Что стоит на первом месте — семья или общество? Что обладает большим влиянием? Каким образом семья оказывает влияние на общество и как общество влияет на семью? Могу ли я своими поступками изменить что-то в моей семье и обществе? Если могу, то в какой мере я несу ответственность за последствия моих поступков?
Мы можем думать, что любовь касается лишь двоих любящих, никто больше не имеет к этому никакого отношения. Мы можем думать: "Почему я не могу делать то, что мне хочется? Ведь мы же не приносим никому вреда?"
Без сомнения, мы не первые, кому приходят в голову подобные мысли. И точно так же наше общество — не первое, оказавшееся в состоянии духовного и нравственного кризиса. Общество определяется отношениями между людьми. Если это отношения становятся эгоистичными, то это оказывает влияние на все общество.
Если люди предают доверие тех, кто им наиболее близок, то с еще большей вероятностью они предадут и доверие других людей. Мужчина или женщина, которые готовы нарушить данные друг другу при вступлении в брак обещания, смогут нарушить и другие обещания. Если мы готовы обманывать тех, кого мы любим, то почему бы не обмануть тех, с кем мы связаны чисто деловыми отношениями? Эта проблема любви или, вернее, ее недостатка является прямой или косвенной причиной всех социальных и экономических проблем, которые по сути своей являются проблемами взаимоотношений между людьми.
Если мы обратимся к истории, то увидим, что каждая цивилизация, соблюдавшая нормы нравственности, процветала. С другой стороны, распад Римской империи и других некогда великих цивилизаций так или иначе связан с распадом семейных отношений, в основе которых, в свою очередь, лежит любовь между супругами. Распад семей ведет к тому, что вместо воспитания в стабильной атмосфере любви и добра дети становятся свидетелями ссор и конфликтов, часто ведущих к разводу; многие растут в неполных семьях. Ребенку необходимо испытать любовь обоих родителей для того, чтобы стать гармоничной личностью и научиться строить взаимоотношения как с мужчинами, так и с женщинами. Конечно, это не означает, что человек, не испытавший в детстве глубокой и преданной любви обоих родителей, станет преступником. Однако перед такими детьми стоит ряд испытаний и проблем, которые им предстоит преодолеть, и не всем это удается. И тогда, став взрослыми, такие "недолюбленные" дети переносят свои проблемы на отношения с другими людьми, а значит, - в общество. То, что Вам сейчас предлагается для чтения, — не рассказ и не сказка. Это, скорее, притча — поучительное повествование. И, как и любая притча, она содержит в себе много различных идей.
Первая, очевидная, — это разница в поведении двух поколений. Нравственные ценности нового поколения отличаются от ценностей старого поколения. Отношение к любви и сексуальной близости первой пары отличаются от второй. Здесь легко было бы поставить точку. Однако рассказ также отражает последствия двух разных систем жизненных ценностей.
Первый дикарь молод и агрессивен, он гонится за мгновенным удовлетворением своих желаний. Он добивается того, что хочет, не задумываясь о последствиях. Когда он видит молодую принцессу, его наполняет желание обладать ею. Принцесса, однако, — воплощенная женственность. Она скромна и целомудренна. Своей любовью она помогает дикарю измениться и превращает его похоть в любовь. Теперь он готов даже пожертвовать свое драгоценной свободой ради любви. Из охотника, живущего мгновением, он превращается в мужа, потом в отца. Он думает о своей семье и ее будущем благополучии, живет ради них.
Второй дикарь вначале ничем не отличается от первого. Но у принцессы иные ценности, чем у ее родителей. На нее повлияли "прогрессивные" идеи из другой страны. Ее не интересует мораль ее родителей, и, встретив дикаря, она принимает его ухаживания. Но она не любит его, не чувствует перед ним никаких обязательств. Приручить его слишком трудно. Вместо этого она просто получает удовольствие от общения с ним, не задумываясь об ответственности. Когда появляется обходительный, светский король, она тут же увлекается им. Зачем оставаться с дикарем, когда можно заполучить короля? Дикарь, сердце которого разбито, мстит всему свету.
Итак, читайте!
В некоторых обществах ив некоторые исторические эпохи нравственные ценности легко передаются из поколения в поколение. В других обществах и в другие эпохи существует значительный разрыв между жизненной философией разных поколений. Как Вы думаете, почему так происходит?
Что отличает подростка от взрослого человека? Иными словами, что мы имеем в виду, говоря, что человек стал взрослым?
Найдите информацию об обрядах инициации, которые существуют у большинства родоплеменных обществ и отмечают в жизни юноши (а иногда и девушки) переход от детства к зрелости. В чем ценность этих обрядов инициации? Есть ли аналогичные традиции в Вашем обществе?
Что происходит, если любовь между мужчиной и женщиной остается на уровне эгоистического самоудовлетворения, не принимая во внимание интересы других людей ?
Как Вы думаете, как и почему различаются нравственные ценности мужчин и женщин? Какой неповторимый вклад в общество вносят те и другие? Как они сочетаются при образовании общества?
Как должно вести себя традиционное общество в отношении безнравственных
идей?
Как может человек или общество отличать нравственные идеи от безнравственных? Каковы критерии таких оценок?
Как и почему сексуальная распущенность влияет на общество? Является ли связь
причинно-следственной, или же имеет место более тонкое и глубокое влияние?
Пары, о которых идет речь в рассказе, - правители страны. Как Вы думаете, какова ответственность людей, обладающих властью, в отношении создания нравственного климата в обществе.
Как поступает человек, любовь которого отвергли?
Известно, что все религии проповедуют ценность целомудрия. Как Вы думаете, какое влияние эта мораль оказывает на общество?
Удивляет ли Вас, что большинство преступников происходит из неблагополучных или неполных семей? Почему так происходит?