404Люди всегда стремились понять, почему происходят те или иные события. Они предполагали, что должны существовать причины, вследствие которых каждый день восходит и заходит солнце, точно так же, как должны быть причины боли и страданий, которыми наполнен мир. Люди подсознательно чувствовали, что каждое явление должно быть чем-то обусловлено, и если мы поймем эти взаимосвязи, то сможем объяснить многое из того, что происходит в мире. Противоположное предположение — что все происходит без каких бы то ни было причин, а сама жизнь не имеет смысла, означало бы, что мы никогда не сможем понять себя и окружающий нас мир.

Закон причинно-следственной связи создает основу для познания мира, объяснения любых явлений. Философы и духовные учителя всегда пытались сформулировать духовные законы, которые могли бы объяснить человеческое существование. На основе своего собственного опыта и интуиции они пришли к выводу, что, несмотря на все разнообразие внешних событий, Вселенной присущ основной духовный закон, утверждающий существование в мире справедливости. Этот закон пронизывает всю Вселенную, так что рано или поздно каждому воздается по заслугам. Каждый поступок влечет за собой последствия, которых невозможно избежать. Результаты добрых или злых мыслей, слов и действий часто не проявляются мгновенно, и поэтому люди порой думают, что их можно игнорировать. Однако это только иллюзия, ибо рано или поздно каждому придется столкнуться с последствиями своих поступков.

Вот что говорят по этому поводу разные религии:

Как человек поступает, таким он и становится. Поступающий хорошо становится добрым. Поступающий дурно становится дурным. Добродетельными становятся через добрые дела, злыми — через злые дела./Индуизм (Упанишада, 4.4.4.).
Кто совершил хоть однажды смертный грех, тот не утратит мысли о том деянии никогда, до самой смерти; он не сможет избавиться от нее или уничтожить ее, но она будет до смерти следовать за ним./ Буддизм (Совершенство Мудрости в 8000 строках, 17:3).
Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед богов иных, которых вы не знаете./Иудаизм и христианство (Второзаконие, 11:26—28).
А что постигает вас из несчастия — за то, что навлекли ваши руки, и прощает Он многое./Ислам (Коран, 42:29(30).
Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет./ Христианство (Послание к Галатам, 6:7).
Этот общий закон взаимосвязи причины и следствия лежит в основе всех наук и находит свое выражение, например, в форме третьего закона Ньютона, который утверждает, что каждое действие вызывает равное по силе противодействие. Хотя настоящее является результатом прошедшего, это отнюдь не означает, что будущее предопределено настоящим. Его можно изменить. Мы сами выбираем свою судьбу с помощью принимаемых нами сегодня решений. Если мы изменимся, наше будущее может быть непохожим на прошлое. Однако для этого необходимо, чтобы мы жили в соответствии с нравственным законом. Измениться означает исправить или по меньшей мере искренне постараться исправить все совершенные нами ошибки. Это также означает изменение наших мыслей, намерений и поступков.

А когда скажу беззаконнику: Ты. смертью умрешь, и он обратится от грехов своих, и будет творить суд и правду, если этот беззаконник возвратит залог, за похищенное заплатит, будет ходить по законам жизни, не делая ничего худого, — то он будет жив, не умрет. Ни один из грехов его, какие он сделал, не помянется ему; он стал творить суд и правду, он будет жив./ Иудаизм и христианство (Книга пророка Иезекииля, 33:14—16).
Если кто совершил постыдное, но после сошел с пути греха, раскаялся, исполнился решимости не делать ничего постыдного, но искренне совершать только благое, он без сомнения обретет удачу — вот что называется обратить проклятие в благословение./ Даосизм (Трактат об ответе и возмездии, 5).

Трудно быть Богом. А. и Б. Стругатские

Неужели вы серьезно считаете этот мир совершенным? — удивился Румата...

Мой молодой друг, ну конечно же! Мне многое не нравится в мире, многое я хотел бы видеть другим... но что делать? В глазах высших сил совершенство выглядит иначе, чем в моих. Какой смысл дереву сетовать, что оно не может двигаться, хотя оно и радо было бы, наверное, бежать со всех ног от топора дровосека.

А что. если бы можно было изменить высшие предначертания?

- На это способны только высшие силы...

- Но всё таки представьте себе, что вы бог...

Будах засмеялся. - Если бы я мое представить себя Богом, я бы стал им!

- Ну, а если бы вы имели возможность посоветовать Богу...

- У вас богатое воображение, — с удовольствием сказал Будах.

- Это хорошо. Вы грамотны? Прекрасно! Я бы с удовольствием позанимался с вами...

- Вы мне льстите... Но что же вы все-таки посоветовали бы всемогущему? Что, по-вашему, следовало бы сделать всемогущему, чтобы вы сказали: вот теперь мир добр и хорош?

Будах, одобрительно улыбаясь, откинулся на спинку кресла и сложил руки на животе...

Что ж, — сказал он, — извольте. Я сказал бы всемогущему: "Создатель, я не знаю твоих планов, может быть, ты и не собираешься делать людей добрыми и счастливыми. Захоти этого! Так просто этого достигнуть. Дай людям вволю хлеба, мяса и вина, дай кров и одежду. Пусть исчезнут голод и нужда, а вместе с тем и все, что разделяет людей".

- И это все? - спросил Румата.

- Вам кажется, что этого мало?

Румата покачал головой.

- Бог ответил бы вам: "Не пойдет это на пользу людям. Ибо сильные вашего мира отберут у слабых то, что я дал им, и слабые по-прежнему останутся нищими".

- Я бы попросил оградить слабых. "Вразуми жестоких правителей", — сказал бы я.

- Жестокость есть сила. Утратив жестокость, правители потеряют силу, и другие жестокие заменят их.

Будах перестал улыбаться.

- Накажи жестоких. - твердо сказал он, - чтобы неповадно было сильным проявлять же стойкость к слабым.

- Человек рождается слабым. Сильным он становится, когда нег никого вокруг сильнее его.
Когда будут наказаны жестокие из сильных, их место займут сильные из слабых. Тоже жестокие. Так придется карать всех, а я не хочу этого.

- Тебе виднее, всемогущий. Сделай тогда просто так, чтобы люди получили все и не отбирали друг у друга то, что ты дал им.

- И это не пойдет людям на пользу, - вздохнул Румата, - ибо, когда получат они все даром, без труда, из рук моих, то забудут труд, потеряют вкус к жизни и обратятся в моих домашних животных, которых я вынужден буду впредь кормить и одевать вечно.

- Не давай им всего сразу! — горячо сказал Будах. — Давай понемногу, постепенно!

- Постепенно люди и сами возьмут все, что им понадобится.
Будах неловко засмеялся.

- Да, я вижу, это не так просто. — сказал он. — Я как-то не думал раньше о таких вещах... Кажется, мы с вами перебрали все. Впрочем — он подался вперед, — есть еще одна возможность. Сделай так, чтобы больше всего люди любили труд и знание, чтобы труд и знание стали единственным смыслом их жизни!..

- Я мог бы сделать и это, — сказал он (Румата). — Но стоит ли лишать человечество его истории? Стоит ли подменять одно человечество другим? Не будет ли это то же самое, что стереть это человечество с лица земли и создать на его месте новое?

Будах, сморщив лоб, молча обдумывал. Румата ждал. За окном снова тоскливо заскрипели подводы. Будах тихо проговорил:

- Тогда, господи, сотри нас с лица земли и создай заново, более совершенными... или, еще лучше, оставь нас и дай нам идти своей дорогой.

- Сердце мое полно жалости. — медленно сказал Румата. — Я не могу этого сделать.

 

 
 

Похожие статьи

Бескорыстная и эгоистичная любовь

Из всех видов любви высшей и наиболее зрелой является та, которая дари

Дружба и любовь

Когда человек растет, он учится различать разные эмоции и типы любви.

Влюбленность и любовь

Влюбленность почти всегда расцветает мгновенно. Любовь имеет более г

Каин и Авель, ненависть братьев

Наверное, всем нам известна библейская  притча о ссоре двух брать

Причины и течение конфликтов

Конфликты между людьми происходят по самым разным причинам. Часто они

Исав и Иаков, путь к примирению

Библейская притча об Иакове и Исаве — это история о том, как мир ненав

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Напишите отзыв
Ваше имя
Ваш емэйл
Ваш отзыв