Говоря о честности, нельзя не затронуть еще один важный вопрос: всегда ли мы должны быть честными. Поскольку честность касается действительного положения вещей, каждый имеет право знать правду. Говорить человеку правду — это основополагающий знак уважения. Однако это не означает, что мы абсолютно всегда должны говорить всю правду. Честность лишь одна из многих добродетелей, и ее не следует абсолютизировать. Наряду с честностью нам необходимо обладать такими качествами, как верность, вежливость, терпение, умение понимать других людей, и наше поведение в той или иной ситуации не может определяться только одной из составляющих нашего характера.
Если даже мы думаем, что человек глуп, не стоит говорить ему об этом просто во имя "честности". Это не просто грубо и обидно, откуда мы знаем, что он действительно глуп? Существуют простейшие нормы вежливости, которые нельзя приносить в жертву такого рода "честности". Если у вас плохое настроение, это не значит, что вы можете "честно" высказывать свои чувства каждому встречному. Вполне естественно, если родители или учитель подбодрят ребенка, сказав, что он нарисовал "очень хорошую" картинку, хотя с эстетической точки зрения это не так. О чем-то можно умолчать или высказаться не до конца, и при этом оставаться честным. Нежеланному гостю можно сказать: "Мама занята. Она позвонит вам позже, хорошо?", вместо: "Мама говорит, что вы всегда очень подолгу сидите. Она не хочет вас видеть".
Люди часто спрашивают, нужно ли говорить тяжелобольному или умирающему о том, насколько плохо его состояние. Иногда врачи скрывают это, не желая волновать или пугать пациента или его родственников. Но человек имеет право и обычно хочет знать, что с ним происходит на самом деле. Однако это не означает, что в такой ситуации следует говорить: "Через полгода вы умрете!" Об этом можно сообщить и так, чтобы пациент сам решал, в какой степени он хочет знать правду. Так, умирающей женщине можно сказать: "Ваше состояние очень серьезно, оно меня беспокоит". Это позволит пациентке самой осведомляться о дальнейшей информации, когда она сочтет нужным, а врач сможет избежать нечуткости, которая бы усугубила страдания больной. Есть и другие случаи, когда нет необходимой и говорить правду. Мы даже обязаны скрывать информацию от тех, кто не имеет на нее права. Предположим, вам известно, что человек прячется от преступника, который хочет его убить. Должны ли вы сказать правду и сообщать, где он находится? Конечно нет, честность — не прикрытие для трусости и предательства. Если нами руководит любовь, мы должны быть готовы рисковать собой ради других. Во время второй мировой войны многие жители оккупированных территорий прятали у себя дома скрывавшихся от нацистов людей и при расспросах никогда не открывали правду об их местонахождении. Точно так же захваченный в плен солдат не должен но имя честности открывать противнику военные тайны. Человек, выдающий государственные тайны, вовсе не проявляет честность; он попросту изменник. Итак, быть честным не значит всегда и при всех обстоятельствах говорить только правду. Это может зависеть от других факторов, и зрелый человек должен знать, когда и как высказываться напрямик. Честный человек полностью открывает в надлежащем месте, надлежащему человеку и в надлежащее время все, что он совершил, видел, думал или чувствовал, учитывая при этом свои и чужие обстоятельства.
Честность и чуткость
Молодая жена, очень любящая своего мужа, хотела приготовишь ему особый обед. Она была прекрасным человеком, но совершенно не умела готовить. Мать дала ей один из своих любимых рецептов мясного блюда. Провозившись со стряпней целый день, жена, наконец, подала блюдо мужу и спросила, нравится ли оно ему. Хотя на его взгляд это было совершенно несъедобно, он ответил: "Да, дорогая, потрясающе!" Он знал, что она долго трудилась, чтобы сделать ему приятное, и ему не хотелось ее обижать. Решив, что блюдо на самом деле очень ему понравилось, жена решила готовить его каждое воскресенье. Прошло несколько месяцев. Однажды вечером, когда супруги поссорились, муж, наконец, заявил жене, что он терпеть не может подобной еды и что она готовит хуже всех на свете. "Так ты мне лгал? Никогда больше не буду доверять тебе!" - страшно обиженная и потрясенная, жена ушла, хлопнув дверью.
Хотя в этой ситуации поначалу муж не был "честен" (не сказал жене то. что думал на самом деле), его "полная честность" привела лишь к одному: обидела жену. Заявив ей. что терпеть не может ее стряпню, муж вовсе не выразил свои истинные чувства. В разгар ссоры он сказал это, чтобы обидеть ее. Это говорит нам о том, что их отношения с самого начала не были до конца искренними. Муж таил в душе разнообразные обиды на жену, но не говорил ей об этом. А этот конкретный обед затронул нечто более глубокое. Как можно было избежать подобной ситуации? После первого же обеда он мог сказать: "Дорогая, я вижу, как ты старалась, чтобы приготовить этот обед, но мне это блюдо не очень понравилось". Хотя жена могла слегка обидеться, в будущем она была бы благодарна за то, что их отношения основываются на честности и что она может верить своему мужу. Таким образом, мы видим, что вопрос заключается скорее не в том, стоит или нет честно выражать свои чувства, а в том, как их выражать. Говорить все, что вы думаете, или, как говорится, "резать правду-матку", называется "грубой честностью". В этом случае правду говорят не из любви или заботы о другом человеке. Такая правда нечутка и часто предназначается для того, чтобы обидеть. Так что прежде чем высказаться, следует подумать, в какой форме это сказать, чтобы ваши слова были лучше восприняты. Давайте рассмотрим несколько примеров грубой честности и сравним их с чуткой честностью. Обратите внимание, что оба типа честности говорят об одном и том же, только очень по-разному. Представьте, что это говорят вам. Что бы вы предпочли услышать?
Грубая честность
Лора не хочет, чтобы ты знала о ее семейных делах, потому что она тебе не доверяет и знает, что ты разболтаешь об этом всему классу.
Ты отвратительно говорил! Оратор из тебя никогда не выйдет.
Мама терпеть не может, когда ты к нам приходишь, она говорит, что ты грубый и невоспитанный.
Чуткая честность
Ты, конечно, хорошо знаешь химию, но хорошо бы, чтобы и другие отвечали на вопросы учителя, а то им кажется, что они за тобой не успевают.
По-моему, Лоре не хочется говорить о ее семейных делах. Это такие деликатные вещи, и она боится, что ты случайно кому-нибудь об этом расскажешь.
Мне кажется, это трудная тема для доклада, и у меня есть некоторые идеи, как тебе выступать в следующий раз. Не смущайся, чтобы говорить перед большой аудиторией, нужно много практиковаться.
В следующий раз, когда придешь ко мне домой, не мог бы ты поздороваться с моей мамой и поговорить с ней пару минут? Для нее это очень важно.
Так что, как видите, можно быть одновременно честным и деликатным, говорить правду и оставаться добрым к людям. Честность — вовсе не предлог для выражения неприязни. Иногда мы вынуждены говорить веши, которые другим не хочется слышать. Доброта не означает, что мы должны в таких случаях молчать. Наше уважение к себе, другому человеку и существующим между нами отношениям поможет нам высказать правду в уважительной форме. Для этого необходимо благоразумие, чуткость и подходящий момент. Если вы можете быть честными и деликатными, людям, с которыми вы общаетесь, легче будет воспринимать то, что вы им говорите. Мы не имеем права быть жестокими только потому, что обращаемся к близким людям (матери, отцу, сестре, брату, другу). Помните, это непросто — быть хорошим другом и помогать другим заметить и исправить то, что без вашей помощи они не увидели бы; но важнее всего та форма, в которой вы это делаете. Если вы можете быть честным и деликатным, ваши друзья наверняка оценят вашу честность.
Как честность связана с личными отношениями?
Честность — это та основа, которая создает хорошие отношения. При отсутствии честности возникают подозрительность и неуверенность. Если же между людьми установилось доверие, они могут свободнее выражать себя, тогда им легче быть честными. Ухудшение отношений часто начинается с мелкой лжи. Если человек солгал вам или как-то иначе вас обманул (например, что-нибудь от вас скрыл), вы всегда будете в глубине души сомневаться в его искренности.
Что значит быть честным перед собой?
Честность не приходит к нам откуда-то извне, она начинается в нас самих. Умение понимать собственные чувства и мысли — это первая ступень понимания других. Быть честным с собой означает также осознавать свои истинные побуждения.
Почему нужно стремиться быть честным?
Иногда бывает легче солгать или скрыть правду, чтобы не заставить кого-то страдать, или если вы не хотите, чтобы кто-то узнал, как глупо вы поступили.
- Когда я честен, мне не надо беспокоиться о том, кик бы скрыть свою ложь. Я знаю, что друзья любят меня таким, какой я есть - мне не нужно выдумывать истории или скрывать что-либо, чтобы произвести на них впечатление.
Как себя чувствуешь, когда тебе лгут?
- Однажды подружка мне соврана, и я узнала, что она лжет. Хотя я ей ничего не сказала, и теперь все время думаю: лжет она или говорит правду?
Как себя чувствуешь, когда лжешь другим?
- Если я лгу кому-то, я чувствую себя виноватой. Если начнешь кому-то врать, бывает трудно остановиться. Кажется, что ложь громоздится одна на другую; придумав одну ложь, потом надо придумать еще десять, чтобы скрыть первую. Иногда мне ужасно трудно вспомнить, что я наговорила. Ложь так легко становится привычкой.
Что такое "невинная ложь"?
Невинная ложь — это мелкая неправда, которая вроде бы никому не вредит. Поскольку от невинной лжи пользы больше, чем вреда, она вполне допустима, не правда ли?
Например:
"Как мне нравится твой новый свитер!" (На самом деле думаешь, что он уродливый.)
"Скажи ему, что меня нет дома". (Когда не хочешь с кем-то разговаривать.)
"Не волнуйся, я никому не скажу!" (А сама тут же сказала другой подружке.)
Чем плоха "невинная ложь"?
Как и любая ложь, невинная ложь в конце концов подрывает доверие и не является просто безвредным средством облегчить общение. Хотя "невинная ложь" кажется безобидной тому, кто лжет, как себя должен чувствовать человек, которому лгут, узнав правду? Обманутым, униженным, глупым, наивным? Может быть, иногда легче солгать, но на самом деле "невинная ложь" обесценивает общение. Безвредная и внешне незначительная ложь мостит дорогу лжи в более крупных и серьезных вопросах.
Что такое самообман?
Самообман — это попытка заставить себя поверить в неправду. Часто он включает и ложь другим. Обычно человек прибегает к самообману, чтобы чувствовать себя менее виноватым. Как правило, это случается, когда мы пытаемся логически обосновать, оправдать свои поступки.
Например:
1. Я не скажу мужу, сколько стоило мое новое платье, а то он только расстроится. К тому же я зарабатываю достаточно, чтобы раз в год позволить себе дорогое платье.
2. Я совершенно уверен, что завалю сегодняшнюю контрольную, если не притворюсь больным. Скажу-ка маме, что заболел, тем более что я и правда неважно себя чувствую.
3. Когда начальник спросит у меня квитанцию, скажу, что мне ее не дат. а то он опять станет на меня сердиться, если узнает, что я ее потеряла. К тому же в этом магазине обычно не дают квитанций.
4. Оксана просила меня прочитать ее сочинение и сказать, что я о нем думаю. Сочинение, по-моему, скучное, но я знаю, что она все равно получит за него хорошую отметку. Скажу, что оно хорошее, ведь видно, что она очень старалась.
Замечаете ли вы в каждой из этих ситуаций, каким образом человек лжет себе? Какова та правда, которой хотят избежать эти люди?
Для вашего дневника
Вспомните и опишите произошедший с вами в прошлом случай, когда вы были нечестны перед собой — вместе твоего чтобы объективна во всем разобраться, пытались найти оправдание совершенному вами поступку. Объясните, почему, с вашей точки зрения, вы в тот момент чувствовали необходимость такого рода самообмана.
Павлуша с другого же дня принялся холить в классы. Особенных способностей к какой-нибудь науке в нем не оказалось; отличился он больше прилежанием и опрятностью; но зато оказался в нем большой ум с другой стороны, со стороны практической...
В отношении к начальству он повел себя еще умнее. Сидеть на лавке никто не умел так смирно. Надобно заметить, что учитель был большой любитель тишины и хорошего поведения и терпеть не мог умных и острых мальчиков; ему казалось, что они непременно должны над ним смеяться. Достаточно было тому, который попал на замечание со стороны остроумия, достаточно было ему только пошевелиться или как-нибудь ненароком мигнуть бровью, чтобы подпасть вдруг под гнев. Он его гнал и наказывал немилосердно. "Я, брат, из тебя выгоню заносчивость и непокорность! — говорил он. — Я тебя знаю насквозь, как ты сам себя не знаешь. Вот ты у меня постоишь на коленях! ты у меня поголодаешь!" И бедный мальчишка, сам не зная за что, натирал себе колени и голодал по суткам. "Способности и дарования, это все вздор, — говаривал он, — я смотрю только на повеленье. Я поставлю полные баллы во всех науках тому, кто ни чего не знает, да ведет себя похвально..." Чичиков вдруг постигнул дух начальника и в чем должно состоять поведение. Не шевельнул он ни глазом, ни бровью во все время класса, как ни щипали его сзади; как только раздавался звонок, он бросался опрометью и подавал учителю прежде всех треух (учитель ходил в треухе); подавши треух, он выходил первый из класса и старался ему попасться раза три на дороге, беспрестанно снимая шапку. Дело имело совершенный успех. Во все время пребывания в училище был он на отличном счету и при выпуске получил полное удостоверение во всех науках, аттестат и книгу с золотыми буквами за примерное прилежание и благонадежное поведение. Вышед из училища, он очутился уже юношей довольно заманчивой наружности, с подбородком, потребовавшим бритвы...
В это же время был выгнан из училища за глупость или другую вину бедный учитель, любитель тишины и похвального поведения. Учитель с горя принялся пить; наконец и пить уже было ему не на что; больной, без куска хлеба и помощи, пропадал он где-то в нетопленной, забытой конурке. Бывшие ученики его, умники и остряки, в которых ему мерещилась беспрестанно непокорность и заносчивое поведение, узнавши об жалком его положении, собрали тут же для него деньги, продав даже многое нужное; один только Павлуша Чичиков отговорился неимением и дал какой-то пятак серебра, который тут же товарищи ему бросили, сказавши: "Эх ты, жила!" Закрыл лицо руками бедный учитель, когда услышал о таком поступке бывших учеников своих; слезы градом полились из погасавших очей, как у бессильного дитяти. "При смерти на одре привел бог заплакать, — произнес он слабым голосом и тяжело вздохнул, услышав о Чичикове, прибавя тут же: — Эх, Павлуша! вот как переменяется человек! ведь какой был благонравный, ничего буйного, шелк! — Надул, сильно надул..."
Кто же он? стало быть, подлец? Почему ж подлец, зачем же быть так строгу к другим? Теперь у нас подлецов не бывает, есть люди благонамеренные, приятные, а таких, которые бы на всеобщий позор выставили свою физиономию под публичную оплеуху, отыщется разве каких-нибудь два, три человека, да и те уже говорят о добродетели. Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение — вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых. Правда, в таком характере есть уже что-то отталкивающее... Но мудр тот, кто не гнушается никаким характером, но, вперя в него испытующий взгляд, изведывает его до первоначальных причин... К чему таить слово? Кто же, как не автор, должен сказать святую правду? Вы боитесь глубокоустремленного взора, вы страшитесь сами устремить на что-нибудь глубокий взор, вы любите скользнуть по всему недумающими глазами. Вы посмеетесь даже от души над Чичиковым, может быть даже похвалите автора, скажете: "Однако ж кое-что он ловко подметил, должно быть, веселого нрава человек!" И после таких слов с удвоившеюся Подлостию обратитесь к себе, самодовольная улыбка покажется на лице вашем, и вы прибавите: "А ведь должно согласиться, престранные и пресмешные бывают люди в некоторых провинциях, да и подлецы притом немалые!" А кто из вас, полный христианского смиренья, не гласно, а в тишине, один, в минуты уединенных бесед с самим собой, углубит вовнутрь собственной души сей тяжелый запрос: "А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?"