402Спросите любого человека, хочет ли он быть свободным, и он ответит: "Да". Но что такое свобода? Насколько мы свободны? Никто не обладает абсолютной свободой делать все, что ему или ей заблагорассудится. Свобода всегда так или иначе ограничена. Возможно, я мечтаю взойти на высокую гору, взмахнуть руками и полететь. Однако эти мечты не смогут осуществиться, если только я не прибегну к помощи техники.

 

Может быть, я хочу стать знаменитым художником, музыкантом или гимнастом, однако это требует таких способностей и подготовки, что мои шансы на осуществление этой мечты невелики.
Если мне срочно нужны деньги, я могу принять решение их украсть. Но как только преступление будет раскрыто, я потеряю всякую свободу.
Это некоторые примеры того, как бывает ограничена наша свобода. Источники этих ограничений — физические законы, наши природные способности или принятые в обществе нормы поведения. Что мы подумаем о человеке, который восстает против такого рода ситуаций, утверждая, что он несвободен?

 

Свобода воли

Существует еще одна сторона свободы, о которой часто забывают - свобода воли. Несмотря на то что наша свобода может быть ограничена, а возможность выбора крайне узка, в тот момент, когда мы принимаем то или иное решение, мы ощущаем свободу. Мы знаем, что могли бы избрать другой путь. Но давайте подумаем, насколько мы на самом деле свободны. Если вы решаете что-то сделать, а потом отступаете от своего решения, свободны ли вы? Если вы совершаете поступок, о котором потом будете сожалеть, и все же не можете остановиться, свободны ли вы? Обладаете ли вы свободой следовать своей совести? Поддаетесь ли вы когда-нибудь искушению - поступить заведомо неправильно? Обладаете ли вы свободой прощать людей или порой говорите: "Я его никогда не прощу"? Обладаете ли вы свободой просить прощения, говорить "Извините меня"?

Часто мы ощущаем, что в нашей душе происходит борьба могущественных сил, которые побуждают нас к прямо противоположным поступкам. Иногда люди говорят, что они не свободны, что их поступки определяются биологической наследственностью или социальным окружением, в котором они выросли, И все же в момент принятия решения, выбора между двумя или более возможностями мы чувствуем, будто мы свободны. Может быть, вам это покажется странным, но свобода тесно связана с самоконтролем. Только человек, обладающий самоконтролем, может не только принять то или иное решение, и воплотить его в жизнь. В противоположность этому человек, который не может контролировать малейшие порывы своей души, окажется рабом своих эмоций, случайных мыслей и желаний. Например, свободен ли человек, пристрастившийся к алкоголю? С одной стороны, да, потому что никто не заставляет его пить, но, с другой стороны, он раб своей страсти к спиртному. А что мы скажем о человеке, который хочет бросить курить, но не может? Если мы не в состоянии управлять своими страстями, значит, наша воля не свободна.

Лишь тот, кто смог преодолеть себя, найдет свободу от всех страстей, что сковывают мир.
Перед человеком, обладающим внутренней свободой, открываются многие возможности. Он обретает истинную свободу творчества, многогранного роста и развития. Человека невозможно лишить свободы духа — только если он сам добровольно от нее откажется. Такой свободный дух всегда, в том числе спонтанно и неосознанно, будет проявлять себя только в благих поступках, создавая вокруг себя атмосферу добра и поддержки. Уже упоминавшийся нами выдающийся австрийский психолог Виктор Франкл, переживший ужасы нацистского концлагеря, писал, размышляя о свободе человеческого духа:

"Мы, жившие в концлагере, помним людей, которые ходили по баракам, утешая других, отдавая свой последний кусок хлеба. Возможно, их было немного, однако само их существование представляет собой достаточное доказательство того, что у человека можно отобрать все, кроме одного: последней человеческой свободы избрать свое отношение к тем обстоятельствам, в которых ты оказался, избрать свой собственный путь. А возможность выбора всегда оставалась. Каждый день, каждый час предоставлял возможности для того, чтобы принять решение, решение, которое определяло, подчинишься ты или нет тем силам, которые угрожали отобрать у тебя твою душу, твою личность. Этот выбор определял, станешь ли ты игрушкой обстоятельств, отдавая свою свободу и человеческое достоинство, чтобы превратиться в типичного заключенного".

Истинная свобода — это свобода следовать совести, сохраняя личную целостность. Однако часто нам требуется большое мужество, нам необходимо преодолеть непростой внутренний конфликт, для того чтобы следовать голосу совести. Истинную свободу нельзя отождествлять со вседозволенностью — свободой совершать злые поступки, быть эгоистом. Грубость и эгоизм не могут быть проявлениями истинной свободы. Это — произвол.

Гёте

Свобода - прекрасное слово, когда его верно понимают. Какую свободу бы изберете? Какова свобода наиболее свободных? Поступать праведно.

Свобода действия

Помимо свободы воли, о которой мы только что говорили, свобода включает в себя также и свободу действия. Если мы обратимся к истории, то увидим, что расширение сферы свободы действий всегда происходило благодаря людям, которые хотели обладать свободой молиться Богу так, как они сами избрали; свободой верить, во что они хотели; свободой познавать истину; свободой высказываний и средств массовой информации, чтобы познавать и распространять истину. Люди никогда не боролись за свободу лгать или дурно обращаться с другими людьми. Люди также стремились к свободе, определяемой и охраняемой законом, чтобы они могли жить, передвигаться, иметь тот род занятий, который они сами избрали, и делать все, что им захочется в рамках закона. При этом они были бы свободны от неправомерных посягательств на их права со стороны других людей или государства. И наконец, люди боролись за свободу собственности, так как благодаря этому они могли развивать свои творческие способности.

Н.А.Бердяев

Вне свободы нет духа, и вне духа нет свободы. Свободу нельзя получить извне. Свободная наука, свободное искусство, свободное общество могут быть достигнуты лишь свободным духом. Рабьи души не могут создать ничего свободного.

Свобода воли и свобода действия неразрывно связаны и в равной степени необходимы человеку. Однако когда люди обладают полной свободой, но при этом не следуют голосу своей совести, то результатом этого будет деградация общества и анархия. Если человек обладает только внешней свободой, то это легко может привести к ощущению бессмысленности, бесцельности жизни. Если у нас есть свобода, но нет цели жизни, то мы испытываем чувство психологической раздвоенности. Свободное общество, в котором люди теряют чувство нравственности, обречено на распад, и по мере углубления кризиса происходит насильственное восстановление порядка, что сопровождается потерей свободы. Таким образом, не может быть свободного общества, которое в то же время не было бы нравственным, чтобы все граждане и социальные институты отражали зрелый и ответственный подход к жизни. Эдмунд Бёрк, английский государственный деятель и философ XVIII века, ясно показал связь между внутренней и внешней свободой:

"Люди достойны гражданской свободы лишь в прямом соответствии с тем, насколько они готовы наложить нравственные узы на свои аппетиты; насколько их любовь к справедливости превосходит алчность; насколько их здравость и трезвость суждения превосходят тщеславие, и самонадеянность; насколько их предрасположенность внимать советам мудрых и благих превосходит стремление слушать лесть мошенников. Общество не может существовать, если в нем нет силы, контролирующей людские стремления и аппетиты, и чем меньше этой силы в душах людей, тем больше ее должно быть вовне. Извечный порядок вещей определяет, что люди несдержанной души не могут быть свободны. Их страсти куют им оковы".

Свобода и ответственность

Если кто-то заставляет вас делать то, чего вы не хотите, несете ли вы за это ответственность? Если мы переложим ответственность за свою жизнь на кого-то другого, останемся ли мы свободными? Нравится ли вам принимать решения и отвечать за их последствия? Или вы предпочитаете, чтобы кто-то принимал решения за вас? Проблема заключается в том, что люди, нежелающие брать на себя ответственность за свою жизнь и принимать трудные решения, в конце концов пытаются убежать от свободы и приветствовать того, кто возьмется разрешить все эти проблемы за них. Но если мы добровольно передаем свою ответственность кому-то другому, имеем ли мы право жаловаться, что потеряли свободу?

Английский писатель и драматург Джордж Бернард Шоу писал: "Свобода означает ответственность. Вот почему люди так боятся ее". Людям нравится свобода, потому что она дает им ощущение своей значимости, возможности распоряжаться вещами и людьми. При этом им не нравится ответственность, потому что она накладывает ограничения на удовлетворение их желаний. Таким образом, человек, не достигший нравственной зрелости, может наслаждаться похвалами за всё, что у него хорошо получается, но всегда найдет кого-то другого, чтобы обвинить в своих неудачах. Зрелый же человек, напротив, готов взять на себя ответственность даже за те ошибки и неудачи, которые произошли не по его вине, и разделить приносимую ему похвалу с другими. Таким образом, вопрос заключается в том. что все хотят быть свободными, однако порой приходят в смятение и замешательство, когда сталкиваются с необходимостью принимать трудные или неприятные решения. И поэтому мы чувствуем облегчение (во всяком случае, многим знакомо это чувство), когда кто-то другой принимает это решение за нас или в дело вмешивается "судьба", и таким образом ситуация разрешается без нашего в ней осознанного участия. Мы пытаемся убежать от свободы. И тогда, если что-то идет не так, как нам хотелось бы, мы всегда находим, кого в этом обвинить. Однако не превращаем ли мы при этом самих себя в марионеток, слепо исполняющих чужую волю?

Само понятие свободы невозможно отделить от ответственности. Будучи детьми, мы обладаем незначительной свободой, а значит, наша ответственность тоже невелика. По мере того как мы становимся более ответственными, мы приобретаем большую свободу и можем принимать все больше самостоятельных решений, которые оказывают влияние на нашу жизнь. Мы хотим свободы быть ответственными, свободы совершать ошибки и учиться на них. Если кто-то вмешивается в сферу нашей ответственности, мы чувствуем нарушение наших прав, потому что именно свобода делает нас людьми. Однако эта свобода не только означает, что у нас есть возможность выбора; она также означает, что мы должны отвечать за последствия своих поступков, мы должны быть готовы равно принимать похвалу и порицание. Представьте себе, что вы совершили ошибку или какой-то плохой поступок. Как вы отреагируете на то, что в ответ на это другие начнут жалеть вас? Вы почувствуете себя неуютно? Почему? Так происходит вовсе не потому, что мы не хотим любви или сострадания наших близких. Однако всем нам хотелось бы, чтобы нас уважали и относились к нам как к нравственным личностям, ответственным за собственные поступки. Поэтому жалость (именно жалость, а не любовь, не сострадание) в такой ситуации скорее всего нам покажется унизительной. Мы скорее предпочтем быть наказанными за совершенный нами неверный поступок, чем получить прощение только потому, что кто-то полагает, что мы не в состоянии отвечать за свои действия. Считать людей ответственными за их поступки означает относиться к ним как к взрослым, нравственным людям.

Конечно, мы не несем ответственности за поступки, которые не являются результатом нашего свободного выбора. Если кто-то физически заставил нас совершить преступление, мы не можем отвечать за это. Наверное, мы будем себя неприятно чувствовать в такой ситуации, однако нас не могут обвинять или наказывать за такой поступок. В любом случае мы можем отвечать только за свои собственные поступки. Брать на себя ответственность за все означает на самом деле ни за что не отвечать. Мы несем ответственность не только за свои действия, но также и за то, какими людьми мы становимся. Каждая мысль, слово и совершаемый нами поступок "записываются" в нашем характере. Мы сами создаем свой характер при помощи принимаемых нами решений. Если в определенной ситуации мы делаем верный выбор, то это закладывает верный путь для будущего разрешения подобных проблем; соответственно, если мы принимаем неверное решение, то это направит нас на неверный путь в будущем, и постепенно нам будет все труднее выбраться назад на путь добра. Таким образом, мы можем определять нашу собственную судьбу, которая в значительной степени зависит от формируемого нами характера.

Свобода и закон

Мы уже видели, как свобода ограничивается законом. Сегодня некоторые люди думают, что человек не должен быть ограничен какими бы то ни было законами или нормами. Некоторые задают вопрос: "К чему нам законы? Почему я не могу просто делать то, что я хочу, — не в этом ли идеал?" Однако если бы каждый человек на нашей планете делал то, что он хочет, то в результате нами неизбежно правил бы самый сильный диктатор, а все слабые или неугодные были бы уничтожены. Свобода существует только под сенью закона, который в равной степени применим к каждому, вне зависимости от их положения. "Право есть свобода, определенная законом", — говорил Б. Н. Чичерин, русский юрист, историк и философ, живший в XIX веке. Истинная свобода предполагает добровольное соблюдение определенных норм и законов. Свобода, не признающая никаких ограничений, влечет за собой только разрушение. Представьте, что вы играете в шахматы. Разве вы можете двигать фигуры, как хотите? Для чего нужны правила? Может быть, игра без правил интереснее и изощреннее, чем та, в которой множество правил? Какая игра более захватывающая, шахматы или шашки? Правила помогают предсказывать ход игры, возможное поведение игроков. Также они предотвращают возникновение спорных и конфликтных ситуаций. И наконец, именно правила создают ту или иную игру, и до тех пор, пока мы им следуем, мы свободны. Теперь давайте обратимся к ситуации в обществе. Если в обществе существуют законы против воровства или убийства, которые в равной степени применяются ко всем гражданам, то все могут чувствовать себя в безопасности. Если же таких правил нет, то никто не может чувствовать себя достаточно свободным даже для того, чтобы по вечерам без страха выходить на улицу.

Таким образом, цель закона заключается в том, чтобы защитить людей от преступности ради сохранения их свободы. До тех пор пока поезд находится на рельсах, он может передвигаться быстро или медленно, назад или вперед. Другими словами, он обладает свободой. Но как только он сойдет с рельс, вся свобода будет потеряна - произойдет крушение, погибнут люди и имущество. Следовательно, несмотря на то что совесть и нравственные принципы ограничивают нашу свободу, они не позволяют нам встать на путь самоуничтожения и зла. Более того, человеческая совесть, принципы морали, законы общества существуют для достижения единства, порядка, гармонии, свободы и счастья всех людей. Таким образом, истинная свобода всегда приводит к результатам, которые благи и истинны. Так для чего мы стремимся к свободе? Мы хотим свободы любить и использовать наше созидательное начало для того, чтобы и мы, и другие люди были счастливы. Если наша жизнь наполнена любовью, то все предъявляемые законом требования становятся для нас естественными. Настоящая любовь воспитывает привычку жертвовать собой. Если вы любите, то вы всегда готовы забыть о себе, отказаться от своих желаний, чтобы сделать любимого человека счастливым. Только следуя в жизни пути любви и добра, мы можем стать по-настоящему свободными.

Вопросы для размышления:

Принимали ли вы когда-нибудь решение абсолютно самостоятельно? Опишите его.

Как вы считаете, необходима ли свобода для счастливой жизни в гармоничном обществе?

Насколько вы свободны? Каковы главные ограничения вашей свободы?

Какова, с вашей точки зрения, разница между свободой и анархией?

Есть ли какие-то свободы, за которые вы были бы готовы умереть? Если да, то что это за свободы?

Когда люди становятся ответственными за свои поступки?

77Для вашего дневника

Представьте, что вас несправедливо обвинили в совершении серьёзного преступления и заключили в тюрьму. Вам не с кем поговорить, и ваша свобода ограничена камерой-одиночкой. Как в такой ситуации вы могли бы почувствовать себя внутренне свободным? Как вы думаете, возможно ли это без того, чтобы сойти с ума?

 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Напишите отзыв
Ваше имя
Ваш емэйл
Ваш отзыв