Единение можно понимать по-разному. Некоторые люди считают, что для достижения единства необходимо, чтобы все верили в одно и то же. Другие источником единства полагают подчинение всех одному и тому же авторитету. Другими словами, это означает, что для достижения прочного единства необходимо, чтобы все составляющие элементы были одинаковы или, по меньшей мере, очень похожи друг на друга. Однако если мы чуть глубже задумаемся над сутью этой проблемы, то увидим, что основа единства должна быть совсем иной.
Создание единства в отношениях не стоит путать с единообразием, потерей индивидуальности. Подумайте сами, насколько скучным был бы этот мир, если бы все люди верили в одно и то же и не существовало бы различий между нациями. К счастью, достижение единства возможно на основе разнообразия. Даже более того, чтобы возникло единство, разнообразие просто необходимо — гармония достигается за счет гармоничного взаимодействия различных элементов. Таким образом, единство не означает потерю индивидуальности; оно возможно только на основе глубокого уважения к уникальной личности каждого, признания за каждым права на особенность, свои собственные взгляды. Бессмысленно (если не сказать - безнравственно) пытаться уничтожить эти отличия. Например, создание единства в семье не означает, что супруги должны во всем походить друг на друга, а дети должны стать в точности такими же, как их родители. Наоборот, чем больше отличаются друг от друга личности детей, тем более интересной, духовно богатой является семья.
Любовь и уважение индивидуальности других
Может возникнуть вопрос: что же заставляет столь различных людей держаться вместе? Ответ прост: только любовь обладает такой силой, и только любовь позволяет каждому сохранить свою индивидуальность. Любовь опирается прежде всего на уважение уникальности каждой личности. В счастливой семье и родители, и дети не тяготятся своими отличиями, а, наоборот, находят в них особую красоту и гармонию. Точно так же и в мире, достигшем идеала единства, каждая нация, каждая культура займут свое достойное место, смогут внести свой уникальный вклад в многоцветную палитру человечества. Только тогда из отдельных элементов мы создадим удивительно красивую и целостную мозаику, истинный смысл которой можно постичь, только когда она завершена. Давайте с этой точки зрения попробуем обратиться к вопросу, который вызывает наибольшее число сомнений и противоречий. Мы достаточно много говорили об этических учениях разных религий, пытаясь прежде всего показать, что их объединяет, подчеркивая те абсолютные ценности, которые проповедуют все религии. Однако наряду с этим необходимо помнить, что каждая религия обладает своим уникальным пониманием и невозможно просто свести воедино различные учения, следуя законам логики. Каждая религия вносит свой вклад в мировоззрение и культуру человечества, и мир стал бы намного беднее, лишившись хотя бы одной из них. Таким образом, единство между религиями и нациями не может возникнуть на основе попыток навязать всем одну систему религиозных верований, стандартизировать политическую организацию общества, усреднить законы и обычаи, "привести к общему знаменателю" традиции и формы художественного творчества. Только любовь, основанная на принципе взаимного уважения может преодолеть различия и создать истинное единство сердца. Точно так же как в семье любовь родителей способна разрешить любые возникающие между детьми проблемы и противоречия, так и на уровне общемировом лишь родительская любовь может привести к созданию прочного мира между нациями. Идеал, таким образом, состоит не в единообразии, скорее, он ближе к русской идее соборности, которая подразумевает сохранение за каждым своей свободы и уникальности. Дело не в том, чтобы все стали одинаковыми, а чтобы, уважая и храня свои традиции, научились видеть красоту других.
Различные религии или нации можно сравнить с разными лепестками одного и того же цветка или с разными пальцами одной руки. Имеет ли смысл обсуждать, какой палец важнее - указательный или мизинец? Каждый из них одинаково важен, наделен своей ролью, которую не сможет выполнить другой. Бессмысленно было бы пытаться сделать все пальцы одинаковыми. Представьте, например, как вы стали бы писать или есть, если бы все пять пальцев на вашей правой руке были мизинцами. К счастью, никому не приходят в голову такие странные идеи, когда речь идет о разных органах нашего тела, единство здесь и так существует. Однако в реальной жизни люди, живущие в разных странах или придерживающиеся разных взглядов (религиозных, политических — неважно, каких), порой пытаются противоречить этому столь, казалось бы, очевидному принципу. Так начинаются всевозможные конфликты и войны — с желания доказать, что ты (твоя страна, религия, раса, партия) важнее или правильнее других, с желания достичь единства путем обращения всех в свою веру. Но такое единство, даже если его и удастся достичь, все равно будет недолговечным и сможет поддерживаться только силой. Пройдет какое-то время, и такое неустойчивое образование распадется. Невозможно заставить другого человека быть в точности таким же, как ты сам, невозможно обратить целую страну в одинаково серых солдат, послушно исполняющих любые издаваемые приказы. Истинное единство — не в единообразии, а в гармоничном сочетании на основе взаимного уважения всех различных традиций, учений и национальных особенностей.
"Есть свет истины, и есть люди, со всех сторон приближающиеся к нему, со стольких разных сторон, сколько есть радиусов в круге, — стало быть, до бесконечности разнообразными путями. Будем всеми силами стремиться к свету истины, объединяющему всех, а насколько мы близки к нему и объединены — судить не нам. " /Л. Н. Толстой. "Путь жизни"
При этом следует помнить, что единство не может опираться на выгоду для одних людей за счет ущемления прав других. Так, во время второй мировой войны Адольф Гитлер предпринял попытку объединения Европы путем навязывания всем нациям единого политического режима и уничтожения всех меньшинств, которые мешали осуществлению этого плана. Конечно, это не может быть примером единства, к которому мы стремимся.
Патриотизм и единение наций
Когда мы говорим о единстве применительно к различным нациям, то неизбежно возникает вопрос патриотизма. Однако давайте задумаемся, что включает в себя это понятие. Истинный патриотизм можно определить как любовь к своей стране, уважение ко всем живущим в ней людям, знание обычаев и традиций своего народа, преданное служение на благо страны. Таким образом, патриот — это тот, кто в любой ситуации ставит интересы страны выше своих собственных потребностей. Однако это не означает, что мы должны безоговорочно защищать все, что происходит в нашей стране, — например, когда проводимая правительством политика является очевидно безнравственной. Патриотизм направлен на истинное благо и процветание страны, которых нельзя достичь за счет безнравственных поступков.
В связи с этим нельзя не затронуть другой вопрос. Насколько могут быть оправданы любовь ко всему человечеству, поиск путей единения с различными людьми и странами, когда твоя собственная страна находится в состоянии хаоса, когда многие люди теряют уважение, а вместе с ним и любовь к своей собственной истории, культуре? Может быть, в такой ситуации слишком рано говорить о любви ко всему человечеству и прежде всего нужно возрождать истинно патриотические чувства, чтобы каждый ощущал себя гражданином именно своей страны? Однако дело в том, что эти два понятия неразрывно связаны. Истинная любовь к своему народу, своей Родине невозможна без любви и уважения к другим странам и народам. В этом и заключается патриотизм — не противопоставление себя всему миру, но уважение и глубокое понимание своего народа, чувство ответственности за судьбу своей страны, помогающие видеть истинную ценность любой другой культуры. Наш мир слишком мал, и все государства слишком тесно связаны друг с другом, чтобы мы могли позволить себе любить только свою страну, свой народ, забывая при этом о судьбах всего человечества.
- Доктор Пападерос, — спросил юный ученик, - в чем смысл жизни? Достав из кармана кошелек и порывшись в нем. врач вынул крошечное круглое зеркальце размером не больше копейки и начал свою историю.
Когда я был маленьким, шла война. Мы были очень бедными и жили в отдаленном поселке. Однажды на дороге я нашел куски разбитого зеркала. В том месте разбился немецкий мотоцикл. Я попытался собрать все кусочки вместе, но это было невозможно, и я оставил себе только самый большой осколок. Вот этот. Я тер ею о камень, так, чтобы он сделался круглым. А потом начал играть с ним: меня завораживало то, что я мог освещать с его помощью темные закоулки, куда никогда не проникает свет солнца, - глубокие щели, ямы, темные чуланы. Моей любимой игрой стало освещать самые темные места, какие я только мог найти. Я сохранил зеркальце и иногда доставал его от нечего делать и продолжал ту же игру. Когда я повзрослел, то понял, что это не просто детская игра, это прообраз того, что я могу сделать в своей жизни. Я понимал, что я не свет и не его источник. Но свет — истина, понимание, знание - существует и засияет во многих темных закоулках, если я только смогу отразить его. Я - кусочек зеркала, устройство и формы которого я не знаю. Однако с тем, что я имею, я могу отражать свет, освещая темные закоулки мира — черные пятна человеческих сердец. И я верю, что могу что-то к этом мире изменить. Может быть, другие увидят это и тоже станут так поступать. Вот зачем я живу. В этом смысл моей жизни". Он взял свое маленькое зеркальце и, осторожно держа его, поймал яркие лучи дневного света, струящегося в окно, и пустил их отражение на лицо ученика и его руки, сложенные на столе.