Мартин Лютер Кинг (1929—1968) вырос в Атланте, штат Джорджия, на американском. Юге, где до Гражданской войны 1861—1865 годов чернокожие американцы работали на плантациях в качестве рабов. Даже после отмени рабства в 1869 году чернокожие не считались равноправными гражданами, и по отношении к ним на Юге проводилась узаконенная дискриминация. Чернокожие и белые должны были пользоваться раздельными обеденными столиками в кафе, они ходили в раздельные школы, чернокожие должны были уступать места в транспорте белым пассажирам, а кое-где не имели права участвовать в выборах.
Кинг родился в семье, где и отец и дед по материнской линии были баптистскими проповедниками. Сам Кинг закончил Бостонский университет, получив степень доктора богословия. Будучи студентом, он встретил Коретту Янг, которая стала его женой и родила ему четырех детей. Болезненно осознавая расовую дискриминацию в американском обществе и будучи христианином, Кинг полагал что единственный путь достижения равенства заключается в ненасильственных и мирных формах протеста. Глубокое влияние на Кинга оказало учение Махатмы Ганди. В 1959 году он посетил Индию, где обсуждал сатьяграху с некоторыми последователями великого индийского Учителя.
В 1954 году Кинг стал настоятелем баптистской церкви в городе Монтгомери, штат Алабама. В то время в автобусах Монтгомери официально существовали места для белых и для черных. Чернокожим были отведены места сзади, и они должны были при необходимости уступать свои места белым. 1 декабря 1955 года беременная негритянка по имени Роза Парке отказалась уступить место в общественном транспорте белому. Она была арестована. Кинг способствовал созданию в Монтгомери ассоциации, целью которой было изменение существующего несправедливого законодательства. Они решили объявить бойкот общественному транспорту. В течение 381 дня чернокожие не пользовались автобусами. Вместо этого они организовали собственный транспорт с добровольной службой такси; многие ходили на работу пешком. Хотя сам Кинг и другие священники подвергались оскорблениям, а его дом забрасывали бомбами, Кинг твердо решил, что они будут отвечать на насилие ненасилием. В конце концов закон изменили, и бойкот прекратился. Позднее Кинг рассказывал, как действуют такие ненасильственные меры:
Ненасильственные прямые меры призваны нагнетать такое напряжение и создать такой кризис, чтобы общество, которое постоянно отказывается от. переговоров, вынуждено было заняться проблемой вплотную. При этом оно замечает драматизм положения, которого не 6 состоянии более игнорировать.
Сторонники Кинга умышленно взывали к совести белых американцев. Вскоре и другие чернокожие священники по всему Югу стали организовывать негров для того, чтобы бросить вызов несправедливым законам, которые давали белым большие привилегии и более высокое положение в обществе. В движении за гражданские права чернокожих американцев участвовало также много белых, и некоторые заплатили за это своей жизнью. Кинг и его семья постоянно подвергались угрозам; во время одной из демонстраций конная полиция с собаками напала на него и его последователей, и он был несправедливо заключен в тюрьму. В 1963 году его вновь посадили в тюрьму, но, несмотря на все испытания, Кинг оставался убежден, что его тактика была правильной. Кинг понимал, что его тактика ненасилия не вызовет немедленных перемен, и поэтому против него выступали некоторые более воинственные чернокожие лидеры, которые желали изменить систему с помощью насилия. Они обвиняли его в недостаточной твердости. Но Кинг обладал глубокой верой в то, что лишь ненасильственные методы могут принести реальные и длительные перемены. Он также подвергался нападкам со стороны более консервативных чернокожих лидеров негритянских общин, которые считали его слишком радикальным. Но Кинг знал, что "одна из величайших трагедий жизни состоит в том, что человек редко может заполнить пробел между практикой и проповедью, между поступками и словами". Он придерживался библейского учения о преодолении зла добром и утверждал, что зло никогда нельзя победить злом, а только любовью и добротой. Он считал, что он сам и его последователи должны следовать примеру Иисуса Христа.
Мы не сможем до конца осознать смысл молитвы Иисуса, если не заметим, что текст открывается словом "когда": "И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли его и злодеев одного по правую, другого по левую руку. Иисус же говорил: "Отче, прости их..." Когда он был ввергнут в бездну боли. Когда человек унизился до худшего. Когда он принимал самую позорную смерть. Когда злые руки творения посмели распять единственного сына Творца. Тогда Иисус сказал: "Отче, прости их". Он мог бы сказать по-другому: "Отче, поступи с ними по справедливости". Или же: "Отче, пусть мощные громы праведного гнева уничтожат их". Или: "Отче, открой врата справедливости и устреми на них лавину возмездия". Но ничего этого он не сказал. Подверженный невыразимым страданиям, терпя ужасную боль, презираемый и отвергнутый, он все-таки вскричал: "Отче, прости их".
Возлюби врагов своих.
Кинг был очень практичен в советах и руководстве, поскольку все, что он писал и говорил, он знал из собственного опыта. Когда его спрашивали: "Как любить своих врагов?" — он отвечал:
Во-первых, мы должны развить и поддерживать в себе умение прощать. Тот, кто лишен умения прощать, лишен способности любить. Прощение не означает, что мы не должны обращать внимания на то, что было совершено, или неправильно оценивать злые дела. Это скорее значит, что злой поступок больше не является преградой для отношений. Прошение создает атмосферу для нового начала.
Во-вторых, мы должны помнить, что злое дело нашего врага - ближнего, дело, причиняющее боль, никогда не вмещает его целиком. Частицу добра можно найти даже и худших врагах.
В-третьих, мы должны стремиться не уничтожить или унизить врага, а, напротив, завоевать его дружбу и понимание. И на более теоретический вопрос: "Зачем любить своих врагов?" — он отвечал:
Ответ ненавистью на ненависть умножает ненависть, добавляя мрак к ночи, и без того лишенной звезд. Мрак не может прогнать мрака, лишь свет может сделать это. Ненависть не может прогнать ненависть; на это способна лишь любовь.
Ненависть оставляет шрамы в душе и искажает личность. Ненависть — зло и опасная сила, которая приносит непоправимый вред своим жертвам. Но ненависть столь же разрушительна и для того, кто ненавидит. Она разъедает личность, уничтожает объективность человека и понимание нравственных ценностей.
Любовь — это единственная сила, способная превратить врага в друга. Мы никогда не сможем избавиться от врага, встречая ненависть ненавистью; у нас не будет врагов, только если мы избавимся от вражды. Как сказал Авраам Линкольн: "Не избавляюсь ли от врагов, когда завожу друзей? "
Кинг знал, что, если чернокожие американцы начнут требовать свои права ненасильственным путём, изменится их чувство собственного достоинства: "Ненасильственный подход делает что-то с сердцами и душами его приверженцев. Он даёт самоуважение. Он выявляет запасы сил и мужества, о которых человек и не знал." Кинг утверждал, что любая форма насилия сразу сведёт на нет все попытки чернокожего населения в их борьбе за гражданские права. Не случайно биограф Кинга отмечал: "Делая добродетель необходимостью,- любая попытка насилия со стороны чернокожих была бы самоубийством – он укрепил стремление чернокожих южан показать белым расистам пример высшей нравственности."
В 1963 году к Кингу присоединились около 250 тысяч американцев, как черных, так и белых, и совершили марш в Вашингтон. В результате такой мирной политики в защиту прав человека в 1964 году через конгресс был проведен Акт о гражданских правах, а в 1965-м — Акт о выборах. Так в истории США произошли одни из самых существенных перемен, которые в корне изменили положение чернокожих американцев. В 1964 году Мартин Лютер Кинг был награжден Нобелевской премией мира. В 1968 голу он планировал совершить марш в Вашингтон, но перед этим посетил город Мемфис, штат Теннеси, чтобы поддержать бастующих рабочих. Там он был убит, но за день до смерти он сказал:
Я был на вершине горы, и я смотрел с нее и видел обетованную землю. Я, может быть, не войду в нее с вами, но хочу вам сказать, что наш народ войдет в обетованную землю. Поэтому я сегодня счастлив. Я ни о чем не беспокоюсь. Я никого не боюсь. Глаза мои узрели пришествие Господне.
Видите ли вы в мире такие ситуации, которые можно разрешить путем организованного
ненасильственного сопротивления, как это было в Индии, Южной Африке и Америке благодаря усилиям Ганди и Мартина Лютера Кинга?
Согласны ли вы с философией ненасильственного сопротивления? Представьте себе, что вы принадлежите к группе людей, которые кого-то угнетают; как бы на вас подействовало их ненасильственное сопротивление?
Почему, по- вашему, тактика, избранная Махатмой Ганди и Мартином Лютером Кингом,
была так успешна, что оба они стали легендой своего времени?
Что кажется вам самым важным в философии этих двух людей?
Для вашего дневника
Представьте, что вы — чернокожий американец 60-х годов, последователь Мартина Лютера Кинга, и вас посадили в тюрьму за ненасильственный протест. Хотя с вами поступили несправедливо, вы не отвечали насилием и даже словом не оскорбили своих угнетателей. Теперь вы находитесь в тюрьме и хотите написать письмо своим домашним — они не верят в вашу философию ненасильственного протеста. Объясните им. почему вы следуете этим принципам. Опишите либо пользу, либо вред, который они принесли (выберите позицию: либо защищайте, либо отвергайте ненасильственный протест).