Что есть человек? Несомненно, это один из самых важных вопросов на свете. Смысл и цель человеческой жизни, наши поступки и желания — все это зависит от того, как мы понимаем природу человека.
"Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком." Ф. М. Достоевский
Начнем с определения того, в чем заключается разница между человеком и животным.Почему люди так любят ходить в зоопарк? Что привлекает нас в животных? Конечно, на этот вопрос есть много ответов, но если вы бывали в зоопарке, то, наверное, заметили, что самые большие толпы людей собираются возле клеток с обезьянами — теми, что так похожи на людей. Почему?
Потому что мы видим свое сходство с мартышками или шимпанзе, и это вызывает у нас улыбку. И все же между нами определенно есть разница. Вы можете попробовать составить список общих черт и различий между животными и человеком. Вот для начала несколько различий. Из этого списка всегда можно найти исключения. Например, лебеди, как известно, моногамны, а многие люди не изучают иностранные языки. В любом случае ни одно различие не является решающим, но в совокупности они показывают, что человек — это не просто особая разновидность животных. Одно из самых поразительных различий заключается в том, что люди не просто задумываются о человеческой природе, но пишут целые научные труды, пытаясь осознать, что такое человек и что отличает нас от животных, и все же иногда делают вывод, что никакой разницы нет!
Свойства животных Свойства людей
Нет чувства личности Способны к самоосознанию
Нет осознания времени Присуще чувство времени и истории
Мышление конкретно Способны к абстрактному мышлению
Имеют максимум один "язык" Способны изучать разные языки
Населяют лишь одну экологическую нишу Живут почти при любых условиях окружающей среды
Не знают нравственности Обладают нравственным чувством
Поведение определяется врожденным инстинктом Навыки приобретаются; способны к творчеству
Редко бывают моногамными Обычно моногамны
Часто нет чувства семьи Долгое детство
Не хоронят мертвых Чувство уважения к умершим
Душа и тело
Когда мы думаем о том, что такое человек, мы можем с уверенностью сказать, что каждый из нас обладает телом. У нас есть четыре конечности, голова, туловище и внутренние органы. Но все ли это? Нет. Мы также знаем, что обладаем еще одним, духовным измерением. Нам присуще стремление к красоте, истине, добру, и это обусловлено не физическим телом, а душой. Именно духовное начало придает смысл и цель всем нашим поступкам. Наше тело может находиться в покое и неподвижности, в то время как душа "витает в облаках". Наше тело всегда находится в настоящем, в то время как в душе мы можем хранить воспоминания о прошлом и представлять себе будущее; в течение нескольких секунд наша душа может совершить путешествие в Африку или Китай, а то и отправиться на Луну.
Но так ли независимы друг от друга тело и душа? Ведь в человеке эти два начала неразделимы, а стало быть, наш характер, наша личность образуется в результате соединения души и тела. Что ж, лучший способ узнать характер человека — наблюдать за его поведением, за тем, как он проявляет себя в жестах, манере держаться, разговаривать и т.п. При этом мы наблюдаем за видимыми, телесными проявлениями незримой души. Тело становится отражением нашего духовного начала. Но во всем этом есть и всегда будет элемент тайны. Мы никогда не сумеем полностью понять всю сложность человека.
"Истоки человека лишь частично могут быть поняты и рационализированы. Тайна личности, её единственности никому не понятна до конца. Личность человеческая более таинственна , чем мир. Она и есть целый мир. Человек – микрокосм, и заключает в себе всё."
Что такое человеческое сознание?
Давайте еще немного подумаем о том, что составляет внутреннюю природу человека. Начнем с самого простого. В каждом из нас есть доставшиеся нам от животных инстинкты, которые обеспечивают осуществление физиологических функций нашего организма, таких, как пищеварение, дыхание, поддержание равновесия. Это происходит автоматически, и до тех пор, пока не случится какой-нибудь "поломки", мы не обращаем внимания на эту сторону своей жизни. Не правда ли, было бы неприятно, если бы нам приходилось постоянно помнить о том, чтобы вовремя наполнять свои легкие кислородом? Нам не нужно, катаясь на велосипеде, математически высчитывать градус наклона тела при повороте за угол; в холодный зимний день нам не приходится долго размышлять над тем, как нужно изменить обмен веществ, чтобы в организме вырабатывалось больше тепла, — все это происходит без нашего сознательного участия. Таким образом, инстинктивная часть нашего сознания удовлетворяет физические нужды организма — потребность в пище, сне, поддержании постоянной температуры тела и т.п. Все это связано с необходимостью самосохранения, поддержания и развития жизни — не жизни личности, но существования отдельной биологической единицы.
Однако в нас есть не только физические желания. Нам присущи также стремления и желания духовной природы. Именно эти духовные стремления составляют основу человеческой культуры и цивилизации. Психологи часто различают три основные составляющие сознания — интеллект, чувства и волю.
Интеллект необходим нам, когда мы учимся или пытаемся решить математическую задачу. Он позволяет нам создавать планы на будущее, анализировать информацию и решать, правильна она или нет. Наш интеллект по природе своей стремится к истине, и этот поиск истины привел к развитию науки и философии.
Эмоциональная часть нашего сознания стремится к красоте. Поэтому, когда мы видим цветок, мы чувствуем, что он красив, и радуемся. Или мы слышим фальшивую ноту при исполнении прекрасного музыкального произведения, и это неприятно режет наш слух. Эмоциональное стремление создавать и ценить красоту является источником различных видов искусств.
А что можно сказать о воле? Наша воля от природы стремится к добру, поэтому мы хотим точно знать разницу между добром и злом. Ужасно, когда нам нужно принять решение и мы хотим, чтобы оно было правильным, но не знаем точно, что правильно, а что - нет. Это стремление к добру является неотъемлемой составляющей человеческой природы. Поэтому, даже совершая неправедный поступок, мы убеждаем себя, будто на самом деле это хорошо или, по крайней мере, не очень плохо. Преступники выдумывают самые разнообразные оправдания своим дурным действиям, И все-таки большинство людей стремится точно знать, что такое добро, и это один из основных источников развития религии. Все религии очень четко формулируют понятия добра и зла и учат нравственному образу жизни.
Наша воля формируется единством чувств и интеллекта. Так, если у нас есть ясное понимание (интеллект) и очень сильное желание (чувства) достичь чего-то, то у нас будет сильная воля. Но если мы желаем этого недостаточно сильно или не знаем, как этого достичь, то воля будет слабой. Поэтому так важно, чтобы все стороны сознания развивались в равновесии, гармонии друг с другом. Человек, в характере которого преобладает интеллект, скорее всего будет чересчур критичным, требовательным и не сможет создать близкие, доверительные отношения с людьми. Слишком эмоциональный человек может быть сентиментальным и слезливым, и тогда он окажется не в состоянии принимать разумные решения. Если же развитие воли идет в ущерб интеллекту и чувствам, то такой человек станет упрямцем, который в любой ситуации стремится настоять на своем. Итак, внутренняя природа человека представлена инстинктами, которые направлены на поддержание нашей биологической жизни, и сознанием, которое в большей степени связано с осуществлением наших духовных потребностей. Однако в этой духовной стороне жизни также можно увидеть две составляющие. Одна из них направлена на наше собственное духовное развитие, самосовершенствование, а другая связана с жизнью во благо других людей. Как же найти гармонию между этими двумя компонентами?
Разумеется, жизнь, основанная на нравственных ценностях, включает в себя радость от осуществления своих собственных духовных желаний; однако более существенный аспект — это стремление доставить удовольствие другим через претворение в жизнь этих ценностей. Иными словами, жизнь, основанная на ценностях, — это жизнь "для других". Так какой же должна быть связь между материальным и духовным, личным развитием и жизнью во благо других? Что должно стоять во главе — наши физические потребности или духовные стремления?
Физические потребности естественны. Они присуши каждому человеку, и в них нет ничего плохого. Однако это верно лишь до тех пор, пока ими управляет наша душа. Так, стремление к самосохранению естественно и в нравственном смысле нейтрально. Однако его нельзя рассматривать как высшую ценность. Трус — это человек, который не в состоянии управлять этим стремлением и подчинять его более высокой цели, поэтому он убегает от опасности. Когда тело преобладает нал сознанием, мы выдвигаем на первый план физические потребности за счет духовных ценностей. Поступая так, мы становимся все большими эгоистами, и совесть умолкает. Только если дух будет управлять нашим телом и эгоистичными стремлениями, мы сможем обрести в жизни гармонию.
Если мы рассмотрим две духовные категории — развитие личности и жизнь во благо других, то увидим тот же принцип отношений между ними. Самосовершенствование служит выполнению индивидуальной цели человека, а жизнь во благо других — выполнению цели общего развития. (Помните, мы говорили об этих двух категориях в главе "Мир отношений"?) Это абсолютно необходимо — совершенствовать себя, раскрывать заложенные в нас способности и таланты, однако такое развитие будет направлено к добру только в том случае, если станет частью более общего пути служения другим людям.
"Я согласен с тем, что бытие определяет сознание. Но что понимать под словом "бытие"? Думаю, надо прислушаться к подлинному, высшему Бытию, Бытию Божественному, а не к внешнему шуму жизни. Этот же шум — не Бытие, а быстротечный поток, в котором тонет наше человеческое "я ".
Единство между душой и телом приводит к тому, что духовные ценности наполняют и возвышают жизнь тела. Например, стремление к теплу и крыше над головой можно удовлетворить, одевшись в шкуры животных и поселившись в пещере, однако архитекторы проводят много лет, обучаясь тому, как проектировать и строить красивые и удобные здания; модельеры используют бесконечное разнообразие тканей, цветов и стилей для создания новых образцов одежды. Еда во многих обществах превращена в настоящий обряд — красиво сервированный стол, изысканные блюда, утонченная беседа, а преображенный человеческим духом инстинкт продолжения рода становится любовью. Именно это одухотворение физических потребностей отличает человека от животных.
Таким образом, мы можем понять, что! жизнь человеческого сообщества — это выражение духовной жизни людей. Даже экономика имеет духовный аспект, поскольку зависит от творческих способностей предпринимате-1 лей и от отношений между продавцом и покупателем. Культура общества и уровень его цивилизации естественным образом зависят от духовного и душевного здоровья людей.