Изучая в школе различные предметы, мы обычно рассматриваем отдельные стороны действительности. Так, в химии мы изучаем законы, которые лежат в основе взаимодействия разных веществ; в биологии — принципы организации живых организмов; на уроках истории сопоставляем главные события, произошедшие с человеческим родом. Однако мы редко задумываемся над тем, есть ли более общие принципы, которые лежат в основе всего существования и являются источником необыкновенной гармонии и порядка, которые пронизывают окружающий нас мир. Такого рода вопросы принадлежат области философии. В этой главе мы затронем эти принципы, попытаемся представить себе более целостную картину мироздания.
Взрослея, мы воспринимаем определенное мировоззрение от своей семьи и культуры, к которой мы принадлежим. Оно образует как бы "очки", сквозь которые мы смотрим на мир. Так, некоторые люди считают, что все в мире находится в состоянии конфликта и именно эта борьба является источником прогресса, в то время как другие полагают, что, напротив, все находится в гармонии и прогресс возможен лишь на основе сотрудничества. Некоторые считают, что природу действительности можно целиком объяснить в рамках материальных категорий, в то время как другие придерживаются мнения, что физический мир — лишь иллюзия, а реально только духовное измерение. Все эти мировоззрения влияют на жизнь человека, определяют его отношение к миру и людям, формируют те нравственные принципы, которыми он руководствуется в жизни. В этой главе мы кратко коснемся проблемы, которая занимала философов на протяжении более двух тысяч лет. Какова сущность реальности? Что это — материя или дух? Если и то и другое, как они соотносятся друг с другом? И мы увидим, что реальность более многогранна, чем нам кажется.
Что такое жизнь?
Что такое жизнь? Людей часто ставит в тупик этот вопрос. Что отличает живой организм от неживой материи? Являемся ли мы просто суммой химических соединений, поведение которых определяется законами физики? Правда ли, что жизнь — это только "способ существования белковых тел", или существует сфера, выходящая за рамки того, что мы привыкли называть материальным миром? Вот какое определение понятию "жизнь" дал Вл. Даль:
"Жизнь — житие, бытие; состояние особи, существование отдельной личности. В обширном смысле, жизнь обусловлена только питанием и усвоением пищи, и в этом значении она дана двум царствам природы: животному и растительному; в тесном смысле, она требует произвольного движения и чувств, принадлежа одним животным; в высшем значении, как бытие, она относится к душе или к смерти плоти".
Для биолога понятие "жизнь" связано прежде всего с передачей наследственного материала из поколения в поколение.
В основе появления нового организма — будьте инфузория, растение или человек — лежит процесс удвоения родительской ДНК, на основе которой затем происходит синтез белков в дочернем организме. Физик будет изучать жизнь с точки зрения физических законов, определяя их влияние на те или иные процессы, а математик постарается найти формулу, которая бы наилучшим образом описывала происходящие события. Для историка или социолога жизнь — это путь существования и развития человеческого сообщества. Кто же из этих ученых прав? Бессмысленно было бы пытаться описать все многообразие существующей вокруг нас действительности, опираясь на данные лишь одной из наук. Ведь есть категории, которые невозможно вместить ни в какие формулы или заданные схемы. Красота предзакатного неба, человеческое стремление к творчеству, любовь — все это необъяснимо с точки зрения чистой материи.
Наверное, всем нам присуще интуитивное понимание того, что жизнь, особенно в ее высших формах, нельзя описать лишь как сумму составляющих молекул, клеток и тканей. Так, говоря о человеческой жизни, мы неизбежно приходим к обсуждению тех или иных духовных категорий. Именно такое понимание жизни как последовательного развития все более сложных категорий отражено в приведенном выше определении Вл. Даля. Существуют какие-то закономерности, которые являются внутренней движущей силой, определяющей постепенное развитие нашего мира — от простого к сложному, от элементарных частиц к человеческому сообществу. Эти закономерности нельзя потрогать руками, и в этом смысле они не принадлежат сфере материи, однако именно их действие создает единство и целостность всего мироздания. Давайте же попробуем задуматься над этими законами.
Все сущее обладает двумя аспектами или измерениями. Один мы будем называть внутренним характером, а другой - внешней формой:
Внутренний характер Внешняя форма
Человек Душа, разум, сознание Тело
Животные Душа животного,инстинкты Тело
Растение Душа растения Ткани, клетки
Мир неживой природы Физ.–хим св-ва Энергия, материя
Ниже мы более подробно рассмотрим принципы взаимодействия этих двух составляющих.
Незримое и зримое
На обочине дороги стоит автомобиль, у которого сломался мотор. Подъезжает механик, открывает капот, внимательно изучает поломку. Потом он берет молоток и наносит один точный удар: мотор снова работает. Водитель поражен. Но он еще больше поражен, когда за ремонт ему предъявляют счет, счет гласит: 1 удар молотком — 1/20 часть стоимости ремонта.Все остальное — за теоретические знания механика.
Вы можете подумать, что это пример высшей формы надувательства, но он показывает всего лишь, что знание, будучи невидимым, обладает весьма ощутимой ценностью. Иногда люди говорят: "Я верю только в то, что реально, что я могу потрогать". Но если подумать, то многие реальные вещи — такие, как любовь и красота, рентгеновские лучи и знание, — для нас неощутимы. Можем ли мы увидеть знание или положить его в портфель? Нет, оно незримо. Часто его можно передать словами или символами, как в арифметике, но порой даже это невозможно. Например, что значит научиться водить автомобиль? Представьте, что вы наизусть выучили пособие для начинающего водителя, но значит ли это, что вы научились водить? Нет. Знание должно укорениться в нас, стать частью нас самих. Футболист не может тренироваться, сидя в кресле и читая учебник: он должен отрабатывать движения, о которых читает и которые ему показывают. Несмотря на свою невидимость, знания и умения крайне важны в нашей жизни.
Чтобы понять это, можно также рассмотреть природу языка. Все слова, составляющие тот или иной язык, имеют значение. В то время как слово можно увидеть написанным или услышать произнесенным, его значение нельзя ни увидеть, ни услышать. Однако язык существует для того, чтобы передавать смысл. Читая роман Толстого, мы можем, конечно, анализировать его язык, грамматику, литературные формы, но если мы ограничимся этим, то пропустим самое главное в книге. Так же художник использует различные материалы — холст, кисти, краски — с единственной целью: чтобы передать свои самые глубокие мысли. Таким образом, именно невидимое придает вещам ценность.То же относится к человеческому характеру. Допустим, некая женщина очень хороша собой и внешне привлекательна, но при этом тщеславна, деспотична, бесчестна и эгоистична. Другая же некрасива и непривлекательна, зато скромна, честна, искренна и бескорыстна. Часто мы судим поверхностно и неверно, глядя только на внешнее (телесное) проявление, не понимая, что только внутренний характер определяет сущность человека. Как гласит пословица, "не все то золото, что блестит".
Из этого можно сделать вывод, что все вещи имеют незримый аспект, который не может быть объяснен в терминах зримого. Собственно, именно этот незримый аспект, теоретическое знание" механика, направляет и придает смысл действиям, которые мы видим. Точно так же незримый дух направляет автора в том, как он пользуется языком, и позволяет нам расшифровать черные значки на бумаге, чтобы понять смысл, который он стремится передать.
Для вашего дневника
Моё внутреннее и внешнее "Я".
Спросите себя: как выглядит и чувствует себя мое внешнее и внутреннее "я"? Подумайте о своем внутреннем "я" как о сокровенном, личном мире эмоций, чувств, фантазий, желаний, мыслей, воспоминаний.
Ваше внешнее "я" — это та часть вашей личности, которая видна окружающим: ваша внешность, поступки, особенности вашего поведения и отношений с друзьями. Закройте глаза и подумайте о своем внешнем и внутреннем "я".
Вам могут прийти в голову образы, отражающие ваш внешний и внутренний облик, Они могут отличаться друг от друга. Например, вы можете внутренне чувствовать себя очень активным человеком, с множеством идей, мыслей и чувств. Со стороны же ваш мир может казаться тихим, спокойным, даже скучным и застывшим.
Попробуйте нарисовать свое внутреннее и внешнее "я". Используйте любой подходящий для вас стиль: наброски, образы, символы, схемы, рисунки. Можете изобразить свое внутреннее и внешнее "я" на одном рисунке, а если хотите, рисуйте на двух разных страницах.
Потом подумайте над тем, что вы нарисовали. На следующей странице дневника напишите о тех впечатлениях, мыслях и чувствах, которые вызывает у вас созданный образ.