411Косте были очень нужны деньги. Поэтому на миг он почувствовал искушение, взять тайком кошелек из сумочки учительницы, стоявшей ни учительском столе в кабинете математики. Учителя в комнате нет.

Было бы очень просто сунуть кошелек в портфель и выйти из школы. Едва ли его бы поймали, и Косте больше не пришлось бы беспокоиться из-за своих денежных затруднений. Но все же внутренний голос говорил Косте, что этого делать нельзя. "Почему я не могу взять и украсть? - размышлял он, идя по коридору. — Почему совесть осложняет мне жизнь? Я знаю многих людей, которые украли бы его не колеблясь. Почему я не такой? Откуда вообще берется совесть?"

 

Что такое совесть?

Совесть — это внутреннее чувство, которое позволяет нам различать хорошее и плохое; это тот внутренний голос, который помогает нам на основе имеющихся у нас общих нравственных представлений принять решение в той или иной конкретной ситуации.

Виктор Франкл

Только совесть может как бы согласовать "вечный", всеобщий моральный закон с конкретной ситуацией конкретного человека.

Мы часто называем совесть "силой". Когда мы следуем своей совести, поступая хорошо и не поступая дурно, эта сила увеличивается. Когда мы чувствуем искушение поступить неправильно, совесть останавливает нас. Вот почему мы говорим, что не можем идти против совести. Однако если мы нарушаем ее запрет, что сила высвобождается и превращается в вину. Чем сильнее наша совесть, тем больше чувство вины, если мы нарушим ее запрет. Но когда мы идем против совести, она постепенно слабеет, так что даже если мы знаем, что поступаем плохо, совесть ставит перед нами все более слабые барьеры, и мы с каждым разом чувствуем все меньше вины. В целом чувство вины — это здоровое чувство. Если мы поступаем заведомо плохо, то возникающее при этом чувство вины — знак психологического здоровья. Если мы сунем руку в огонь, нам будет больно. Боль говорит нам, что нужно вытащить руку из огня, подставить под холодную воду и больше не лезть в пламя. Хотя ощущение боли нам неприятно, но неспособность ее почувствовать очень опасна. Вина - это боль, которую ощущают наша душа и совесть, когда мы плохо поступаем. Человек, не знающий чувства вины, может совершить страшные преступления, даже не осознав этого. Чувство вины, так же как и чувство боли, — наш друг, потому что предупреждает нас, когда мы идем в неверном направлении.

А. С. Пушкин. 'Борис Годунов'

Ах! чувствую: ничто не может нас среди мирских печалей успокоить;

Ничто, ничто... едина разве совесть.

Так, здравая, она восторжествует над злобою, над темной клеветою.

Но если в ней единое пятно, единое, случайно завелося;

Тогда — беда! как язвой моровой Аута сгорит, нальется сердце ядом,

Как молотком стучит в ушах упрек, и все тошнит, к голова кружится,

И мальчики кровавые в главах... И рад бежать, да некуда... ужасно.

Аа, жалок тот, в ком совесть нечиста!

Нет такого человека, который хотя раз в жизни не испытал мук совести. Что же такое совесть и откуда она берется? Тот факт, что все люди обладают совестью, говорит о том, что она является проявление всеобщего закона, того самого "закона человеческой природы", о котором говорил К. С. Льюис (мы обсуждали это в главе "Природа человека"). Все мы знаем о законах природы; нам известны также законы, по которым существует человеческое сообщество — последние обычно бывают записаны, отражены в конституциях и различных законодательных актах, в соответствии с ними строится вся жизнь страны. Совесть же является как бы неписаным законом, существующим в нашей собственной душе. Причем обычно мы склонны гораздо больше полагаться на этот внутренний нравственный чакон, чем на какие-то официально установленные предписания. Действительно, в ежедневных отношениях с людьми мы подсознательно больше доверяем совести человека, чем писаным законам и правилам. Ведь за всяким преступлением не уследишь, да и закон иногда у неправедных судей может обернуться против невиновных. Совесть же содержит в себе вечный и неизменный нравственный закон. Поэтому нормальные отношения между людьми возможны только до тех пор, пока люди не утратили в себе совесть.

С. Н. Булгаков. 'Свет невечерний'

Нравственность коренится в религии. Внутренний свет, в котором совершается различение добра и зла в человеке, исходит от Источника света. В совести своей, необманной и нелицеприятной, столь загадочно свободной от естественного человеческого себялюбия, человек ощущает, что Некто совестъ, совс-даегп вместе с ним его дела, творит суд сбой, всегда его видит.

Если мы попробуем понять, как „ совесть соотносится с другими чертами нашей личности — разумом, чувствами и волей, то увидим, что она является чем-то большим, чем просто проявлением одной из этих душевных способностей человека, стоит как бы над ними. Так, наш разум может расценить тот или иной поступок как умный или глупый, целесообразный или нецелесообразный, выгодный или невыгодный. Однако что-то побуждает разум помимо этого логического анализа наших собственных или чужих поступков давать им нравственную оценку. Вследствие этого мы чувствуем понуждение избрать тот путь, который может быть неприятен или невыгоден нам самим. Не в этом ли проявляется независимое действие совести на наш разум? Точно так же воля сама по себе — это способность человека желать чего-то и прикладывать усилия для достижения желаемого. Однако эта способность может проявляться по-разному, в том числе и в направлении зла. Сколько мы знаем очень волевых и целеустремленных преступников! Значит, опять-таки совесть контролирует нашу волю, побуждая ее выражать себя в соответствии с требованиями нравственности. То же самое можно сказать и о чувствах. Все мы стремимся к приятным ощущениям и хотели бы избежать неприятных. Если же мы поступаем вопреки своей совести, то это ведет к душевным мукам — переживаниям, которые мы, может быть, и хотели бы, да не в силах подавить. То есть и в этой сфере совесть направляет наши чувства, а не наоборот. Итак, не следует ли пришить, что совесть является какой-то обособленной от нас силой, стоящей выше человека и господствующей над его разумом, волей и чувствами, хотя и заключенной в нем?

Совесть как критерии добра и зла

Иногда люди думают, что все нравственные проблемы были бы решены, если бы все просто поступали по совести. Однако развитие чувства совести в значительной степени зависит от воспитания, образа жизни и других внешних обстоятельств, и поэтому совесть у людей бывает разная. Например, на формирование нашей системы нравственных ценностей большое влияние оказывает та культура, в которой мы живем. Так, для иудеев и мусульман есть свинину означает идти против совести, потому что это запрещено их религиями. Но они спокойно едят говядину, приготовленную должным образом. Однако корова — священное животное для индусов, и. следуя своему пониманию совести, они не могут причинить ей никакого вреда. Для джайнов, приверженцев другой индийской религии, любая жизнь настолько священна, что они стараются не повредить даже корней тех растений, которые они употребляют в пишу. С другой стороны, большинство христиан имеют мало пищевых запретов (или вообще никаких) и едят любое мясо без всяких угрызений совести. Другой момент, о котором необходимо помнить, выбирая совесть как критерий добра и зла - это понимание того, что формирование совести в человеке не происходит автоматически. В значительной степени то, какой будет наша совесть, зависит от нас самих. Часто в спорах о нравственности люди спрашивают: "Всегда ли нужно поступать по совести?" Трудно однозначно ответить на этот вопрос. Во-первых, не следует поступать заведомо дурно. Однако иногда, говоря: "Я поступаю по совести", мы имеем в виду: "Это можно сделать, потому что, поступая таким образом, я не чувствую вины". Например, часто мы не видим ничего плохого в том, чтобы списать у соседа по парте контрольную работу. В такой ситуации мы просто оправдываем себя, поступая так, как нам хочется, а вовсе не выносим настоящее нравственное суждение. Так что вторая часть ответа заключается в следующем: мы должны быть уверены, что мы правильно формируем свою совесть, и только в этом случае мы можем всегда следовать ей. Ведь часто люди считают, что поступают по совести, не потрудившись сформировать ее.

Ф. М. Достоевский

Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного.

Почему же совесть не может быть абсолютным мерилом добра и зла? Мы уже обсуждали, что в каждом человеке присутствует как доброе, так и злое начало. И поэтому порой мы можем попасть под влияние нашего эгоистичного "я", нашего собственного "мистера Хайда". (Помните отрывок о докторе Джекилле и мистере Хайде?) А это может оказать влияние и на нашу совесть, и тогда уже она будет молчать в ситуациях, когда нас нужно было бы остановить. Совесть "может заблудиться", если ею не руководят высшие, абсолютные нравственные принципы. Эти универсальные ценности существуют, и они разделяются всеми людьми просто в силу того, что они люди. Примером этого является уже обсуждавшееся нами Золотое правило этики, к пониманию которого независимо пришли люди разных культур и эпох. И если мы будем осознанно формировать свою совесть в соответствии с этими принципами, то она станет нашим надежным помощником во всех сложных жизненных ситуациях. Итак, для того чтобы мы могли быть уверены в своей совести, необходимо правильно ее формировать. В противном случае могут исказиться и характер человека, и испытываемое им чувство вины.

 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Напишите отзыв
Ваше имя
Ваш емэйл
Ваш отзыв