Мусульмане верят, что откровение Бога приходило к людям в четыре этапа. Сначала через Авраама Бог явил свое единство; потом через Моисея дал людям Десять заповедей; затем через Иисуса Христа открыл, что мы должны возлюбить ближнего, как самого себя; и, наконец, через Мухаммеда.
Он открыл, как осуществить это в личной и общественной жизни. Ислам учит человека идти прямым путем. Этот образ жизни включает нравственную, экономическую, общественную и политическую сферы, и ислам дает четкое объяснение того, как отдельный человек и общество в целом должны проявлять себя в этих областях.
Коран
Мусульмане верят, что окончательный смысл человеческой жизни может быть достигнут, только если подчинить себя Богу. Единственное предназначение человека быть абдом, что означает "поклоняющийся" и "слуга Бога". Однако как мы можем понять, какой жизни хочет от нас Бог? Поскольку Бог справедлив, Его долг — открыть Свою волю и дать людям заповеди, согласно которым мы должны жить. Бог многократно открывал Свою волю через пророков. Беда в том, что люди неизменно сходили с истинного пути, игнорируя и забывая данные Богом принципы социальной этики и морали, называемые в исламе "шариатом". Но Бог не заставлял людей возвращаться на путь праведности, ибо Он даровал им свободу и чувство ответственности. Вместо этого Он наделял праведных людей даром пророчества. Мусульмане верят, что по меньшей мере 124 000 пророков приходили, чтобы своим личным примером указать людям правильный путь. В этом ряду пророков пятеро занимают особое место — Ной, Авраам (Ибрахим), Моисей (Муса), Иисус (Иса) и Мухаммед, пришедший последним как "печать пророков". Каждый из пророков получил полное откровение книги познания Бога. Однако мусульмане считают, что эти книги и учения целиком не сохранились. Учение Авраама было утеряно полностью, а откровения, полученные Моисеем и Иисусом Христом, были записаны через много лет после их смерти. В результате часть откровения оказалась утраченной, а некоторые концепции были добавлены позднее. Однако несмотря на это мусульмане признают откровения как иудаизма, так и христианства:
Скажите:"Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано... Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам, и что было даровано Мусе и Исе, и что было даровано пророкам от Господа их. Мы не различаем между кем-либо из них, и Ему мы предаемся./ Коран 2:130.
В Коране Бог через Мухаммеда открыл то же, что и прежде:
Не говорится тебе ничего, кроме того, что говорилось посланникам до тебя./ Коран, 41:43.
Мухаммед позаботился о том, чтобы все полученные им откровения были записаны, приведены в порядок и проверены при его жизни. Они были сведены в 114 сур, или глав, и в такой форме Коран существует по сей день. Таким образом, для мусульман его авторитет окончателен, каждое слово священно и неизменно. Мусульмане верят, что Коран - окончательное и совершенное откровение Бога. Однако, согласно Корану, все эти откровения Книги — лишь ограниченное проявление безграничного знания Бога:
Если бы все то, что на земле из деревьев, — перья, а морю, кроме него, помогли бы еще семь морей, не иссякли бы словеса Аллаха. / Коран, 31:26.
Согласно библейской истории, между Богом и человеком несколько раз был заключен завет. Обсуждая иудаизм, мы уже говорили о том, что завет — это соглашение между людьми и Богом. Метафоры, используемые для обозначения этих отношений, — "родитель и дитя", "муж и жена", подчеркивают близость этой связи. Согласно Библии, Господь заключил завет с Ноем, Авраамом, Моисеем, царем Давидом и Иисусом Христом. В соответствии с Кораном содержащееся в нем откровение является новым заветом, который венчает все предыдущие.
Хадисы
Хадисы, или "традиция", - это записи слов, деяний и поучений пророка Мухаммеда. После смерти Мухаммеда появилось множество собраний его высказываний и деяний. К ним относятся с большим уважением, однако существует четкое разделение между Кораном и хадисами.
Шариат
И это — моя дорога прямая; следуйте же по ней и не следуйте другими путями, чтобы они не отделили бас от Его дороги. Это Он завещал вам — может быть, вы будете богобоязненны./ Коран, 6:153.
Бог не принимает веры, если она не выражена в делах; он не принимает дел, если они не подтверждают веры. / Хадисы.
Как только мусульманин открывает глаза и осознает Бога, самыми важными вопросами становятся: "Что мне сейчас делать? Как я должен жить?" Осознание Бога изменяет отношение мусульманина к собственному поведению и не позволяет ему делать многие вещи, которые служили бы лишь его эгоистичному удовольствию. Мусульмане полагают, что многие общества предпринимали неоднократные попытки установить справедливость, не ставя свои законы в зависимость от Божьей воли, но без помощи Бога эти попытки не имели успеха. Несмотря на важность праведной жизни каждого человека, истинной справедливости можно достичь только в том случае, если все общество будет следовать воле Бога. Отдельные люди и все общество должны вместе найти шариат, что значит "путь", и следовать ему. Шариат - это закон, определяющий для мусульманина правильность или ложность каждого его поступка. Шариат устанавливает критерии, в соответствии с которыми можно судить обо всех поступках, образе жизни, отношениях между людьми, в обществе и с самим собой. Следовать шариату — означает вести жизнь, полную нравственной ответственности. Если все люди будут жить таким образом, считая всех людей единой семьей; осознавая их права и защищая их; страдая, если их обижают; стремясь делать им добро, а не зло, — это значит, что они начнут жить согласно шариату.
Основа шариата — мудрость, благо людей в этом мире, а также в мире ином. Это благо состоит в абсолютной справедливости, заботе и мудрости. Все, что ведет от справедливости к гнету, от милосердия к жестокости, от мудрости к глупости, не имеет ничего общего с шариатом./ Ибн Каим, известный мусульманский учитель.
Важно отметить, что, хотя ислам говорит о важности религиозной практики, эта духовность тесно связана с повседневной реальностью. Внешние проявления религиозности зависят от внутреннего настроя верующего, и цель, таким образом, заключается в том, чтобы сохранить гармонию и целостность между внутренним и внешним аспектами жизни. Иными словами, долг мусульман состоит не только в том, чтобы постоянно помнить о Боге - каждое слово и поступок должны отражать их связь с Богом. Весь образ жизни мусульманина должен выражать подчинение Божьей воле, и все совершаемые поступки должны быть направлены на то, чтобы доставить радость Богу.
Правила поведения
Коран - основа шариата, и дополнением к нему являются учение и пример Мухаммеда. Применяя шариат к современному миру, мусульмане на основе разумных суждении принимают решения о том, какие действия окажутся в наибольшем соответствии с Кораном и хадисами. При этом они имеют в виду следующее:
мнение уважаемых людей;
предыдущие решения и прецеденты;
справедливость и заботу об общем благе;
общепринятость.
фард — то, что делать необходимо, например молитва;
харам — то, чего делать нельзя ни при каких обстоятельствах, например употребление алкоголя;
мандуб - рекомендуемые действия, например бескорыстное гостеприимство;
макрух - незапрещенные, но неодобряемые действия, например развод;
мубах — действия, определяемые совестью, потому что на этот счет нет твердых правил, например курение.
Как и другие религии, ислам учит, что каждый человек несет ответственность за собственную духовную жизнь: А кто приобретет грех, тот приобретет ею против самого себя./ Коран, 4:111.
Кто идет прямым путем, тот идет прямо для своей души, а кто заблудился, тот заблудился во вред ей./ Коран, 10:108.
То, как человек проживет свою жизнь, определяет его посмертную судьбу. В соответствии с этим душа может попасть в рай или ад, и Коран дает их четкое и живое изображение. Рай изобилует глубокими реками с прохладной кристально чистой водой, сочными плодами и зеленью, безграничным плодородием и прекрасными домами с расторопными слугами. Ад, напротив, описывается как место, полное расплавленного металла, кипящей жидкости и всепожирающего огня. В то время как одни люди воспринимают эти описания буквально, другие рассматривают их как символические метафоры. Поскольку человек несет ответственность и свою жизнь, Создатель наделил его свободой. Так что и религиозная жизнь должна проистекать от свободного выбора каждого человека. Поэтому Коран говорит:
Нет принуждения в религии./ Коран, 2:257.
Мусульманин - это тот, кто по своей свободной воле выбрал подчинение Богу. При этом подчинение Богу разрушает всякое другое рабство - - человек больше не является слугой другого человека, идеологии или учреждений. Отдавая себя во власть Бога, человек становится халифом Бога, или его представителем на земле.
Джихад
Понятие джихад означает "стремление" и относится к любой деятельности человека, продиктованной любовью к Аллаху. Для большинства мусульман это означает сознательное усилие, направленное на то, чтобы как можно лучше служить Аллаху, вести жизнь, полную самопожертвования, любви и сочувствия к другим. Именно эту борьбу против собственного эгоизма Мухаммед называл "великим джихадом". Это слово также используют, описывая военное положение, когда мусульмане призваны сражаться за честь или сохранение своей веры. Джихад не означает принуждения других людей к принятию исламской веры; он отражает стремление создать общество, где все люди свободно могут подчиняться законам Аллаха, предоставляя другим верить или нет в соответствии со своими желаниями. Обычно, осознав царящую в обществе несправедливость, люди надеются, что если открыть правителям на это глаза, то совесть заставит их исправить положение.
Лучший джихад — это говорить правду в лицо тирану. / Халисы.
Иногда, однако, этого не происходит и возникает необходимость принять решение, что делать дальше. Мусульмане считают, что, если человек, группа людей или правительство пытаются навязать правила, неприемлемые для воли Аллаха, им нужно сопротивляться, а если необходимо, то и силой. Мусульмане верят, что война в таких обстоятельствах может быть оправданной, но ее цель - установление справедливости и мира. Когда противник побежден, то сразу следует обратиться к принципу милосердия и прекратить все военные действия. Раненым солдатам противника полагается точно такой же уход, как и своим солдатам, а женщинам и детям противника никогда нельзя приносить вреда. Как говорил Мухаммед,
Ненавидь врага умеренно; завтра он может стать другом./ Халисы.
Равенство людей
Мусульмане верят, что в начале времен Бог создал мужчину и женщину и что все ныне живущие люди произошли от этой пары. Некогда все имели одну религию и говорили на одном языке. Однако, распространившись по свету, люди разошлись в обычаях и языках и разделились на племена. Их физические черты изменились, приспособившись к разным климатическим условиям. И впоследствии эти различия привели к возникновению предрассудков по поводу расы, цвета кожи, национальности и языка. Ислам, однако, провозглашает, что, поскольку все произошли от одних родителей, то все люди - братья и равны в своем положении. Единственные различия между людьми, которые ислам считает важными, — это различия в вере и нравственном поведении. Если двое детей одной матери имеют разные убеждения, они ведут разный образ жизни. Однако два человека с разных концов земли идут в жизни по одной дороге, если у них одна вера и нравственные ценности. Таким образом, ислам стремится создать общество людей, основанное не на национальности, расе или цвете кожи, а на единой вере и нравственных принципах. Поэтому внутри ислама нет расовых, классовых и национальных различий. Мухаммед сурово обличал национализм:
Тот, кто провозглашает национализм, — не один из нас; и кто умрет за дело национализма, тот не один из нас. Национализм означает помощь своему народу в неправом деле./ Хадисы.
Дом Ислама
Мусульманин должен славить Бога всей своей жизнью. Поэтому даже принятие пищи и создание семейных отношений могут стать частью служения Аллаху, если мусульманин подходит к этому с правильным сердцем. Вот почему мусульмане говорят о "Доме Ислама". Так же, как мы живем всю жизнь в своем доме, мусульмане могут жить всю свою жизнь в Доме Ислама. Каждый мусульманин должен жить с Богом — не только во время молитвы, но постоянно; чтобы Бог присутствовал в каждом поступке, каждом принимаемом решении, каждом желании.
А когда бы закончите молитву, вспоминайте Аллаха — стоя, сидя и на своих боках. /Коран, 4:104.
Основа Дома Ислама — Коран. На Ближнем Востоке почти все дома поддерживались столпами. Поддержка Дома Ислама - пять столпов ислама: свидетельство (символ веры), молитва, милосердие, пост и паломничество. Пять столпов - это принципы, которые регулируют частную жизнь мусульманина и четко объясняют, что от него требуется для подчинения Богу. Каждому дому требуется крыша, и крыша Дома Ислама — Священный закон, шариат.
Пять столпов ислама
1. Шахад (символ веры)
В каждой религии содержатся утверждения, которые помогают ее последователям найти правильные ориентиры в своей жизни. Символ веры ислама таков: Ла-илаха-илла-Аллах. Мухаммадун расулуллах.
Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - пророк его.
В этой фразе содержится суть того, во что необходимо верить, чтобы быть мусульманином. Эти слова, произнесенные с искренним чувством по-арабски, означают обещание подчиняться Богу и следовать пророку. Это первые слова, которые мать шепчет на ухо новорожденному младенцу, и последние, которые произносит мусульманин, умирая. Хотя верующий мусульманин повторяет эти слона по нескольку раз в день, по крайней мере один раз в жизни он должен произнести символ веры правильно, вдумчиво, с полным пониманием и искренней убежденностью в его истинности.
2. Салат (молитва)
Коран называет человека "богопочитателем" и рассматривает каждого верующего как часть религиозной общины. Поэтому молитва к веропочитание в исламе - это не только личная обязанность, но и акт общей веры. Через молитву человек напоминает себе, что он не Бог. Он создание, а не Создатель. Когда люди забывают об этом, они пытаются поставить себя в центр мироздания, а это непременно ведет к саморазрушению. Человек - создание, и вся жизнь его обретает свое место и верную перспективу, только когда он осознает это. Так что молитва для мусульман означает естественное стремление человеческого сердца изливать свою любовь и благодарность к своему Создателю, а также помогает сохранить верное понимание своей жизни и подчинить себя воле Бога, нашего законного повелителя. Салат — это название молитвы, которую мусульманин произносит пять раз в день. После ритуального омовения мусульмане собираются вместе всей общиной, выстраиваются в ряд. простираются ниц перед Богом и молятся, обратившись лицом к Мекке. Знание того, что братья и сестры во всех уголках земного шара делают то же самое, создает чувство принадлежности к всемирному братству, даже когда мусульманин находится в одиночестве. Молитва очищает сердце и приносит духовный и нравственный рост. Ее цель заключается в том, чтобы приблизить людей к Богу; принести им чувство мира и покоя; напомнить о равенстве, единстве и братстве; способствовать благодарности и смирению; укрепить дисциплину и силу воли; отвлечь от личных забот; учить чистоплотности, чистоте и пунктуальности; успокоить страсти и подавить низменные инстинкты.Cодержание молитвы сводится к восхвалению Бога, выражению благодарности и мольбе о руководстве и прощении.
3. Закат (милосердие)
Ислам учит, что Бог дает человеку богатство для пользы всего человечества, и поэтому необходимо делить его с другими. По-арабски закат означает очищение, и одно из объяснений этого понятия заключается в том. что богатство может быть обращено во зло и тем самым отделить человека от Бога. Цель уплаты закат состоит в том, чтобы освободить ваше богатство от жадности и эгоизма. Это попытка очистить сердце от страсти к деньгам и стремления удержать их. Материальный достаток весьма важен в жизни, но одни имеют больше других. Ислам не задается вопросом, почему так происходит, но дает совет, что нужно делать в этой ситуации. Ответ прост. Те люди, жизнь которых сложилась более благополучно, должны облегчить бремя тех, кому везет меньше. Мухаммед ввел такой порядок в седьмом веке, установив обязательный для всех ежегодный налог. Эти деньги должны были раздаваться рабам, желающим выкупить свою свободу, беднякам, должникам, заключенным и странникам.
Тот не верующий, кто ест досыта, когда ближний рядом голодает./Хадисы.
При этом Коран подчеркивает, что отношение дающего важнее, чем собственно размер помощи. Следует избегать гордости, высокомерия и пустых слов. Поэтому закат платится тайно, чтобы бедным не было стыдно принимать помощь и чтобы поступок богатых не вызвал фальшивой хвалы и восхищения, так как они всего лишь выполняют свой долг.
4. Саум (пост)
Рамазан — священный месяц в исламском календаре, потому что именно в этом месяце Мухаммед был впервые призван как пророк. Поэтому во время рамазана мусульмане празднуют получение Корана. В этом месяце все мусульмане, которым позволяет здоровье, от рассвета до сумерек отказывают себе во всех чувственных удовольствиях. Саум, или пост, — это умышленное усмирение плоти волевым актом.
О те, которые уверовали! Предписан вам пост... на отсчитанные дни... А чтобы вы постились, это — лучше для вас, если вы знаете./Коран 2:179—180
Пост во время рамазана означает воздержание не только от пищи, но и от питья, курения, а также от интимных отношений. Помимо этого необходимо сознательно стремиться к тому, чтобы избегать любых злых мыслей и поступков.
Если не прекратишь лгать, Богу нет нужды, что ты не ешь и не пьешь./Хадисы.
После нескольких часов поста мы начинаем ощущать чувство голода. В этот момент и наступает время для сознательного контроля за собой, чтобы не инстинкты, а разум и воля определяли нашу жизнь. Путь к послушанию постепенно становится легче, и удерживание от соблазна тоже. В течение рамазана изменяется поведение всего сообщества. Темп жизни замедляется, наступает время размышлений. Это период, когда вновь утверждаются социальные отношения, поощряются примирения, и люди чувствуют большее единство друг с другом. Все, и богатые, и бедные, постятся вместе. У поста есть несколько достоинств. Он заставляет человека задуматься, поразмыслить о своем духовном состоянии. Он учит самодисциплине, поскольку человеку, способному подчиняться его требованиям, легче будет умерить свой аппетит и в другое время. Он также напоминает человеку о его бренности и зависимости от Бога. Он делает людей более чуткими, поскольку тот, кто сам испытывал голод, скорее отзовется на страдания окружающих.
5. Хадж (паломничество)
Заветное желание каждого мусульманина - совершить хадж, или паломничество, в Мекку. Хадж означает "путь с определенной целью", и обязанность каждого мусульманина, который может себе это позволить и физически способен на это, — совершить его хотя бы раз в жизни. Символика хаджа восходит к заре человеческой истории, к Адаму и Еве, а после - к Аврааму. Согласно вере мусульман, в одном из мест, посещаемых во время хаджа, Адам и Ева примирились с Богом, а в другом Авраам должен был принести в жертву своего сына; в эту местность отправилась Агарь, покинувшая дом Авраама, и здесь же Авраам и Измаил построили святилище, впоследствии названное Каабой. В течение почти 4000 лет Кааба была святым местом. Поэтому, когда мусульманин предпринимает хадж, он идет по стопам Адама и Евы, Авраама, Агари и Измаила, как бы проживая заново важные эпизоды из их жизни. Цель хаджа заключается в том, чтобы укрепить преданность паломника Богу. Он также напоминает о равенстве всех людей. Прибыв в Мекку, паломники снимают с себя одежду, ясно говорящую об их социальном положении, и облачаются в простое одеяние, состоящее из двух кусков материи. Исчезают все различия в положении и достатке: царь и раб равными предстают перед Богом. Первым действием в знак любви к Богу является обход вокруг Каабы семь раз быстрым шагом, в любое время дня и ночи. За этим следуют другие обряды, изображающие сиены из библейской жизни, и посещение других мест. Паломничество объединяет людей разных стран, показывая, что у них есть общая вера, превосходящая верность мирским правителям и государствам, которые часто враждуют друг с другом. Паломники узнают о своих братьях в других концах мира и возвращаются домой с лучшим пониманием друг друга. В 1939 году только 60 000 верующих совершили хадж, а в 1990 — уже более 2,5 миллиона паломников со всего мира.
1. Как вы понимаете фразу: "Подчинение Богу разрушает всякое другое рабство"?Согласны ли вы с ней?
2. Что для вас входит в пять категорий поведения, существующих у мусульман?
3. Попробуйте назвать пять столпов, на которых держится ваша жизнь.
4. Каким образом закат позволяет человеку отрешиться от любви к себе и своему имуществу?
5. Кто богаче: тот, кто отдает деньги, или тот, кто сохраняет их для себя?
6. Как, по-вашему, пост во время рамазана объединяет мусульман особым братским чувством?
7. Как дисциплина и самоконтроль создают защиту от нравственных и духовных соблазнов?