Давайте задумаемся над тем, что такое праведность. Возможной, кому-то из вас само это слово покажется старомодным и потому не слишком понятным. А с другой стороны, разные люди, очевидно, вкладывают разный смысл в это понятие. Для кого-то праведность определяется прежде всего мировоззрением, системой убеждений человека. Так, на протяжении многих веков истории люди, придерживающиеся тех или иных религиозных воззрений, часто считали, что лишь представителей их религии можно считать праведными, в то время как все остальное человечество пребывает в заблуждении, во мраке невежества и греха.
То же самое порой происходило (и продолжает происходить) в отношении той или иной идеологии, принадлежности какой-то нации, классу или партии. В этом случае люди приходят к убеждению, что человека следует оценивать в соответствии с его принадлежностью к правящей партии или социальной группе. В соответствии с этим всех людей делят как бы на несколько категорий, к каждой из которых применяются свои критерии, позволяющие во многих случаях обращаться с людьми, как с животными и даже хуже. К сожалению, в истории практически любой страны.
И вот, один законник встал и, искушая Его ( Иисуса ), сказал: Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отмечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. Позже священник шел той дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, был на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая нашёл на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же ".
Но тогда каковы же критерии истинной праведности? Притча о добром самарянине помогает нам понять, что независимо от того, к какой национальности или религии ты принадлежишь, чтобы "унаследовать жизнь вечную", то есть даже в глазах высшего беспристрастного суда оказаться праведным, необходимо быть нравственным и любящим человеком в своих поступках, в отношении к людям — любым людям, а не только тем, кто тебе близок или симпатичен. Наверное, первый шаг на этом пути — формирование более зрелого, нравственного мировоззрения. Однако останавливаться лишь на этом бессмысленно, ведь даже самые замечательные убеждения теряют свою ценность, если мы не воплощаем их в своей жизни. Не случайно говорят, что вера без дел мертва. Убеждения должны проявлять себя в наших словах и поступках, а на еще более глубоком уровне — определять наши побуждения и сам образ мыслей. При этом очень важно отдавать себе отчет в том, насколько наши убеждения универсальны, не получается ли так, что мы — сознательно или неосознанно — используем как бы двойной стандарт нравственности, оценивая окружающих людей. Одни критерии мы используем по отношению к узкому кругу близких людей (принадлежащих к той же национальности, возрасту, дворовой компании и т.п.), а другие — по отношению ко всему остальному человечеству (которое, впрочем, также может делиться на несколько категорий). При этом мы порой руководствуемся примерно следующей логикой: человек похож на меня, значит, он — хороший; если он совершил какой-то злой поступок, то это — просто случайная ошибка, которую можно понять и простить. Но если тот же самый поступок совершил "чужой", то тем самым он только лишний раз подтвердил присущее ему злое начало. Порой один и тот же добрый поступок, совершенный двумя разными людьми, может оцениваться нами в одном случае — как проявление любви и сострадания, а в другом — как хитрое лицемерие.
В незапамятные времена в одной дальней стране жил мудрец. Он обладал многими талантами, и жители той страны были уверены, что нет на земле человека величественнее его. (Впрочем, обитатели этого государства вообще считали, что их небеса — самые голубые, народ — самый счастливый, а правитель — самый мудрый и справедливый. А все, что происходило во внешнем мире, по их мнению, было лишь проявлением зла и невежества.) И вот правитель страны решил собрать в своем дворце величайших мудрецов мира и провести среди них соревнование, чтобы выяснить, кто же из них самый-самый. Долго длились состязания. Мудрецы излагали свои взгляды на устройство мира, исцеляли больших, отвечали на каверзные вопросы. Наконец наступил последний день. Правитель решил, что тот, кому удастся пройти по воде, как посуху, будет признан самым великим. Рано утром на морском побережье собралась толпа народа. Правитель махнул рукой, и по этому знаку шесть претендентов ступили в воду. Двое — любимый всем народом мудрец и один из кудесников, приехавший из дальней страны, — на глазах у изумленных зрителей плавно заскользили над водой. На другой день все газеты страны пестрели отчетами о происшедшем. Заголовки гласили: "Наш досточтимый Учитель прошел по глади морской глади посуху, а его ничтожный соперник лишь доказал, что даже не умеет плавать."
В незапамятные времена в одной дальней стране жил мудрец. Он обладал многими талантами, и жители той страны были уверены, что нет на земле человека величественнее его. (Впрочем, обитатели этого государства вообще считали, что их небеса — самые голубые, народ — самый счастливый, а правитель — самый мудрый и справедливый. А все, что происходило во внешнем мире, по их мнению, было лишь проявлением зла и невежества.) И вот правитель страны решил собрать в своем дворце величайших мудрецов мира и провести среди них соревнование, чтобы выяснить, кто же из них самый-самый. Долго длились состязания. Мудрецы излагали свои взгляды на устройство мира, исцеляли больших, отвечали на каверзные вопросы. Наконец наступил последний день. Правитель решил, что тот, кому удастся пройти по воде, как посуху, будет признан самым великим. Рано утром на морском побережье собралась толпа народа. Правитель махнул рукой, и по этому знаку шесть претендентов ступили в воду. Двое — любимый всем народом мудрец и один из кудесников, приехавший из дальней страны, — на глазах у изумленных зрителей плавно заскользили над водой. На другой день все газеты страны пестрели отчетами о происшедшем. Заголовки гласили: "Наш досточтимый Учитель прошел по глади морской глади посуху, а его ничтожный соперник лишь доказал, что даже не умеет плавать."
Другая ошибка, которая подстерегает каждого из нас, заключается в том, что порой мы склонны судить окружающих нас людей, основываясь на том, как они относятся к нам. И тогда получается, что если в силу каких-то причин у нас не сложились отношения с кем-то из одноклассников, то мы начинаем испытывать неприязнь к этому человеку, нам кажется, что он груб, эгоистичен, неряшлив, слишком вызывающе одевается... В общем, мы начинаем видеть в нем только плохое, хотя на самом деле проблема может заключаться в нас самих, а вовсе не в этом человеке.
"У нас в классе учится парень. Я всегда считал его занудой и. выскочкой. Вечно он выпендривается перед девчонками, а как меня увидит, так и норовит выставить на посмешище — то затеет какой-нибудь "умный" разговор, чтобы вес убедились, какой он. взрослый и начитанный, а я — просто невежда; то как бы невзначай на литературе во время обсуждения кого-нибудь из литературных персонажей влезет с такими комментариями, что всем становится ясно, что единственное, чего он добивался, — это высмеять меня. В общем, натуральный жлоб. Я пытался не обращать на него внимания, но в душе всегда считал его законченным эгоистом и, как вы понимаете, особой симпатии к нему не питал. И тут как-то на днях совершенно случайно я узнал, что, оказывается, вот уже второй год Витя дважды в неделю ходит к учительнице, которая учила нас в младших классах. И никто — никто! — об этом не знает. Мария Петровна как только нас выпустила, ушла на пенсию, а два года назад сломала ногу и теперь почти не может ходить. К тому же живет она совершенно одна. Так вот, этот Витька уже столько бремени в одиночку таскает ей продукты, ходит с ней гулять. Вначале это просто не укладывалось в моей голове. Я вдруг увидел в Витьке двух совершенно разных людей. Какой же он на самом деле? Что скрывать, меня бы не хватило на то, чтобы больше года ходить помогать учительнице. Почему же я всегда воспринимал его только как выскочку и эгоиста? Может, я тоже в чем-то был не прав? Раньше я старался не думать о том, что в классе Витьку почему-то многие любит, но вдруг они видят в нем что-то, чего я до сих пор не замечал?"
Наверное, у многих из нас в жизни возникали такого рода ситуации, когда человек, к которому мы всегда относились определенным образом, вдруг представал перед нами в совершенно ином свете. Такие случаи помогают нам задуматься над более универсальными критериями, определяющими праведность. Ведь в конце концов дело не в том, насколько хорошо или, наоборот, плохо тот или иной человек относится ко мне, а в том, как он проявляет себя во всем многообразии отношений, насколько он искренен, бескорыстен, самоотвержен в своих поступках, насколько они направлены на благо других людей. Если уже сейчас, создавая свои отношения с людьми — приятелями, одноклассниками, вы сможете руководствоваться такими универсальными критериями, то вам удастся избежать многих проблем во взрослой жизни. Ведь многие конфликты, вплоть до мировых войн, начинались просто с того, что у определенной группы людей были искаженные представления о других людях, из которых создавался образ врага или низшей расы. Наверное, всем нам хотелось бы избежать подобных проблем, не так ли?