Вначале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. / От Марка 10:6-8
Таинство брака
Брак в православии является таинством, освящением союза мужчины и женщины для совместной жизни в соответствии с заветами христианства и для продолжения рода. Таинство — это "священное действие, в котором под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия".
Православные таинства — крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак и елеосвящение — могут совершаться только Церковью, законными духовными лицами. Таким образом, для христианина брак тесно связан с его или ее духовной жизнью и спасением. Это таинство восстанавливает целомудрие человека, утерянное после грехопадения. При вступлении в брак две жизни соединяются в тесное единство через совершаемое священником таинство венчания. Брак является основой семьи, которая в православии рассматривается как "домашняя церковь", и задача родителей — стать "священством" в мире. Брак свят, потому что он является предвосхищением Царства Небесного и уже составляет маленькое царство. Основой понимания брака является православное осознание триединого Бога. Три лика Троицы — Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух — едины, и это единство основано на любви. Состоящие в браке мужчина и женщина являются образом триединого Бога. Таким образом, брак понимается как "союз двух существ в одном, единая плоть", или "союз единой души и тела, но двух человек".
Когда муж и жена сочетаются браком, они уже не земной образ, но образ самого Бога.
В соответствии с пониманием православия супружество служит трем целям: в браке супруги познают взаимную любовь, поддержку и утешение; только в браке возможны отношения сексуальной близости; брак также служит для продолжения рода.
Вступление в брак
Вступление в брак происходит в церкви и совершается священником. Обычно на обряде присутствуют семьи, друзья и родные жениха и невесты. Невеста по традиции одета в белое — символ чистоты и невинности. Церемония состоит из двух частей: обряда обручения и таинства венчания.
Последование обручения
После завершения Божественной литургии предстоят желающие войти в союз пред Богом пред раскрытыми Святыми Вратами алтаря. Предстоят очищенные таинством покаяния, просвещенные и освященные приятием в себя Святых Тайн Божиих. Жених предстоит с правой стороны, перед иконой Спасителя, а невеста - с левой, перед иконой Богоматери.
И перстни их два полагаются на святом престоле (на особом блюде) с правой стороны его. И одним только своим прикосновением к святому престолу освещаются сии перстни, серебряный для жениха и золотой – для невесты. И исходит священник из святаго алтаря, облачённый в торжественные белые одеяния, ибо велико торжество сие есть, и велика тайна Божия. Выйдя, благословляет их священник трижды каждого и даёт им возжженые, особые, праздничные свечи. Святой Симеон Солунский говорит по этому поводу : «Сочетающиеся браком держат свечи, показывая своё целомудрие, им знаменуя присутствующую в них благодать Божию».
И кандидат их священник крестовидно, и начинается торжественное молитвословие, возносимое диаконом и поддерживаемое хором. Призывается в этом молении молитва за обручаемых, всех чад Божиих Церкви земной и всех святых Церкви небесной, и всех сил ангельских и архангельских; и испрашивается мир и благодать всему миру, и любовь совершенная, и единомыслие, и твердая вера. А обручающимся испрашивается благословение непорочности их жительства, брак честен и ложе нескверное. Также и священник возносит ко Господу просительные молитвы и испрашивает для них благословение, как для Исаака и Ревекки.
И взяв со святого престола перстни, подает священник мужу золотой, а жене серебряный. Ибо золотой даётся жениху как будущему главе и начальнику дома, а серебряный невесте, как споручительнице согласия и любви. А затем переменяет их: взяв от жениха золотой, подаёт невесте, а взяв от невесты серебряный, подает жениху, - для того чтобы женской слабости передать мужественный дух и вместе с ним дать ей понятие о том, что она входит в согласие с мужем во всех делах его.
И возглашает при этом священник жениху : "Обручается раб Божий, ______________, рабе Божией,_________________ , во имя Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно вовеки веков. Аминь. "
И возглашает невесте : "Обручается раба Божия, __________, рабу Божию, ________ во имя Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно вовеки веков. Аминь."
И вновь торжественно возносятся в Церкви священником, диаконом и хором молитвословия об обрученных. Посем разъезжаются обрученные по своим домам чтобы в молитве и уединении до назначенного дня венчания испросит у Господа силы истинной любви и испытать свои чувства друг к другу.
Последование венчания
В назначенный день венчающиеся так же, как и при обручении, по завершении Божественной литургии, с возжженными свечами, под торжественное пение псалмов входят в святый Божий храм за предъидущим им священником, несущим в руках кадильницу с благоухающим фимиамом. И обращается священник к молодым, и произносит поучительное слово, повествуя им Тайну супружества и основы Богоугодного супружеского жития. Затем вопрошает он их о том, не было ли у них обещания кому-либо другому, и после их ответов, подтверждающих их честность и чистоту друг перед другом, как и в начале наследования обручения, звучат торжественные молитвословия, возносимые священником, диаконом и поддерживаемые хором и народом, находящимся в Святом Храме.
И приняв венцы, венчает первым жениха со словами: "Венчается раб Божий,________ , на рабе Божией,___________ , во имя Отца и Сына и Святого Духа. "
Также венчает и невесту: "Венчается раба Божия,________ , рабу Божию,_________, во имя Отца и Сына и Святого Духа." И трижды благословляет их, глаголя: "Господи Боже наш, честию и славою венчай их."
Жених при этом уподобляется царю. Венчается глава жениха, как главы жены и как царя всего потомства, имеющего произойти от него. Жена же венчается венцом, как соразделительница его царственной силы и славы. Звучат среди застывших в благоговении и страхе Божием верных чад Церкви торжественные и мудрые слова послания Святого апостола Павла к Ефесянам. После чего священник, яка сам Христос, обращается к молодым со словами Святого Евангелия. И вновь, как при обручении, Возносит священник от лица всей Церкви прошения о ниспослании Господом на молодых Божественной благодати и Даров Духа Святого, как была она ниспослана благовенчанным и равноапостольным Царям Константину и Елене. После этого приносится общая чаша, и, благословив ее, священник подает молодым, чтобы каждый из них трижды испил из нее благословленного вина от лозы виноградной. Чаша сия служит знамением нераздельного их соединения в жизни, общего владения и пользования имуществом. И взяв молодых за руки, священник тихо и благоговейно ведет их, как начальник сего священного лика под торжественные песни хора. Слыша первую песнь: "Исайе ликуй...", видят молодые в своем супружестве образ соединения Божественного Слова с человеком. При песне второго круга: "Святые мученицы, добре страдавшим...", внимают молодые победившим все за возлюбленного Христа, принявшим неувядаемые венцы славы в небесном царствии. Кроме символа торжества хождение сие знаменует символ вечности, ибо молодые являют этим знамение, что будут хранить супружеский союз свой вечно, и выражают обещание Богу ни по каким причинам не расторгать его.
После сего принимает священник у молодых их венцы, благословляя их торжественным молитвословием, подводит к Царским вратам алтаря. Молодые и их родственники и друзья поздравляют друг друга, священник благословляет их иконами и после этого зачитывает молодоженам поучительное слово Святого архиепископа Иоанна Златоуста. На весь Храм и всю округу его по окончании поучительного слова разливается колокольный звон, и молодые исходят из храма под прекрасные и торжественные слова величальной песни.
До вступления в брак как мужчина, так и женщина должны хранить целомудрие. С внешней точки зрения это означает, что человек не должен вступать в отношения интимной близости до брака. Однако церковь всегда признавала важность внутренней невинности и чистоты. Брак не нарушает целомудрия супругов, если только их сердца остаются чистыми перед Богом; для женщины же девственность расцветает в материнство.
Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
Целомудрие — это соблюдение чистоты: девственности для не состоящих в супружестве, воздержания для вдовых и верности для супругов. Прелюбодеяние и супружескую измену Церковь считает одними из самых тяжких грехов, ибо они нарушают целомудрие. В Новом Завете они осуждаются более 30 раз.
Избегайте блуда: всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Посему прославляйте Бога в телах ваших.
Супружеская любовь
Библия полна историй глубокой и преданной любви. Например, Иаков так любил Рахиль, что готов был служить у ее отца семь лет, чтобы жениться на ней (Бытие 29); не менее красив и рассказ о Елкане, утешавшем свою жену Анну, которая отчаялась иметь детей: "Не лучше ли я для тебя десяти сыновей?" (1 Царств 1:18). В Библии Вы сможете найти хвалу любви, которая побеждает смерть, прославление верности "любви своей молодости". Если мы прочитаем рассказы о Самсоне и Далиле, о Давиде и Вирсавии, то увидим, как эгоистичная любовь может не только развращать людей, но также разрушать семьи и целые государства. Святой апостол Павел красноречиво писал о красоте бескорыстной любви. Именно с такой любовью должен прийти в семью каждый из супругов.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, но сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает.
Любовь таинственна. Она может и прийти и уйти внезапно, без каких-либо объяснений. Христиане считают, что человеческая любовь столь ненадежна, потому что вследствие грехопадения люди стали очень эгоистичны. Супружеская любовь особенно уязвима: одно из измерений этой любви — стремление к сексуальной близости (эрос) — обладает такой силой, что может стать основным компонентом отношений, заменив собой духовную жизнь супружеской пары.
Любовь-эрос, которую обычно связывают с половым влечением человека, по сути своей эгоцентрична, стремится к достижению блага для самого себя. В противоположность этому любовь-агапэ абсолютно бескорыстна, стремится только к благу других, воплощая в себе суть Божественной любви к людям. Другими словами, любовь-эрос — это любовь-страсть, когда я ХОЧУ... Хочу тебя, чтобы стать счастливым. Я хочу быть счастливым, хочу ПОЛУЧИТЬ ~ и это основное. А любовь-агапэ — это в большей степени хочу ДАТЬ — дать любимому то, что ему нужно, что сделает его счастливым.
Любовь Бога, предвечного родителя всего человечества, неувядаема и неизменна. В супружестве Господь доверяет нам своих сына или дочь. Как любой родитель, Он заботится о благополучии и счастье своих детей. Если мы можем любить своих супругов такой же любовью, какой их любит Бог, эта любовь никогда не умрет, а будет становиться только сильнее и глубже.Так что только любовь, привитая к любви Бога, может принять на себя ответственность за супружество. Так "ага-пэ" способна изменять "эрос". Человеческая любовь поднимается до уровня любви Божественной.
Любовь Бога и любовь человека есть не две любви, но две стороны одной объединяющей Любви.
Целью супружества является, чтобы "двое стали одним". Это очень трудно. Необходимо, чтобы каждый отдал свое "Я", становясь при этом частью нового единства, нового, более сложного организма. Для счастья оба супруга должны быть счастливыми; если один из них несчастлив, то несчастливы оба. Ни одно решение не может быть принято в одиночку. Что бы Вы ни делали, Ваш супруг имеет к этому отношение; все радости и невзгоды становятся общими. Так в супружестве двое действительно становятся одним. Во время таинства венчания венцы напоминают вступающим в брак о мученичестве любви, о том трудном, но неизбежном пути превращения в одно целое, награда за который — совершенное единство любви.
Возлюбленные! Если так возлюбил Господь, то и мы должны любить друг друга. Бога ни кто никогда не видел; если мы любим друг друга, то и Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.
Сложность заключается в том, что понятия "любить" и "нравиться" — это не одно и то же. Супругам всегда друг в друге не нравятся отдельные черты и качества. Это могут быть вспыльчивость или излишняя мягкость, болтливость или замкнутость, какие-то привычки и вкусы, унаследованные от родителей. Что делать с чертами, которые в любимом человеке не нравятся? В других социальных группах можно просто избегать людей, у которых есть неприятные черты. Однако в семье бежать некуда. Поэтому необходимо идти на определенные компромиссы, быть терпимыми к недостаткам своих близких, понимая, что никто из нас не является совершенством. Христиане считают, что через таинство брака Божье благословение и милосердие помогают супругам преодолевать эти трудности. Божья любовь помогает супругам любить друг друга, помогает каждому меняться и расти. Без этой любви, поглощающей и прощающей все обиды, супружество никогда не будет счастливым. Таким образом, в браке мы преодолеваем свой эгоизм, идем по пути самоотречения и духовного роста. Супружество — это ответственность, на которую нельзя смотреть с легкостью.
Родительская любовь
В христианской семье вера должна стать образом жизни с тем, чтобы сама атмосфера семьи была проникнута духом христианства.
Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы. Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благо-угодно Господу.
Любовь высоко ценится в православной семье. Семья основана на любви мужа и жены друг к другу и на любви между родителями и детьми. Таким образом, будучи сообществом людей, объединенных воедино, но в то же время отдельных, свободных личностей, семья как бы воплощает образ триединого Бога. В той же мере, в какой созидательна Божья любовь, человеческая любовь также стремится создать предмет, в котором она может излиться. С рождением детей супружеская любовь растет и переходит в любовь родительскую. Дети для христиан — это дар Божий. Если вначале супружество требует по-жертиовать собой ради рождения чего-то большего, чем отдельная личность, — супружеского союза, то с появлением детей родители еще больше отдают себя, становясь семьей. При этом каждый член семьи обретает свою собственную личность, которая становится глубже и богаче, чем прежде. Это один из парадоксов духовной жизни: самосовершенствование приходит только через самоотречение.
Ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее.
Образцом родительской любви является любовь Бога, абсолютно самоотверженная и жертвенная. Как Иисус жил и умер за людей, так и хорошие родители должны быть готовы жить и умереть за своих детей. В то же время родителям не следует считать, что их любовь — это подарок, за который они могут ожидать благодарности; родительская любовь не должна требовать чего-то взамен. Любовь матери к ребенку наполняет ее собственную жизнь и обогащает ее. Любовь дается только ради самой любви. Также родительская любовь должна приветствовать стремление растущих детей к независимости. Ребенок принадлежит не родителям, а Богу, поэтому его свободу и ответственность следует уважать. Если мы посмотрим на иконы Богоматери, где младенец Иисус изображается сидящим у нее на коленях, то увидим, что ее руки окружают, но не сжимают его. Настоящая родительская любовь не знает чувства собственности и не подавляет: она свободна.
Сия есть заповедь Моя: да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу за друзей своих.
Таким образом, став супругом и родителем, христианин может более глубоко воспринимать любовь Бога, становиться ближе к Нему. Не случайно отношение Бога к людям часто описывается в Библии с помощью метафор, связанных с браком и семьей.
Развод
Брак в христианстве рассматривается как завет, вечное и неизменное отношение взаимной верности. Данные во время венчания обеты должны храниться супругами в течение всей их жизни. Конечно, христиане понимают, что не бывает идеальных отношений, однако они предполагают, что если кто-то из супругов совершит ошибку, то за этим последуют раскаяние, прощение и примирение. Образцом таких отношений являются описанные в Ветхом Завете отношения Бога и Израиля. Хотя народ Израиля часто терял верность Богу, Господь всегда был готов простить. Поэтому в христианской теологии всегда существовало понятие о том, что развод недопустим.
Сказано также, что если кто разведется с женой своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разведется с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
К сожалению, не все браки бывают счастливыми. Однако развод — это всегда трагедия, не только для супругов, но и для их детей. При разводе нарушаются обещания, принесенные не просто перед людьми, но перед Богом. Одной из основных причин разводов является супружеская измена. Только любовь делает супружество истинным. Измена же разрушает мистическую сущность брака. Разрешая развод, православная церковь показывает уважение к человеку и к таинству любви. Невозможность разорвать брачные узы не поможет восстановить ушедшую любовь. Запрещение развода, может быть, служит общественному благу, но только за счет счастья и благополучия личности. Однако развод ни в коей мере не поощряется, потому что церковь желает предотвратить легкие разводы и побудить супружеские пары к труду, чтобы наладить супружество и преодолеть проблемы. Именно поэтому, разрешая развод, православие тем не менее проповедует единственно правильный взгляд на брак, как на единобрачие.
Православные обряд обручения и таинство, венчания гораздо более разработаны, чем обряды вступления в брак других религиозных традиций, которые мы рассмотрели 8 этой книге. Как Вы думаете, что это говорит о значимости брака в православии?
Когда христианин становится родителем, как Вы думаете, как это может помочь ему создать более глубокие отношения с Богом?
Что это означает в реальной жизни, когда "двое должны стать одной плотью"?
Как Вы думаете, каково различие между понятиями "нравиться" и "любить"? Что это означает — любить человека, который тебе не нравится?
Посмотрите на икону Богоматери и младенца Иисуса. Что Вы можете сказать об их отношениях на основе этого образа?
Как Вы думаете, какова разница между религиозным и гражданским браком?