412Как мы уже знаем, каждый человек стремится к красоте, истине и добру. Поэтому мы часто испытываем беспокойство. Мы хотим идти вперед, больше создавать, узнавать что-то новое, становиться лучше, идти по пути добра. Мы никогда не удовлетворены собой. Хотя внутреннее чувство хорошего и плохого является свойством человеческой природы, формирование нашей совести происходит на протяжении всей жизни под действием различных внешних и внутренних факторов. Первичным источником нашего знания о добре и зле является семья.

Слова, а еще больше - поступки наших родителей учат нас тому, как вести себя, помогают нам понять, что значит быть человеком, мужчиной или женщиной, отцом или матерью. Родители, привыкшие откровенно говорить друг с другом о важных вопросах, учат своих детей честности, С другой стороны, в семье, где один из родителей пьет и лжет, чтобы скрыть свой порок, дети могут исподволь усвоить, что лгать обычно выгоднее, чем говорить правду. Иные важные источники влияния - это наши родственники, друзья, учителя, общество, средства массовой информации и книги, которые мы читаем. Все это входит в нашу душу, и таким путем формируется наша совесть. Теперь мы можем задаться следующим вопросом, нужна ли она нам? Некоторые люди считают, что совесть мешает им, потому что не позволяет делать то, что они хотят, или заставляет их потом испытывать чувство вины. Совесть должна быть для нас своего рода компасом, указывая, в каком направлении идти или, по крайней мере, куда не идти! Если компас неточный, он укажет нам неправильную дорогу. Точно так же и совесть. Поэтому для нас так важно "настроить" свою совесть. Мы сами отвечаем за формирование своей совести. Если она сформирована неправильно, мы не сумеем отличить хорошее от плохого.

Часто возникают сложные ситуации, когда мы не знаем, как следует поступить. Мы не знаем, хорошо это или плохо; или, даже не считая поступок плохим, все-таки чувствуем себя неловко. Поэтому мы часто ошибаемся и делаем то, о чем потом сожалеем. В этом случае нам на помощь приходит совесть — наш учитель и истинный друг. Верно сформированная совесть всегда говорит нам то, что нужно, а не то, что мы хотим услышать. Прислушиваясь к голосу совести, мы, как правило, обретаем душевный покой, чувство собственного достоинства и верности себе. В глубине души мы чувствуем, что поступили правильно, и это приносит нам ощущение счастья. Все, что мы воспринимаем в течение своей жизни, оказывает на нас влияние. Если у нас хорошие родители и учителя, если мы общаемся с хорошими людьми, то, скорее всего, их ценности окажут на нас благотворное воздействие. Если же мы изберем другой круг общения, свяжемся с людьми нечестными и развращенными, вполне возможно, что их ценности станут и нашими. Некоторые люди пробуждают в нас лучшие качества, а другие, напротив, худшие. Точно так же определенный тип литературы апеллирует к лучшей части нашей души и развивает ее; другие же книги и кинофильмы развивают ее дурную сторону. Наверное, стоит обо всем этом подумать, выбирая для себя друзей, книги, фильмы или музыку. Мы можем развивать, заострять и выпрямлять свою совесть, изучая духовно и нравственно высокую литературу. Наша душа по природе своей стремится к истине, и, когда мы читаем что-то правдивое, она отзывается; прочитанное не оставляет нас равнодушными, остается с нами. Иногда нам не нравится слушать или читать правду, потому что мы чувствуем в ней осуждение собственным неправедным поступкам. Даже если мы пытаемся игнорировать свою совесть, чтобы избежать чувства вины, наша душа все равно отзывается на истину.

Существуют четыре вида искажений совести

Неверно сформированная совесть. Хотя в этом нет их вины, люди иногда воспринимают ошибочное понимание хорошего и плохого. Порой то, что в определенный период истории считается правильным, позже начинает пониматься как явно дурное. Например, раньше множество людей считало, что рабство (владение людьми как собственностью) морально оправдано. Их не мучила совесть из-за того, что у них были рабы, потому что они выросли в определенной культурной среде, которая поддерживала существование рабства. Таким образом, их совесть была сформирована неверно. Теперь наши взгляды на рабовладение в корне изменились, однако нам следует проверить, правильно ли сформирована наша совесть относительно каких-то других вопросов, и, если что-то не так, изменить ее. Мы можем сделать это, изучая нравственную литературу общепризнанно универсального характера.

Неоправданное чувство вины. Иногда мы испытываем чувство вины без должных на то оснований. Нам кажется, что мы совершили что-то плохое, хотя на самом деле это не так. Человек, несколько столетий назад выступавший против рабства, мог ощущать себя "плохим", потому что нарушал законы, обычаи и условности своего времени. Возможно, он восставал против того, чему его учили родители, что все общество признавало правильным и естественным. На человека, идущего против того, что он раньше считал правильным, а потом осознал как дурное, оказывается огромное давление. Частью этого давления является неоправданное чувство вины.

Ослабленная совесть. Никому из нас не нравится осознавать, что мы поступаем дурно, поэтому порой мы пытаемся изменить свою совесть, чтобы оправдать совершаемые нами поступки. Мы говорим себе, что не может быть ничего плохого в том, что естественно, или в том, что делают все. Если кто-то ставит под сомнение оправданность наших действий или говорит, что мы поступаем непорядочно, мы стремимся защитить себя, становимся злыми и агрессивными. Постепенно это ведет к тому, что голос совести в нас становится все слабее. Когда своими поступками мы неоднократно игнорируем нашу совесть, она становится все менее чувствительной к добру и злу, и мы уже не испытываем вины.

Юра вошел в людный магазин и прямиком направился к маленькому кондитерскому прилавку в углу. Как обычно, вокруг сновали десятки людей, выбирая продукты и выстраиваясь в очередь в кассу. Он помнит, как впервые сделал это. Он волновался, сердце отчаянно колотилось, ладони вспотели. Украв ту первую плитку шоколада, он чувствовал себя ужасно. Но через неделю он вновь оказался в том же магазине и снова украл, теперь он уже не чувствовал за собой такой вины. Кроме того, продавщица всегда была в плохом настроении, норовила прикрикнуть, а как-то раз не дала ему сдачи. Может, будь она посимпатичнее, он бы не решился на такое. Трое приятелей ждали его на улице. Он рассказал одному из них, что украл шоколадку, и тот сказал, что брать чужое нехорошо. Но двое других, наоборот, сочли его очень смелым, а один даже попытался склонить Юру украсть сразу четыре плитки шоколада. Теперь это уже было испытание. Юра знал, что способен на это, и радовался, что больше не страдает из-за своего поступка.

Консервативная совесть. Иногда мы настолько подчиняемся правилам, что не видим, чего на самом деле требуют обстоятельства, не видим целостной картины. Например, мы торопимся на деловую встречу. Мы не хотим опаздывать, но кому-то требуется наша помять. Как мы поступим? Что важнее — успеть вовремя на встречу или помочь человеку? Так легко оправдать себя: "Опаздывать мне нельзя, так что я не могу помочь". Если мы руководствуемся такой логикой, значит, наша совесть оказалась во власти слепых правил, которые стали для нас важнее, чем живые люди. При этом условности превращаются в непреодолимую преграду, не позволяющую нам следовать велению сердца. Конечно, опаздывать нехорошо, но бывают ситуации, когда необходимо выбирать, и опоздание в этом случае может оказаться куда меньшим злом, чем бессердечность по отношению к попавшему в беду человеку. Поэтому необходимо научиться расставлять в жизни верные приоритеты.

Как следовать своей совести?

Совесть имеет две стороны. Во-первых, она помогает нам осознать, что является правильным в той или иной ситуации, а во-вторых — поступать в соответствии с этим пониманием. Кто принимает решение, какой поступок является правильным или неправильным? Только вы сами! Только вы должны принимать решения и только вы несете за них ответственность. Нельзя слепо следовать чьим-то указаниям. Поэтому вы должны внимательно и честно формировать собственную совесть. К сожалению, часто гораздо легче знать, что правильно, чем поступать в соответствии с этим знанием. Так как же мы используем наше нравственное чувство? Каков путь принятия правильного решения? Конечно, порой мы будем совершать ошибки, а иной раз поступать заведомо неправильно. Однако это не значит, что ситуация так уж безнадежна. Просто, как и приобретение любых знаний и умений, развитие совести требует времени, размышления и энергии.

Св. Иоанн Златоуст

Не величие власти, не множество денег, не обширность могущества, не крепость телесная, не роскошный рпол, не пышные одежды, не прочие человеческие преимущества оставляют благодушие и радость; но бывает это плодом только духовного благоустройства и доброй совести.

 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Напишите отзыв
Ваше имя
Ваш емэйл
Ваш отзыв