кто-то совершает добрый поступок, побуждаемый только ожиданием вознаграждения, вряд ли мы можем считать такого человека высоконравственным (хотя в глазах окружающих он таким и выглядит!). В свое время пионерам поручалось шефство над старыми людьми, которых они навещали, оказывая посильную помощь. Но бывало и так, что звено помогало только "своей" подшефной старушке, отказывая в помощи "чужой". Это — яркий пример искаженного понимания сути добрых дел! Вы совершаете истинно доброе дело только тогда, когда не можете поступить иначе, когда помогаете от чистого сердца. В наше время нередко можно услышать: "Опять призывы жертвовать ради блага других, ради будущего! Надоело!" Да, чего-чего, а призывов к самопожертвованию в нашей стране было предостаточно; однако они редко когда воплощались.

Христианская этика предполагает, что человек, способный к истинному самопожертвованию, — это нравственный идеал, к которому мы все должны стремиться. Многие из таких людей приравниваются к святым. Однако нравственный идеал — это не просто красивые слова или абстрактное, недостижимое понятие. Это и есть та путеводная звезда, которая помогает нам ориентироваться в жизни. Золотое правило этики ставит знак равенства между "я" и "другие". Но мы прекрасно знаем, что в жизни равенство — довольно редки! случай. Иногда случается так, что своекорыстный человек думает только об удовлетворении своих желаний, жертвуя при этом интересами других людей. Это — самый низкий стандарт человеческих взаимоотношений. Существует и другой тип этики, предлагающий любить себя больше, чем окружающих. Такую этику следует отличать от обычного эгоизма, когда себя любишь в ущерб другому. В данном случае речь идет о праве человека заботиться о собственном благополучии, не нарушая норм, принятых обществом, заботиться в такой степени, чтобы не находиться в постоянной зависимости от окружающих. Следовательно, это этика "опоры на собственные силы", этика нормального, полноценного члена общества. Суть дела, однако, заключается в том, что такой человек должен понять, что он способен на большее, что часть собственных сил он может без ущерба для себя отдать тем, кто нуждается в этом, кому повезло в жизни меньше, чем ему. Христианская этика отражает еще более высокую ступень развития отношений, предполагая, что каждый человек должен любить других больше, чем самого себя. Добрые поступки отражают личность человека. Путь добрых дел — это путь нравственного самосовершенствования, путь воплощения нашей истинной ценности. Лишь совершая добрые поступки и руководствуясь при этом бескорыстными стремлениями, мы становимся хорошими людьми. Конечно, вначале это может показаться очень сложным; может быть, иногда нам придется даже заставлять себя. Однако постепенно любовь к ближнему станет нашим естественным чувством. Совершая добрые дела безо всякого принуждения или корысти, мы ощутим радость, почувствуем себя счастливыми. И нам захочется испытать это чувство опять и опять. Таким образом, деятельная любовь к ближнему станет постепенно чертой нашего характера.

Осколки доброты

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и порванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и складывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

Сочувствие — это своего рода умение смотреть на мир глазами другого человека. Только тогда мы можем воспринимать радость других людей как свою радость, их боль как свою боль. Мы видим, что все мы взаимосвязаны. Нам есть что предложить другим людям, и мы можем многое воспринять от них. Такого рода тесная связь возникает не только между братьями и сестрами, родителями и детьми, друзьями и одноклассниками. Даже незнакомые люди, с которыми нас ничего не связывает, могут оказаться дорогими и близкими.