415Давайте задумаемся над тем, что такое праведность. Возможной, кому-то из вас само это слово покажется старомодным и потому не слишком понятным. А с другой стороны, разные люди, очевидно, вкладывают разный смысл в это понятие. Для кого-то пра­ведность определяется прежде всего мировоз­зрением, системой убеждений человека. Так, на протяжении многих веков истории люди, придерживающиеся тех или иных религиозных воззрений, часто считали, что лишь предста­вителей их религии можно считать праведными, в то время как все остальное человечество пребывает в заблуждении, во мраке невежества и греха.

То же самое порой происходило (и продолжает происходить) в отношении той или иной идеологии, принадлежности какой-то нации, классу или партии. В этом случае люди приходят к убеждению, что человека следует оценивать в соответствии с его при­надлежностью к правящей партии или соци­альной группе. В соответствии с этим всех людей делят как бы на несколько категорий, к каждой из которых применяются свои крите­рии, позволяющие во многих случаях обра­щаться с людьми, как с животными и даже  хуже. К сожалению, в истории практически любой страны.

Притча о добром самарянине.Лука, 10:30-37

И вот, один законник встал и, искушая Его ( Иисуса ), сказал: Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же ска­зал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением тво­им, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отмечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый че­ловек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, из­ранили его и ушли, оставив его едва живым. Позже священник шел той дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, был на том месте, подошел, посмот­рел и прошел ми­мо. Самарянин же некто, проезжая нашёл на него и, увидев его, сжа­лился и, подойдя, перевязал ему ра­ны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гос­тиницу и позабо­тился о нем; а на другой день, отъез­жая, вынул два динария, дал содержателю гос­тиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, от­дам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближ­ний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же ".

Но тогда каковы же критерии истинной праведности? Притча о добром самарянине помогает нам понять, что независимо от того, к какой национальности или религии ты при­надлежишь, чтобы "унаследовать жизнь веч­ную", то есть даже в глазах высшего бесприс­трастного суда оказаться праведным, необхо­димо быть нравственным и любящим челове­ком в своих поступках, в отношении к людям — любым людям, а не только тем, кто тебе близок или симпатичен. Наверное, первый шаг на этом пути — формирование более зрелого, нравственного мировоззрения. Однако останавливаться лишь на этом бессмысленно, ведь даже самые замечательные убеждения теряют свою цен­ность, если мы не воплощаем их в своей жиз­ни. Не случайно говорят, что вера без дел мертва. Убеждения должны проявлять себя в наших словах и поступках, а на еще более глу­боком уровне — определять наши побуждения и сам образ мыслей. При этом очень важно отдавать себе отчет в том, насколько наши убеждения универ­сальны, не получается ли так, что мы — сознательно или неосознанно — используем как бы двойной стандарт нравственности, оценивая окружающих людей. Одни критерии мы используем по отношению к узкому кругу близких людей (принадлежащих к той же на­циональности, возрасту, дворовой компании и т.п.), а другие — по отношению ко всему остальному человечеству (которое, впрочем, также может делиться на несколько катего­рий). При этом мы порой руководствуемся примерно следующей логикой: человек похож на меня, значит, он — хороший; если он со­вершил какой-то злой поступок, то это — про­сто случайная ошибка, которую можно понять и простить. Но если тот же самый поступок совершил "чужой", то тем самым он только лишний раз подтвердил присущее ему злое  начало. Порой один и тот же добрый посту­пок, совершенный двумя разными людьми, может оцениваться нами в одном случае — как проявление любви и сострадания, а в дру­гом — как хитрое лицемерие. 

Притча

В незапамятные времена в одной дальней стране жил мудрец. Он обладал многими та­лантами, и жители той страны были увере­ны, что нет на земле человека величественнее его. (Впрочем, обитатели этого государства вообще считали, что их небеса — самые голу­бые, народ — самый счастливый, а правитель — самый мудрый и справедливый. А все, что происходило во внешнем мире, по их мнению, было лишь проявлением зла и невежества.) И вот правитель страны решил собрать в своем дворце величайших мудрецов мира и провести среди них соревнование, чтобы выяснить, кто же из них самый-самый. Долго длились состя­зания. Мудрецы излагали свои взгляды на уст­ройство мира, исцеляли больших, отвечали на каверзные вопросы. Наконец наступил послед­ний день. Правитель решил, что тот, кому удастся пройти по воде, как посуху, будет признан самым великим. Рано утром на мор­ском побережье собралась толпа народа. Пра­витель махнул рукой, и по этому знаку шесть претендентов ступили в воду. Двое — люби­мый всем народом мудрец и один из кудесни­ков, приехавший из дальней страны, — на глазах у изумленных зрителей плавно заскользили над водой. На другой день все газеты страны пестрели отчетами о происшедшем. Заголовки гласили: "Наш досточтимый Учитель  прошел по глади морской глади посуху, а его ничтожный соперник лишь доказал, что даже не умеет плавать."

Притча

В незапамятные времена в одной дальней стране жил мудрец. Он обладал многими та­лантами, и жители той страны были увере­ны, что нет на земле человека величественнее его. (Впрочем, обитатели этого государства вообще считали, что их небеса — самые голу­бые, народ — самый счастливый, а правитель — самый мудрый и справедливый. А все, что происходило во внешнем мире, по их мнению, было лишь проявлением зла и невежества.) И вот правитель страны решил собрать в своем дворце величайших мудрецов мира и провести среди них соревнование, чтобы выяснить, кто же из них самый-самый. Долго длились состя­зания. Мудрецы излагали свои взгляды на уст­ройство мира, исцеляли больших, отвечали на каверзные вопросы. Наконец наступил послед­ний день. Правитель решил, что тот, кому удастся пройти по воде, как посуху, будет признан самым великим. Рано утром на мор­ском побережье собралась толпа народа. Пра­витель махнул рукой, и по этому знаку шесть претендентов ступили в воду. Двое — люби­мый всем народом мудрец и один из кудесни­ков, приехавший из дальней страны, — на глазах у изумленных зрителей плавно заскользили над водой. На другой день все газеты страны пестрели отчетами о происшедшем. Заголовки гласили: "Наш досточтимый Учитель  прошел по глади морской глади посуху, а его ничтожный соперник лишь доказал, что даже не умеет плавать."

Другая ошибка, которая подстерегает каж­дого из нас, заключается в том, что порой мы склонны судить окружающих нас людей, основываясь на том, как они относятся к нам. И тогда получается, что если в силу каких-то причин у нас не сложились отношения с кем-то из одноклассников, то мы начинаем ис­пытывать неприязнь к этому человеку, нам кажется, что он груб, эгоистичен, неряшлив, слишком вызывающе одевается... В общем, мы начинаем видеть в нем только плохое, хотя на самом деле проблема может заключаться в нас самих, а вовсе не в этом человеке.

Эгоист Витька

"У нас в классе учится парень. Я всегда счи­тал его занудой и. выскочкой. Вечно он выпендривается перед девчонками, а как меня уви­дит, так и норовит выставить на посмеши­ще — то затеет какой-нибудь "умный" раз­говор, чтобы вес убедились, какой он. взрослый и начитанный, а я — просто невежда; то как бы невзначай на литературе во время обсуж­дения кого-нибудь из литературных персона­жей влезет с такими комментариями, что всем становится ясно, что единственное, чего он добивался, — это высмеять меня. В общем, натуральный жлоб. Я пытался не обращать на него внимания, но в душе всегда считал его законченным эгоистом и, как вы понимаете, особой симпатии к нему не питал. И тут как-то на днях совершенно случайно я узнал, что, оказывается, вот уже второй год Витя дважды в неделю ходит к учительнице, кото­рая учила нас в младших классах. И никто — никто! — об этом не знает. Мария Петровна как только нас выпустила, ушла на пенсию, а два года назад сломала ногу и теперь почти не может ходить. К тому же живет она совер­шенно одна. Так вот, этот Витька уже столь­ко бремени в одиночку таскает ей продукты, ходит с ней гулять.  Вначале это просто не укладывалось в моей голове. Я вдруг увидел в Витьке двух со­вершенно разных людей. Какой же он на самом деле? Что скрывать, меня бы не хватило на то, чтобы больше года ходить помогать учительнице. Почему же я всегда воспринимал его только как выскочку и эгоиста? Может, я тоже в чем-то был не прав? Раньше я старал­ся не думать о том, что в классе Витьку поче­му-то многие любит, но вдруг они видят в нем что-то, чего я до сих пор не замечал?"

Наверное, у многих из нас в жизни возни­кали такого рода ситуации, когда человек, к которому мы всегда относились определен­ным образом, вдруг представал перед нами в совершенно ином свете. Такие случаи помо­гают нам задуматься над более универсальны­ми критериями, определяющими праведность. Ведь в конце концов дело не в том, насколько хорошо или, наоборот, плохо тот или иной человек относится ко мне, а в том, как он  проявляет себя во всем многообразии отно­шений, насколько он искренен, бескорыстен, самоотвержен в своих поступках, насколько они направлены на благо других людей. Если уже сейчас, создавая свои отношения с людьми — приятелями, одноклассниками, вы сможете руководствоваться такими универсальными критериями, то вам удастся избежать многих проблем во взрослой жизни. Ведь многие конфликты, вплоть до мировых войн, начина­лись просто с того, что у определенной группы людей были искаженные представления о других людях, из которых создавался образ врага или низшей расы. Наверное, всем нам хотелось бы избежать подобных проблем, не так ли?

 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Напишите отзыв
Ваше имя
Ваш емэйл
Ваш отзыв