Наверное, всем нам известна библейская притча о ссоре двух братьев, в результате которой один из них убил другого. К сожалению, проблемы, затронутые в этом рассказе, не исчезли и до сих пор вторгаются в наши собственные отношения с людьми. Давайте попробуем разобраться в этой истории и вынести уроки для себя. Вот изложение библейской притчи, обработанное иудейскими раввинами.
Является ли рассказ о Каине и Авеле историческим или нет, тема двух враждующих братьев повторялась в бесчисленных вариантах; она встречается в виде мифа во многих культурах, появляется в художественной литературе по сей день. И было бы неразумно отвергать эти рассказы лишь потому, что они являются мифами, ведь мифы играют важную роль в понимании человеческой природы.
Миф — традиционный рассказ неизвестного происхождения, который стремится правдоподобно описать, объяснить и придать смысл определенной важной проблеме, возникающей в ходе истории человечества, например, проблеме о сотворении мира или происхождении зла. Как и все мифы, история Каина и Авеля содержит в себе вековую мудрость об общечеловеческой проблеме. Авелю и Каину пришлось столкнуться с серьезным испытанием любви, когда жертва Каина не была принята. Если бы они нашли в себе силы с любовью преодолеть эту проблему, они могли бы установить отношения прочной дружбы и примирения, что послужило бы образцом для потомков. Однако вместо этого они избрали путь убийства и мести, которому мы следуем по сей день.
Каин и Авель поссорились по трем причинам — из-за справедливости, любви и имущества. Каин почувствовал несправедливое отношение к себе, что заставило его отрицать доброту Бога. Авель не согласился, и возникло первое разногласие. Они были соперниками в любви к одной и той же девушке, что привело к образованию "любовного треугольника". И, наконец, они поспорили о том, кто чем владеет. Когда мы читаем этот рассказ, наверное, у нас возникают противоречивые эмоции. С одной стороны, Каин был очевидно не прав — никакие причины не могут оправдать братоубийства. И именно поэтому само слово "Каин" в наше время стало нарицательным понятием, воплощающим самое низменное начало в человеческой природе. Но с другой стороны — ведь существовали же эти причины, и, значит, вина лежит не только на Каине. Давайте задумаемся над тем, был ли какой-то другой путь преодоления возникшего между братьями конфликта? В этой связи мы не можем не обсудить роль Авеля. В чем заключалась его ответственность? С одной стороны, кажется, что он ничего плохого не сделал. Он правильно принес жертву Богу, и, конечно же, спор о невесте или овце, топтавшей поле Каина, не мог быть достаточным основанием для убийства. Однако Авелю следовало быть более чутким и понять, что старший брат чувствует себя обиженным и отвергнутым. Он должен был увидеть, что Каин страдает, что он нуждается в понимании и поддержке. Тогда Каин смог бы почувствовать, что Авель любит его, и обила и ложная гордость ушли бы из его сердца. Таким образом, опираясь на доверие Каина, Авель смог бы объяснить брату, почему его жертву отвергли, и помочь ему принести чистую жертву. Но вместо этого из-за своей нечуткости и высокомерия он еще сильнее настроил против себя брата. Такая уверенность в собственной непогрешимости часто является недостатком тех, кто чувствует себя любимцем судьбы или Бога. Как отмечал русский философ Николай Бердяев, отчаянный выкрик Каина: "Разве сторож я брату своему?" являлся как раз тем вопросом, который должен был задать себе Авель. Каин со своей стороны вместо гнева и эмоционального, необдуманного осуждения младшего брата, основанного только на собственной точке зрения, должен был с большей критичностью отнестись к самому себе. Он был эгоистичен и думал, что критерием добра и зла является лишь то, насколько то или иное событие нравится ему. Он не мог объективно взглянуть на вещи. Вне зависимости от того, насколько велик был испытываемый им гнев, он должен был помнить, что Авель — его брат и тоже обладает правом на жизнь.
- Несмотря на то, что прочитанная нами притча, казалось бы, просто повествует об истории отношений между двумя братьями, Каином и Авелем, затронутые в ней вопросы касаются каждого из нас. Давайте задумаемся над тем, насколько мы сами в отношениях с другими людьми проявляем те черты, которые были присущи Каину и Авелю.
- Почему, по Вашему мнению. Бог принял жертву Авеля и отверг жертву Каина?
- Когда Вы получаете подарок от кого-то из своих друзей, имеет ли для Вас значение, как Вам его преподносят? Что для Вас важнее — сам подарок или внимание человека, который Вам его подарил?
- Что послужило причиной конфликта?
- Как часто в Вашей жизни зависть становится причиной возникновения проблем в отношениях с другими людьми?
- Как мог поступить Каин, чтобы узнать, почему Бог отверг его жертву?
- Что Вы предпринимаете в том случае, когда Вам не везет, когда Вы терпите неудачу?
- Как мог ответить Авель, чтобы Каин так не рассердился?
- Что Вы испытываете, когда знаете, что в чем-то преуспели гораздо лучше своих одноклассников?
- Почему Каину так не хотелось нести ответственность за то, что он совершил?
- Как Вы поступаете, когда знаете, что совершили ошибку? Готовы ли Вы признать ее или предпочитаете скрыть из страха, что окружающие перестанут уважать и любить Вас? & Что могло бы измениться, если бы Каин раскаялся в своем поступке?
- Как Вы думаете, как можно разрешить конфликт между двумя людьми, если один человек уже допустил серьезную ошибку, предал или глубоко обидел своего друга?
- Что, по-Вашему, могли бы изменить в этой ситуации Адам и Ева, родители Каина и Авеля?
- Когда в отношениях между Вами и кем-то из Ваших друзей возникают проблемы, прибегаете ли Вы к помощи посредника (родителей, других друзей и т.п.)?
- Как Вы решаете межличностные конфликты в Вашей жизни?
- Чему нас учит история Каина и Авеля?
Рассмотрим некоторые явления человеческих отношений, которые прослеживаются в истории вражды двух братьев.
Зависть.
Источником многих человеческих конфликтов являются зависть и ревность. Когда мы завидуем кому-нибудь, наши чувства к этому человеку меняются. Зависть может пожирать и отравлять даже самые лучшие отношения. Зависть легко приводит к злобе, отвращению и ненависти. В результате люди способны на ужасные поступки из одной только зависти. Как мы видели, неприятности у братьев начались с того, что Каин позавидовал Авелю. Для зависти бывают разные причины. Можно завидовать сестре или брату, когда нам кажется, будто они получают любовь, предназначенную для нас. Мы также чувствуем ревность, когда человек, которого мы любим, находит удовольствие в общении с кем-то кроме нас. Ревность — это теневая сторона любви. Ее не так-то просто обуздать.
Таня всерьез разозлилась на своего приятеля Бориса. Она на несколько минут опоздала на свидание с ним и увидела, что он стоит у кафе и болтает с двумя девушками. Обе были очень хорошенькие, и Таня почувствовала ревность.
Катя завидовала своей младшей сестре Наташе. Родители всегда дарили Наташе гораздо более дорогие подарки, чем ей.
Николай пришел в ярость из-за Олеси. Они только что отчаянно поссорились на дискотеке, и она назло стала танцевать медленный танец с его другом.
Ревность может иметь разрушительные последствия. Некоторые люди относятся к другим так, как будто те — их личная собственность. Их любовь настолько собственническая, что отказывает другим людям в свободе и независимости. Вместе с тем ревность может иметь и положительную сторону — служить сигналом предупреждения, требующим защитить драгоценные для нас отношения. Единственным настоящим лекарством от зависти и ревности является наша духовная, нравственная зрелость. Когда мы любим человека бескорыстно, мы счастливы, видя его счастливым, даже если сами не являемся причиной его счастья. Однако порой требуются долгие годы, чтобы научиться такому восприятию мира. Так, старший брат может ревниво отнестись к рождению братишки или сестренки, потому что любовь, которая доставалась ему одному, теперь придется делить с соперником. Вот что вспоминает человек, бывший в семье старшим сыном:
Помню, до четырех лет я был абсолютно счастлив. Но потом родился мой младший брат. Это было как разорвавшаяся бомба, и долго потом все казалось серым и унылым. Я уверен, что, как и многие старшие дети, я поначалу был избалован, из-за этого злился на новорожденного еще больше и в результате оказался у всех на плохом счету.
Чтобы преодолеть такую ревность, следует уяснить себе, как счастливы родители из-за рождения ребенка, почувствовать в себе желание полюбить его, потому что именно так к нему относятся родители. Как в таком случае будут чувствовать себя родители? Они еще сильнее станут гордиться старшим ребенком и любить его. Если мы искренне любим кого-то, мы не ревнуем. Мы счастливы, что этот человек находит себе друзей помимо нас.
Гнев.
Вам когда-нибудь хотелось ударить кого-нибудь, на кого Вы сердитесь? Или пнуть ногой собаку? Вы хлопаете дверью, когда у вас плохое настроение? Когда Вы злитесь, охватывает ли Вас желание разбить дорогую вещь? Гнев — очень распространенная эмоция. Но гнев — это не исключительно личное дело. Как камень, брошенный в воду, он распространяет все более широкие круги, влияя на нашу личную жизнь, разрушая дружеские и семейные связи. Он может подтолкнуть нас к совершению неблаговидных поступков, к вандализму и даже насилию. Когда мы злимся, мы становимся агрессивны. Мы похожи на вулкан перед извержением. Когда человек теряет контроль над собой, он может причинить насилие тем, кто угрожает чему-то ценному для него. Гнев может проявляться по-разному:
В поступках, продиктованных гневом, — хлопнуть дверью, ударить кого-нибудь.
В признаках злости — смотреть на кого-то холодно или "убийственно".
В гневных словах — обидных оскорблениях.
В сердитом тоне, когда нейтральные и да же приятные слова произносятся ядовито.
Существует три типа гнева: ярость, обида и возмущение. Ярость — это разрушительный гнев, когда человек выходит из себя. Такой гнев страшен и для того, кто сердится, и для окружающих, и может кончиться насилием. Поэтому люди часто стремятся подавить гнев и отрицают, что испытывают его. В этом случае он превращается в обиду, которая тихо тлеет внутри. Хотя она не так очевидна, как ярость, она может оказаться еще более пагубной для физического и психического здоровья как самого человека, так и окружающих. Возмущение же — это гнев, который используется конструктивно, во имя добра; это праведный гнев, не приемлющий дурного обращения с другими людьми. Всем нам следует научиться преодолевать и собственные, и чужие чувства гнева. Как мы видели из истории Каина и Авеля, ни тому, ни другому это не удалось. Каин не мог справиться со своим гневом, а Авель отвечал Каину так, что только еще больше злил его.