Когда Бог явился Моисею на горе Синай, Он передал пророку Тору. Само слово "тора" означает "закон", хотя и используется в нескольких смыслах. Во-первых, под Торой понимают первые пять книг Библии. Кроме того, слово "Тора" может относиться ко всему Ветхому Завету; в этом случае говорят о письменной Торе. Однако многое из того, что Бог открыл Моисею на Синае, в частности наставления о том, как следует исполнять заповеди, не было записано. Моисей передал эти указания изустно старейшинам, а те передавали их своим преемникам, от поколения к поколению.
Эта традиция известна как устная Тора, и она много больше, чем письменная Тора. Есть также третье значение, когда под Торой понимают предсуществующую идею, исходный план, в соответствии с которым Бог создал этот мир. Письменную Тору можно разделить на три части:
Тора (Пятикнижие Моисея), где содержатся рассказы о сотворении мира, о патриархах, а также заповеди и этические идеалы иудейского народа.
Пророки — книги Судей и Царств, продолжающие историю Израиля и придающие глубокое значение нравственным проблемам, с которыми сталкивались исторические личности, а также книги пророков, таких, как Исайя и Амос, которые в основном учат вере, справедливости и состраданию.
Святые Писания, которые включают в себя исторические книги, такие, как книга Есфирь и книга Неемии; писания мудрости, подобные книге Притчей и книге Иова; поэзию и песни, такие, как Псалмы.
После разрушения Иерусалима в 70 году н.э. еврейский народ был изгнан из своей земли. Беспокоясь о том, что устная традиция будет утеряна, около 200 года раввин Иуда Ганаси записал устную Тору. Этот труд известен как Мишна.В последующие века Мишну изучали и обсуждали раввины Иерусалима и Вавилона. Рабби Иуда собрал огромное количество разных мнений по многим вопросам, и раввины хотели знать, что они означают на практике. Их дискуссии были тщательно записаны писцами. Примерно в пятисотых годах раввины соединили вместе каждый абзац Мишны и связанные с ним обсуждения. Результатом стал обширный труд, известный как Талмуд. До сих пор Талмуд является главным предметом, изучаемым в иудейских академиях.Иудаизм всегда стремился изменить к лучшему характер и поведение людей, и именно этому уделяют внимание Библия и Талмуд. Для иудеев изучение Торы является очень важным, ибо это может привести к добрым поступкам. Вот как выразил взаимосвязь между изучением Торы и совершаемыми поступками один из раввинов первого века:
У всякого, чьи добрые дела больше, чем его мудрость, мудрость его приумножится. У всякого, чья мудрость больше, чем добрые дела, его мудрость не продлится.
Во все времена существовал специальный род литературы, посвященный укреплению характера человека и наставлению в добрых делах. Старейшим из таких писаний является книга Притчей. Она подчеркивает, как важно людям учиться у своих родителей и принимать мудрость веков. Вот что, например, говорят Притчи об опасности искушений и безнравственности:
Сын мой! Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей; навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою.
Когда ты пойдешь, они будут руководить тобою; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою: ибо заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни, чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой.
Не пожелай красоты ее в сердце твоем, и да т увлечет она тебя ресницами своими; потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу.
Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих? То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего; кто прикоснется к ней, не останется без вины.
В книге Притчей существует также много кратких афоризмов, которые проникают в человеческую душу. Они часто уподоблены стихам и легко запоминаются, входят в наше сознание:
Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть.
Благонравная жена приобретает славу, а трудолюбивые приобретают богатство. Погибели предшествует гордость, а падению - надменность.
Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых — врачует.
Кто любит наставление, тот любит знание, а кто ненавидит обличение, тот невежда.
Справедливость. На трех вещах держится мир: на суде, на истине и на мире.
В иудейском учении справедливость — это один из столпов, на которых стоит мир. Достигнуть ее, однако, не всегда легко. Представьте, например, что два человека — богатый и бедный — совершили одно и то же преступление и на обоих наложен одинаковый штраф. Возможно, для уплаты штрафа бедный должен будет продать все свое имущество, в то время как богатый покинет здание суда, смеясь, что так легко отделался. Справедливо ли, что они должны понести одинаковое наказание? Или, с другой стороны, справедливо ли было бы их судить по-разному? Понимая такого рода сложности, раввины учили:"Если вы подойдете слишком близко к огню, вы сгорите. Если будете стоять слишком далеко, вам будет холодно. Искусство суда состоит в нахождении правильного расстояния". Они понимали, что временами суд должен быть строже, чем в другой ситуации. Они также учили, что справедливость должна смягчаться милосердием. "Господь, Бог человеколюбивый и милосердный" (Исход, 34:6). Люди должны взять пример от Бога во многих вещах; быть милосердным — одна из них. Справедливость и милосердие должны идти рука об руку.
Когда Бог собирался сотворить мир, Он думал: "Если Я сотворю одно милосердие, тогда грешники приумножатся; если Я сотворю его с одной лишь справедливостью, как мир выживет? Поэтому Я сотворю его со справедливостью и милосердием, и так он сможет существовать."/ Мидраш
Семь заповедей сыновей Ноя.
Иудаизм учит, что все люди были созданы Богом для служения Ему своей праведной жизнью. Шесть заповедей, которые учат правильному пути жизни, были даны Богом еще первому человеку — Адаму; Ною и его сыновьям был добавлен еще один запрет. Так возникли "Семь заповедей сыновей Ноя". Под "сыновьями Ноя" подразумевается все человечество, поскольку все люди, согласно Торе, являются потомками Ноя и его семьи, спасшихся после потопа. Однако это выражение имеет еще один, более глубокий смысл: "сыновья Ноя" — это его духовные преемники и последователи, которые унаследовали его праведность и умение следовать воле Всевышнего наперекор бездуховности окружающего их общества.
1. Запрет богохульства
Запрещено поносить (хулить) имя Бога. Согласно этой заповеди каждый человек обязан признавать существование единого Творца и Его полную власть над своим творением.
2. Запрет идолопоклонства
Данная заповедь означает веру в единого Творца. Запрещено исповедовать культы, не стоящие на позиции строгого единобожия. Запрещено наделять самостоятельной или сверхъестественной силой1 какое-либо явление природы, человека, изваяние и т.д. Также запрещено поклоняться или признавать Божественную природу за каким-либо предметом (например, иконой, статуей), светилом, животным или человеком.
3. Запрет убийства
Здесь подчеркивается ценность каждой человеческой личности. Запрещено любое действие, ведущее прямо или косвенно к гибели другого человека. Поэтому нельзя оставить человека без средств к существованию; нежелание его спасти при наличии такой возможности также является греховным. Аборт, самоубийство и ускорение естественной смерти человека (например, в случае безнадежно больных) также считаются недопустимыми.
4. Запрет прелюбодеяния
Семья и все семейные отношения рассматриваются как бесконечно ценные и значимые. Поэтому запрет прелюбодеяния не только включает в себя запрет на супружескую неверность, но и говорит о недопустимости кровосмешения (интимных отношений между близкими родственниками — родителями и детьми, братьями и сестрами) и гомосексуальных связей.
5. Запрет воровства
Каждому человеку необходимо уважать права другой личности, а это означает в том числе и неприкосновенность чужого имущества. При этом воровством считается присвоение чужого имущества в любом размере, даже меньше копейки.
6. Запрет жестокости по отношению к животным
Запрещено разделывать тушу убитого животного, пока оно находится в конвульсиях. Более широко эта заповедь понимается как запрет мучить высокоразвитых животных. Тора также выступает против любого бессмысленного проявления жестокости.
7. Справедливость и закон
На человеческом обществе лежит обязанность устанавливать и поддерживать государственность и закон, основанный на вышеперечисленных заповедях. Поэтому каждый отдельный человек обязан уважать законы любого государства, если они не противоречат этим семи заповедям. Последняя заповедь обязывает также активно вмешиваться в происходящие события, когда налицо явные нарушения справедливости.
Человек, который выполняет все заповеди этого кодекса, с точки зрения Торы считается благочестивым. Закон обязывает жить в мире с людьми вне зависимости от их вероисповедания или национальности и в случае необходимости защищать их, как любого другого члена своей общины. Иудеи верят, что эти семь заповедей, семь основополагающих этических норм, были даны Всевышним как единственная основа для общечеловеческой морали. Этот кодекс является реальной основой для диалога и достижения взаимопонимания между народами и установления мира на всей земле.
Свобода и ответственность
Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь./ Второзаконие, 30:19
Наличие всех этих законов не ограничивает человеческую свободу, так как иудаизм учит, что каждый человек остается совершенно свободным в выборе между добром и злом. Законы не рассматриваются как нечто ограничивающее свободу; напротив, иудеи расценивают закон как залог свободы. Иудеи верят, что каждый Новый год Бог определяет грядущую судьбу людей — будет ли человек здоров или болен, умен или глуп, богат или беден. Именно поэтому во время празднования Йом Кипур (Дня Искупления) иудеи стараются простить всех, кто сделал что-либо против них, и пытаются найти всех тех, кого сами могли обидеть в течение года, чтобы получить их прощение. Но в пределах каждой конкретной ситуации человек совершенно свободен в совершении нравственного выбора. Это значит, что в понимании иудеев всякий человек ответствен за свои поступки.
Мицвот
Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы... ходил всеми путями Ею... чтобы соблюдал заповеди Господа Бога твоего и постановления Его... дабы тебе было хорошо. / Второзаконие, 10:12—13
В то время как всем следует соблюдать семь заповедей сыновей Ноя, иудеям дано много больше постановлений. Они называют их мицва (множественное число мицвот), что значит заповедь, и верят, что желание Бога заключается в том, чтобы они хранили и соблюдали эти правила. Существует 613 мицвог 248 положительных заповедей и 365 запретительных, чего иудеи не должны делать. Все эти мицвот были даны израильтянам Богом на горе Синай. В течение сорока дней на горе Моисею были даны не только Десять заповедей, начертанных на скрижалях, но и много других наставлений. От того исторического события идет понимание справедливости и закона, используемое половиной мира. Приведем некоторые другие заповеди, данные около трех с половиной тысяч лет назад:
Ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Ём-дыка владык. Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит ни лица и не берет даров, Который дает суд сироте и вдове, и любит пришельца и дает ему хлеб и одежду. Любите и вы пришельца, ибо сами были пришельцами в земле Египетской./ Второзаконие, 10:17-19
Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего. / Левит, 19:15
Ааров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых./ Исход, 23-8
Укравший должен заплатить... Если украденное найдется у него в руках живым, вол ли то, или осел, или овца, пусть заплатит вдвое. / Исход, 22:3-4
Если же ты притеснишь их, то, когда от возопиют ко Мне, Я услышу вопль их. / Исход, 22:23
Не обижай наемника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих. / Второзаконие, 24:14
Не делайте неправды в суде, в мере, в весе и 6 измерении./ Левит, 19:35
Мицвот охватывают все области жизни, Они включают в себя не только чисто религиозные действия, как, например, молитва или соблюдение праздников, но и то, что люди обычно не считают сферой проявления религиозности. Деловые отношения, проведение судебного процесса, процедура развода, пища, которую иудеи могут или не могут употреблять, — все учитывается в шестистах тринадцати мицвот. Соблюдение мицвот требует дисциплины и жизни.
Иудейская мораль
В понимании иудеев соблюдение заповедей является важной составляющей воспитания характера. Но нравственность никогда не может быть ограничена простым следованием правилам. Люди должны развиваться внутренне. "Мицвот были даны с целью совершенствования людей", — говорит Талмуд. Для исповедующих иудаизм жизнь в соответствии с заповедями — это путь духовного и нравственного, развития, что является существенной частью служения Богу. При этом человек совершенствует себя и привносит святость в мир. Иудеи верят, что через исполнение мицвот они общаются с Богом. Древнее иудейское поучение говорит, что Бог "вписал Себя в Тору". Для тех, кто исповедует иудаизм, заповеди — это Божьи Воля и Мудрость, выраженные в человеческом языке. Благодаря мицвот, охватываюшим все жизненные сферы, сама жизнь человека становится актом служения Богу, В результате лаже незначительное действие, такое, как принятие пищи или отход ко сну. наполняется смыслом и святостью. К примеру, иудей начинает день с благодарения Богу за пробуждение ото сна. После этого он моет руки, используя кувшин с водой и полотенце, оставленные рядом с кроватью с вечера. Это мытье рук есть акт очищения, подобно тому, как священнослужители в старину омывали руки и ноги перед входом в Храм. Каждый день полон возможностей служения Богу, поэтому начало дня представляется как вход в Храм. Каждая мицва чему-то учит. Например, законы, касающиеся наказания преступников, настаивают на необходимости уважения человеческого достоинства; те законы, которые рассматривают нанесение ущерба и компенсации, подчеркивают личную ответственность; законы о взятии взаймы и аренде учат состраданию к малоимущим. Один род заповедей, хуким. требует особого упоминания, поскольку в них нет видимой логики. Иудеи считают, что эти заповеди необходимы как проверка их веры; соблюдение хуким укрепляет ее. Примером хуким является заповедь об употреблении кошерной пищи. Только определенные животные, птицы и рыба являются кошерными и могут быть использованы для еды. Но даже тогда они должны быть приготовлены особым образом.
Основание иудейской набожности
И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всеми силами твоими. / Второзаконие, 6:5
Начало мудрости — страх Господень./ Псалом 110:10
Любовь и страх Божий являются двумя основами веры иудеев. Любовь Бога вдохновляет человека на выполнение 248 положительных заповедей. Страх становится причиной для ненарушения 365 заповедей запретительных. Страх Божий может означать много вещей. В самом простом виде он может значить боязнь наказания за неправедный поступок. Более высокая форма понимания — это чувство стыда при возникновении даже греховной мысли. Страх есть только начало, а не конец мудрости.
Взросление в следовании закону
И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем; и внушай их детям твоим... / Второзаконие, 6:6—7
Пять лет есть возраст, когда надо начинать читать Писание, десять — Мишну, в тринадцать надо соблюдать заповеди./ Из поучений Отцов
Когда ребенок становится взрослым? На этот вопрос нелегко ответить. Во-первых, люди взрослеют в разном возрасте. Во-вторых, существуют разные виды зрелости: человек может быть взрослым физически, но не духовно, и наоборот. Однако в иудейском законе определен возраст, при котором мы можем рассматривать большинство людей как приближающихся к зрелости. Для девочек это двенадцать лет, а для мальчиков — тринадцать, В этом возрасте молодые люди начинают ощущать ответственность за свои поступки. Для того чтобы отметить этот переход от детства к зрелости, существуют церемонии, называемые бар мицва для мальчиков и бат мицва для девочек. Ожидается, что к этому времени подростки уже научились тому, как жить в соответствии с мицвот, и будут нести ответственность за свои поступки. В течение | праздничной трапезы они провозглашают свое намерение принять обязанности взрослого человека. При этом юноша или девушка вступают в отношения завета с Богом — и как личность, и как член общины.
Применение закона
Для упорядочения подчинения закону иудеям с самых ранних времен было заповедано установление системы судопроизводства, Существовало три уровня Бет Дин, или судов, Обычное дело рассматривал Бет Дин из трех судей. Они сами опрашивали свидетелей и после рассмотрения доказательств выносили вердикт. Когда кто-либо заслуживал смертного приговора, дело разбиралось в Бет Дин из двадцати трех судей. Вопросы национальной важности решались Синедрионом из семидесяти одного судьи. В судах косвенные улики никогда не принимались. Человек мог быть казнен только в том случае, если свидетели предупреждали преступника о возможном наказании, затем действительно видели происходящее у них на глазах преступление и почти мгновенно заявляли об этом. Если кто-то, услышав пронзительный крик, заходил в дом и видел человека с ножом, с которого стекает кровь, он не мог настаивать на смертной казни, так как не видел самого преступления. Таким образом, на практик смертный приговор применялся крайне редко. Работа Бет Дин зависела от тщательности опроса свидетелей непредвзятыми судьями. При этом очень высокие требования предъявлялись к честности и объективности обеих сторон. Так, свидетелями не могли быть люди, совершившие в прошлом преступление, нечестные торговцы и игроки. Малейшее подозрение в предвзятости судей могло привести к роспуску всего суда. В Талмуде приводится рассказ о раввине, который как-то раз хотел сесть в лодку. Стоящий рядом человек подал ему руку. Когда же раввин поблагодарил его, тот упомянул, что должен появиться перед ним в суде. "Тогда, — сказал раввин, — я не могу быть вашим судьей".
Страдание
Не знать страдания ~ значит не быть воистину человеком./ Мидраш
Один из вопросов, который всегда волновал иудейский народ, — это понимание причины страданий. Библия говорит о многих людях, испытывавших страдания, и о том, как они их преодолевали.
Иосиф, проданный в рабство своими братьями (Бытие, 37).
Царь Давид, чей младенец умер (2 книга Царств, 12).
Иов, потерявший дом и семью и все же не возроптавший на Бога (Книга Иова).
1. "Если человек должен страдать, пусть он проверит свои поступки. Если он грешил,
он должен раскаяться. Если он ничего не найдет, тогда причиной страдания является небрежение в изучении Торы. Если и это не так, то его печали — это страдание от любви".
2. "Праведник страдает за грехи своего поколения .
3. "Гончар не проверяет сосуды с трещиной, потому что если он ударит по ним хоть
раз, они разобьются. Он проверяет только хорошие сосуды, ибо сколько бы он
ни бил по ним, они не разобьются. Так и Бог не испытывает слабых, но только
праведников".
4. "Какой путь ведет к грядущему миру? Путь страданий".
5. "Бог говорит: Если Я дарю тебе счастье, благодари. Если Я приношу тебе страдания, благодари".
Раввины не искали пути оправдания страданий, однако они принимали боль как реальность окружающего нас мира. Несмотря на то, что мы должны прикладывать все усилия, чтобы предотвратить и преодолеть страдания, даже в них есть положительная сторона — страдания порой очищают человеческую душу. Такое понимание природы жизни позволило еврейскому народу выстоять и преуспеть в наиболее трудные для них времена.
1. Как вы понимаете утверждение: "У всякого, чьи добрые дела больше, чем его мудрость, мудрость его приумножится. У всякого, чья мудрость больше, чем добрые дела, его мудрость не продлится"? Какова, с вашей точки зрения, взаимосвязь между знанием и поступком?
2. В Книге Притчей сказано: "Погибели предшествует гордость, а падению — надменность". Как вы думаете, почему надменность и гордыня часто приводят к совершению зла?
3. Что для вас важнее — милосердие или справедливость? Почему справедливость
должна сочетаться с милосердием?
4. Согласны ли вы с тем, что семь заповедей сыновей Ноя являются основой общечеловеческой морали ?
5. Как вы думаете, в какой степени человек свободен в выборе между добром и
злом?
6. Почему, с вашей точки зрения, иудеи соблюдают мицвот?
7. Как вы понимаете фразу: "Страх есть только начало, но не конец мудрости"?
8. Когда и каким образом люди начинают нести ответственность за свои поступки? Как вы считаете, достигли ли вы уже такой зрелости?
9. Как вы думаете, почему важно предъявлять высокие нравственные требования к судьям?
10. Согласны ли вы с утверждением: "Праведник страдает за грехи своего поколения"? Бывает ли, что человек несет ответственность не только за свои собственные поступки, но и за действия своей семьи, страны и т.п.?