Люди всегда стремились понять, почему происходят те или иные события. Они предполагали, что должны существовать причины, вследствие которых каждый день восходит и заходит солнце, точно так же, как должны быть причины боли и страданий, которыми наполнен мир. Люди подсознательно чувствовали, что каждое явление должно быть чем-то обусловлено, и если мы поймем эти взаимосвязи, то сможем объяснить многое из того, что происходит в мире. Противоположное предположение — что все происходит без каких бы то ни было причин, а сама жизнь не имеет смысла, означало бы, что мы никогда не сможем понять себя и окружающий нас мир.
Закон причинно-следственной связи создает основу для познания мира, объяснения любых явлений. Философы и духовные учителя всегда пытались сформулировать духовные законы, которые могли бы объяснить человеческое существование. На основе своего собственного опыта и интуиции они пришли к выводу, что, несмотря на все разнообразие внешних событий, Вселенной присущ основной духовный закон, утверждающий существование в мире справедливости. Этот закон пронизывает всю Вселенную, так что рано или поздно каждому воздается по заслугам. Каждый поступок влечет за собой последствия, которых невозможно избежать. Результаты добрых или злых мыслей, слов и действий часто не проявляются мгновенно, и поэтому люди порой думают, что их можно игнорировать. Однако это только иллюзия, ибо рано или поздно каждому придется столкнуться с последствиями своих поступков.
Как человек поступает, таким он и становится. Поступающий хорошо становится добрым. Поступающий дурно становится дурным. Добродетельными становятся через добрые дела, злыми — через злые дела./Индуизм (Упанишада, 4.4.4.).
Кто совершил хоть однажды смертный грех, тот не утратит мысли о том деянии никогда, до самой смерти; он не сможет избавиться от нее или уничтожить ее, но она будет до смерти следовать за ним./ Буддизм (Совершенство Мудрости в 8000 строках, 17:3).
Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед богов иных, которых вы не знаете./Иудаизм и христианство (Второзаконие, 11:26—28).
А что постигает вас из несчастия — за то, что навлекли ваши руки, и прощает Он многое./Ислам (Коран, 42:29(30).
Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет./ Христианство (Послание к Галатам, 6:7).
Этот общий закон взаимосвязи причины и следствия лежит в основе всех наук и находит свое выражение, например, в форме третьего закона Ньютона, который утверждает, что каждое действие вызывает равное по силе противодействие. Хотя настоящее является результатом прошедшего, это отнюдь не означает, что будущее предопределено настоящим. Его можно изменить. Мы сами выбираем свою судьбу с помощью принимаемых нами сегодня решений. Если мы изменимся, наше будущее может быть непохожим на прошлое. Однако для этого необходимо, чтобы мы жили в соответствии с нравственным законом. Измениться означает исправить или по меньшей мере искренне постараться исправить все совершенные нами ошибки. Это также означает изменение наших мыслей, намерений и поступков.
А когда скажу беззаконнику: Ты. смертью умрешь, и он обратится от грехов своих, и будет творить суд и правду, если этот беззаконник возвратит залог, за похищенное заплатит, будет ходить по законам жизни, не делая ничего худого, — то он будет жив, не умрет. Ни один из грехов его, какие он сделал, не помянется ему; он стал творить суд и правду, он будет жив./ Иудаизм и христианство (Книга пророка Иезекииля, 33:14—16).
Если кто совершил постыдное, но после сошел с пути греха, раскаялся, исполнился решимости не делать ничего постыдного, но искренне совершать только благое, он без сомнения обретет удачу — вот что называется обратить проклятие в благословение./ Даосизм (Трактат об ответе и возмездии, 5).